ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО, ДЕРЕВОРЕЖУЩЕГО И СЛЕСАРНО-МОНТАЖНОГО ИНСТРУМЕНТА. Правила. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). 27.09.96 16


Страницы: 1  2  



              ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
        В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО, ДЕРЕВОРЕЖУЩЕГО
                  И СЛЕСАРНО-МОНТАЖНОГО ИНСТРУМЕНТА

                               ПРАВИЛА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

                         27 сентября 1996 г.
                                 N 16

                             (РВ 96-220)


                                           Система сертификации ГОСТ Р

                                                            Утверждены
                                                        Постановлением
                                                   Госстандарта России
                                                от 27 сентября 1996 г.
                                                                  N 16



                               Раздел I

        ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО,
           ДЕРЕВОРЕЖУЩЕГО И СЛЕСАРНО-МОНТАЖНОГО ИНСТРУМЕНТА

                             1. ВВЕДЕНИЕ

     1.1. Настоящий документ разработан на основе и в развитие законов
Российской  Федерации  "О  сертификации  продукции  и услуг"от 10 июня
1993г. N 5151-1; "О внесении изменений и дополнений в закон Российской
Федерации   "О   защите   прав   потребителей"   и   Кодекс  РСФСР  об
административных правонарушениях" от 9 января  1996г.  N  2-ФЗ  (далее
Закон   от  9  января  1996г.  N  2-ФЗ);  Постановления  Правительства
Российской Федерации от 12 февраля 1994г.  N 100 "Об организации работ
по   стандартизации,   обеспечения  единства  измерений,  сертификации
продукции и услуг",  а также  в  соответствии  с  действующими  актами
Госстандарта России:  "Правила по проведению сертификации в Российской
Федерации" (утверждены 16.02.94  Постановлением  Госстандарта   России
N 3,  зарегистрированы  в Министерстве юстиции Российской Федерации 21
марта 1994г.  N 521);  "Порядок проведения  сертификации  продукции  в
Российской Федерации" (утвержден Постановлением Госстандарта России от
21  сентября  1994г.  N  15,  зарегистрирован  Министерством   юстиции
Российской  Федерации 5 апреля 1995г.  N 826);  Изменение N 1 "Порядка
проведения сертификации  продукции  в  Российской  Федерации  (приняты
Постановлением   Госстандарта   России   от   25  июня  1996г.  N  15,
зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 августа
1996 г. N 1139).
     Настоящий документ устанавливает  структуру  и  основные  правила
Системы     сертификации     металлорежущего,     дереворежущего     и
слесарно-монтажного   инструмента   (далее    "Система    сертификации
инструмента" или "Система").

     1.2. Система   сертификации   инструмента    является    системой
сертификации  однородной  продукции,  развивающей  и  конкретизирующей
общие  положения  Системы  сертификации   ГОСТ   Р   применительно   к
совокупности таких видов продукции,  как металлорежущий, дереворежущий
и  слесарномонтажный  инструмент,обладающих   определенной   общностью
признаков (см. Приложение 1).

     1.3. В  Системе  устанавливаются правила и порядок проведения как
обязательной,  так  и  добровольной   сертификации   отечественной   и
импортной  продукции  (инструмента)  в  соответствии с названными выше
(п.1.1) законодательными и нормативными актами. Инструмент, подлежащий
обязательной  сертификации  в  Системе,  определяется соответствующими
законодательными актами.

     1.4. Требования настоящего документа являются  обязательными  для
всех органов, организаций, являющихся участниками Системы сертификации
инструмента.

     1.5. Настоящий документ разработан с учетом Руководств ИСО/МЭК 7,
16, 23, 28, 40, 48, 53, 56, европейских стандартов Е 45011, Е 45012, а
также МС ИСО серии 9000 (ГОСТ 40.9000...40.9004).

     1.6. Понятия,  термины,  определения,  используемые  в  настоящем
документе,  соответствуют  принятым  в  Руководстве ИСО/МЭК 2,  МС ИСО
8402, а также в Системе сертификации ГОСТ Р.

           2. ЦЕЛИ, ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ.

     2.1. Основные цели Системы сертификации инструмента.
     2.1.1. Защита   потребителей   от   приобретения  (использования)
инструментов,  в том числе импортируемых, представляющих опасность для
жизни   и   здоровья   людей,  а  также  не  отвечающих  установленным
требованиям качества.
     2.1.2. Повышение  конкурентоспособности и экспортных возможностей
отечественного инструмента.

     2.2. При   сертификации   продукции   в    Системе    проверяются
характеристики   (показатели)   инструмента   и   используются  методы
испытаний, позволяющие:
     - провести   идентификацию   продукции,  в  том  числе  проверить
принадлежность   к   классификационной    группировке,    соответствие
технической   документации,  происхождение,  принадлежность  к  данной
партии и др.
     - полно  и  достоверно   подтвердить   соответствие   инструмента
требованиям нормативных документов, указанных в заявке на сертификацию
или  установленных  в  "Номенклатуре  продукции  и  услуг,  подлежащих
обязательной   сертификации  в  Российской  Федерации"  (Постановление
Госстандарта России от 31 марта 1993 N 8,  рег. N РОСС RU.0001.010102)
с  учетом Изменения N 1,  утв.  Госстандартом России (Постановление от
10.10.94 N 23).

     2.3. В  соответствии  с  Системой  сертификации инструмента может
проводиться  сертификация  производств  (систем  качества)  и   анализ
(ознакомление)   условий   производства   изготовителей,   выпускающих
вышеуказанную продукцию.
     2.4. Система  сертификации инструмента предусматривает проведение
как обязательной, так и добровольной сертификации.
     2.5. Область    действия   Системы   определяется   номенклатурой
инструмента,  закрепленного Госстандартом России за  системой  при  ее
утверждении.   Закрепленная   за   Системой  номенклатура  инструмента
приведена в приложении 1.
     2.6. Обязательная   сертификация   в   Системе   проводится   для
отечественного    и   импортируемого   инструмента,   относящегося   к
номенклатуре,  закрепленной за Системой, и включенного в "Номенклатуру
продукции  и услуг,  подлежащих обязательной сертификации в Российской
Федерации"(Постановление Госстандарта России от 31  марта  1993  N  8,
рег.N РОСС RU.0001.010102) с учетом Изменения N 1,  утв. Госстандартом
России (Постановление от 10.10.94 N 23).
     В связи  с  повышенной  опасностью,  возникающей при эксплуатации
такого   инструмента,   обязательная    сертификация    имеет    целью
подтверждение требований,  установленных в НД на указанный инструмент,
которые обеспечивают безопасность жизни, здоровья потребителей, охрану
окружающей   среды   и   предотвращение   причинения  вреда  имуществу
потребителей,   а    также    других    требований,    устанавливаемых
законодательными актами Российской Федерации.

