У ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ, ИМЕЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ДЛЯ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ БЕЗ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО. НУЖНО ЛИ БЫЛО НАЧИСЛЯТЬ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ В ПФР И ЕСН В 2004-2005 ГОДАХ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 14.10.05 21-11/74056

            У ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
          ИНОСТРАННЫХ РАБОЧИХ, ИМЕЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ
         ДЛЯ РАБОТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РФ БЕЗ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО.
           НУЖНО ЛИ БЫЛО НАЧИСЛЯТЬ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ В ПФР
                       И ЕСН В 2004-2005 ГОДАХ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          14 октября 2005 г.
                            N 21-11/74056

                                 (Д)


     В  соответствии  со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(далее  -  Закон N 167-ФЗ) до 2005 года застрахованными лицам являлись
граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане
и  лица  без гражданства, в том числе работающие по трудовому договору
или   договору   гражданско-правового  характера,  предметом  которого
является  выполнение  работ  и оказание услуг, а также по авторскому и
лицензионному договорам.
     Согласно  Федеральному  закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации":
     - временно  проживающий  в  РФ  иностранный гражданин - это лицо,
получившее разрешение на временное проживание;
     - постоянно  проживающий  в  РФ  иностранный  гражданин  -  лицо,
получившее вид на жительство;
     - временно  пребывающий  в  РФ  иностранный гражданин - это лицо,
прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения
визы,  и  не  имеющее  вида  на жительство или разрешения на временное
проживание.
     Иностранные  граждане,  осуществляющие  на территории РФ трудовую
деятельность     в     соответствии     с    действующим    российским
законодательством,  могут  обладать  правом на обязательное пенсионное
страхование.
     В статье 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях  в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) сказано, что
иностранные  граждане  и лица без гражданства, постоянно проживающие в
РФ,  имеют  право  на  трудовую пенсию наравне с гражданами Российской
Федерации,  за  исключением случаев, установленных федеральным законом
или международным договором РФ.
     Таким  образом,  в  2004  году  у  организаций-страхователей была
возможность  уплачивать  страховые взносы за иностранных граждан и лиц
без   гражданства,  как  постоянно,  так  и  временно  проживающих  на
территории РФ.
     При   страховании  органами  ПФР  иностранных  граждан,  временно
проживающих   на   территории   РФ,  на  организацию  распространялась
обязанность  по  уплате  страховых  взносов на обязательное пенсионное
страхование за данную категорию работников.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма
ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный
бюджет,  уменьшается  налогоплательщиками  на сумму начисленных ими за
тот  же  период  страховых  взносов  (авансовых платежей по страховому
взносу)  на  обязательное  пенсионное  страхование (налоговый вычет) в
пределах  таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов,
предусмотренных  Законом N 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не
может   превышать   сумму  ЕСН  (сумму  авансового  платежа  по  ЕСН),
подлежащую уплате в федеральный бюджет и начисленную за тот же период.
     Следовательно, если иностранные граждане, временно проживающие на
территории  РФ,  не  признавались  застрахованными  в  ПФР  лицами, то
организации,  производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу этой
категории  граждан,  не  должны  были  уплачивать  страховые взносы на
обязательное   пенсионное   страхование.   Соответственно  в  связи  с
отсутствием  вычета  (взносов  на обязательное пенсионное страхование)
ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, должен был уплачиваться
в размере 28% (с учетом права на регрессию) без применения вычета.
     За   постоянно  проживающих,  а  также  временно  проживающих  на
территории  РФ иностранных граждан, застрахованных органами ПФР, ЕСН в
федеральный  бюджет  уплачивался  за  вычетом  взносов на обязательное
пенсионное страхование.
     Указанный  порядок начисления ЕСН в федеральный бюджет действовал
до 1 января 2005 года.
     Начиная  с  1  января  2005 года статьей 2 Федерального закона от
20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 24 части
второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  Закон  N 167-ФЗ и
признании  утратившими  силу некоторых положений законодательных актов
Российской  Федерации"  внесены  изменения в пункт 1 статьи 7 Закона N
167-ФЗ.  Согласно  данным  изменениям  застрахованными лицами являются
граждане  РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории
РФ иностранные граждане и лица без гражданства. На выплаты иностранным
гражданам,  застрахованным  в  ПФР,  страховые  взносы  и  ЕСН  должны
начисляться  в  общеустановленном порядке, предусматривающем налоговый
вычет.
     Если  иностранный  гражданин  относится к категории лиц, временно
пребывающих  на  территории  РФ,  то  страховые взносы на обязательное
пенсионное  страхование на его выплаты не начисляются, поскольку такие
иностранные  граждане  не  относятся к категории лиц, застрахованных в
ПФР. При этом ЕСН начисляется в общеустановленном порядке, в том числе
в федеральный бюджет по ставке 20% (без применения налогового вычета с
учетом права на регрессию).

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина
14 октября 2005 г.
N 21-11/74056