ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 03.03.06 33

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
           ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
            ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
              МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                           3 марта 2006 г.
                                 N 33

                                 (Д)


     В   целях  определения  порядка  разработки  научно-методического
обеспечения  судебной экспертизы, организации научно-исследовательской
работы и испытаний ее результатов приказываю:
     Утвердить    Положение    об   организации   научно-методического
обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства
юстиции Российской Федерации согласно Приложению.

Министр
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
3 марта 2006 г.
N 33


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                         Приказом Министерства юстиции
                                                  Российской Федерации
                                                  от 3 марта 2006 года
                                                                  N 33

                              ПОЛОЖЕНИЕ
           ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
            ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
              МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          1. Общие положения

     1.1.    Настоящее   Положение   определяет   порядок   разработки
научно-методического  обеспечения  (далее - НМО) судебной экспертизы в
государственных  судебно-экспертных  учреждениях  Министерства юстиции
Российской    Федерации    (далее    -    СЭУ)    путем    организации
научно-исследовательских работ (далее - НИР).
     1.2. НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и научно
обоснованных  результатов судебных экспертиз и экспертных исследований
и создания единого научно-методического подхода к экспертной практике,
профессиональной подготовке и специализации экспертов.
     1.3.   НМО   представляет   собой  комплекс  специальных  знаний,
представленных в следующих формах:
     - методические материалы по производству судебной экспертизы;
     - методы и средства судебной экспертизы;
     - программы подготовки экспертов по экспертным специальностям.
     1.4. Создание НМО судебной экспертизы проводится в основном путем
выполнения НИР. Задачами НИР являются:
     - развитие   теоретических   и  методологических  основ  судебной
экспертизы;
     - формирование новых родов и видов судебных экспертиз;
     - разработка  новых  методических  материалов и совершенствование
применяемых  в экспертной практике методик, методов и средств судебной
экспертизы;
     - разработка и совершенствование программ подготовки экспертов по
экспертным специальностям.
     1.5.  НИР  считается  выполненным  и  его  результаты  могут быть
включены  в  комплекс  НМО судебной экспертизы только после проведения
испытаний,    подтверждающих    возможность    их    использования   в
судебно-экспертной   деятельности.   Испытания  являются  неотъемлемой
частью НИР, а программа испытаний является частью технического задания
(далее - ТЗ) на НИР.
     1.6. В НМО СЭУ могут быть включены методические материалы, методы
и  средства  судебной  экспертизы, разработанные вне рамок НИР, в т.ч.
учреждениями  других  министерств и ведомств, и прошедшие обязательные
испытания   в   СЭУ  Минюста  России,  подтверждающие  возможность  их
использования в судебно-экспертной деятельности.
     1.7.  Все  мероприятия  по  организации НИР, испытанию полученных
результатов и их внедрению в экспертную практику СЭУ осуществляются на
основе планирования.
     1.8. Основными принципами планирования НИР являются:
     - научная обоснованность планов;
     - системность и комплексность планируемых заданий;
     - оптимальность и непрерывность планирования;
     - директивность и единство разработки и выполнения планов.
     1.9.  В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В коллектив
исполнителей темы могут быть включены представители других министерств
и ведомств при наличии соответствующего согласования.
     1.10.  Головным государственным судебно-экспертным учреждением по
НМО  СЭУ  является  государственное  учреждение Российский федеральный
центр   судебной   экспертизы   при  Министерстве  юстиции  Российской
Федерации (далее - РФЦСЭ).
     В РФЦСЭ проводится следующая работа:
     - осуществляется планирование и координация научных исследований,
проводимых в СЭУ;
     - осуществляется  научное  руководство  наиболее  важными  (в том
числе перспективными) темами НИР;
     - контролируется выполнение ТЗ на НИР;
     - осуществляется  испытание  методических  материалов,  методов и
средств   судебной   экспертизы,   программ  подготовки  экспертов  по
экспертным специальностям;
     - проводится   систематический   анализ  и  оценка  эффективности
использования НМО судебной экспертизы в СЭУ.

