ПРОТОКОЛ О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. Решение. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 16.02.05 1

                               ПРОТОКОЛ
        О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ
     ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА И ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

                               РЕШЕНИЕ

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          16 февраля 2005 г.
                                 N 1

                                 (Д)


     Коллегия  отмечает,  что  важнейшим  стратегическим  направлением
охраны  здоровья  будущих  поколений  является  обеспечение  и  защита
полноценного развития ребенка, начиная от его рождения.
     По  данным  Всероссийской  диспансеризации  детей (2002 год) лишь
каждый  третий  обследованный  ребенок  признан  здоровым. Хронические
болезни  имеют  тенденцию  к распространению в более ранних возрастных
группах,   ежегодно   увеличивается   число   детей-инвалидов.  Растет
распространенность  социально  обусловленных  болезней  - туберкулеза,
заболеваний  передаваемых  половым  путем,  ВИЧ-инфекции,  наркомании,
токсикомании  и др. Ухудшается состояние здоровья девушек-подростков -
будущих  матерей.  Снижается  младенческая смертность, уровень которой
остается  выше,  чем  в европейских экономически развитых странах. Все
указанные проблемы наиболее остро проявляются в сельской местности. За
последние  10 лет численность детей в Российской Федерации сократилась
на 5 млн. и составила на начало 2004 года - 30,5 млн. человек.
     Поэтому   охрана   здоровья  детей  в  современных  условиях  при
сохраняющихся  высоких  уровнях  смертности  и  депопуляции  населения
приобретает   особую  медико-социальную  значимость.  Дети  -  главная
ценность  общества,  способствующая  его  развитию и процветанию, но и
самая  ранимая  часть  общества,  нуждающаяся  в  защите  от болезней,
физических и психических травм.
     В  свете  происходящей  в стране модернизации социальной сферы, в
том  числе  здравоохранения,  и  реализации  Федерального закона от 22
августа  2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  некоторых
законодательных  актов  Российской  Федерации,  в  связи  с  принятием
федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон     "Об     общих    принципах    организации    законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  и  "Об  общих принципах организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации" к уровню субъектов
Российской  Федерации относится развитие учреждений здравоохранения, в
том    числе   службы   охраны   здоровья   матери   и   ребенка;   их
материально-техническое    обеспечение;    контроль   за   соблюдением
стандартов оказания медицинской помощи; формирование расходов бюджетов
на  здравоохранение  в  части  оказания специализированной медицинской
помощи;    разработка    и    утверждение   территориальных   программ
государственных  гарантий  оказания  гражданам Российской Федерации, в
том  числе  детям  бесплатной  медицинской  помощи,  включающих в себя
территориальные   программы  обязательного  медицинского  страхования;
установление   порядка  и  объема  предоставляемых  отдельным  группам
детского    населения    мер    социальной    поддержки   в   оказании
медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
     В  условиях  происходящих  в  стране  реформ  и совершенствования
социальной   сферы,   разработка   межведомственной  Концепции  охраны
здоровья детей является своевременной и необходимой.
     Концепция   охраны   здоровья   детей   в   Российской  Федерации
разработана  в  соответствии  со  стратегией  социально-экономического
развития  Российской  Федерации  на  период  до  2010  года,  Основных
направлений  по  улучшению  положения  детей  до  2010 года и является
документом,     определяющим    направления    деятельности    органов
исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья детей.
     Целью  государственной  политики  в области охраны здоровья детей
является    сохранение    и   улучшение   здоровья   детей,   снижение
заболеваемости,   инвалидности,   смертности,   повышение  качества  и
доступности   медицинской  помощи,  социального  обеспечения  детей  и
образования,  повышение  уровня  социальной  адаптации  и интеграции в
современное   общество   детей  с  проблемами  в  состоянии  здоровья,
детей-инвалидов.
     Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
     - обеспечение  эффективной  государственной  политики  в  области
охраны здоровья детей;
     - реализация права ребенка на здоровый рост и развитие;
     - совершенствование  межведомственного взаимодействия по вопросам
охраны здоровья детей;
     - эффективное     использование     ресурсов     здравоохранения,
образования,  социальной  защиты  населения  и других ведомств в целях
охраны здоровья детей;
     - приоритетность  профилактической  работы  в  комплексе  мер  по
охране здоровья детей;
     - обеспечение приоритетного финансирования государственных мер по
охране здоровья детей, государственных гарантий бесплатной медицинской
помощи детям и доступности оказания высокотехнологичных ее видов;
     - создание  условий для охраны здоровья детей в образовательных и