     2.7. Добровольная  сертификация  в  Системе   осуществляется   по
инициативе  юридических  лиц  и  граждан  органом  по сертификации для
любого вида инструмента,  входящего в  номенклатуру,  закрепленную  за
Системой.
     Параметры и характеристики продукции,  которые подтверждаются при
добровольной сертификации,  схема сертификации,  а также документы  на
соответствие требованиям которых проводится добровольная сертификация,
устанавливаются заявителем.
     При добровольной   сертификации   на   соответствие   инструмента
требованиям безопасности оценка параметров безопасности производится в
объеме, установленном в нормативных документах.

     2.8. Система   предусматривает  свободный  доступ  изготовителям,
потребителям,  органам  по  сертификации,  общественным  организациям,
испытательным  лабораториям,  а  также  всем  другим  заинтересованным
предприятиям,  организациям  и  отдельным   лицам   к   информации   о
деятельности в Системе, в том числе о ее правилах, участниках Системы,
результатах   аккредитации   и   сертификации.   При    этом    должна
обеспечиваться     конфиденциальность     информации,     составляющей
коммерческую тайну.

     2.9. Система сертификации инструмента открыта для участия  в  ней
органов   по   сертификации  и  испытательных  лабораторий  (центров),
аккредитованных Госстандартом России на право проведения  сертификации
и испытаний отдельных видов инструмента.

     2.10. Для руководства Системой,  организации и координации работы
всех ее участников Госстандартом России назначается Центральный  орган
по сертификации инструмента (ЦОС).

     2.11. Система   предусматривает   информирование   изготовителей,
потребителей,  общественных  организаций,  органов  по   сертификации,
испытательных   лабораторий,  а  также  всех  других  заинтересованных
предприятий,  организаций и отдельных лиц  о  правилах  и  результатах
аккредитации и сертификации,  участниках Системы. Система обеспечивает
конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

                             3. СТРУКТУРА

     3.1. Организационную структуру Системы  сертификации  инструмента
образуют (см. Приложение 2):
     - Национальный орган по сертификации - Госстандарт России;
     - Центральный орган по сертификации инструмента (ЦОС);
     - аккредитованные  органы   по   сертификации   отдельных   видов
инструмента (ОС);
     - аккредитованные испытательные лаборатории (центры) (ИЛ, ИЦ);
     - заявители на проведение сертификации (см. п.3.2.).

     3.2. В   качестве   заявителей   на  проведение  сертификации  (в
дальнейшем  "заявитель")  в  Системе  сертификации  инструмента  могут
участвовать   организации -  изготовители   инструмента   любой  формы
собственности,  а   также   поставщики,   продавцы   или   потребители
инструмента.  Кроме  того,  в  качестве  заявителей  в  Системе  могут
выступать   иные   организации,   а   также   ассоциации    (общества)
потребителей.

     3.3. Составной  частью  Системы сертификации инструмента является
указанный  выше  комплекс  общесистемных   организационно-методических
документов, на основе которых действуют все участники Системы, а также
нормативные документы,  на соответствие которым  и  в  соответствии  с
которыми осуществляется сертификация инструмента.

          4. ФУНКЦИИ. ПРАВА. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ

     4.1. Госстандарт России, как государственный орган управления, на
основании  полномочий,   предоставленных   ему   законами   Российской
Федерации,  выполняет следующие основные функции в вопросах, связанных
с деятельностью Системы сертификации инструмента.
     4.1.1. Формирует Систему сертификации инструмента,  регулирует на
основе  предложений  Центрального  органа  по   сертификации   состав,
количество   и   дислокацию  органов  по  сертификации  инструмента  и
испытательных лабораторий.
     4.1.2. Устанавливает  правила и процедуры проведения сертификации
продукции в Системе.
     4.1.3. Определяет и утверждает Центральный орган Системы.
     4.1.4. Устанавливает   перечень   возможных    схем    проведения
сертификации инструмента.
     4.1.5. Подготавливает для утверждения  Правительством  Российской
Федерации  с  учетом  предложений  Центрального органа по сертификации
инструмента дополнения и изменения,  касающиеся инструмента, к Перечню
товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.
     4.1.6. Устанавливает номенклатуру инструментов,  закрепленных  за
Системой,   а   также   утверждает   изменения  и  дополнения  к  этой
номенклатуре.
     4.1.7. Аккредитует    органы   по   сертификации,   испытательные
лаборатории (центры) и выдает им разрешения (лицензии)  на  проведение
определенных видов работ, осуществляет надзор за их деятельностью.
     4.1.8. Ведет  государственный  реестр   участников   и   объектов
сертификации инструмента.
     4.1.9. Устанавливает правила признания  зарубежных  сертификатов,
знаков соответствия и результатов испытаний инструмента.
     4.1.10. Осуществляет  государственный   контроль   и   надзор   и
устанавливает  порядок  инспекционного  контроля за соблюдением правил
сертификации и за сертифицированным в рамках  Системы  инструментом  в
соответствии с полномочиями, предоставленными законодательными актами.
     4.1.11. Рассматривает   апелляции    заявителей    по    вопросам
сертификации.

