ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ АППАРАТОВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ 21 февраля 2006 г. N 18 (Д) В целях последовательной и своевременной разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 2. Руководителям структурных подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 31 марта 2006 г. разработать и утвердить должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих аппарата Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, аппаратов судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями Методических рекомендаций. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Кильмашкина Н.Ф. Генеральный директор А.В.ГУСЕВ 21 февраля 2006 г. N 18 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 февраля 2006 года N 18 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ АППАРАТОВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и определяют порядок и принципы разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции (далее - суды), Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом (часть 1 статьи 47 Федерального закона). Должностной регламент - акт, издаваемый для регулирования профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий), утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента государственного органа, а также приложением к служебному контракту, заключаемому с гражданином Российской Федерации (гражданским служащим), о прохождении государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и замещении должности гражданской службы в государственном органе. Должностной регламент - основной организационно-нормативный документ, регламентирующий содержание и результаты деятельности гражданского служащего при осуществлении им профессиональной служебной деятельности согласно занимаемой должности. В должностном регламенте определены квалификационные требования, предъявляемые к гражданским служащим, функции, обязанности, права, ответственность гражданского служащего, организация работы при принятии управленческих и иных решений, порядок служебного взаимодействия, а также показатели эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности согласно гражданской должности, занимаемой в соответствии со служебным контрактом. II. Цели разработки должностных регламентов 1) Создание организационно-правовой основы служебной деятельности гражданских служащих. 2) Регламентация текущей служебной деятельности гражданского служащего. 3) Обеспечение объективности при: проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв; оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена; поощрении и награждении гражданского служащего либо при применении к нему дисциплинарного взыскания. Должностной регламент разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на соответствующее подразделение аппарата суда, структурное подразделение Судебного департамента и структурное подразделение управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в соответствии с его штатным расписанием, с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента, а также на основе регламентов внутренней организации судов, Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, положения о соответствующем структурном подразделении, с использованием настоящих Рекомендаций, а также ранее разработанных должностных инструкций. Включение в должностные регламенты гражданских служащих функций и полномочий, выходящих за пределы компетенции соответствующего структурного подразделения суда, Судебного департамента и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, не допускается. Должностные регламенты разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений по всем должностям государственной гражданской службы, включенным в штатное расписание суда, Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации и утверждаются руководителем соответствующего государственного органа. Гражданский служащий при заключении служебного контракта, перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по иной должности должен ознакомиться с должностным регламентом по соответствующей должности гражданской службы под расписку. III. Структура должностного регламента В должностном регламенте указываются наименование органа, полное наименование должности федеральной государственной гражданской службы, реквизиты согласования и утверждения. Должностной регламент состоит из следующих разделов: 1. Общие положения. 2. Квалификационные требования. 3. Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего. 4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения. 5. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений. 6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента и гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями. 7. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. IV. Содержание должностного регламента 1. Общие положения <*> -------------------------------- <*> Примерный должностной регламент для должности "главный специалист" представлен в Приложении N 1. Основными требованиями к содержанию должностных регламентов являются максимально конкретизированный перечень задач и функций, полнота и четкость изложения видов работ, должностных обязанностей, прав и ответственности. 1.1. Наименование должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы), место должности в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы (категория, группа должностей). 1.2. Кем назначается на должность и освобождается от замещаемой должности (наименование должности). 1.3. Непосредственная подчиненность. Наименование должности непосредственного руководителя (руководителей). 1.4. Наличие и состав подчиненных, если таковые имеются. Указывается перечень структурных подразделений или конкретных должностей гражданской службы, непосредственно подчиненных данному гражданскому служащему в связи со служебной деятельностью. 1.5. Порядок замещения. Указать, кому (наименование должности) делегируются полномочия гражданского служащего в период его временного отсутствия, а также кого может замещать гражданский служащий. 