О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 19.04.06 0100/4510-06-32

                     О ПРИНЯТИИ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ
           НА ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,
        НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, В ЦЕЛЯХ
              ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА КАЧЕСТВО
                 И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          19 апреля 2006 г.
                          N 0100/4510-06-32

                                 (Д)


     В   настоящее  время  территориальными  управлениями  Федеральной
службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека по субъектам Российской Федерации во исполнение Постановления
Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от
15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции"
и    в    соответствии   с   указаниями,   содержащимися   в   письмах
Роспотребнадзора  от  22.03.2006  N  0100/3167-06-32,  от 25.03.2006 N
0100/3267-06-23,  от  04.04.2006  N  0100/3835-06-23 и от 09.04.2006 N
0100/4023-06-23  проводятся  мероприятия  по контролю, направленные на
проверку  соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оборот
на    территории    Российской    Федерации   алкогольной   продукции,
соответствующих     требований    санитарного    законодательства    и
законодательства о защите прав потребителей.
     Целью   указанных  мероприятий  является  обеспечение  реализации
гарантированных государством прав потребителей на приобретение товаров
надлежащего  качества  и  безопасных  для их жизни и здоровья, а также
защита   потребительского   рынка   от   некачественной,   опасной   и
фальсифицированной    продукции    за    счет    контроля   соблюдения
индивидуальными    предпринимателями    и    юридическими   лицами   в
соответствующей  части  обязательных требований Федерального закона от
30.03.1999   N   52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии
населения",  Закона  Российской  Федерации  от  07.02.1992 N 2300-1 "О
защите  прав  потребителей", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Федерального закона от
22.11.1995  N  171-ФЗ  "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     В  этой связи продолжает вызывать озабоченность неснижаемый объем
выявляемого    несоответствия   алкогольной   продукции   производства
Республики Молдова и Республики Грузия установленным физико-химическим
и  органолептическим  показателям  (заявленному  содержанию  этилового
спирта,  остаточного  сахара, титруемой кислотности, общему содержанию
сернистой   кислоты  и  др.),  что  среди  прочего  свидетельствует  о
несоблюдении продавцами требований п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав
потребителей", закрепляющего на этот счет соответствующую императивную
норму,  а  импортерами  -  положений п. 3 ст. 13 ФЗ "О государственном
регулировании  производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей  продукции",  определяющего, что качество ввозимой на
таможенную   территорию  Российской  Федерации  алкогольной  продукции
должно  быть  не  ниже  совокупности ее соответствующих характеристик,
предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями в
области производства и оборота алкогольной продукции.
     Помимо  этого  во  многих  случаях проверяемая продукция не может
быть   надлежащим  образом  идентифицирована,  что  в  конечном  итоге
свидетельствует  о  введении  потребителей  в  заблуждение об истинных
потребительских  свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми
нарушениями установленных законодательством требований к информации не
обеспечивает  возможности их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ
"О  защите  прав  потребителей")  и пригодность для целей, для которых
товар  такого рода обычно используется (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите
прав потребителей").
     Особую  тревогу  вызывает  тот  факт,  что  в  значительной  доле
исследованных  образцов  продукции,  ввезенной из Республики Молдова и
Республики  Грузия и произведенной на территории этих государств, были
обнаружены  пестициды  (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан),
относящиеся  к  группе так называемых стойких органических загрязнений
(СОЗ),  которые  запрещены  к применению соответствующей Стокгольмской
конвенцией о СОЗ (Стокгольм, 22 мая 2001 г.), вступившей в силу 17 мая
2004  года,  по  причине  их  способности  накапливаться  в  организме
человека,   нарушать   его   репродуктивную  и  гормональную  системы,
приводить  к  генетическим  мутациям  и врожденным дефектам, а также к
снижению иммунного статуса.
     Так,     только    по    данным    территориального    управления
Роспотребнадзора   по   городу  Москве  (за  период  с  23.03.2006  по
18.04.2006)   его   специалистами   было  отобрано  и  направлено  для
лабораторных  исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
городе  Москве  и  его  филиалы  в административных округах более 1100
образцов  алкогольной  продукции.  Из 901 исследованного образца (вина
различных   наименований)   в   473  (52,7%)  отмечено  несоответствие
гигиеническим  нормативам. При этом алкогольной продукции производства
Республики   Грузия   было   исследовано   280  образцов,  из  которых
неудовлетворительными  были  признаны  172  (61%),  причем  30  из них
содержали пестициды.
     В  отношении вин и виноматериалов производства Республики Молдова
за  тот  же  период было исследовано 433 образца продукции, из которых
214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным требованиям, а
60 (или 26,3% от общего количества неудовлетворительных результатов) -
содержали пестициды.
     В результате, по материалам контрольных (надзорных) мероприятий и
лабораторных        исследований        были       оформлены       118
санитарно-эпидемиологических  заключений  о несоответствии алкогольной
продукции  производства Республик Молдова и Грузия санитарным нормам и
правилам,  приостановлен  ввоз  в Москву 60 тыс. дал виноматериалов из
Республики  Молдова  и  реализация 1345871 литра алкогольной продукции