     4.2. Центральный орган Системы сертификации инструмента (ЦОС),  в
соответствии с правами и обязанностями,  определенными для ЦОС законом
Российской  Федерации  "О  сертификации  продукции  и услуг",  а также
"Правилами по проведению сертификации  в  Российской  Федерации"  (см.
п.1.1), выполняет в Системе следующие функции.
     4.2.1. Возглавляет  Систему,  организует  работы  по формированию
Системы и осуществляет руководство ею.
     4.2.2. Координирует  совместно  с  Госстандартом  России развитие
сети органов по сертификации и  испытательных  лабораторий  (центров),
проводящих  работы  по  сертификации  инструмента в рамках Системы,  а
также координирует их деятельность в вопросах, связанных с реализацией
целей и задач сертификации.
     4.2.3. Проводит  работы   по   поручению   Госстандарта   России,
связанные   с  методической  помощью  организациям,  предполагаемым  к
аккредитации  в  Системе  в  качестве  органов  по  сертификации   или
испытательных лабораторий (центров) инструмента.
     4.2.4. Участвует в работе комиссий по аттестации,  т.е. по оценке
готовности  организаций  к  аккредитации (переаккредитации) в качестве
органов по сертификации или испытательных лабораторий (центров).
     4.2.5. Обеспечивает   единообразие   применения  установленных  в
Системе правил,  процедур, нормативных документов, методик испытаний и
т.д. всеми участниками Системы, проводящими работы по сертификации.
     4.2.6. Разрабатывает  предложения  по  номенклатуре  инструмента,
сертифицируемого в Системе.
     4.2.7. Проводит работы  по  совершенствованию  фонда  нормативных
документов,  на  соответствие  которым  осуществляется  сертификация в
Системе,  взаимодействуя с соответствующими техническими комитетами по
стандартизации.
     4.2.8. Рассматривает апелляции по поводу  нарушения  органами  по
сертификации и испытательными лабораториями (центрами), участвующими в
Системе, процедур и правил проведения работ по сертификации.
     4.2.9. Взаимодействует,   по  поручению  Госстандарта  России,  с
зарубежными органами по сертификации,  в том числе готовит предложения
по заключению соглашений с ними.
     4.2.10. Взаимодействует с  отделом  по  ведению  государственного
реестра   и   получает   информацию   от  органов  по  сертификации  и
испытательных лабораторий (центров),  входящих в Систему,  о  выданных
(аннулированных)  сертификатах  и  лицензиях  на  использование  знака
соответствия,  обеспечивает  публикацию  информации  о  них,  а  также
правилах и процедурах Системы.
     4.2.11. Осуществляет  взаимодействие  с  органами  госконтроля  и
надзора   за   соблюдением   правил   сертификации   применительно   к
сертифицированной продукции, входящей в область аккредитации Системы.
     4.2.12. Участвует  в работах (или проводит работы),  по поручению
Госстандарта  России,  связанных  с  аттестацией  производств  или   с
сертификацией    систем    управления    качеством   в   организациях,
специализирующихся на выпуске инструмента.
     В полном объеме функции,  права и обязанности Центрального органа
регламентируются  "Положением  о  центральном  органе  по сертификации
металлорежущего,  дереворежущего и  слесарно-монтажного  инструмента",
которое утверждается Госстандартом России.

     4.3. Аккредитованный орган по  сертификации  инструмента  (ОС)  в
соответствии  с  обязанностями  и  правами,  установленными  для  него
законодательными и нормативными актами,  выполняет в Системе следующие
функции.
     4.3.1. Осуществляет   весь   комплекс   работ   по   сертификации
продукции,  в том числе: принимает заявки, рассматривает техническую и
другую документацию,  представленную заявителем,  принимает решение по
заявке, принимает решение по выдаче (или отказе в выдаче) сертификата,
выдает сертификат соответствия и лицензию на  право  применения  знака
соответствия.
     4.3.2. Проводит    инспекционный     контроль     (надзор)     за
сертифицированной    продукцией,    если    он   предусмотрен   схемой
сертификации.
     4.3.3. Приостанавливает,   либо  отменяет  действие  выданных  им
сертификатов и лицензий.
     4.3.4. Разрабатывает  (организует  разработку),  согласовывает  и
подготавливает   к   утверждению   "Положение   об   ОС"   и    другие
организационно-методические   документы,   относящиеся  к  компетенции
органа.
     4.3.5. Формирует    и   актуализирует   свой   фонд   нормативных
документов, распространяющихся на сертифицируемую продукцию.
     4.3.6. Организует  и проводит анализ состояния (проверку условий)
производства сертифицированной продукции.
     4.3.7. Взаимодействует  с территориальными органами и институтами
Госстандарта   России   по   вопросам   инспекционного   контроля   за
производством сертифицируемой продукции.
     4.3.8. Представляет  заявителю  по  его  требованию   необходимую
информацию в пределах своей компетенции.
     4.3.9. Проводит  другие  работы,   которые   Госстандарт   России
поручает  органу  при аккредитации и которые определяются "Положением"
об органе по сертификации, утверждаемом Госстандартом России.

     4.4. Испытательная лаборатория (центр),  аккредитованная на право
проведения  сертификационных  испытаний инструмента,  в соответствии с
обязанностями  и  правами,  предоставленными  ей  законодательными   и
нормативными актами, выполняет в Системе следующие основные функции:
     4.4.1. Осуществляет  в  своей  области   аккредитации   испытания
конкретной  продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы
для целей сертификации.
     4.4.2. Постоянно   поддерживает   материальную   базу   испытаний
(испытательное    оборудование,    средства    измерений,    оснастку,
приспособления  и т.д.),  а также методическую документацию на уровне,
обеспечивающим необходимую степень полноты,  точности, объективности и
достоверности испытаний.
     4.4.3.Осуществляет совершенствование методов и средств  испытаний
инструмента.
     4.4.4. Строго  соблюдает   процедуры   испытаний,   установленные
"Руководством  по  качеству" лаборатории и нормативными документами на
продукцию.
     4.4.5. Принимает  на  испытания  для  целей  сертификации  только
образцы,   четко   идентифицированные   как   типовые    представители
сертифицируемой продукции изготовителя (поставщика).
     4.4.6. Заявляет об аккредитации  только  по  тем  испытаниям,  по
которым  лаборатория  соответствует требованиям настоящего документа и
другим требованиям, установленным аккредитующим органом.
     4.4.7. Ведет  учет  всех  предъявляемых  претензий по результатам
испытаний
     4.4.8. Предоставляет    заказчику   возможность   наблюдении   за
проводимыми для него испытаниями.
     4.4.9. Соблюдает   установленные   и  (или)  согласованные  сроки
проведения испытаний.
     4.4.10. Уведомляет  заказчика  о  намерении  поручить  проведение
части испытаний  другой  аккредитованной  лаборатории  и  проводит  их
только с его согласия.
     4.4.11. Регистрирует и хранит информацию о компетентности  других
лабораторий,  проводивших  для  нее работы,  а также ведет регистрацию
всех этих работ.

     4.5. Совет  по сертификации инструмента создается на общественных
началах в качестве совещательных органов при органах  по  сертификации
инструмента и (или) центральном органе по сертификации инструмента.
     Функции, права и обязанности Совета изложены в Положении о совете
по сертификации инструмента.