1.6. Нормативная база деятельности гражданского служащего. Указывается перечень законодательных, нормативных правовых и других актов, которыми обязан руководствоваться гражданский служащий применительно к своим должностным обязанностям. Гражданский служащий в своей служебной деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными федеральными законами, регламентирующими сферу деятельности; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; постановлениями Верховного Суда Российской Федерации; постановлениями Совета судей Российской Федерации; нормативными правовыми актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; положениями, инструкциями, методическими рекомендациями. Раздел может содержать иные требования, конкретизирующие и уточняющие статус гражданского служащего и условия его деятельности. 2. Квалификационные требования При подготовке данного раздела необходимо максимально полно и конкретно изложить квалификационные требования, поскольку на основании их определяется соответствие гражданского служащего той или иной должности при проведении аттестации, квалификационного экзамена; осуществляется отбор кандидатов при проведении конкурса или включении гражданского служащего в кадровый резерв и т.д. В число квалификационных требований входят требования: к уровню профессионального образования; к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. 2.1. Квалификационные требования к образованию: к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы - наличие высшего профессионального образования; к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Указывается, наличие какой специальности необходимо для замещения должности. При разработке подраздела возможно использование Общероссийского классификатора специальностей по образованию. 2.2. Квалификационные требования к стажу работы на должностях государственной гражданской службы или к стажу работы по специальности. Стаж государственной службы, дающий право на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, определяется в соответствии с порядком исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, утверждаемых Президентом Российской Федерации. При замещении должностей: высших групп должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности; главных групп должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; ведущих групп должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности; старших групп должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее трех лет стажа работы по специальности; младших групп должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу. 2.3. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам. Указывается, какими профессиональными знаниями и навыками должен обладать гражданский служащий при замещении конкретной должности, какие навыки и умения ему необходимы, а какие желательны; а также какими личными качествами должен обладать гражданский служащий, замещающий данную должность. Подраздел может содержать следующие требования. 2.3.1. К должностям гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)": - знать: законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации, указанное в статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах своих должностных обязанностей и полномочий; основы экономики и организации труда; передовой отечественный и зарубежный опыт в области государственного управления; методы управления аппаратом государственного органа; порядок работы со служебной информацией; основы проведения переговоров, заключения контрактов; правила делового этикета; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; регламент внутренней организации государственного органа; должностной регламент; требования, предъявляемые при разработке законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов; - уметь: анализировать и обобщать информацию на стадии принятия и реализации управленческого решения; прогнозировать последствия принятых решений; работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять принятые решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; видеть, поддерживать и применять новое, передовое; эффективно и последовательно организовывать взаимодействие с другими подразделениями; эффективно и последовательно организовывать взаимодействие с другими ведомствами и организациями; контролировать исполнение данных поручений; правильно распределять рабочее время; иметь ораторские способности; вести деловые переговоры; использовать конструктивную критику; владеть приемами мотивации и стимулирования подчиненных; правильно подбирать персонал и создавать команду; создавать эффективные взаимоотношения в коллективе; делегировать полномочия подчиненным; поучать и наставлять подчиненных; приказывать и быть требовательным, настойчивым; ставить перед подчиненными достижимые задачи; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту); - иметь навыки: работы в конкретной сфере деятельности; ведения деловых переговоров; лидера; составления деловых писем; владения компьютерной техникой; владения необходимым программным обеспечением; систематически повышать свою квалификацию. 2.3.2. К должностям гражданской службы категории "специалисты" всех групп должностей, а также категории "обеспечивающие специалисты" ведущих и старших групп должностей гражданской службы: - знать: законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации, указанное в статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах своих должностных обязанностей и полномочий; порядок работы со служебной информацией; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; регламент внутренней организации государственного органа; должностной регламент; правила делового этикета; - уметь: анализировать; готовить проекты нормативных актов; работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять принятые решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; видеть, поддерживать и применять новое, передовое; эффективно и последовательно организовывать взаимодействие с другими подразделениями; правильно распределять рабочее время; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту); быть требовательным к себе, энергичным, настойчивым; - иметь навыки: работы в конкретной сфере деятельности; ведения деловых переговоров; составления деловых писем; владения компьютерной техникой; владения необходимым программным обеспечением; систематически повышать свою квалификацию; соблюдать исполнительскую дисциплину. 