интернатных учреждениях;
     - совершенствование качества медицинской помощи детям;
     - обеспечение    комплексной   медицинской,   психологической   и
педагогической реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья,
детей-инвалидов;
     - определение  и  реализация  приоритетных  научных направлений в
области охраны здоровья материнства и детства.
     Концепция   предусматривает   разработку  эффективного  правового
механизма  усиления  взаимодействия  органов  исполнительной власти на
всех уровнях в области охраны здоровья детей.
     Стратегической целью Концепции охраны здоровья детей в Российской
Федерации  на  период  до  2010  года  является  создание  необходимых
правовых,    социально-экономических   условий   для   физического   и
психического  развития  детей,  а  также реальное обеспечение основных
гарантий прав ребенка в Российской Федерации на охрану здоровья.
     Основными  приоритетными  направлениями в области охраны здоровья
детей являются:
     - обеспечение  медицинских,  экономических, социальных, правовых,
культурных и иных государственных гарантий детей на охрану здоровья;
     - охрана  здоровья  детей на основе законодательно закрепленных и
финансово-обеспеченных    механизмов   межотраслевого   взаимодействия
органов государственного управления;
     - обеспечение     "гарантированного     государством"    оказания
медицинской помощи, включая высокотехнологичные ее виды;
     - улучшение условий для безопасной жизнедеятельности детей, в том
числе в процессе образования.
     В  Концепции  впервые  сформулированы  основные  принципы  охраны
здоровья  детей. Среди которых - наилучшее обеспечение интересов детей
в   области   охраны  здоровья  есть  важнейший  ориентир  при  выборе
стратегических  направлений  общественного развития, при этом динамика
состояния   здоровья   детей,   в  соответствующих  случаях,  является
основанием для коррекции этих направлений. Непосредственно связанным с
предыдущим   является   фундаментальный   принцип   обеспечения  детям
государственных  гарантий  по  охране  здоровья,  как  в благоприятных
условиях  общественного  прогресса,  так  и в ситуациях нестабильности
(колебания  экономики,  обострение  экологических проблем, социальные,
военные и иные конфликты и т.п.).
     Ключевыми задачами в области охраны здоровья детей являются:
     - улучшение качественных показателей здоровья детей;
     - содействие здоровому образу жизни;
     - реализация  государственных  гарантий  по  обеспечению женщин и
детей   бесплатной  и  качественной  медицинской  помощью,  сохранение
доступности  для детей базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов
медицинской помощи;
     - профилактика    детской    инвалидности   и   медико-социальная
реабилитация детей-инвалидов;
     - пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного,
физического и психического здоровья;
     - проведение   информационных  и  образовательных  мероприятий  в
области  охраны  здоровья  женщин  и  детей,  безопасного материнства,
повышения  ответственности  населения  за  состояние своего здоровья и
здоровье своих детей;
     - концентрация  научных  исследований,  обеспечивающих рождение и
развитие  здоровых детей, снижение материнской, младенческой и детской
смертности, заболеваемости и инвалидности.
     Реализация Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации
позволит прогнозировать следующие основные результаты:
     - консолидацию общества вокруг объединяющей идеи обеспечения прав
ребенка на развитие и здоровье;
     - укрепление института семьи;
     - снижение материнской, младенческой и детской смертности;
     - улучшение  качественных  показателей состояния здоровья детей в
Российской Федерации;
     - снижение детской инвалидности;
     - преодоление      демографического      кризиса,      увеличение
"человеческого" капитала.
     Концепция  охраны  здоровья детей в Российской Федерации содержит
принципиальное  положение  о  том,  что  все аспекты жизнедеятельности
общества отражаются на состоянии здоровья детей.
     Коллегия решает:
     1.  Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из
направлений   государственной   политики   и   факторов   национальной
безопасности.
     2.   Одобрить   Концепцию  охраны  здоровья  детей  в  Российской
Федерации  на  период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации
(приложения 1, 2 - не приводятся).
     3.  Доработать  Концепцию  охраны  здоровья  детей  в  Российской
Федерации на период до 2010 года и План мероприятий по ее реализации с
учетом замечаний и предложений до 15 марта 2005 года.
     4.  Подготовить  проект  Постановления  Правительства  Российской
Федерации "Об утверждении Концепции охраны здоровья детей в Российской
Федерации  на  период до 2010 года" и внести в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации до 31 марта 2005 года.
     5.  Департаменту  медико-социальных  проблем семьи, материнства и
детства (О.В. Шараповой):
     5.1.  Осуществлять  нормативную,  правовую  и методическую помощь
субъектам  Российской  Федерации  по реализации Федерального закона от
22.08.2004  N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в законодательные акты