     4.6. Заявители  для  проведения  сертификации  инструмента должны
обратиться в орган по сертификации с  заявкой  установленной  формы  и
предоставить  в соответствии с требованиями Системы образцы продукции,
нормативную,  техническую  и  другую  документацию,  необходимую   для
проведения сертификации.
     4.6.1. Заявитель  должен  принять  обязательство  выполнять   все
условия   сертификации,  обеспечивать  стабильность  сертифицированных
показателей,  характеристик и  требований  продукции  и  оплатить  все
расходы,  связанные  с работами по сертификации.
     4.6.2. Изготовители (продавцы), выступающие в качестве заявителей
обязаны:
     - реализовать  сертифицированную  продукцию  только  при  наличии
сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;
     - обеспечивать  соответствие  реализуемой  продукции  требованиям
нормативных    документов,    на   соответствие   которым   она   была
сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном
порядке;
     - маркировать сертифицированную продукцию знаком  соответствия  в
порядке, установленном в Системе;
     - указывать в сопроводительной технической документации  сведения
о    сертификации    и    нормативных   документах,   которым   должна
соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до
потребителя (покупателя, заказчика);
     - приостанавливать или  прекращать  реализацию  сертифицированной
продукции,если она не отвечает требованиям нормативных документов,  на
соответствие которым  сертифицирована,  по  истечении  срока  действия
сертификата  или  в  случае,  если действие сертификата приостановлено
либо отменено решением органа по сертификации;
     - обеспечивать   беспрепятственное  выполнение  своих  полномочий
должностными лицами органов,  осуществляющих обязательную сертификацию
продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
     - извещать орган по сертификации в установленном  им  порядке  об
изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический
процесс производства сертифицированной продукции.
     В полном   объеме  обязанности  и  ответственность  изготовителей
(продавцов) сертифицируемой  продукции  определены  законом  РФ  от  9
января 1996г. N 2-ФЗ. (см. п.1.1).

                              Раздел II

             ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТА

                  1. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТА

     1.1. Для  различных  случаев  в  Системе сертификации инструмента
используются определенные схемы сертификации,  применяемые  в  Системе
сертификации  ГОСТ  Р,  а  также принятые в зарубежной и международной
практике и квалифицированные ИСО  Приложение  1  (Полный  список  схем
сертификации установлен в документе: Изменение N 1 "Порядка проведения
сертификации продукции в Российской  Федерации",  утв.  постановлением
Госстандарта  России  от  25 июня 1996 г.  N 15 и зарегистрированные в
Минюсте 1 августа 1996 г. рег. N 1139).
     Перечень основных    вариантов    сертификации    инструмента   и
соответствующих  схем  сертификации,  применяемых  в   соответствующих
случаях, дан в пп. 1.2, 1.3, 1.4 настоящего раздела.

     1.2. При  обязательной  сертификации  назначение конкретной схемы
сертификации по конкретной заявке из числа  схем,  указанных  в  п.1.4
настоящего  раздела,  осуществляет  Орган  по сертификации,  в который
поступила заявка.
     При этом   учитываются   особенности   производства,   испытаний,
поставки  и  использования  конкретной  продукции,  требуемый  уровень
доказательности, возможные затраты заявителя.

     1.3. Схему  при  добровольной сертификации определяет заявитель и
предлагает ее органу по сертификации.

     1.4. Схемы,  используемые при обязательной сертификации  серийной
продукции и отдельных партий продукции.
     1.4.1. Для   обязательной   сертификации    отечественного    или
зарубежного  (импортируемого)  инструмента,  выпускаемого  серийно,  в
случае,  если  заявку  подает  изготовитель,  у  которого  отсутствует
сертификат  на  производство  или  на  систему  управления  качеством,
выданный  отечественным  уполномоченным  аккредитованным  органом  или
международным,  признанным зарубежным органом,  используются схемы За,
или 4а,  которые предусматривают испытания типовых образцов продукции,
взятых  у изготовителя (схема За),  у изготовителя и у продавца (схема
4а),  и  обязательный  анализ  состояния   производства   (до   выдачи
сертификата на продукцию).
     1.4.2. В случае,  если  у  изготовителя  имеется  акт  аттестации
(аттестат) серийного производства или сертификат на систему управления
качеством,  то,  при обязательной сертификации серийной  продукции,  с
учетом  срока действия указанных документов,  применяется одна из схем
сертификации 5, 6 или 9.
     Схема 5   предусматривает   сертификационные   испытания  типовых
образцов,  взятых у изготовителя и  у  продавца.  Анализ  производства
органом,  сертифицирующим  продукцию,  в  этом  случае не делается,  а
стабильность производства подтверждается указанными  сертификатами  на
производство или на систему управлении качеством. Схема 5 используется
также тогда, когда заявитель просит осуществить сертификацию не только
по показателям безопасности, но и по всем другим показателям качества,
т.е.,  когда заявитель претендует на получение  сертификата  качества.
Схемы  6 и 9 не требуют испытаний образцов сертифицируемой продукции и
анализа производства.  Сертификат на серийную продукцию в этом  случае
выдается  на  основании  сертификата на систему управления качеством и
(или)  декларации  заявителя  о  соответствии  продукции   документам,
прилагаемым  к  заявке  на  сертификацию.  Эта  схема используется,  в
основном,  для продукции известных производителей,  специализирующихся
на выпуске высококачественного инструмента и зарекомендовавших себя на
отечественном или мировом рынке как  лидеры  качества  и  технического
прогресса.
     Заявление-декларация изготовителя, зарегистрированная в органе по
сертификации (в соответствии с областью аккредитации органа), является
основанием для выдачи сертификата и получения лицензии  на  применение
знака соответствия.
     1.4.3. При  обязательной  сертификации  изготовителем,  продавцом
отдельных    партий   отечественного   или   импортного   инструмента,
выпущенного  ранее  до  момента   подачи   заявки   на   сертификацию,
используются  преимущественно  схемы  сертификации  2,  9,10,  которые
предусматривают   только   испытания   типовых   образцов   продукции,
отобранных из сертифицируемой партии без анализа производства.
     При этом,  если  в  качестве  заявителя  на  сертификацию  партии
продукции   выступает   изготовитель,  орган  по  сертификации  должен
выяснить  и  учесть  причины,  по  которым  инструмент,  изготовленный
партией  в рамках серийного производства,  не был ранее сертифицирован
как серийная продукция, при этом используются схемы 9а и 10а.
     В отдельных   случаях   при   обязательной   сертификации  партии
инструмента орган по сертификации может  принять  решение  осуществить
сертификацию  с  использованием  схемы  6,  если  ранее  эта продукция
подвергалось сертификации  по  схеме  5,  т.е.  на  нее  в  органе  по
сертификации  имеются  протоколы  испытаний  и  сертификаты на систему
управлении качеством.  Выдача сертификата при этом  осуществляется  на
основании заявления-декларации (см. п.1.4.2 настоящего раздела).
     1.4.4. Схемы   7   и   8  в  Системе  могут  быть  употреблены  в
исключительных  случаях  при  сертификации   дорогостоящего   сложного
сборного   инструмента,   подлежащего   обязательной   сертификации  и
выпускаемого в единичных экземплярах или  малыми  партиями  (например,
высокоскоростные   сборные  сложно-профильные  фрезы  для  комплексной
обработки  брусков  древесины  с  пазами,  поднутрениями  и   фигурным
контуром,   которые   применяются   в   мебельной   промышленности   и
стройиндустрии для  изготовления  рамных  заготовок,  оконных  блоков,
отделочных деталей и т.д.).