2.3.3. К младшей группе должностей: - знать: законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации, указанное в статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах своих должностных обязанностей и полномочий; порядок работы со служебной информацией; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка; регламент внутренней организации судов, Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; должностной регламент; правила делового этикета; - уметь: работать с законодательными и нормативными правовыми актами; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять принятые решения; эффективно и последовательно взаимодействовать с другими подразделениями; правильно распределять рабочее время; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту); - иметь навыки: работы в конкретной сфере деятельности; составления деловых писем; владения компьютерной техникой; владения необходимым программным обеспечением; систематически повышать свою квалификацию; соблюдать исполнительскую дисциплину. Владеть другими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, исходя из задач и функций, возложенных на соответствующее управление, отдел и на конкретную должность гражданской службы. 3. Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего В должностном регламенте устанавливается порядок выполнения функций, перечисляются виды выполняемых работ, по которым гражданский служащий принимает решения, разрабатывает проекты решений и обеспечивает их выполнение. 3.1. Перечень основных задач и функций. Пункт должен содержать максимально конкретизированный перечень задач и функций гражданского служащего, которые он обязан исполнять при замещении данной должности: принимать решения в соответствии с должностными обязанностями; запрашивать в установленном порядке статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; вести переписку с федеральными судами общей юрисдикции, Судебным департаментом, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, учреждениями и организациями Российской Федерации и т.д.; вносить на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию деятельности структурного подразделения; знакомиться с проектами управленческих решений; подписывать, визировать тот или иной документ; принимать участие в подготовке и проведении совещаний, семинаров; принимать участие в подготовке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, федеральных программ; собирать и обобщать справочную информацию для подготовки проектов решений, приказов, докладов, аналитических справок; осуществлять подготовку и представление руководителю различных вариантов решения задачи; принимать участие в организации, регулировании и контроле реализации принятых федеральных законов, иных нормативных правовых актов, федеральных программ, приказов руководителя государственного органа и т.д.; готовить проекты ответов на запросы государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также учреждений, организаций и граждан; составлять отчеты; вести делопроизводство; выполнять отдельные поручения по распоряжению руководителя исходя из положений о конкретном структурном подразделении и отделе, а также должностных обязанностей конкретного гражданского служащего. 3.2. Должностные обязанности. Данный раздел разрабатывается в соответствии со статьей 15 Федерального закона. При разработке раздела "Должностные обязанности" рекомендуется учитывать методические правила рационального технологического разделения труда в структурном подразделении. При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются государственные решения по общим функциям управления (планированию, организации, координированию, регулированию, контролю, анализу). Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты их выполнения. Для специалистов круг обязанностей по подготовке соответствующих решений определяется согласно перечисленным общим функциям структурного подразделения. 3.3. Права. При разработке раздела "Права" делается ссылка на статью 14 Федерального закона, где приводится перечень основных прав гражданского служащего, определяется совокупность прав, которыми гражданскому служащему необходимо пользоваться для обеспечения исполнения должностных обязанностей в пределах установленной компетенции. Права гражданского служащего вытекают как из функций государственного органа, так и функций структурного подразделения, а также должностных обязанностей государственного служащего, установленных должностным регламентом. Данный подраздел должен содержать перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает государственный служащий при исполнении возложенных на него должностных обязанностей, например: 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; 9) защиту сведений о гражданском служащем; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) членство в профессиональном союзе; 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. 3.4. Ответственность. В разделе детально формулируются виды и показатели ответственности, установленной российским законодательством, в частности: за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на государственного служащего должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; за разглашение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. В зависимости от возложенных на государственного гражданского служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут быть установлены следующие виды его ответственности: материальная ответственность за возможный имущественный ущерб, связанный с характером служебной деятельности; ответственность за обеспечение безопасности ведения работ, обусловленная вероятностью несчастных случаев при выполнении работ в опасных условиях; ответственность за снижение эффективности коллективного труда; дисциплинарная ответственность за несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также государственных органов, учреждений, организаций и органов местного самоуправления; ответственность за социальные последствия принимаемых решений; несоблюдение защиты прав и законных интересов граждан; за выполнение работ, связанных с риском для других людей. Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона в случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения В данном разделе указывается перечень вопросов, по которым гражданский служащий в соответствии с замещаемой государственной гражданской должностью вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения с учетом задач и функций, возложенных на государственный орган, его структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями по занимаемой должности гражданской службы. Например: давать рекомендации, указания; принимать участие в рассмотрении, согласовании, визировании протокола, акта, докладной записки, методического письма, отчета, плана, доклада и т.д.; информировать вышестоящего руководителя для принятия им соответствующего решения; осуществлять проверку документов и при необходимости возвращать их на переоформление или запрашивать недостающую информацию; отказывать в приеме документов, оформленных ненадлежащим образом; переадресовывать документы, устанавливать или изменять (продлевать) сроки их исполнения; информировать соответствующее подразделение о выявленных нарушениях законодательства; исполнять соответствующий документ или направлять его другому исполнителю; принимать решение о соответствии представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты; заверять надлежащим образом копию какого-либо документа и др. 5. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений В данном разделе указывается перечень вопросов, по которым гражданскому служащему предоставлено право или он обязан принимать участие при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, с учетом задач и функций, возложенных на государственный орган, структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями. 5.1. В отношении гражданских служащих системы Судебного департамента в данном разделе формулируются задачи, функции, права и ответственность гражданского служащего при участии в подготовке проектов нормативных правовых актов, таких как: законы Российской Федерации по вопросам соответствующего направления деятельности, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты, утверждаемые соответствующим должностным лицом государственного органа, и т.д. Например: постановка цели; подготовка информации; анализ факторов, влияющих на содержание проекта; разработка и оценка возможных вариантов, выбор наиболее приемлемого варианта; оценка результатов; визирование; участие в обсуждении проекта; внесение предложений по проекту законодательного или нормативного правового акта; согласование; осуществление правовой экспертизы документа и т.д. Согласно технологическому разделению труда руководители: принимают решение и оценивают результаты его выполнения; специалисты: исполняют обязанности по подготовке проектов. Специалисты ведущих групп должностей могут выполнять функции по подготовке проектов нормативных правовых актов по сложным стратегическим вопросам, для разрешения которых необходим высокий уровень квалификации, согласование этих проектов; специалисты старших групп - готовить решения по сложным текущим вопросам в той или иной сфере деятельности; специалисты младших групп - участвовать в подготовке всех видов проектов и выполнять техническую работу по обеспечению их подготовки. 5.2. Гражданские служащие судов принимают участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений. 6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими федеральных судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями В разделе указывается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими федеральных судов общей юрисдикции, Судебного департамента, гражданскими служащими органов Судебного департамента, с гражданскими служащими иных государственных органов, с должностными лицами организаций. 6.1. Гражданский служащий осуществляет взаимодействие со следующими гражданскими служащими центрального аппарата Судебного департамента: начальником отдела и гражданскими служащими (наименование должностей) отдела, в котором замещает должность государственной службы; гражданскими служащими (наименование должностей) структурных подразделений Судебного департамента (название структурных подразделений); руководителями структурных подразделений Судебного департамента; заместителями Генерального директора Судебного департамента. 6.2. Гражданский служащий осуществляет взаимодействие со следующими гражданскими служащими органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; гражданскими служащими (наименование должностей и подразделений). 6.3. Гражданский служащий осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими судов общей юрисдикции (указывается перечень должностей). 6.4. Гражданский служащий осуществляет взаимодействие со следующими гражданскими служащими иных государственных органов: руководителями иных государственных органов; руководителями структурных подразделений иных государственных органов; государственными служащими (наименование должностей и структурных подразделений) иных государственных органов; контрольно-надзорными органами. 6.5. Гражданский служащий осуществляет взаимодействие с организациями и гражданами: руководителями предприятий и организаций; управленческим персоналом предприятий и организаций. (Дается перечень учреждений, организаций, других государственных органов и должностей, с которыми может взаимодействовать государственный служащий по данной должности.) 6.6. Порядок взаимодействия гражданских служащих судов в связи с исполнением должностных обязанностей определяется каждым судом самостоятельно. 7. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего В разделе указываются показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. 7.1. В организации труда: производительность (выполняемый объем работ); результативность (мера достижения поставленных целей); интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ); соблюдение трудовой дисциплины. 7.2. Своевременность и оперативность, то есть выполнение поручений и распоряжений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки.) 7.3. Качество выполненной работы: подготовка документов в соответствии с установленными требованиями; полное и логичное изложение материала; юридически грамотное составление документа; отсутствие стилистических и грамматических ошибок. 