ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ ОТДЕЛЕ ТАМОЖНИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА 2 мая 2006 г. N 404 (Д) В целях повышения уровня правовой работы в таможнях, в соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2005 N 49 "О типовых структурах таможен и таможенных постов и численности должностных лиц и работников таможен и таможенных постов" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о правовом отделе таможни (далее - Типовое положение). 2. Начальникам таможен в месячный срок обеспечить на основании Типового положения разработку положения о правовом отделе таможни, его представление на согласование в правовое подразделение вышестоящего таможенного органа и утверждение. 3. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 29.03.2002 N 276 "Об утверждении Типового положения о правовом отделе таможни". 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарова. Руководитель, генерал-полковник таможенной службы А.Е.ЖЕРИХОВ 2 мая 2006 г. N 404 Приложение к Приказу ФТС России от 2 мая 2006 года N 404 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ ОТДЕЛЕ ТАМОЖНИ I. Общие положения 1. Правовой отдел (далее - Отдел) является структурным подразделением таможни, созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне и на подчиненных таможне таможенных постах (далее - таможенные посты), обеспечения законности их деятельности, информирования и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также для реализации права лиц на обжалование решений, действий (бездействия) таможни и таможенных постов и их должностных лиц. 2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами вышестоящих таможенных органов и таможни, а также настоящим Типовым положением. 3. Организационное и методическое руководство деятельностью Отдела осуществляет правовое подразделение вышестоящего таможенного органа, а в части выполнения задач и функций, возложенных на Отдел, - начальник таможни. Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник правового отдела (далее - начальник Отдела). 4. Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела формируется с учетом планов работы вышестоящих таможенных органов и таможни, целевых программ и концепций и утверждается начальником таможни. 5. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенными постами. 6. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку. 7. При невозможности создания в таможне Отдела по решению начальника таможни его основные задачи, функции и права возлагаются на отдельное должностное лицо или функциональную группу должностных лиц по направлению деятельности. II. Основные задачи Отдела 8. Правовое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ими своих функций. 9. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, правовым актам вышестоящих таможенных органов проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком таможней и таможенными постами. 10. Выявление правовых пробелов и коллизий актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела в правоприменительной деятельности таможни и таможенных постов и представление в вышестоящий таможенный орган предложений об их устранении. 11. Обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России. 12. Контроль за соблюдением должностными лицами таможни и таможенных постов законности при привлечении лиц к административной ответственности. 13. Контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни, а также таможенных постов при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела. 14. Анализ соблюдения законодательства Российской Федерации при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела. 15. Координация деятельности по проведению анализа причин, порождающих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни и таможенных постов, а также причин оспаривания решений, действий (бездействия) указанных должностных лиц в судебные органы. 16. Информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. 17. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов, связанное с правовыми вопросами. 18. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц таможни и таможенных постов. 19. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни и таможенных постов. 20. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц таможни и таможенных постов. III. Функции Отдела 21. Подготовка самостоятельно либо участие в подготовке совместно с подразделениями таможни и таможенными постами проектов правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни. 22. Проведение правовой экспертизы на соответствие законодательству Российской Федерации проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни и таможенными постами, издание или утверждение которых входит в компетенцию таможни. 23. Обобщение и анализ судебной и правоприменительной практики таможни и таможенных постов, разработка предложений по принятию мер реагирования, направленных на устранение и предупреждение причин и условий признания незаконными решений, действий (бездействия) таможни, таможенных постов и (или) их должностных лиц. Контроль за эффективностью мер реагирования, применяемых таможней и таможенными постами. 24. Подготовка и внесение на рассмотрение начальника таможни и правового подразделения вышестоящего таможенного органа предложений о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни и вышестоящих таможенных органов либо об их отмене. 25. Применение мер по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни и таможенными постами актов таможенного законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России и правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера. 26. Подготовка отчетов, а также справочных, аналитических и информационных материалов о правовой деятельности таможни и таможенных постов и направление их в установленном порядке в вышестоящие таможенные органы. 27. Участие в подготовке сборников, справочников, пособий и собраний нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 28. Контроль за соответствием технологий таможенного оформления и таможенного контроля и порядка взаимодействия между структурными подразделениями таможни и таможенных постов, применяемых ими, законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Минэкономразвития России и правовым актам ФТС России. 29. Систематизированный учет поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов, их сбор, накопление, хранение и поддержание соответствующей базы в актуальном состоянии. 30. Комплектация библиотеки таможни юридической литературой, оформление подписки на правовые периодические издания. 31. Участие совместно с другими структурными подразделениями таможни и таможенными постами в оборудовании информационных стендов по вопросам таможенного законодательства для информирования заинтересованных лиц. 32. Организация и контроль обеспечения таможенными постами доступа заинтересованных лиц к организуемым в местах таможенного оформления информационным стендам с информацией о правовых актах, регламентирующих порядок совершения основных таможенных операций, в том числе информацией о правилах перемещения товаров физическими лицами. 33. Обеспечение в таможне, в том числе с использованием информационных технологий, свободного бесплатного доступа заинтересованных лиц к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела. 34. Предоставление бесплатно консультаций заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России и правовыми актами ФТС России. 35. Оказание по поручению начальника таможни помощи структурным подразделениям таможни и таможенным постам и их должностным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации. 36. Участие в организации совместно с кадровым подразделением таможни и филиалами Российской таможенной академии правовой подготовки должностных лиц таможни и таможенных постов. Участие в разработке программ правового обучения указанных должностных лиц. 37. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (службу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с прохождением службы, привлечении должностных лиц к ответственности и увольнении со службы. 38. Судебная защита государственных интересов и интересов таможенных органов при рассмотрении судами дел с участием таможенных органов в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и правовыми актами вышестоящих таможенных органов. 39. Обучение и консультирование должностных лиц структурных подразделений таможни и таможенных постов по вопросам компетенции Отдела и приобретения навыков участия в судебных процессах по защите государственных интересов и интересов таможенных органов. 40. Участие совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении хозяйственных договоров, проведение правовой экспертизы представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов хозяйственных договоров. 41. Принятие мер по устранению нарушений договорных обязательств в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. 42. Принятие мер совместно с отделом бухгалтерского учета и финансовой экспертизы по возмещению материального ущерба, причиненного таможне. 43. Контроль работы по исполнению судебных актов совместно с подразделением исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях таможни. 44. Участие по решению начальника таможни в служебных проверках в таможне и на таможенных постах и участие в подготовке в пределах компетенции Отдела заключений по материалам служебных проверок. 45. Рассмотрение обращений физических и юридических лиц, подготовка совместно с другими структурными подразделениями таможни ответов на них, направление их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, а также контроль своевременного и полного рассмотрения указанных обращений таможенными постами. 46. Проверка в связи с жалобами лиц и актами прокурорского реагирования законности и обоснованности решений, действий (бездействия) должностных лиц таможни, за исключением начальника таможни, и таможенных постов в сфере таможенного дела. Подготовка проектов решений и ответов таможни по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможни, и обеспечение их исполнения. 47. Проверка в связи с жалобами лиц и актами прокурорского реагирования постановлений таможенных постов по делам об административных правонарушениях, а также решений должностных лиц таможни и таможенных постов, принятых в ходе производства по таким делам. Подготовка материалов для рассмотрения жалоб и протестов на постановления таможенных постов по делам об административных правонарушениях, обеспечение процедуры пересмотра таких постановлений. Подготовка проектов решений и ответов таможни по жалобам лиц и актам прокурорского реагирования на постановления по делам об административных правонарушениях и решения, принятые в ходе производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможни. Регистрация и учет поступивших в таможню жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, уведомлений о дате, времени и месте рассмотрения жалоб, вызовов для участия в их рассмотрении, а также решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и протестов; ведение согласно установленному порядку журналов, необходимых для регистрации и учета. 48. Проверка в порядке ведомственного контроля законности и обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных постов и их должностных лиц в пределах компетенции Отдела. 49. Подготовка от имени таможни в пределах компетенции Отдела проектов решений об отмене или изменении в порядке ведомственного контроля неправомерных решений таможенных постов, их должностных лиц и должностных лиц таможни (за исключением начальника таможни либо лица, его замещающего). Внесение на рассмотрение руководства таможни предложений о необходимости принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таможенных постов и таможни (за исключением начальника таможни либо лица, его замещающего), выявленных при осуществлении ведомственного контроля, в соответствии с компетенцией Отдела. 