О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 14.03.06 20-12/19597

               О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           14 марта 2006 г.
                            N 20-12/19597

                                 (Д)


     Управление  Федеральной  налоговой  службы  по г. Москве сообщает
следующее.
     1.  По  вопросу  необходимости  представления по месту нахождения
структурного  подразделения  в  г.  Москве  бухгалтерской отчетности в
составе форм 1, 2, 3, 4, 5.
     В  соответствии  со  статьей  19  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются организации
и  физические  лица,  на  которых  в соответствии с Кодексом возложена
обязанность уплачивать налоги.
     В  порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные
подразделения   российских   организаций  исполняют  обязанности  этих
организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных
обособленных подразделений.
     В  подпункте  4  пункта  1  статьи  23  Кодекса  определено,  что
налогоплательщики  обязаны  представлять  в  налоговый  орган по месту
учета  в  установленном  порядке  налоговые декларации по тем налогам,
которые  они  обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность
в   соответствии  с  Федеральным  законом  от  21.11.96  N  129-ФЗ  "О
бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     Согласно  пункту  1 статьи 83 Кодекса в целях налогового контроля
организация,  в  состав  которой  входят  обособленные  подразделения,
расположенные   на   территории   Российской   Федерации,  а  также  в
собственности  которой находится подлежащее налогообложению недвижимое
имущество,  обязана  встать  на  учет  в  налоговом  органе в качестве
налогоплательщика  как  по  своему  месту  нахождения,  так и по месту
нахождения   каждого   своего   обособленного  подразделения  и  месту
нахождения  принадлежащего  ей  недвижимого  имущества  и транспортных
средств.
     Таким  образом,  налогоплательщики-организации,  имеющие  в своем
составе  обособленные  подразделения,  представляют в налоговые органы
бухгалтерскую отчетность по каждому месту постановки на учет.
     В  соответствии  со  статьей  2  Закона  N  129-ФЗ  бухгалтерская
отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и
финансовом  положении  организации  и  о  результатах ее хозяйственной
деятельности,  составляемую  на  основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
     В  пунктах  1  и 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ установлено, что все
организации,    за   исключением   бюджетных,   представляют   годовую
бухгалтерскую  отчетность  в соответствии с учредительными документами
учредителям,  участникам организации или собственникам ее имущества, а
также  территориальным  органам государственной статистики по месту их
регистрации.  Государственные  и  муниципальные  унитарные предприятия
представляют    бухгалтерскую   отчетность   органам,   уполномоченным
управлять  государственным  имуществом.  Другим органам исполнительной
власти,   банкам   и   иным   пользователям  бухгалтерская  отчетность
представляется   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     Представляемая   годовая  бухгалтерская  отчетность  должна  быть
утверждена   в   порядке,   установленном  учредительными  документами
организации.
     В  соответствии  с  пунктом  8  Положения по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская   отчетность  организации"  (ПБУ  4/99),  утвержденного
приказом  Минфина  России  от 06.07.99 N 43н, бухгалтерская отчетность
организации  должна  включать  показатели  деятельности всех филиалов,
представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные
балансы).
     Согласно  пунктам  48 и 49 ПБУ 4/99 организация должна составлять
промежуточную  бухгалтерскую  отчетность за месяц, квартал нарастающим
итогом   с   начала   отчетного   года,   если   иное  не  установлено
законодательством Российской Федерации.
     Промежуточная  бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского
баланса  (форма  N  1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2), если
иное   не   установлено  законодательством  Российской  Федерации  или
учредителями  (участниками)  организации.  Представление  иных  форм в
составе промежуточной бухгалтерской отчетности не предусмотрено.
     Таким  образом, представление организацией в налоговые органы как
по  своему  месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего
обособленного    подразделения    в    установленные   сроки   годовой
бухгалтерской  отчетности  в  составе  форм,  принятых организацией, и
промежуточной  бухгалтерской  отчетности осуществляется в соответствии
со статьей 23 Кодекса и Законом N 129-ФЗ.
     2.  По  вопросу  порядка  представления  налоговой  декларации по
налогу  на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения, в
2006 году.
     Порядок  представления налоговой декларации по налогу на прибыль,
исчисления  и  уплаты  авансовых  платежей  по  налогу  на прибыль для
организаций,  имеющих  в  своем  составе  обособленные  подразделения,
установлен статьями 286-289 Кодекса.