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  некоторых
законодательных   актов  Российской  Федерации  в  связи  с  принятием
федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон     "Об     общих    принципах    организации    законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  и  "Об  общих принципах организации
местного  самоуправления  в Российской Федерации" в части модернизации
службы  охраны  материнства  и детства, повышения качества медицинской
помощи женщинам и детям.
     5.2. Обеспечить постоянный мониторинг материнской, младенческой и
детской   смертности,   заболеваемости,  в  том  числе  наследственных
заболеваний и пороков развития у детей.
     5.3.  Разработать  Проект Федерального закона "Об охране здоровья
детей в Российской Федерации" до 31 декабря 2006 года.
     5.4. Разработать Проект Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, направленные
на  сохранение  и восстановление репродуктивной функции человека" до 1
октября 2005 года.
     5.5.  Подготовить и провести совещание руководителей служб охраны
материнства  и  детства  органов  здравоохранения  и социальной защиты
населения  субъектов  Российской  Федерации  по  итогам деятельности и
задачам  органов  и  учреждений здравоохранения и социальной защиты по
совершенствованию  деятельности службы, снижению материнской и детской
смертности, заболеваемости и инвалидности до 1 июля 2005 года.
     5.6.  Разработать  проект  приказа по вопросам оказания первичной
медико-санитарной  помощи женщинам и детям, в том числе, проживающих в
сельской местности до 1 мая 2005 года.
     5.7.   Разработать   проекты   приказов  по  вопросам  устройства
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей, в семью,
защите их прав до 31 декабря 2005 года.
     5.8.   Разработать   программу   в   области  охраны  здоровья  и
оздоровления  детей  в  образовательных и интернатных учреждениях до 1
августа 2005 года.
     5.9.   Осуществлять   мероприятия  по  организации  и  проведению
оздоровительной кампании.
     6.  Департаменту  организации  и  развития  медицинской  помощи и
курортного   дела   (Р.А.  Хальфину),  Департаменту  медико-социальных
проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шараповой):
     6.1.  Предусматривать  при  разработке  Программ  государственных
гарантий    оказания   гражданам   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской помощи, увеличение объемов профилактической помощи детям и
женщинам.
     6.2.   Обеспечить   разработку  стандартов  оказания  медицинской
помощи,   в   том   числе   профилактической,   детям   и  женщинам  в
амбулаторно-поликлинических  и  стационарных учреждениях до 31 декабря
2005 года.
     6.3.  Обеспечить  дальнейшее  развитие санаторно-курортной помощи
женщинам и детям.
     7.  Департаменту  медико-социальных  проблем семьи, материнства и
детства  (О.В.  Шараповой),  Департаменту организации фармацевтической
деятельности,  обеспечения  благополучия  человека, науки, образования
(Н.Н. Володину):
     7.1.  Изучить  причины  смертности  детей подросткового возраста,
представить предложения по ее снижению до 31 декабря 2005 года.
     7.2.  Разработать  новые  технологии  профилактики,  диагностики,
лечения и реабилитации детей подросткового возраста до 31 декабря 2005
года.
     8. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека (Г.Г. Онищенко):
     8.1.    Обеспечить    постоянный    контроль    за    соблюдением
санитарно-противоэпидемических  норм  и правил в родовспомогательных и
детских   лечебно-профилактических   и   образовательных  учреждениях,
учреждениях социальной помощи семье и детям.
     9.  Федеральной  службе  по  надзору  в  сфере  здравоохранения и
социального развития (Р.У. Хабриеву):
     9.1. Обеспечить постоянный контроль качества оказания медицинской
помощи детям и матерям, в соответствии со стандартами.
     10.  Федеральному  агентству  по  здравоохранению  и  социальному
развитию (В.А. Прохорову):
     10.1.  Обеспечить  реализацию Федеральной целевой программы "Дети
России" на 2003 - 2006 гг.
     10.2.  Обеспечить  своевременную  закупку  и  поставку вакцин для
иммунизации     населения    в    рамках    Национального    календаря
профилактических прививок.
     10.3.   Обеспечить   развитие   дистанционных   (телемедицинских)
консультативно-диагностических   подразделений   на  базе  федеральных
государственных  учреждений  с  целью повышения доступности и качества
медицинской  помощи  матерям  и  детям,  в  том числе при чрезвычайных
ситуациях.
     10.4.     Обеспечить    доступность    и    увеличение    объемов
высокотехнологичных видов медицинской помощи матерям и детям.
     11.  Рекомендовать  руководителям  органов  исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации  при  организации  медицинской помощи
детям руководствоваться положениями данного решения коллегии.
     12.  Контроль  за  выполнением  настоящего  решения  возложить на
заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской
Федерации В.И. Стародубова.

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
                                                           М.Ю.ЗУРАБОВ

Секретарь коллегии
                                                           Л.Л.ЛЕБЕДЕВ
16 февраля 2005 г.
N 1