      2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ

     2.1. В  нормативных  документах  (НД),  на  соответствие  которым
проводится сертификация,  должны быть установлены и однозначно указаны
характеристики (показатели) продукции и методы испытаний,  позволяющие
обеспечить полное и достоверное подтверждение  соответствия  продукции
этим  требованиям  и  ее  идентификацию.  При  этом НД должны отвечать
следующим основным критериям.
     2.1.1. Предпочтительно,   чтобы   все   требования   (показатели,
характеристики) и методы  испытаний  для  конкретного  вида  продукции
содержались в одном нормативном документе.
     2.1.2. Положения    нормативных    документов     должны     быть
сформулированы   четко,   обеспечивая   их   точное   и  единообразное
толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны
быть   заданы   таким   образом,  чтобы  имелась  возможность  для  их
воспроизводимого определения с заданной или  известной  точностью  при
испытаниях.
     Содержание и  изложение  этих сведений должно позволить различным
лабораториям получать сопоставимые  результаты.  Должна  быть  указана
последовательность  проведения испытаний,  если эта последовательность
влияет на результаты испытаний.
     2.1.3. Требования  нормативных  документов  к  маркировке  должны
обеспечить однозначную  идентификацию  продукции,  а  также  содержать
указания  об  условиях  применения,  месте  и  способе нанесения знака
соответствия.  Маркировка продукции должна осуществляться  на  русском
языке.

     2.2. Для  инструментов  отечественного  производства,  входящих в
номенклатуру,  закрепленную за Системой,  и имеющих видовые  признаки,
типаж,  исполнение,  типоразмеры  и  другие характеристики,  полностью
отвечающие  требованиям  ГОСТ  (т.н.  "стандартный"  инструмент),  при
обязательной   и   добровольной   сертификации  серийной  продукции  и
отдельных  партий  инструмента  используются  нормативные   документы,
указанные  в  области  аккредитации органов по сертификации.  При этом
инструмент,  подлежащий  обязательной  сертификации,   проверяется   и
испытывается  на соответствие требованиям безопасности тех стандартов,
которые  внесены  в  "Перечень  товаров  (работ,  услуг),   подлежащих
обязательной сертификации".

     2.3. В  случае  добровольной  сертификации  инструмента (серийное
производство или партия),  не входящего в  "Номенклатуру  продукции  и
услуг,  подлежащих  обязательной  сертификации в Российской Федерации"
(Постановление Госстандарта России от 31 марта 1993 N  8,  рег.N  РОСС
RU.0001.010102)  с  учетом  Изменения N 1,  утв.  Госстандартом России
(Постановление от 10.10.94 N 23)."  и  отличающегося  от  стандартного
отечественного    инструмента    несущественными   признаками   (новый
типоразмер или новое исполнение,  отличные от ГОСТ,  форма,  дизайн  и
т.д.),  т.е. в случае, если инструмент изготовлен не по ГОСТ, а по ТУ,
СТП,  МС,  DIN или по  другим  документам,  приведенным  заявителем  и
отличным от ГОСТ,  используются указанные документы при условии,  если
внесенные в них основные показатели,  определяющие качество  продукции
(присоединительные   размеры,   точность,   материал,  термообработка,
прочность,  шероховатость, покрытия и т.д.), будут не ниже аналогичных
показателей,  установленных  в ГОСТ.  В случае существенных отклонений
показателей,  определяющих качество продукции  от  требований  ГОСТ  в
худшую сторону,  Орган по сертификации может принять решение об отказе
в выдаче сертификата.

     2.4. Если нестандартный отечественный или  импортный  инструмент,
аналогичный  тому,  который  указан  в  п.2.3,  подлежит  обязательной
сертификации,  т.е. классификационная группировка, к которой относится
такой   инструмент,   включена  в  "Номенклатуру  продукции  и  услуг,
подлежащих   обязательной   сертификации   в   Российской   Федерации"
(Постановление  Госстандарта  России от 31 марта 1993 N 8,  рег.N РОСС
RU.0001.010102) с учетом Изменения  N  1,  утв.  Госстандартом  России
(Постановление  от  10.10.94  N  23)."  и  в  случае,  когда указанный
инструмент предъявляется на сертификацию изготовителем или продавцом в
виде партии,  выпущенной по ТУ, СТП, МС, DIN или по другим документам,
обязательная сертификация по показателям  безопасности  осуществляется
независимо  от  указанных  документов  на соответствие требованиям тех
ГОСТ на  данный  вид  продукции,  которые  внесены   в   "Номенклатуру
продукции  и услуг,  подлежащих обязательной сертификации в Российской
Федерации" (Постановление Госстандарта России от 31 марта  1993  N  8,
рег.N РОСС RU.0001.010102) с учетом Изменения N 1,  утв. Госстандартом
России (Постановление от  10.10.94  N  23).  При  этом  в  сертификате
обязательно    отмечается    соответствие   требованиям   безопасности
упомянутых ГОСТ.

     2.5. В случае,  когда в орган по сертификации поступает заявка от
отечественного   изготовителя   на   сертификацию  подготавливаемых  к
серийному производству новых типоразмеров модернизированных или  вновь
разработанных    образцов    инструментов,   подлежащих   обязательной
сертификации, но отличающихся от стандартного инструмента исполнением,
типоразмером,  формой  и  т.д.,  т.е.,  когда  предполагается серийный
выпуск инструмента не по ГОСТ,  а по техническим условиям (ТУ),  такие
ТУ   должны   быть   либо   разработаны  техническим  комитетом  ТК-95
"Инструмент",  либо  согласованы  с  ТК-95.  При  этом  требования  по
безопасности и по основным показателям качества, внесенные в указанные
ТУ,  должны полностью отвечать соответствующим ГОСТ,  в которых  такие
требования установлены для данного вида инструмента.

