О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 21.11.2005 N 776 (ВЗАМЕН ПИСЕМ N 0100/1049-06-32 ОТ 03.02.2006 И N 0100/2254-06-32 ОТ 01.03.2006). Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 12.05.06 0100/5326-06-32

              О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
         ОТ 21.11.2005 N 776 (ВЗАМЕН ПИСЕМ N 0100/1049-06-32
           ОТ 03.02.2006 И N 0100/2254-06-32 ОТ 01.03.2006)

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                            12 мая 2006 г.
                          N 0100/5326-06-32

                                 (Д)


     Анализ  хода  реализации  Приказа Федеральной службы по надзору в
сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия человека от 21 ноября
2005  года  N  776  "О  санитарно-эпидемиологической  экспертизе видов
деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее
-  Приказ)  свидетельствует,  что  в  ряде  территорий допускаются его
неправильное толкование и применение.
     Проведение   санитарно-эпидемиологических   экспертиз  для  целей
государственного    санитарно-эпидемиологического    надзора    должно
осуществляться   Центром   гигиены  и  эпидемиологии.  Это  требование
обусловлено  Федеральным  законом  от  30  марта  1999  г.  N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения" и Положением об
осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Российской   Федерации,   утвержденным   Постановлением  Правительства
Российской   Федерации   от  15  сентября  2005  г.  N  569,  которыми
установлено,  что  Центры  гигиены  и  эпидемиологии осуществляют свою
деятельность       в      целях      обеспечения      государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора.  Для  выполнения  этой  задачи
федеральным бюджетом предусмотрено соответствующее финансирование.
     Вместе   с  тем  необходимо  отметить,  что  в  целях  проведения
санитарно-эпидемиологической  экспертизы, расследования, обследования,
исследования,    испытания    субъекты    предпринимательства   вправе
самостоятельно  обратиться  в  любую  организацию,  аккредитованную  в
установленном  порядке, в том числе и в Центр гигиены и эпидемиологии,
для  которого  в  этом  случае  проведение  указанных  работ  является
предпринимательской   деятельностью,   выполняемой  в  соответствии  с
уставом.
     Основанием   для   проведения  Центром  гигиены  и  эпидемиологии
санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках надзора в соответствии
с   Федеральным   законом   от   30   марта   1999  года  N  52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"    являются
предписания   главного   государственного   санитарного   врача   (его
заместителя)  в  Центры гигиены и эпидемиологии ((подпункт 4) пункта 1
статьи   51   Федерального   закона).   Иных   оснований   действующее
законодательство не предусматривает.
     Таким  образом,  оценка продукции, а также оценка объекта с целью
определения   возможности   осуществления   на  нем  конкретного  вида
деятельности,  в  том  числе и с проведением экспертиз, расследований,
обследований,    исследований,    испытаний    и    токсикологических,
гигиенических   и   иных   видов  оценок,  является  составной  частью
государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
     В  случаях,  если  при  производстве  по делу об административном
правонарушении  возникает  необходимость  в  использовании специальных
познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и этими возможностями
на  располагает Центр гигиены и эпидемиологии, главный государственный
санитарный  врач  или  его  заместитель в соответствии со статьей 26.4
КоАП  РФ  выносит  определение  о  назначении  экспертизы. Определение
обязательно   для  исполнения  экспертами  или  учреждениями,  которым
поручено проведение экспертизы.
     Право  отбора  для  исследований проб и образцов продукции, в том
числе  продовольственного  сырья  и пищевых продуктов, закреплено п. 1
статьи  50  Федерального  закона  от  30  марта  1999  года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     При  отборе проб следует руководствоваться статьей 3 Федерального
закона  от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении  государственного
контроля  (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие должно
проводиться     уполномоченными     должностными     лицами    органов
государственного  контроля  (надзора)  с составлением соответствующего
акта, а также статьей 26.5 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо,
осуществляющее    производство    по    делу    об    административном
правонарушении,  вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров
и  иных  предметов,  необходимые  для  проведения экспертизы. При этом
следует   отметить,   что  в  случае,  если  отбор  проб  осуществляет
специалист  Центра  гигиены  и  эпидемиологии, обязательно присутствие
уполномоченного   должностного   лица  территориального  управления  и
подписание им акта отбора проб.
     Выдача    санитарно-эпидемиологических    заключений    на   виды
деятельности  (работы,  услуги),  продукцию,  проектную  документацию,
