ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                               РЕШЕНИЕ

         ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                          22 ноября 2005 г.
                             N 01-1/1-05

                                 (Д)


     Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
     председательствующего    -   председателя   Экономического   Суда
Керимбаевой А.Ш.,
     судей   Экономического  Суда:  Абдуллоева  Ф.,  Жолдыбаева  С.Ж.,
Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
     при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
     с  участием  Генерального советника Экономического Суда Лепешкова
Ю.А.,
     представителя  Исполнительного  комитета  Содружества Независимых
Государств Вежновца В.Н.,
     рассмотрев   в   открытом  судебном  заседании  дело  по  запросу
Исполнительного   комитета   Содружества   Независимых   Государств  о
толковании,

                              установил:

     Исполнительный  комитет  СНГ  обратился в Экономический Суд СНГ с
запросом   о  толковании  применения  пункта  9  Решения  Совета  глав
государств  Содружества  Независимых  Государств о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от
2  апреля  1999  года  в  части  сохранения  за  бывшими  сотрудниками
Исполнительного   Секретариата   СНГ,   высвобожденными  от  работы  в
соответствии с указанным Решением, медицинского и санаторно-курортного
обслуживания,   которое   они  имели  на  день  прекращения  работы  в
Исполнительном Секретариате СНГ.
     Основанием  для  запроса  послужило  обращение  в  Исполнительный
комитет СНГ ряда бывших сотрудников Исполнительного Секретариата СНГ -
граждан  Республики  Беларусь,  которые  в  мае 2002 года были сняты с
медицинского  и  санаторно-курортного  обслуживания  в государственном
учреждении  "Республиканская  больница"  Управления  делами Президента
Республики Беларусь.
     Объектом  толкования  является  акт  международной  организации -
Решение   Совета   глав   государств   СНГ   о   совершенствовании   и
реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от
2  апреля  1999  года,  в  котором  содержится  толкуемая  норма.  При
толковании  данного  акта  надлежит определить его нормативно-правовую
природу, а также особенности регулируемых им общественных отношений.
     Предметом   толкования   является  положение  пункта  9  в  части
сохранения  за  бывшими сотрудниками Исполнительного Секретариата СНГ,
высвобожденными  от  работы в соответствии с указанным Решением Совета
глав государств СНГ, медицинского и санаторно-курортного обслуживания,
которое   они  имели  на  день  прекращения  работы  в  Исполнительном
Секретариате СНГ.
     Заслушав    судью-докладчика    Симоняна    Г.В.,   представителя
Исполнительного   комитета   СНГ  Вежновца  В.Н.,  обсудив  заключение
Генерального  советника Лепешкова Ю.А., специалиста Шинкарецкой Г.Г. и
изучив   имеющиеся  в  деле  материалы,  Экономический  Суд  пришел  к
следующим выводам.
     Решение   Совета   глав  государств  СНГ  о  совершенствовании  и
реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от
2  апреля 1999 года подписано Азербайджанской Республикой, Республикой
Армения,   Республикой   Беларусь,   Грузией,  Республикой  Казахстан,
Кыргызской  Республикой,  Республикой  Молдова, Российской Федерацией,
Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в
силу для указанных государств с момента его подписания.
     Пункт  9 Решения Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года
устанавливает,    что   "высвобождение   сотрудников   Исполнительного
Секретариата    СНГ,   Межгосударственного   экономического   комитета
Экономического   союза   и   рабочих  аппаратов  межгосударственных  и
межправительственных  органов  производится  в  порядке и на условиях,
установленных     при    высвобождении    соответствующих    категорий
государственных  служащих государств, гражданами которых они являются,
с  предоставлением  им  предусмотренных  законодательством  социальных
гарантий  и  компенсаций,  в  том числе связанных с выплатой выходного
пособия   и   среднего   денежного  содержания,  а  также  сохранением
медицинского и санаторно-курортного обслуживания, которое они имели на
день прекращения работы в органах СНГ".
     Анализ нормативно-правовой природы Решения Совета глав государств
СНГ от 2 апреля 1999 года позволяет сделать вывод о том, что указанный
документ  представляет  собой  акт  органа международной организации и
содержит  два  вида  норм:  1)  нормы, касающиеся вопросов организации
внутренней деятельности Содружества Независимых Государств, являющиеся
обязательными   как  для  самой  организации,  так  и  для  ее  членов
(внутренняя   регламентация);   2)   нормы,  устанавливающие  права  и
обязанности   государств-участников   вне  рамок  самой  международной
организации,   имеющие   лишь   рекомендательное   значение   (внешняя
регламентация). При этом положения пункта 9 Решения в части сохранения
медицинского    и   санаторно-курортного   обслуживания   за   бывшими
сотрудниками  Исполнительного  Секретариата  СНГ  относятся  к  нормам
второй группы.
     Данный  вывод,  по  мнению  Экономического  Суда,  согласуется  с
положениями  Устава  Содружества  Независимых  Государств,  в  котором
отсутствуют  нормы  об  обязательной силе решений органов Содружества,
касающихся   внешней   регламентации,   а   также  устанавливающих  их
непосредственное      и     прямое     действие     на     территориях
государств-участников.  Часть 3 статьи 1 Устава прямо предусматривает,
что "Содружество... не обладает наднациональными полномочиями". Отсюда
следует,  что  реализация  толкуемого  положения  пункта 9 Решения как
рекомендательной  нормы  возможна  лишь в случае принятия государством
соответствующего нормативного акта.
     Как  видно из содержания пункта 9, государства, принявшие Решение