7.4. Профессионализм: профессиональная компетентность (знание законодательных, нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами); способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности; способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты; творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, способность и желание к получению новых профессиональных знаний и навыков; осознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений; способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. V. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностного регламента Должностные регламенты гражданских служащих разрабатываются исходя из задач и функций, возложенных на аппараты федеральных судов общей юрисдикции, Судебный департамент, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, с учетом положений о структурных подразделениях, соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов. Должностной регламент разрабатывается непосредственным руководителем гражданского служащего по каждой должности, согласно штатному расписанию, без указания персональных данных; подписывается руководителем структурного подразделения, согласовывается с юридическим и кадровым подразделениями государственного органа и утверждается руководителем соответствующего государственного органа: для государственных служащих центрального аппарата Судебного департамента - Генеральным директором Судебного департамента; для государственных служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции - председателями соответствующих судов; для государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; для администраторов федеральных судов общей юрисдикции - председателями соответствующих судов по согласованию: а) администраторов верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов - начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента; б) администраторов окружных (флотских), гарнизонных военных судов - заместителем Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов; в) администраторов районных судов - начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. Неотъемлемой частью должностного регламента является лист ознакомления, который ведется согласно установленной форме (Приложение N 2). Гражданский служащий знакомится с должностным регламентом при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Все листы должностного регламента должны быть пронумерованы, должностной регламент прошнурован и скреплен печатью кадровой службы, а при отсутствии таковой - гербовой печатью государственного органа. Должностной регламент хранится в кадровых службах соответствующих государственных органов. Копия должностного регламента с подписью гражданского служащего об ознакомлении прилагается к служебному контракту и подшивается в личное дело. Заверенная копия должностного регламента вместе с копией служебного контракта выдаются гражданскому служащему на руки и хранятся в структурном подразделении государственного органа. Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения и действует до момента его замены новым должностным регламентом, внесение изменений в должностной регламент не допускается. Должностной регламент может быть разработан и переутвержден при изменении административного регламента, организационно-штатной структуры государственного органа, сокращении штата или численности работников, а также при проведении иных структурных преобразований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. При проведении указанных выше структурных изменений новый должностной регламент разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке. Положения должностного регламента являются обязательными для исполнения гражданским служащим, проходящим службу в данной должности гражданской службы, с момента назначения государственного служащего на должность приказом руководителя соответствующего государственного органа. Приложение N 1 УТВЕРЖДАЮ ------------------------------------------ (наименование должности руководителя ------------------------------------------ государственного органа) ------------------------------------------ (подпись) (фамилия, инициалы руководителя) ------------------------------------------ (дата утверждения) ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста отдела государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения I. Общие положения 1.1. Должность главного специалиста отдела государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты". 1.2. Главный специалист назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора Судебного департамента по представлению начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения. 1.3. Главный специалист подчиняется непосредственно начальнику отдела государственной службы и организационно-штатной работы и его заместителю. 1.4. На период временного отсутствия главного специалиста его замещает ведущий консультант отдела государственной службы и организационно-штатной работы, согласно распределению обязанностей между государственными служащими отдела. На главного специалиста, согласно распределению обязанностей между государственными служащими отдела, может быть возложено исполнение обязанностей, выполняемых ведущим консультантом отдела, в случае его отсутствия. 1.5. Главный специалист в своей служебной деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; постановлениями Верховного Суда Российской Федерации; постановлениями Совета судей Российской Федерации; нормативными правовыми актами Судебного департамента; административным регламентом Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации; положениями, инструкциями, методическими рекомендациями; положением об Управлении государственной службы и кадрового обеспечения; положением об отделе государственной службы и организационно-штатной работы; настоящим должностным регламентом. II. Квалификационные требования 2.1. На должность главного специалиста отдела государственной службы и организационно-штатной работы назначаются лица с высшим образованием, соответствующим направлению деятельности структурного подразделения. 