             3. СОСТАВ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ ИНСТРУМЕНТА

     3.1. Сертификация продукции на этапе выдачи сертификата включает:
     - подачу заявки на сертификацию;
     - принятие   решения   по   заявке,   в  том  числе  выбор  схемы
сертификации;
     - отбор, идентификацию образцов и их испытания;
     - оценку   производства   (если    это    предусмотрено    схемой
сертификации);
     - анализ полученных результатов и принятие решения о  возможности
выдачи сертификата соответствия (далее - сертификат);
     - выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

     3.2. В период действия сертификата проводятся:
     - инспекционный   контроль  за  сертифицированной  продукцией  (в
соответствии со схемой сертификации);
     - корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции
установленным  требованиям  и  при   неправильном   применении   знака
соответствия;
     - работа по информированию и результатах сертификации.

            4. ПОДАЧА ЗАЯВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ЗАЯВКЕ

     4.1. Для проведения сертификации инструмента заявитель направляет
заявку в один из органов по сертификации инструмента,  аккредитованных
в Системе.  Орган по сертификации выбирается заявителем в  зависимости
от  вида  сертифицируемой  продукции  и  предлагаемых  органом условий
сертификации.
     4.1.1. Форма заявки устанавливается Госстандартом России.
     4.1.2. В случае,  если у заявителя имеется сертификат на  систему
управления    качеством    производства    сертифицируемой   продукции
(см.п.1.4.2 настоящего раздела),  заявитель, по согласованию с органом
по   сертификации,   может  представить  заявку-декларацию  по  форме,
установленной Госстандартом России.
     4.1.3. В  случае,  если  заявитель  предполагает  сертифицировать
серийную  продукцию  нескольких  видов  и  нескольких   исполнений   и
типоразмеров,  он  должен  составить  отдельные  заявки  на каждый вид
инструмента,  при этом в заявке должны быть указаны все типоразмеры  и
исполнения одного вида,  подлежащие сертификации,  а также их условные
обозначения по ГОСТ (ТУ).  В заявке также должны  быть  точно  указаны
требования (номера пунктов) ГОСТ или других НД на соответствие которым
должна проводиться сертификация.
     4.1.4. На  партии  сертифицируемого  инструмента  (в том числе на
партии импортируемого инструмента),  в случае,  если  партия  включает
несколько  различных  видов  инструмента,  допускается составлять одну
комплексную  заявку  с  указанием  в  ней  всех   видов   инструмента,
включенных  в  партию.  При этом расшифровка номенклатуры (исполнение,
типоразмер) каждого из видов инструмента с кодификационными  индексами
по кодификатору ТН ВЭД должны быть приведены в приложении к заявке.

     4.2. Одновременно  с  заявкой  (в различных случаях сертификации)
заявитель   представляет   в   орган   по    сертификации    следующие
дополнительные   сведения,  материалы  и  документы,  необходимые  для
принятия решения по сертификации.
     4.2.1. При   предполагаемой   сертификации   серийной   продукции
дополнительно в ОС направляются:
     - краткая  характеристика производства каждого из видов продукции
(характеристика   необходима   для   составлении   программы   анализа
производства);
     - объемы выпуска каждого  из  видов  и  типоразмеров  заявляемого
инструмента за период равный 1 году, предшествующему сертификации;
     - предполагаемые  объемы  производства   каждого   из   видов   и
типоразмеров  инструмента на срок действии сертификата (ориентировочно
2 года);
     - технические  условия,  по которым осуществляется выпуск каждого
из видов продукции (для инструмента, изготавливаемого не по ГОСТ, а по
ТУ);
     - копию сертификата на производство  или  сертификат  на  систему
управления качеством (при наличии);
     - копию последнего акта проверки соблюдения требований стандартов
и   метрологии,   которая   должна   ежегодно   проводиться   органами
Госстандарта России в соответствии с законами Российской Федерации  "О
стандартизации" (от 10 июня 1993г. N 5154-1), "Об обеспечении единства
измерений" (от 27 апреля 1993г.  N 4871-1) (при наличии такого акта  и
по согласованию с ОС);
     - копию   зарегистрированного   товарного   знака   изготовителя,
действующего на момент сертификации;
     - копии протоколов последних периодических испытаний инструмента,
предполагаемого к сертификации (в случае, если испытания проводились в
срок   равный   шести   месяцам,   предшедствовавшим    сертификации).
Представление в ОС указанных документов позволяет существенно ускорить
и оптимизировать процедуры принятия решений по заявке.
     4.2.2. В    случае,    когда    заявка   подается   отечественным
изготовителем на сертификацию партии инструмента ранее  произведенного
и   находящегося   у   него   на  складе,  изготовитель  дополнительно
представляет кроме заявки в орган по сертификации следующие документы:
     - справку,  заверенную директором и главным бухгалтером о наличии
на  складе  партии  продукции,  предполагаемой  для   сертификации   с
указанием  видов и типоразмеров инструмента,  а также их объемы и срок
изготовления;
     - сведения о предполагаемых сроках реализации продукции;
     - ТУ,  в соответствии с  которыми  продукция  изготавливалась  (в
случае, если производство инструмента осуществлялось не по ГОСТ);
     - копию зарегистрированного товарного знака изготовителя;
     - копию  последнего  акта  проверки  органом  Госстандарта России
соблюдения заводом требований стандартов и метрологии.
     4.2.3. Если  заявка  подается  продавцом  на  сертификацию партии
отечественного  инструмента,  заявитель  кроме  заявки   дополнительно
предоставляет в орган по сертификации:
     - копию контракта или договора и накладной,  подтверждающих  факт
приобретения  у  изготовителя  сертифицируемой  партии  инструмента  с
указанием видов, типажа и количества каждого из видов инструмента;
     - сертификат происхождения сертифицируемой партии инструмента;
     - справку о предполагаемых сроках реализации инструмента;
     - нормативную  или  другую  документацию,  по  которой изготовлен
инструмент  (в  случае  его  несоответствия  требованиям  ГОСТ),   для
обеспечении   возможности  однозначной  идентификации  сертифицируемой
партии.
     4.2.4. Для    сертификации    партии    импортного   инструмента,
поступающего  (поступившего)  в   Россию   из-за   рубежа,   заявитель
(продавец-импортер)  представляет  кроме  заявки следующие документы и
справочные материалы:
     - копию  контракта  и  дополнений  к нему,  на основании которого
инструмент  поступает  из-за  границы  (контракт   должен   однозначно
расшифровывать и идентифицировать изготовителя продукции, экспортера и
импортера  (продавца)  в   России,   а   также   содержать   детальную
номенклатуру и объемы поставки, относящиеся к сертифицируемой партии);
     - копию товаросопроводительного документа, по которому инструмент
поступил  в  Россию:  товарно-транспортная  накладная,  авианакладная,
инвойс (для продукции, находящейся на таможне);
     - спецификацию    на    инструмент,    поступивший    в    рамках
сертифицируемой партии,  с указанием кода ТН ВЭД (8 знаков) для каждой
позиции;
     - техническую   документацию   (стандарты,    ТУ    или    другую
документацию), в соответствии с которой изготовлен инструмент;
     - в случае отсутствия технической документации  заявитель  обязан
представить проспекты,  описания или иную информацию, из которой можно
было бы однозначно идентифицировать  инструмент  и  определить  те  НД
(международные или зарубежные национальные стандарты),  в соответствии
с которыми изготовлен инструмент;
     - сертификат  происхождения  инструмента;
     - сертификат качества,  выданный  на  инструмент  аккредитованным
органом  в  стране  экспортере  или  сертификат  на систему управлении
качеством в соответствии  со  стандартами  ИСО  9001-9004,  полученный
изготовителем  от  признанного  аккредитованного зарубежного органа по
сертификации систем управления качеством.