о  совершенствовании  и  реформировании  структуры органов Содружества
Независимых  Государств  от  2  апреля  1999  года,  избрали отсылку к
национальному   законодательству   как   способ   согласования   права
международной  организации с внутригосударственными нормами. Положения
пункта  9  являются общими по содержанию и обязывают руководствоваться
нормами, содержащимися в актах национального законодательства.
     Положение   пункта   9   в   части   сохранения   медицинского  и
санаторно-курортного  обслуживания  носит  рекомендательный  характер,
является    нормой-поручением   органам   тех   государств-участников,
законодательство  которых  не содержит соответствующих норм, сохранить
(до  принятия  международного  или  национального  акта  регулирующего
указанные   вопросы)   за  высвобождаемыми  сотрудниками  органов  СНГ
медицинское  и  санаторно-курортное обслуживание, которое они имели на
день прекращения работы в органах СНГ.
     Государства-участники    Содружества,   подписавшие   Решение   о
совершенствовании  и реформировании органов СНГ от 2 апреля 1999 года,
вправе  были  самостоятельно определять, в какой форме или посредством
каких  процедур  и  механизмов реализовать положения пункта 9. Об этом
свидетельствует и практика применения указанного пункта. По сообщениям
государств-участников Содружества, вопрос о форме (способе) реализации
пункта     9     Решения     относится     исключительно    к    сфере
внутригосударственного регулирования.
     Экономический   Суд   отмечает,  что  при  толковании  применения
положения пункта 9 Решения Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999
года   необходимо   учитывать  и  другие  акты,  регулирующие  вопросы
медицинского  обслуживания сотрудников органов Содружества Независимых
Государств.  В  частности, порядок и условия медицинского обслуживания
сотрудников   органов   Содружества   впервые  в  полном  объеме  были
определены   Соглашением   о   правовом   статусе  должностных  лиц  и
сотрудников  органов  Содружества  Независимых Государств от 25 апреля
2003  года и Положением об условиях оплаты труда в органах Содружества
Независимых  Государств, финансируемых из единого бюджета органов СНГ,
утвержденным  Решением  Совета глав правительств СНГ от 25 апреля 2003
года.
     Статья  15  Соглашения  о  правовом  статусе  должностных  лиц  и
сотрудников  органов  Содружества  Независимых Государств от 25 апреля
2003  года  устанавливает,  что  "обеспечение  сотрудников во время их
работы  в органе Содружества медицинским обслуживанием производится за
счет  средств органов Содружества на основании заключенных договоров с
соответствующими  учреждениями государства пребывания". Часть 2 статьи
18  Соглашения  определяет,  что  "в случае возникновения противоречий
между положениями настоящего Соглашения и документами, ранее принятыми
в рамках Содружества, действует настоящее Соглашение".
     Кроме того, пункт 14 Положения об условиях оплаты труда в органах
Содружества  Независимых  Государств, финансируемых из единого бюджета
органов  СНГ,  от  25 апреля 2003 года установил, что "для сотрудников
Исполнительного  комитета  СНГ  в  период их работы в указанном органе
предусматривается  медицинское  обеспечение  за  счет  средств единого
бюджета  органов Содружества по договорам, заключаемым с учреждениями,
осуществляющими  медицинское  обслуживание сотрудников соответствующих
органов  исполнительной  власти  (министерств  и ведомств) государства
пребывания  органа  СНГ".  За  счет  средств  единого  бюджета органов
Содружества   и   в   том   же   порядке   обеспечиваются  медицинским
обслуживанием  сотрудники аппарата Межгосударственного статистического
комитета и Экономического Суда Содружества (пункт 15 Положения).
     Вопросы санаторно-курортного обеспечения сотрудников органов СНГ,
а  также  сохранения  медицинского  обслуживания за высвобождаемыми от
занимаемых   должностей   сотрудниками   указанными   выше  актами  не
регламентируются.  Положения  пункта  9 Решения Совета глав государств
СНГ   от  2  апреля  1999  года  в  части  сохранения  медицинского  и
санаторно-курортного  обслуживания касаются только сотрудников органов
СНГ, высвобождаемых от работы на основании этого Решения, и рассчитаны
на  временное  применение  в  силу  приоритета  норм последующих актов
Содружества, упомянутых выше.
     Экономический Суд отмечает, что медицинское и санаторно-курортное
обслуживание   сотрудников   Исполнительного   Секретариата   СНГ   на
территории Республики Беларусь осуществлялось в соответствии с пунктом
3 Распоряжения Президента Республики Беларусь от 28 сентября 1994 года
N 18 рп и сохранялось до принятия Указа Президента Республики Беларусь
"О    медицинском    обслуживании    в    государственном   учреждении
"Республиканская  больница"  Управления  делами  Президента Республики
Беларусь"  от  2  апреля 2002 года N 174. Указ не содержит специальных
норм, предусматривающих сохранение медицинского и санаторно-курортного
обслуживания   за   бывшими   сотрудниками  органов  СНГ,  и  как  акт
национального   законодательства,   принятый  позднее,  имеет  большую
юридическую силу.
     Изучение  практики применения в государствах-участниках положения
пункта   9   Решения  от  2  апреля  1999  года  свидетельствует,  что
действующее законодательство Республики Армения, Республики Казахстан,
Кыргызской  Республики,  Республики Молдова, Украины также не содержит
специальных  актов или норм, предусматривающих сохранение медицинского
и  санаторно-курортного  обслуживания  за бывшими сотрудниками органов
Содружества.
     На  основании  изложенного  и  руководствуясь  пунктами  5  и  16
Положения  об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, а
также  пунктами  143  и 148 Регламента Экономического Суда Содружества
Независимых Государств, Экономический Суд