2.2. Стаж работы по специальности лица, замещающего должность главного специалиста отдела государственной службы и организационно-штатной работы, должен составлять не менее трех лет. 2.3. Главный специалист отдела государственной службы и организационно-штатной работы должен знать и уметь применять на практике: законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым регулируются отношения, связанные с гражданской службой, согласно статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; нормативную базу соответствующей сферы деятельности, осуществляемой в пределах своих должностных обязанностей и полномочий; порядок работы со служебной информацией; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка и настоящего должностного регламента; регламент внутренней организации государственного органа; должностной регламент; правила делового этикета. 2.4. Главный специалист должен уметь: анализировать; готовить проекты нормативных правовых актов; работать с законодательными и нормативными правовыми актами; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; видеть, поддерживать и применять новое, передовое; эффективно и последовательно работать с другими подразделениями; правильно распределять рабочее время; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту); быть требовательным, энергичным, настойчивым и т.п. 2.5. Главный специалист должен обладать следующими навыками в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей: работы в конкретной сфере деятельности; ведения деловых переговоров; составления деловых писем; владения компьютерной техникой; владения необходимым программным обеспечением; систематически повышать свою квалификацию; соблюдать исполнительскую дисциплину. Поведение главного специалиста должно соответствовать общепринятым в коллективе нормам. III. Должностные обязанности, права и ответственность главного специалиста 3.1. Целью деятельности главного специалиста отдела государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения является своевременное обеспечение руководителя отдела необходимой и полной информацией по направлениям деятельности в целях обеспечения повышения оперативности принятия решений. 3.2. Основные обязанности главного специалиста: обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов; обеспечение деятельности комиссии по установлению стажа государственной службы; проведение методической и консультационной работы по вопросам деятельности указанных комиссий; рассмотрение писем, жалоб, заявлений граждан и должностных лиц по вопросам прохождения государственной службы. 3.3. Для обеспечения деятельности комиссии по установлению стажа государственной службы главный специалист выполняет следующие действия: 3.3.1. Рассматривает все материалы, поступившие для включения иных периодов в стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, на соответствие требованиям действующего законодательства, производит анализ документов и вносит предложения о возможности рассмотрения (отказе в рассмотрении) их комиссией. 3.3.2. Подготавливает материалы на комиссию, обеспечивает ее проведение. 3.3.3. По результатам рассмотрения материалов на комиссии: готовит протокол заседания комиссии по установлению стажа государственной службы; готовит проект приказа Судебного департамента о включении иных периодов в стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственным служащим системы Судебного департамента; готовит и высылает в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации выписки из приказов о включении иных периодов в стаж государственной службы для приобщения их к личным делам; готовит письма с объяснением отказа в ходатайстве о включении периодов работы в стаж государственной службы. 3.4. Права главного специалиста. Основные права главного специалиста как гражданского служащего установлены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На основании данной статьи главный специалист отдела государственной службы и организационно-штатной работы имеет право: 1. Знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе. 2. Знакомиться с проектами решений, принимаемыми руководителем отдела, касающимися деятельности отдела и выполняемых им должностных обязанностей. 3. Принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с настоящим должностным регламентом. 4. Вести переписку с управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральными судами общей юрисдикции, федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации, а также с учреждениями и организациями Российской Федерации по вопросам, входящим в его должностные обязанности. 5. Получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей. 6. Запрашивать лично или по поручению начальника отдела от управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, структурных подразделений Судебного департамента документы и сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей. 7. Осуществлять взаимодействие с государственными служащими Управления государственной службы и кадрового обеспечения, иными структурными подразделениями Судебного департамента; привлекать в случае необходимости с разрешения руководства специалистов других структурных подразделений к решению возложенных на него задач. 8. Согласовывать и визировать документы, давать заключения и предложения по решению вопросов, относящихся к его компетенции. 9. Требовать от начальника отдела создания организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; оказания содействия в: исполнении должностных обязанностей, возложенных на него; реализации прав, предусмотренных настоящим должностным регламентом. 10. Выносить на рассмотрение начальника отдела предложения по улучшению деятельности отдела, совершенствованию его работы, а также своей деятельности; предлагать варианты устранения недостатков в деятельности отдела. 11. Давать государственным служащим управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, структурных подразделений Судебного департамента разъяснения и указания по вопросам, входящим в должностные обязанности, предусмотренные настоящим регламентом. 