(производства  Республики Молдова - 67143,7 л, производства Республики
Грузия  - 54829 л) в предприятиях оптовой и розничной торговли в связи
с    непредставлением    санитарно-эпидемиологических   заключений   и
сопроводительных   документов   на   продукцию,  а  также  реализацией
продукции с нарушением установленных требований к маркировке.
     По  сведениям  территориального  управления  Роспотребнадзора  по
Свердловской области из 54 образцов алкогольной продукции производства
Республики  Молдова  23,  или  42,6%,  по  результатам соответствующих
лабораторных    исследований    не    соответствовали    установленным
гигиеническим  нормативам  (по  продукции  Республики  Грузия - каждая
вторая проба).
     В  Курганской  области  удельный вес отрицательных проб составил:
45%  -  по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по грузинской. В
Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
     В     Калининградской     области    при    среднем    показателе
неудовлетворительных  лабораторных  исследований  отбираемых  образцов
алкогольной  продукции  18,5%, в отношении продукции Республики Грузия
он  оказался  равным  55%  (при  этом  по коньяку он достиг абсолютной
забраковки, т.е. 100%).
     В  Амурской  области  тот же средний показатель, равный 28,6%, по
вину  грузинского производства был превышен более чем на 10%, составив
39%.
     В  целом  же  по  Российской Федерации за период с 15 марта по 15
апреля  2006  г.  13403  партии алкогольной продукции территориальными
управлениями   Роспотребнадзора   были  признаны  не  соответствующими
установленным требованиям, из которых 74% пришлось на долю алкогольной
продукции  производства Республики Молдова (вино - 9540 партий, коньяк
-  291  партия) и 21% на долю продукции Республики Грузия (вино - 2947
партий,  коньяк  - 149 партий). При этом по молдавскому коньяку из 160
исследованных проб не соответствовали нормативным требованиям 43 пробы
(26,9%), по грузинскому - 16 (19,5%) из 82.
     При    этом   так   или   иначе   территориальными   управлениями
Роспотребнадзора отмечаются многочисленные случаи реализации указанной
продукции   без   сопроводительной   документации,   а   также   факты
непредставления  копий  справок  к  грузовой  таможенной  декларации и
продажи  алкогольных  напитков с нарушением установленных требований к
ее  маркировке,  что  свидетельствует  о  несоблюдении  хозяйствующими
субъектами   соответствующих  положений  ст.  ст.  10.2  и  16  ФЗ  "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции", Постановления Правительства
Российской  Федерации от 08.02.2006 N 80 и Постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
     Кроме  того,  следует  отметить, что факты ненадлежащего качества
винодельческой  продукции производства Республики Молдова и Республики
Грузия   отмечаются   не   только   территориальными   управлениями  и
учреждениями  Роспотребнадзора,  но и соответствующими уполномоченными
организациями  Федерального  агентства по техническому регулированию и
метрологии.
     Так,  по  сведениям  Орехово-Зуевского филиала ФГУ "Менделеевский
ЦСМ",    проводившего    соответствующие    исследования   на   основе
аттестованного   в   установленном   порядке   метода   по   выявлению
синтетических  красителей  в  винах, указанные красители (в частности,
Е-124,  Е-122)  в  грузинских  и  молдавских  винах присутствуют в 40%
случаев (в концентрации от 10 до 130 мг/л).
     Между  тем,  как  уже  неоднократно  отмечалось Роспотребнадзором
ранее,  согласно  положению,  закрепленному  п.  2  ст. 4 Закона РФ "О
защите прав потребителей", продавец, осуществляющий продажу товаров по
договору  розничной  купли-продажи, обязан передать потребителю товар,
пригодный   для   целей,   для   которых   товар  такого  рода  обычно
используется.   При   этом   потребитель  имеет  право  на  то,  чтобы
алкогольная  продукция, как и любой другой товар, при обычных условиях
ее  использования  была безопасна для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7
Закона  РФ  "О  защите  прав  потребителей"),  отвечая при этом обычно
предъявляемым    к    пищевым    продуктам    требованиям    в   части
органолептических  и  физико-химических показателей, и соответствовала
установленным   нормативными  документами  требованиям  к  допустимому
содержанию  химических  (в  том  числе  радиоактивных),  биологических
веществ  и  их  соединений,  микроорганизмов  и  других представляющих
опасность  биологических  организмов  (п.  1  ст.  15 ФЗ "О качестве и
безопасности пищевых продуктов").
     В   этой   связи   очевидно,   что  нахождение  в  обороте  и  на
потребительском  рынке  алкогольной  продукции производства Республики
Молдова  и Республики Грузия, не соответствующей не только нормативным
и  законодательно закрепленным, но и обычно предъявляемым требованиям,
не     обеспечивает    соответствующее    санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения, является нарушением установленных законом прав
потребителей и представляет опасность для здоровья нынешнего и будущих
поколений.
     С  учетом  изложенного и рассматривая государственный контроль за
качеством  и безопасностью алкогольной продукции как важнейший элемент
государственного  регулирования в области ее оборота, направленного на
защиту экономических интересов Российской Федерации и обеспечение нужд
потребителей  в  указанной  продукции,  руководствуясь  п.  1  ст.  51
Федерального      закона      от     30.03.1999     N     52-ФЗ     "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения", ст. ст. 23, 25
Федерального   закона   от  22.11.1995  N  171-ФЗ  "О  государственном
регулировании  производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей  продукции"  предлагаю  всем хозяйствующим субъектам,
осуществляющим  оборот  алкогольной  продукции производства Республики
Молдова и Республики Грузия, т.е. закупку (импорт), поставку, хранение
и  розничную  реализацию, принять меры, направленные на прекращение ее
реализации и изъятие из оборота.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
19 апреля 2006 г.
N 0100/4510-06-32