50. Участие в подготовке и проведении информационных, консультативных встреч, совещаний с представителями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных и иных государственных органов. 51. Проведение правовой экспертизы материалов, подготовленных по вопросам таможенного дела для публикации в средствах массовой информации. 52. Организация взаимодействия с правовыми подразделениями органов законодательной и исполнительной власти, судебными органами в регионе деятельности таможни для выработки единой правоприменительной практики. 53. Представление в вышестоящие таможенные органы сведений о состоянии законности при привлечении лиц к административной ответственности, а также при осуществлении иных функций в области таможенного дела. 54. Иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России. IV. Права Отдела 55. Отдел для выполнения возложенных задач и функций имеет право: 1) получать в первоочередном порядке поступающие в таможню, а также издаваемые таможней и таможенными постами правовые акты и иные документы; 2) осуществлять контроль соблюдения законодательства Российской Федерации должностными лицами таможни и таможенных постов в пределах компетенции Отдела; 3) запрашивать и получать от должностных лиц таможни и таможенных постов документы правового характера, а также иные необходимые сведения; 4) запрашивать в связи с жалобами, актами прокурорского реагирования, а также для проверки в порядке ведомственного контроля материалы, касающиеся обжалуемых (опротестовываемых, пересматриваемых) решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела; 5) запрашивать в связи с жалобами и актами прокурорского реагирования дела об административных правонарушениях, а также иные документы и сведения, касающиеся привлечения лиц к административной ответственности за административные правонарушения, необходимые для рассмотрения жалоб лиц и актов прокурорского реагирования; 6) привлекать с согласия начальников структурных подразделений таможни или начальника таможенного поста должностных лиц к осуществлению мероприятий, связанных с организацией правовой работы; 7) привлекать должностных лиц структурных подразделений таможни к оказанию методологической и практической помощи при информировании и консультировании заинтересованных лиц и подготовке проектов ответов на их запросы, а также при подготовке материалов к судебным заседаниям в ходе рассмотрения судами дел с участием таможни и для непосредственного участия в судебных заседаниях; 8) возвращать исполнителям на доработку не соответствующие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам в области таможенного дела, правовым актам ФТС России проекты документов и давать рекомендации по устранению выявленных противоречий; 9) готовить рекомендации по вопросам правовой деятельности таможни и таможенных постов; 10) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами, а также создавать собственные базы данных; 11) представлять интересы таможни в территориальных органах законодательной и исполнительной власти, а также иных органах и организациях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела; 12) готовить проекты запросов в территориальные органы законодательной и исполнительной власти, другие государственные органы и организации о представлении необходимых сведений; 13) принимать участие в подготовке и проведении совещаний и иных мероприятий, проводимых таможней, по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; 14) вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о совершенствовании своей деятельности, в том числе по кадровым вопросам; 15) привлекать должностных лиц структурных подразделений таможни к проведению анализа судебной и правоприменительной практики таможни и таможенных постов, а также к разработке предложений по принятию мер реагирования, направленных на устранение и предупреждение причин и условий признания незаконными решений, действий (бездействия) таможни, таможенных постов и (или) их должностных лиц. 56. Отдел имеет иные права, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами ФТС России. V. Заключительные положения 57. Штатная численность должностных лиц Отдела утверждается приказом таможни. 58. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с правовым подразделением вышестоящего таможенного органа. В период отсутствия начальника Отдела исполнение его обязанностей возлагается на его заместителя или на должностное лицо таможни, назначенное в установленном порядке приказом таможни. 59. Должностные обязанности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (должностными регламентами), утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России. 60. Должностные лица Отдела назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям. 61. Начальник Отдела: 1) руководит всей деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач, функций, планов работы Отдела; 2) обеспечивает и контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации структурными подразделениями таможни и таможенными постами; 3) несет персональную ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации визируемых им проектов правовых актов; 4) обеспечивает своевременное представление отчетов, информационно-аналитических материалов и сведений о правовой деятельности таможни в вышестоящие таможенные органы; 5) распределяет обязанности между должностными лицами Отдела; 6) вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении классных чинов должностным лицам Отдела, а также предложения о поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий в отношении должностных лиц таможни и таможенных постов; 7) представляет интересы таможни в государственных органах и в других организациях по правовым вопросам; 8) согласовывает до представления руководству таможни проекты правовых актов; 9) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 62. Возложение на Отдел функций, не предусмотренных настоящим Типовым положением и не относящихся к правовой работе, не допускается. Первый заместитель Начальника Правового управления М.А.КОМАРОВ |