     4.3. Рассмотрение органом по сертификации заявки на  сертификацию
инструмента .
     4.3.1. После  получения  заявки  и   дополнительных   документов,
указанных   в   п.4.2   настоящего   раздела,  орган  по  сертификации
рассматривает заявку и в кратчайшие сроки, но не позднее одного месяца
после ее получения,  сообщает заявителю решение.  Решение содержит все
основные  условия  сертификации,  в  том   числе   указывается   схема
сертификации,  перечень  необходимых  технических документов,  порядок
проведения испытаний и анализа состоянии производства (схемы За,  4а).
Форма решения устанавливается Госстандартом России.
     4.3.2. Одновременно   с   решением    орган    по    сертификации
согласовывает с заявителем вопрос об оплате работ по сертификации.
     4.3.3. В   случае,   если   работа,   производимая   органом   по
сертификации инструмента и испытания продукции выполняется комплексно,
в одной организации,  орган  по  сертификации  в  своем  решении  (см.
п.4.3.1.) указывает объем выборки образцов,  представляемых заявителем
для сертификационных испытаний,  а  также  определяет  порядок  отбора
образцов и порядок проведения инспекционного контроля.

                  5. ОТБОР И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБРАЗЦОВ

     5.1. Отбор образцов.
     5.1.1. Объем  выборки  образцов,   необходимых   для   полной   и
достоверной   оценки   соответствующих   показателей  сертифицируемого
инструмента,  определяется органом по  сертификации  при  рассмотрении
заявки  на  основании  представленных  заявителем  документов (см.п.4)
отдельно для каждого из случаев,  указанных в пп.  2.2.,  2.3., 2.4. и
4.2. настоящего раздела.
     5.1.2. Расчет оптимального объема выборки  образцов  для  каждого
конкретного   вида  инструмента  осуществляется  с  учетом  требований
нормативных документов, определяющих правила приемки инструмента (ГОСТ
23726 "Инструмент металлорежущий и дереворежущий. Приемка", ГОСТ 26810
"Инструмент слесарно-монтажный.  Правила приемки"),  а также с  учетом
требований ГОСТ вида "Технические условия", самостоятельных НД вида ТУ
и методик  испытаний,  которые  используются  для  целей  сертификации
инструмента.  Кроме  того,  при  определении  объема  выборки образцов
учитываются следующие факторы:
     - характер сертификации (обязательная или добровольная);
     - количество видов и типаж инструмента;
     - объем производства,  состояние производства и оценка соблюдения
требований стандартов (по предварительным данным заявителя);
     - объем партии (при сертификации отдельной партии);
     - предполагаемый объем контролируемых параметров.
     5.1.3. В  случае,  если  заявленная  на сертификацию номенклатура
инструмента содержит большое число типоразмеров одного и того же  вида
инструментов (например,  ключи гаечные с открытым зевом выпускаются 35
типоразмеров),  допускается  отбор  и  испытания  образцов   не   всех
типоразмеров,  а только типовых представителей данного вида. Решение в
этом случае принимается с учетом п.5.1.2..
     5.1.4. При сертификации нестандартного инструмента,  выпускаемого
по  ТУ,  заявитель  вместе  с  образцами  дополнительно  предоставляет
техническую документацию (сборочные чертежи и чертежи основных деталей
инструмента),  необходимые  для  обеспечения   контроля   соответствия
параметров изделий нормативной и технической документации.
     5.1.5. В  случае,  если  заявитель  самостоятельно  обращается  в
испытательную  лабораторию  (центр)  для  проведения  сертификационных
испытаний  и  эта  работа   выполняется   испытательной   лабораторией
(центром)  самостоятельно,  вне  связи  с органом по сертификации,  то
отбор   и   идентификацию    образцов    осуществляет    представитель
испытательной лаборатории (центра) или, по ее поручению, представитель
другой   компетентной    организации,    например,    местный    центр
стандартизации и метрологии (ЦСМ).
     Если заявитель обращается  в  сертификационный  центр,  в  состав
которого   входят  как  орган  по  сертификации, так  и  испытательная
лаборатория,  и  все  работы  по  сертификации,   включая   испытания,
проводятся  комплексно,  то  отбор  и  идентификацию  образцов  делает
представитель сертификационного центра.
     При сертификации серийной продукции эта процедура осуществляется,
как  правило,  в  процессе  анализа  производства.  При   значительном
удалении заявителя от сертификационного центра, по его поручению отбор
образцов может быть  выполнен  другой  компетентной  организацией  или
заводской   комиссией  в  присутствии  представителей  территориальных
органов Госстандарта России.

     5.2. Идентификация образцов сертифицируемого инструмента.
     5.2.1. Идентификация  инструмента  (образцов  инструмента)  - это
процедура,    посредством    которой    устанавливают     соответствие
представленной на сертификацию продукции требованиям,  предъявляемым к
данному виду (типу) продукции в нормативной и технической документации
или в информационных документах на продукцию.
     При этом  в  результате идентификации должен быть подтвержден тот
факт,  что образцы отобранные  для  сертификационных  испытаний  имеют
конструкцию,   состав,   технические   характеристики   и   технологию
изготовления такие же, как у продукции, поставляемой потребителю.
     5.2.2. Идентификация проводится при  отборе  образцов  или  перед
испытаниями  путем  контроля  параметров  и  характеристик  отобранных
образцов инструмента в объеме, соответствующем приемочному контролю по
ГОСТ 23726, ГОСТ 26810.
     Результаты идентификации   оформляются   протоколом,   содержащим
данные контроля и подписываются лицами, проводившими идентификацию.
     Протокол идентификации используется органом  по  сертификации.  В
случае   существенных   отклонений   идентифицируемой   продукции   от
требований нормативных документов,  орган  по  сертификации  принимает
решение   о  дальнейших  процедурах  сертификации  или  по  проведению
корректирующих мероприятий.

              6. ИСПЫТАНИЯ СЕРТИФИЦИРУЕМОГО ИНСТРУМЕНТА

     6.1. Испытания  для   сертификации   инструмента   проводятся   в
испытательных  лабораториях  (центрах),  аккредитованных  в Системе на
компетентность  и  независимость  и  имеющих  право   проведения   тех
испытаний,    которые    предусмотрены   в   нормативных   документах,
используемых для сертификации данной продукции.
     При отсутствии  в  регионе  заявителя  испытательной  лаборатории
(центра),  аккредитованной на компетентность и независимость,  или при
значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов,
увеличивает стоимость  испытаний  и  недопустимо  удлиняет  их  сроки,
допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных
лабораториях (центрах),  аккредитованных только на компетентность, под
контролем представителя того органа по сертификации,  в который подана
заявка.  Объективность  таких   испытаний   наряду   с   испытательной
лабораторией (центром) обеспечивает орган по сертификации,  поручивший
испытательной лаборатории их проведение.  Протокол  испытаний  в  этом
случае    подписывают    уполномоченные    специалисты   испытательной
лаборатории (центра) и органа по сертификации.

     6.2. Процедуры испытаний конкретных  видов  и  типов  инструмента
устанавливаются  в  методиках испытаний,  а организационно-технические
вопросы и порядок проведения испытаний определяются в "Положении об ИЛ
(ИЦ)" и в "Руководстве по качеству ИЛ (ИЦ)".

     6.3. Испытательная  лаборатория  (центр),  в случае необходимости
привлекает другие лаборатории для проведения конкретных испытаний  или
видов  испытаний (в рамках области аккредитации) при условии,  что эти
лаборатории аккредитованы в Системе  сертификации  инструмента  или  в
смежных  системах  сертификации  на право проведения необходимых видов
испытаний.

     6.4. При  проведении   испытаний   лаборатория   (центр)   должна
соблюдать  порядок обращения с образцами,  установленный Госстандартом
России.  "Общий  порядок  обращения  с  образцами,  используемыми  при
проведении обязательной сертификации продукции (утв. зам. Председателя
Госстандарта России 8 февраля 1996г.,  зарегистрирован в  Министерстве
юстиции 1 марта 1996г. N 1041).

     6.5. При    обязательной    сертификации   образцы   инструмента,
выдержавшие испытания,  и контрольные образцы хранятся в течение срока
действия  сертификата.  Образцы  не  выдержавшие  испытания хранятся в
течение 1 года, после чего списываются в установленном порядке.

     6.6. В  случае  добровольной   сертификации   образцы   прошедшие
испытания,  и  контрольные  образцы  хранятся в течение срока действия
сертификата.

     6.7. Протокол  испытаний  направляется  органу  по   сертификации
данной продукции и в копии - заявителю.

               7. ОЦЕНКА. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

     7.1. Оценка     производства     сертифицируемого     инструмента
осуществляется  органом  по   сертификации   с   целью   удостоверения
способности   изготовителя   обеспечить   в   течение  срока  действия
сертификата  стабильность   производства   и   стабильность   качества
инструмента, т.е. стабильность значений тех параметров и характеристик
инструмента,  которые  установлены   в   нормативных   документах   на
сертифицируемую     продукцию     и    которые    были    подтверждены
сертификационными испытаниями образцов при выдаче сертификата.

     7.2. Удостоверение     указанной     способности     изготовителя
обеспечивать   стабильность   производства   и  стабильность  качества
продукции может осуществляться несколькими способами:
     - путем    аттестации    производства   уполномоченным   органом,
аккредитованным Госстандартом России на  право  проведения  аттестации
производства и сертификации систем управления качеством;
     - путем сертификации,  в соответствии  со  стандартами  ИСО  9000
системы  управления  качеством  предприятия  или  того производства на
предприятии,   которое    выпускает    сертифицированный    инструмент
(сертификацию производит указанный выше аккредитованный орган);
     - путем  анализа  состояния  производства  (анализ   производства
осуществляет орган по сертификации).

     7.3. Аттестация  производства или сертификация системы управления
качеством проводится по инициативе изготовителя. Итоговым документом в
этом   случае   является  акт  аттестации  или  аттестат  на  серийное
производство,  или  сертификат  на   систему   управления   качеством.
Указанные документы используются при сертификации продукции по схеме 5
и 6 (см. п.1.4.2 настоящего раздела).

     7.4. Аттестацию производства или
сертификацию   системы   управления   качеством  проводят  специальные
организации или органы,  аккредитованные Госстандартом России на право
выполнения  таких  работ.  При  этом  используются  отечественные  или
международные нормативные  документы  (ГОСТ  40.9000-40.9004,  МС  ИСО
серии   9000),  а  также  правила  и  процедуры,  принятые  в  Системе
сертификации ГОСТ Р для этих целей.  Если аттестация производства  или
сертификация  систем  управления  качеством проводятся по рекомендации
органа по сертификации  инструмента,  то  представитель  органа  может
привлекаться аттестующей организацией для участия в этой работе.

     7.5. Если    сертификация   инструмента   проводится   в   рамках
международной  системы  или  соглашения  по   сертификации,   то   она
осуществляется  в  соответствии  с  требованиями,  установленными этой
системой или соглашением.

     7.6. Анализ состояния производства сертифицируемого инструмента.
     7.6.1. Анализ  состояния  производства  является преимущественной
формой  оценки   производства   продукции   в   Системе   сертификации
инструмента.  Он  проводится  органом  по  сертификации  для  серийной
продукции   или   для   продукции,   выпускаемой   крупными   партиями
(периодически   возобновляемое   производство),   в   случаях,   когда
сертификация инструмента осуществляется по схемам 2а, 3а, 4а.
     7.6.2. Для  анализа  производства  каждого  конкретного заявителя
Орган по сертификации составляет программу анализа с учетом  сведений,
представленных заявителем (см.п.4.2 настоящего раздела).

Страницы: 1  2