     В   соответствии  со  статьей  288  Кодекса  налогоплательщики  -
российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление
и  уплату  в  федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм
налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту
своего  нахождения  без  распределения  указанных сумм по обособленным
подразделениям.
     Уплата  авансовых  платежей,  а  также  сумм  налога,  подлежащих
зачислению  в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и
бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками -
российскими  организациями по месту нахождения организации, а также по
месту  нахождения  каждого  из ее обособленных подразделений исходя из
доли   прибыли,   приходящейся   на  эти  обособленные  подразделения,
определяемой   как  средняя  арифметическая  величина  удельного  веса
среднесписочной  численности  работников  (расходов на оплату труда) и
удельного  веса  остаточной  стоимости амортизируемого имущества этого
обособленного    подразделения    соответственно   в   среднесписочной
численности   работников  (расходах  на  оплату  труда)  и  остаточной
стоимости  амортизируемого  имущества,  определенной  в соответствии с
пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     Если  налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений
на  территории  одного субъекта Российской Федерации, то распределение
прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма
налога,   подлежащая   уплате   в  бюджет  этого  субъекта  Российской
Федерации,  в  таком  случае  определяется  исходя  из  доли  прибыли,
исчисленной  из  совокупности  показателей обособленных подразделений,
находящихся  на  территории  субъекта  Российской  Федерации. При этом
налогоплательщик     самостоятельно     выбирает    то    обособленное
подразделение,  через  которое  осуществляется  уплата налога в бюджет
этого  субъекта  Российской  Федерации,  уведомив  о  принятом решении
налоговые     органы,    в    которых    обособленные    подразделения
налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     Указанные  удельный  вес среднесписочной численности работников и
удельный    вес   остаточной   стоимости   амортизируемого   имущества
определяются   исходя   из   фактических  показателей  среднесписочной
численности   работников  (расходов  на  оплату  труда)  и  остаточной
стоимости  основных  средств  указанных  организаций и их обособленных
подразделений за отчетный (налоговый) период.
     Суммы  авансовых  платежей,  а  также  суммы  налога,  подлежащие
зачислению  в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и
бюджетов  муниципальных  образований,  исчисляются  по ставкам налога,
действующим   на   территориях,   где  расположены  организация  и  ее
обособленные подразделения.
     Исчисление  сумм  авансовых  платежей  по  налогу,  а  также сумм
налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и
бюджеты  муниципальных  образований  по  месту нахождения обособленных
подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
     Сведения  о  суммах  авансовых платежей по налогу, а также суммах
налога,  исчисленных  по  итогам  налогового периода, налогоплательщик
сообщает  своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам
по  месту  нахождения  обособленных  подразделений  не  позднее срока,
установленного  настоящей  статьей  для подачи налоговых деклараций за
соответствующий отчетный или налоговый период.
     Налогоплательщик  уплачивает  суммы  авансовых  платежей  и суммы
налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов
Российской   Федерации   и   местные   бюджеты   по  месту  нахождения
обособленных  подразделений  не  позднее срока, установленного статьей
289   Кодекса  для  подачи  налоговых  деклараций  за  соответствующий
отчетный или налоговый период.
     Согласно  статье  289  Кодекса  налогоплательщики  независимо  от
наличия  у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей
по   налогу,  особенностей  исчисления  и  уплаты  налога  обязаны  по
истечении  каждого  отчетного  и  налогового  периода  представлять  в
налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого
обособленного  подразделения  соответствующие  налоговые  декларации в
порядке, определенном статьей 289 Кодекса.
     Налогоплательщики  представляют  налоговые  декларации (налоговые
расчеты)   не  позднее  28  дней  со  дня  окончания  соответствующего
отчетного  периода.  Налогоплательщики,  исчисляющие суммы ежемесячных
авансовых  платежей  по  фактически  полученной  прибыли, представляют
налоговые  декларации  в  сроки,  установленные  для  уплаты авансовых
платежей.