3.5. Ответственность главного специалиста. Главный специалист несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за: ненадлежащую подготовку и (или) срыв проведения запланированных заседаний комиссий: по урегулированию конфликта интересов; по установлению стажа государственной службы; действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан; разглашение сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей; несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением незаконных; несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан, государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также учреждений и организаций Российской Федерации; представление руководству недостаточной и необъективной информации. 3.5.1. Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" главный специалист несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения. IV. Перечень вопросов, по которым главный специалист вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения 1. Принятие решения о соответствии представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты. 2. Запрос недостающих документов. 3. Отказ в приеме документов, оформленных ненадлежащим образом, направление их в обратный адрес с указанием причины отказа. 4. Представление начальнику отдела предложений о вынесении на комиссию по установлению стажа государственной службы тех или иных документов. 5. Планирование времени проведения комиссии по установлению стажа государственной службы и организация ее проведения. 6. Подготовка протокола заседания комиссии по установлению стажа государственной службы. 7. Подготовка проекта приказа Судебного департамента о включении иных периодов в стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет государственным служащим системы Судебного департамента. 8. Организация рассылки в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации выписок из приказов о включении иных периодов в стаж государственной службы для приобщения их к личным делам. 9. Информирование начальника отдела о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства и предложение способов их устранения. V. Перечень вопросов, по которым главный специалист участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений 5.1. Главный специалист в соответствии со своей компетенцией принимает участие в подготовке проектов таких нормативных правовых актов по вопросам государственной службы, как: законы Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы и распоряжения руководства Судебного департамента. 5.2. Главный специалист вправе принимать участие в: подготовке информации по вопросам, входящим в его должностные обязанности; подготовке аналитических материалов по направлению деятельности; обсуждении проекта законодательного или нормативного правового акта; внесении предложений по проекту законодательного или нормативного правового акта; подготовке докладной либо служебной записки. VI. Порядок служебного взаимодействия Главного специалиста в связи с исполнением должностных Обязанностей с гражданскими служащими федеральных судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента, гражданскими служащими иных государственных органов, гражданами и организациями 6.1. Главный специалист осуществляет взаимодействие со следующими гражданскими служащими центрального аппарата Судебного департамента: начальником отдела государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения и гражданскими служащими отдела, в котором замещает должность государственной службы; гражданскими служащими структурных подразделений Судебного департамента. 6.2. Главный специалист осуществляет взаимодействие со следующими гражданскими служащими органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: начальниками управлений (отделов) Судебного департамента; гражданскими служащими (наименование должностей и подразделений). 6.3. Главный специалист осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими судов общей юрисдикции. VII. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности главного специалиста 7.1. В организации труда: производительность (выполняемый объем работ); результативность (мера достижения поставленных целей); интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ); соблюдение трудовой дисциплины. 7.2. Своевременность и оперативность, то есть выполнение поручений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки. 7.3. Качество выполненной работы: подготовка документов в соответствии с установленными требованиями; полное и логичное изложение материала; юридически грамотное составление документа; отсутствие стилистических и грамматических ошибок. 7.4. Профессионализм: профессиональная компетентность (знание законодательных, нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами); способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности; способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты; осознание ответственности за последствия своих действий и принимаемых решений; способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. Начальник отдела государственной службой и организационно-штатной работы ------------------ (подпись, число) СОГЛАСОВАНО: Начальник Управления государственной службы и кадрового обеспечения ------------------ (подпись, число) Начальник Юридического отдела ------------------ (подпись, число) Приложение N 2 Лист ознакомления с должностным регламентом ---------------------------------------------------------------------- | N | Фамилия, имя, | Дата и подпись | Дата и номер | Дата и номер | | п/п| отчество | гражданского | приказа о | приказа об | | | (лица, | служащего | назначении на| освобождении | | | назначаемого | (лица) после | должность | от занимаемой | | | на должность | ознакомления с | гражданской | должности | | | гражданской | должностным | службы | гражданской | | | службы) | регламентом и | | службы | | | | получения его | | | | | | копии | | | |----|---------------|----------------|--------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----|---------------|----------------|--------------|---------------| | | | | | | |----|---------------|----------------|--------------|---------------| | | | | | | |----|---------------|----------------|--------------|---------------| | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Примечание: лист ознакомления должен быть рассчитан на примерное количество гражданских служащих, до сведения которых будет доводиться данный должностной регламент в течение времени его действия. |