предназначенные   для   использования   на  объектах  железнодорожного
транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление
Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия   человека  по  железнодорожному  транспорту  (пункт  4.2
Приказа).  В  соответствии  со  ст. 2 Федерального закона от 10 января
2003   года   N  17-ФЗ  "О  железнодорожном  транспорте  в  Российской
Федерации"    железнодорожный    транспорт    общего   пользования   -
производственно-технологический    комплекс,    включающий    в   себя
инфраструктуры  железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной
состав,   другое   имущество   и   предназначенный   для   обеспечения
потребностей   физических   лиц,   юридических  лиц  и  государства  в
перевозках   железнодорожным   транспортом   на   условиях  публичного
договора,  а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими
перевозками.   Таким   образом,   выдача  санитарно-эпидемиологических
заключений  на  другие  виды деятельности (работы, услуги), продукцию,
проектную  документацию Территориальным управлением Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
железнодорожному транспорту является неправомочной.
     В  приложении  4  к Приказу от 21.11.2005 N 776 приведены те виды
деятельности,   которые   могут   осуществляться  только  при  наличии
санитарно-эпидемиологического     заключения,     что    предусмотрено
соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в том
числе и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
     Санитарно-эпидемиологические    заключения    на    деятельность,
подлежащую   лицензированию,  а  также  на  производство  новых  видов
(впервые   разрабатываемых   и   внедряемых  в  производство)  пищевых
продуктов,  пищевых  добавок,  продовольственного  сырья  выдаются  на
безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения
срока действия.
     Федеральный   закон   от   30   марта   1999   года  N  52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" предусматривает,
что  ввод  в  эксплуатацию  построенных  и реконструированных объектов
допускается  при  наличии  санитарно-эпидемиологических  заключений  о
соответствии  таких  объектов  санитарным  правилам.  Оформление таких
заключений    производится    территориальными   управлениями   и   их
территориальными   отделами  на  бланках  санитарно-эпидемиологических
заключений   на   виды   деятельности   (работ,  услуг)  на  основании
результатов               осуществления               государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора. При необходимости к проведению
санитарно-эпидемиологических  экспертиз  привлекаются Центры гигиены и
эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача
санитарно-эпидемиологических  заключений территориальными управлениями
в  этих  случаях  осуществляется  на  безвозмездной  основе. Указанные
заключения оформляются без ограничения срока действия.
     Санитарно-эпидемиологические     заключения     на     продукцию,
перечисленную  в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую для
таможенного   оформления  в  субъект  Российской  Федерации,  выдаются
Федеральной  службой  по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и
благополучия   человека,   но  не  ее  территориальными  управлениями,
независимо от места таможенного оформления груза.
     При   выдаче   санитарно-эпидемиологических   заключений  на  вид
деятельности,  работ,  услуг с использованием источников ионизирующего
излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами
ОСПОРБ-99   СП   2.6.1.799-99,   в   п.   5.4.3   которых  определено:
"Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы
с    источниками    ионизирующего    излучения   санитарным   правилам
действительно  на  срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О
сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ" (исх. N
0100/11744-05027 от 22.12.2005) считать недействительным. Приложение N
3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие
повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N
5,  п.  12  Приказа  распространяется  и  на  минеральное сырье. Ранее
выданные    санитарно-эпидемиологические   заключения   действуют   до
окончания указанного в них срока действия.
     По  имеющейся  информации,  в  ряде  территорий допускаются факты
издания  писем,  комментариев,  искажающих  смысл  Приказа Федеральной
службы  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека  от  21  ноября  2005  года  N  776,  в которых расширительно
толкуются  права  и  полномочия  Центров  гигиены и эпидемиологии, что
недопустимо.
     Территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав потребителей и благополучия человека и их территориальным
отделам   следует  установить  постоянный  контроль  за  деятельностью
Центров  гигиены  и  эпидемиологии  и  их  филиалов,  в том числе и по
вопросам   организации   и   проведения   санитарно-эпидемиологической
экспертизы  видов  деятельности  (работ,  услуг), продукции, проектной
документации.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
12 мая 2006 г.
N 0100/5326-06-32