     Налоговые  декларации  (налоговые  расчеты)  по итогам налогового
периода  представляются  налогоплательщиками  (налоговыми агентами) не
позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     Организация,  в состав которой входят обособленные подразделения,
по  окончании  каждого  отчетного  и налогового периода представляет в
налоговые  органы  по  месту  своего нахождения налоговую декларацию в
целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
     При  этом  согласно разделу 7 Инструкции по заполнению декларации
по  налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от
29.12.2001     N    БГ-3-02/585,    применительно    к    2005    году
налогоплательщикам, имеющим обособленные подразделения, следовало:
     - представлять  в  налоговый  орган  по  месту  своего нахождения
приложения  5  и  5а  к  листу  02  в  составе  декларации за отчетный
(налоговый) период;
     - представлять  в  налоговые  органы  по месту нахождения каждого
обособленного  подразделения  декларацию,  включающую в себя титульный
лист (лист 01), подразделы 1.1, 1.2 раздела 1, а также приложение 5а в
части,  относящейся  к  конкретному  обособленному  подразделению,  не
позднее срока, установленного для подачи деклараций за соответствующий
отчетный  (налоговый)  период.  На  расчете может быть сделана отметка
налогового    органа    по    месту    нахождения   налогоплательщика,
подтверждающая  включение  в  декларацию  суммы  авансовых  платежей и
налога  на  прибыль по обособленному подразделению, и проставлен штамп
этого налогового органа;
     - сообщать каждому обособленному подразделению о суммах авансовых
платежей  и налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации
и  местные  бюджеты,  приходящихся  на это обособленное подразделение,
одновременно  с  представлением в налоговые органы по месту нахождения
обособленного подразделения указанной выше декларации;
     - уплачивать  суммы  авансовых  платежей и суммы налога в бюджеты
субъектов  Российской  Федерации и местные бюджеты по месту нахождения
обособленного   подразделения,   приходящиеся   на   это  обособленное
подразделение.
     3. По порядку представления деклараций по налогу на имущество.
     Согласно  статье  373  Кодекса  плательщиками налога на имущество
признаются российские организации.
     Статьей 374 Кодекса объектом налогообложения налогом на имущество
организаций   для   российских   организаций   признается  движимое  и
недвижимое  имущество  (включая  имущество,  переданное  во  временное
владение,  пользование,  распоряжение  или  доверительное  управление,
внесенное   в  совместную  деятельность),  учитываемое  на  балансе  в
качестве  объектов  основных  средств  в  соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
     В  соответствии  со статьей 386 Кодекса налогоплательщики обязаны
по  истечении  каждого  отчетного  и налогового периода представлять в
налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого
своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также
по  местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении
которого  установлен  отдельный  порядок  исчисления  и уплаты налога)
налоговые   расчеты  по  авансовым  платежам  по  налогу  и  налоговую
декларацию по налогу.
     Налогоплательщики  представляют  налоговые  расчеты  по авансовым
платежам   по   налогу   не   позднее   30   дней   с  даты  окончания
соответствующего отчетного периода.
     Налоговые  декларации по итогам налогового периода представляются
налогоплательщиками  не  позднее 30 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
     4. По порядку расчетов по НДС.
     В  соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога
на добавленную стоимость признаются организации.
     Согласно  пункту  2  статьи  174 Кодекса сумма налога, подлежащая
уплате  в  бюджет,  по  операциям  реализации  (передачи,  выполнения,
оказания  для  собственных  нужд) товаров (работ, услуг) на территории
Российской  Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в
налоговых  органах. При этом распределение сумм налога по обособленным
подразделениям не производится.
     5.   О   порядке  представления  сведений  по  налогу  на  доходы
физических лиц.
     Статьей  55 Гражданского кодекса Российской Федерации определено,
что   филиалом   организации   является   обособленное   подразделение
юридического   лица,   расположенное   вне   места  его  нахождения  и
осуществляющее все его функции или их часть.
     В  соответствии  с  пунктами  1 и 2 статьи 226 Кодекса российские
организации,     индивидуальные     предприниматели    и    постоянные
представительства  иностранных  организаций в Российской Федерации, от
которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил
доходы,  за  исключением  доходов,  в  отношении  которых исчисление и
уплата  налога  осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и
228  Кодекса,  признаются  налоговыми  агентами, обязанными исчислить,
удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить  в  бюджет сумму налога на
доходы физических лиц.
     Согласно  пункту  2  статьи  230 Кодекса налоговые агенты обязаны
представлять  в  налоговый  орган  по  месту  своего  учета сведения о
доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и
удержанных  в  этом  налоговом  периоде  налогов ежегодно не позднее 1
апреля  года,  следующего  за  истекшим  налоговым периодом, по форме,
утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     Приказом  ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616 "Об утверждении
формы  сведений  о  доходах физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте
России 20.12.2005 N 7293) утверждена форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах
физического лица за 200_ год".
     Таким   образом,   налоговый   агент   -   головная   организация
представляет  в  налоговый  орган  по  месту  своего  учета сведения о
доходах  физических лиц по форме N 2-НДФЛ на всех налогоплательщиков -
физических   лиц,   включая   и  работников  обособленных  структурных
подразделений.
     На основании статьи 26 и статьи 29 Кодекса налоговые агенты имеют
право  представлять  свои  интересы  в налоговых правоотношениях через
своего  уполномоченного  представителя.  Уполномоченный  представитель
организации  осуществляет  свои  полномочия на основании доверенности,
выдаваемой  в  порядке,  установленном  гражданским  законодательством
Российской   Федерации.   Руководители  подчиненных  им  подразделений
действуют  на  основании  института  передоверия,  а  их полномочия по
представлению налоговой отчетности от имени юридического лица вытекают
из статьи 187 ГК РФ.
     В случае если обособленное подразделение организации, действующее
на основании доверенности, самостоятельно осуществляет бухгалтерский и
налоговый  учет,  начисляет  и выплачивает доходы физическим лицам, то
такое обособленное подразделение может представлять сведения о доходах
физических  лиц  по  форме  N 2-НДФЛ непосредственно в территориальные
налоговые  органы  по месту постановки на налоговый учет обособленного
подразделения организации.
     6. О порядке расчетов по единому социальному налогу.
     В  соответствии  со  статьей  19  Кодекса  налогоплательщиками  и
плательщиками  сборов  признаются  организации и физлица, на которых в
соответствии    с    Кодексом    возложена    обязанность   уплачивать
соответственно  налоги  и  (или)  сборы.  В  порядке,  предусмотренном
Кодексом,   филиалы   и  иные  обособленные  подразделения  российских
организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и
сборов   по   месту  нахождения  этих  филиалов  и  иных  обособленных
подразделений.
     В   соответствии   с   пунктом  8  статьи  243  Кодекса  (в  ред.
Федерального    закона    N   198-ФЗ   от   31.12.2001)   обособленные
подразделения,  имеющие отдельный баланс, расчетный счет и зачисляющие
выплаты  и  иные вознаграждения в пользу физлиц, исполняют обязанности
организации  по  уплате  единого  социального  налога  (далее  - ЕСН),
авансовых  платежей  по  налогу,  а также обязанности по представлению
расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
     Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по
месту  нахождения  обособленного подразделения, определяется исходя из
величины   налоговой   базы,   относящейся   к   этому   обособленному
подразделению.
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного
подразделения,  определяется  как  разница  между общей суммой налога,
подлежащей  уплате  организацией  в целом, и совокупной суммой налога,
подлежащей  уплате  по  месту  нахождения  обособленных  подразделений
организации.
     Таким образом, если филиал обладает одновременно тремя признаками
самостоятельности,   он   должен  производить  уплату  ЕСН  (авансовых
платежей  по  налогу)  и представлять налоговую отчетность в налоговый
орган по месту своего нахождения.
     Согласно  пункту  3  статьи 243 Кодекса налогоплательщик отражает
данные  о  суммах  исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей,
данные    о    сумме   налогового   вычета,   которым   воспользовался
налогоплательщик,  а  также  о  суммах фактически уплаченных страховых
взносов за тот же период в расчете, представляемом не позднее 20 числа
месяца,  следующего  за отчетным периодом, в налоговый орган по форме,
утвержденной Минфином России.
     В  соответствии  с  пунктом 7 статьи 243 Кодекса налогоплательщик
представляет  налоговую  декларацию  по  ЕСН  по  форме,  утвержденной
Минфином  России,  не  позднее  30  марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.
     Порядок  уплаты страховых взносов на ОПС и представления расчетов
по  авансовым  платежам  и деклараций для организаций, имеющих в своем
составе   обособленные  подразделения,  аналогичен  порядку  уплаты  и
представления отчетности по ЕСН (совместное письмо МНС России и ПФР от
14.06.2002/11.06.2002 N БГ-6-05/835/МЗ-16-25/5221).
     В  случае невыполнения обособленным подразделением хотя бы одного
из  трех  условий, определенных пунктом 8 статьи 243 Кодекса, головная
организация  производит  централизованно  по  месту  своего нахождения
уплату  налога  за  свои  обособленные подразделения, в том числе и за
обособленные подразделения, находящиеся на территории разных субъектов
Российской  Федерации.  Расчеты  по авансовым платежам и декларации по
ЕСН  составляются  организациями  с учетом показателей по обособленным
подразделениям   и   представляются   по   месту  нахождения  головной
организации.

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
                                                         Г.А. Суворова
14 марта 2006 г.
N 20-12/19597