                                решил:

     По   запросу  Исполнительного  комитета  Содружества  Независимых
Государств  дать  следующее  толкование  применения  пункта  9 Решения
Совета    глав    государств   Содружества   о   совершенствовании   и
реформировании органов СНГ от 2 апреля 1999 года в части сохранения за
бывшими сотрудниками Исполнительного Секретариата СНГ, высвобожденными
от  работы  в соответствии с указанным Решением Совета глав государств
СНГ,  медицинского  и  санаторно-курортного  обслуживания, которые они
имели на день прекращения работы в Исполнительном Секретариате СНГ:
     1.  Норма, содержащаяся в пункте 9 Решения Совета глав государств
Содружества    Независимых    Государств    о    совершенствовании   и
реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от
2  апреля  1999  года,  в  части  сохранения  за  бывшими сотрудниками
Исполнительного   Секретариата   СНГ,   высвобожденными  от  работы  в
соответствии с указанным Решением, медицинского и санаторно-курортного
обслуживания,   которое   они  имели  на  день  прекращения  работы  в
Исполнительном  Секретариате  СНГ,  не  обладает  прямым  действием на
территории  государств-участников  СНГ,  если  иное  не  предусмотрено
национальным законодательством.
     2.  Норма  пункта  9  Решения  Совета глав государств Содружества
Независимых  Государств о совершенствовании и реформировании структуры
органов  Содружества  Независимых  Государств  от  2  апреля 1999 года
создает  реальные  права  и  обязанности  для  субъектов,  которым она
адресована,  при  условии  закрепления  данного правила в национальном
законодательстве.
     3.  Копию  Решения направить Исполнительному комитету Содружества
Независимых     Государств,    правительствам    государств-участников
Содружества Независимых Государств.
     4.  Решение  подлежит  опубликованию  в  изданиях  Содружества  и
средствах   массовой  информации  государств-участников  Соглашения  о
статусе  Экономического  Суда  Содружества Независимых Государств от 6
июля 1992 года.
     5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
                                                        А.Ш.КЕРИМБАЕВА
22 ноября 2005 г.
N 01-1/1-05
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru