ПРОТОКОЛ О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 16 февраля 2005 г. N 1 (Д) Коллегия отмечает, что важнейшим стратегическим направлением охраны здоровья будущих поколений является обеспечение и защита полноценного развития ребенка, начиная от его рождения. По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002 год) лишь каждый третий обследованный ребенок признан здоровым. Хронические болезни имеют тенденцию к распространению в более ранних возрастных группах, ежегодно увеличивается число детей-инвалидов. Растет распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании и др. Ухудшается состояние здоровья девушек-подростков - будущих матерей. Снижается младенческая смертность, уровень которой остается выше, чем в европейских экономически развитых странах. Все указанные проблемы наиболее остро проявляются в сельской местности. За последние 10 лет численность детей в Российской Федерации сократилась на 5 млн. и составила на начало 2004 года - 30,5 млн. человек. Поэтому охрана здоровья детей в современных условиях при сохраняющихся высоких уровнях смертности и депопуляции населения приобретает особую медико-социальную значимость. Дети - главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм. В свете происходящей в стране модернизации социальной сферы, в том числе здравоохранения, и реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к уровню субъектов Российской Федерации относится развитие учреждений здравоохранения, в том числе службы охраны здоровья матери и ребенка; их материально-техническое обеспечение; контроль за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи; формирование расходов бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, в том числе детям бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам детского населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении. В условиях происходящих в стране реформ и совершенствования социальной сферы, разработка межведомственной Концепции охраны здоровья детей является своевременной и необходимой. Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации разработана в соответствии со стратегией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, Основных направлений по улучшению положения детей до 2010 года и является документом, определяющим направления деятельности органов исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья детей. Целью государственной политики в области охраны здоровья детей является сохранение и улучшение здоровья детей, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышение уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: - обеспечение эффективной государственной политики в области охраны здоровья детей; - реализация права ребенка на здоровый рост и развитие; - совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья детей; - эффективное использование ресурсов здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других ведомств в целях охраны здоровья детей; - приоритетность профилактической работы в комплексе мер по охране здоровья детей; - обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по охране здоровья детей, государственных гарантий бесплатной медицинской помощи детям и доступности оказания высокотехнологичных ее видов; - создание условий для охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях; - совершенствование качества медицинской помощи детям; - обеспечение комплексной медицинской, психологической и педагогической реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья, детей-инвалидов; - определение и реализация приоритетных научных направлений в области охраны здоровья материнства и детства. Концепция предусматривает разработку эффективного правового механизма усиления взаимодействия органов исполнительной власти на всех уровнях в области охраны здоровья детей. Стратегической целью Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года является создание необходимых правовых, социально-экономических условий для физического и психического развития детей, а также реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на охрану здоровья. Основными приоритетными направлениями в области охраны здоровья детей являются: - обеспечение медицинских, экономических, социальных, правовых, культурных и иных государственных гарантий детей на охрану здоровья; - охрана здоровья детей на основе законодательно закрепленных и финансово-обеспеченных механизмов межотраслевого взаимодействия органов государственного управления; - обеспечение "гарантированного государством" оказания медицинской помощи, включая высокотехнологичные ее виды; - улучшение условий для безопасной жизнедеятельности детей, в том числе в процессе образования. В Концепции впервые сформулированы основные принципы охраны здоровья детей. Среди которых - наилучшее обеспечение интересов детей в области охраны здоровья есть важнейший ориентир при выборе стратегических направлений общественного развития, при этом динамика состояния здоровья детей, в соответствующих случаях, является основанием для коррекции этих направлений. Непосредственно связанным с предыдущим является фундаментальный принцип обеспечения детям государственных гарантий по охране здоровья, как в благоприятных условиях общественного прогресса, так и в ситуациях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем, социальные, военные и иные конфликты и т.п.). Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются: - улучшение качественных показателей здоровья детей; - содействие здоровому образу жизни; - реализация государственных гарантий по обеспечению женщин и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранение доступности для детей базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи; - профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей-инвалидов; - пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья; - проведение информационных и образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышения ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровье своих детей; - концентрация научных исследований, обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей, снижение материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности. Реализация Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации позволит прогнозировать следующие основные результаты: - консолидацию общества вокруг объединяющей идеи обеспечения прав ребенка на развитие и здоровье; - укрепление института семьи; - снижение материнской, младенческой и детской смертности; - улучшение качественных показателей состояния здоровья детей в Российской Федерации; - снижение детской инвалидности; - преодоление демографического кризиса, увеличение "человеческого" капитала. Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации содержит принципиальное положение о том, что все аспекты жизнедеятельности общества отражаются на состоянии здоровья детей. Коллегия решает: 1. Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений государственной политики и факторов национальной безопасности. 2. Одобрить Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации (приложения 1, 2 - не приводятся). 3. Доработать Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации с учетом замечаний и предложений до 15 марта 2005 года. 4. Подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 года" и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 31 марта 2005 года. 5. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой): 5.1. Осуществлять нормативную, правовую и методическую помощь субъектам Российской Федерации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части модернизации службы охраны материнства и детства, повышения качества медицинской помощи женщинам и детям. 5.2. Обеспечить постоянный мониторинг материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, в том числе наследственных заболеваний и пороков развития у детей. 5.3. Разработать Проект Федерального закона "Об охране здоровья детей в Российской Федерации" до 31 декабря 2006 года. 5.4. Разработать Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, направленные на сохранение и восстановление репродуктивной функции человека" до 1 октября 2005 года. 5.5. Подготовить и провести совещание руководителей служб охраны материнства и детства органов здравоохранения и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по итогам деятельности и задачам органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты по совершенствованию деятельности службы, снижению материнской и детской смертности, заболеваемости и инвалидности до 1 июля 2005 года. 5.6. Разработать проект приказа по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи женщинам и детям, в том числе, проживающих в сельской местности до 1 мая 2005 года. 5.7. Разработать проекты приказов по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, защите их прав до 31 декабря 2005 года. 5.8. Разработать программу в области охраны здоровья и оздоровления детей в образовательных и интернатных учреждениях до 1 августа 2005 года. 5.9. Осуществлять мероприятия по организации и проведению оздоровительной кампании. 6. Департаменту организации и развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфину), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой): 6.1. Предусматривать при разработке Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, увеличение объемов профилактической помощи детям и женщинам. 6.2. Обеспечить разработку стандартов оказания медицинской помощи, в том числе профилактической, детям и женщинам в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях до 31 декабря 2005 года. 6.3. Обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортной помощи женщинам и детям. 7. Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой), Департаменту организации фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володину): 7.1. Изучить причины смертности детей подросткового возраста, представить предложения по ее снижению до 31 декабря 2005 года. 7.2. Разработать новые технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей подросткового возраста до 31 декабря 2005 года. 8. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко): 8.1. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических норм и правил в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических и образовательных учреждениях, учреждениях социальной помощи семье и детям. 9. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Р.У. Хабриеву): 9.1. Обеспечить постоянный контроль качества оказания медицинской помощи детям и матерям, в соответствии со стандартами. 10. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (В.А. Прохорову): 10.1. Обеспечить реализацию Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 гг. 10.2. Обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок. 10.3. Обеспечить развитие дистанционных (телемедицинских) консультативно-диагностических подразделений на базе федеральных государственных учреждений с целью повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, в том числе при чрезвычайных ситуациях. 10.4. Обеспечить доступность и увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи матерям и детям. 11. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации медицинской помощи детям руководствоваться положениями данного решения коллегии. 12. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова. Председатель коллегии, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.ЗУРАБОВ Секретарь коллегии Л.Л.ЛЕБЕДЕВ 16 февраля 2005 г. N 1 |