                          2. Организация НИР

     2.1. НИР в СЭУ проводится в соответствии:
     - с  планом  основных  научно-исследовательских  работ  в области
судебной  экспертизы  (далее  -  План),  выполняемых  СЭУ Министерства
юстиции   Российской  Федерации,  утверждаемым  приказом  Министерства
юстиции Российской Федерации;
     - с   полугодовыми   планами   работы   региональных   центров  и
лабораторий  судебной  экспертизы,  в которых предусмотрены разделы по
НИР.
     2.2.  В  План  включаются  НИР,  обеспечивающие решение важнейших
научно-методических проблем в области судебной экспертизы.
     В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки
выполнения;  ведущее  учреждение,  научные руководители тем и заданий,
исполнители; ожидаемые результаты, форма выхода по темам и заданиям.
     Темы  НИР  отражаются  в  разделах  Плана,  наименование  которых
соответствует названиям классов судебной экспертизы.
     2.3.  Проект  Плана  готовит РФЦСЭ и направляет в соответствующие
подразделения Минюста России до 1 ноября.
     2.4.  Основанием  включения  в  План  является проблемная записка
(далее - Записка), оформленная и утвержденная в установленном порядке.
В Записке должны быть указаны:
     - наименование проблемы (темы) НИР, планируемой к разработке;
     - ведущее    учреждение,    обеспечивающее    научно-методическое
руководство исследованием, и соисполнители;
     - научный руководитель и исполнители по теме НИР;
     - обоснование    актуальности,   теоретической   и   практической
значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР;
     - ожидаемые результаты исследования;
     - наименование организации, где планируется провести испытание;
     - источник  и  порядок  финансирования исследований, используемая
материально-техническая база;
     - другие возможные условия и требования.
     2.5. К Записке прилагается ТЗ, две рецензии (из различных СЭУ) на
Записку и на ТЗ.
     2.6.  В  ТЗ  должны быть следующие разделы: цель НИР, задачи НИР,
этапы  НИР  (задания)  с  указанием  сроков  исполнения  и содержания,
программа   испытаний,   сведения   об   исполнителях   -   количество
исполнителей    (экспертный    состав   и   обслуживающий   персонал),
трудозатраты  исполнителей в человеко-часах. Общие трудозатраты на НИР
в  РФЦСЭ  не  могут  превышать  20%  времени,  обеспеченного бюджетным
финансированием, в региональных центрах - 10%, а в остальных СЭУ - 5%.
     2.7.   Рецензия   должна   включать   следующие  разделы:  анализ
актуальности,   теоретической   и   практической  значимости,  новизны
проведения исследований по заявляемой теме НИР, соответствие Записки и
ТЗ  во  всех  пунктах  объему,  целям  и  задачам, поставленным в НИР.
Рецензии должны быть утверждены руководителем СЭУ.
     2.8.  Записка по теме НИР готовится на основе анализа и обобщения
потребностей экспертной и судебно-следственной практики в определенных
видах НМО судебной экспертизы.
     2.9.  Ежегодно  для  формирования  проекта  Плана заблаговременно
направленные   проблемные   записки   с   приложениями  принимаются  к
рассмотрению в РФЦСЭ до 1 сентября.
     В  течение  30  дней после поступления проводится их обсуждение в
соответствующих  секциях  научно-методического  совета  РФЦСЭ (далее -
НМС).   По   результатам  обсуждения  составляется  протокол,  который
представляется   в  НМС.  В  случае  положительного  решения  НМС  НИР
включаются в проект Плана.
     2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого
совета  РФЦСЭ  не  позднее  25 октября. После одобрения Ученым советом
РФЦСЭ  План  вместе  с  пояснительной  запиской  к нему направляется в
Министерство   юстиции   Российской   Федерации   на   утверждение   в
установленном порядке.
     Пояснительная   записка   к   Плану   включает   в   себя:  общую
характеристику   тем,  количество  тем  и  заданий,  конкретную  форму
выходных материалов завершающихся тем.
     2.11. Организация НИР региональных центров и СЭУ осуществляется в
соответствии  с рассмотренными выше принципами. Утверждение планов НИР
региональных  центров и лабораторий судебной экспертизы осуществляется
их руководителями.
     2.12.   Координация   планов   НИР  региональных  центров  и  СЭУ
возлагается  на  РФЦСЭ.  Для  осуществления  этой  работы руководители
региональных   центров   и  СЭУ  направляют  проекты  этих  планов  на
согласование   в   РФЦСЭ,   где   эти   документы  рассматриваются  на
соответствующих   секциях   НМС.   Соответствующее   решение   НМС   о
согласовании  либо  предложении о доработке должно быть подготовлено в
течение 30 дней со дня поступления в РФЦСЭ.

                           3. Испытания НМО

     3.1.  Испытание  НМО  судебной  экспертизы  состоит в проверке на
экспериментальном (в случае положительного результата - на экспертном)
материале  результатов  НИР в форме методических материалов, методов и
средств   судебной   экспертизы,   программ  подготовки  экспертов  по
экспертным специальностям в течение срока, установленного в ТЗ.
     3.2.  Испытание  проводится  для оценки достоверности результатов
НИР,  обоснованности  положений и выводов, содержащихся в методических
материалах,   надежности   применения   методов   и  средств  судебной
экспертизы, всесторонности программ подготовки экспертов.
     3.3.   В   процессе   испытаний   готовится  протокол  испытаний,
содержащий описание поступивших материалов, описание испытания, анализ
результатов  испытания,  выводы  по  результатам  испытания.  Протокол
рассматривается  на  соответствующей  секции  НМС  и представляется на
утверждение в НМС.
     По   результатам   испытаний   подтверждаются  или  опровергаются
возможность  и  необходимость  использования  НМО в судебно-экспертной
деятельности.
     3.4. Испытание осуществляется как непосредственными исполнителями
НИР, так и другими СЭУ Минюста России.
     3.5.   Испытания   методических  материалов,  методов  и  средств
судебной  экспертизы, программ подготовки экспертов, разработанных вне
Плана,  организуются  РФЦСЭ  на  основе  рассмотрения  соответствующих
заявлений и проводятся согласно п. 3.3.
     3.6.  НМС  утверждает  протокол секции и рассматривает результаты
испытаний.  Принятие  результатов  НИР, решение вопроса о публикации и
внедрении   в   экспертную  практику  НМО  осуществляется  только  при
положительном решении секции НМС.
Оглавление