ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 3 марта 2006 г. N 33 (Д) В целях определения порядка разработки научно-методического обеспечения судебной экспертизы, организации научно-исследовательской работы и испытаний ее результатов приказываю: Утвердить Положение об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации согласно Приложению. Министр Ю.Я.ЧАЙКА 3 марта 2006 г. N 33 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2006 года N 33 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок разработки научно-методического обеспечения (далее - НМО) судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) путем организации научно-исследовательских работ (далее - НИР). 1.2. НМО СЭУ организуется с целью достижения объективных и научно обоснованных результатов судебных экспертиз и экспертных исследований и создания единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. 1.3. НМО представляет собой комплекс специальных знаний, представленных в следующих формах: - методические материалы по производству судебной экспертизы; - методы и средства судебной экспертизы; - программы подготовки экспертов по экспертным специальностям. 1.4. Создание НМО судебной экспертизы проводится в основном путем выполнения НИР. Задачами НИР являются: - развитие теоретических и методологических основ судебной экспертизы; - формирование новых родов и видов судебных экспертиз; - разработка новых методических материалов и совершенствование применяемых в экспертной практике методик, методов и средств судебной экспертизы; - разработка и совершенствование программ подготовки экспертов по экспертным специальностям. 1.5. НИР считается выполненным и его результаты могут быть включены в комплекс НМО судебной экспертизы только после проведения испытаний, подтверждающих возможность их использования в судебно-экспертной деятельности. Испытания являются неотъемлемой частью НИР, а программа испытаний является частью технического задания (далее - ТЗ) на НИР. 1.6. В НМО СЭУ могут быть включены методические материалы, методы и средства судебной экспертизы, разработанные вне рамок НИР, в т.ч. учреждениями других министерств и ведомств, и прошедшие обязательные испытания в СЭУ Минюста России, подтверждающие возможность их использования в судебно-экспертной деятельности. 1.7. Все мероприятия по организации НИР, испытанию полученных результатов и их внедрению в экспертную практику СЭУ осуществляются на основе планирования. 1.8. Основными принципами планирования НИР являются: - научная обоснованность планов; - системность и комплексность планируемых заданий; - оптимальность и непрерывность планирования; - директивность и единство разработки и выполнения планов. 1.9. В НИР принимают участие все СЭУ Минюста России. В коллектив исполнителей темы могут быть включены представители других министерств и ведомств при наличии соответствующего согласования. 1.10. Головным государственным судебно-экспертным учреждением по НМО СЭУ является государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - РФЦСЭ). В РФЦСЭ проводится следующая работа: - осуществляется планирование и координация научных исследований, проводимых в СЭУ; - осуществляется научное руководство наиболее важными (в том числе перспективными) темами НИР; - контролируется выполнение ТЗ на НИР; - осуществляется испытание методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям; - проводится систематический анализ и оценка эффективности использования НМО судебной экспертизы в СЭУ. 2. Организация НИР 2.1. НИР в СЭУ проводится в соответствии: - с планом основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы (далее - План), выполняемых СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации, утверждаемым приказом Министерства юстиции Российской Федерации; - с полугодовыми планами работы региональных центров и лабораторий судебной экспертизы, в которых предусмотрены разделы по НИР. 2.2. В План включаются НИР, обеспечивающие решение важнейших научно-методических проблем в области судебной экспертизы. В Плане указываются: наименование темы, содержание задания; сроки выполнения; ведущее учреждение, научные руководители тем и заданий, исполнители; ожидаемые результаты, форма выхода по темам и заданиям. Темы НИР отражаются в разделах Плана, наименование которых соответствует названиям классов судебной экспертизы. 2.3. Проект Плана готовит РФЦСЭ и направляет в соответствующие подразделения Минюста России до 1 ноября. 2.4. Основанием включения в План является проблемная записка (далее - Записка), оформленная и утвержденная в установленном порядке. В Записке должны быть указаны: - наименование проблемы (темы) НИР, планируемой к разработке; - ведущее учреждение, обеспечивающее научно-методическое руководство исследованием, и соисполнители; - научный руководитель и исполнители по теме НИР; - обоснование актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР; - ожидаемые результаты исследования; - наименование организации, где планируется провести испытание; - источник и порядок финансирования исследований, используемая материально-техническая база; - другие возможные условия и требования. 2.5. К Записке прилагается ТЗ, две рецензии (из различных СЭУ) на Записку и на ТЗ. 2.6. В ТЗ должны быть следующие разделы: цель НИР, задачи НИР, этапы НИР (задания) с указанием сроков исполнения и содержания, программа испытаний, сведения об исполнителях - количество исполнителей (экспертный состав и обслуживающий персонал), трудозатраты исполнителей в человеко-часах. Общие трудозатраты на НИР в РФЦСЭ не могут превышать 20% времени, обеспеченного бюджетным финансированием, в региональных центрах - 10%, а в остальных СЭУ - 5%. 2.7. Рецензия должна включать следующие разделы: анализ актуальности, теоретической и практической значимости, новизны проведения исследований по заявляемой теме НИР, соответствие Записки и ТЗ во всех пунктах объему, целям и задачам, поставленным в НИР. Рецензии должны быть утверждены руководителем СЭУ. 2.8. Записка по теме НИР готовится на основе анализа и обобщения потребностей экспертной и судебно-следственной практики в определенных видах НМО судебной экспертизы. 2.9. Ежегодно для формирования проекта Плана заблаговременно направленные проблемные записки с приложениями принимаются к рассмотрению в РФЦСЭ до 1 сентября. В течение 30 дней после поступления проводится их обсуждение в соответствующих секциях научно-методического совета РФЦСЭ (далее - НМС). По результатам обсуждения составляется протокол, который представляется в НМС. В случае положительного решения НМС НИР включаются в проект Плана. 2.10. Сформированный проект Плана выносится на обсуждение Ученого совета РФЦСЭ не позднее 25 октября. После одобрения Ученым советом РФЦСЭ План вместе с пояснительной запиской к нему направляется в Министерство юстиции Российской Федерации на утверждение в установленном порядке. Пояснительная записка к Плану включает в себя: общую характеристику тем, количество тем и заданий, конкретную форму выходных материалов завершающихся тем. 2.11. Организация НИР региональных центров и СЭУ осуществляется в соответствии с рассмотренными выше принципами. Утверждение планов НИР региональных центров и лабораторий судебной экспертизы осуществляется их руководителями. 2.12. Координация планов НИР региональных центров и СЭУ возлагается на РФЦСЭ. Для осуществления этой работы руководители региональных центров и СЭУ направляют проекты этих планов на согласование в РФЦСЭ, где эти документы рассматриваются на соответствующих секциях НМС. Соответствующее решение НМС о согласовании либо предложении о доработке должно быть подготовлено в течение 30 дней со дня поступления в РФЦСЭ. 3. Испытания НМО 3.1. Испытание НМО судебной экспертизы состоит в проверке на экспериментальном (в случае положительного результата - на экспертном) материале результатов НИР в форме методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов по экспертным специальностям в течение срока, установленного в ТЗ. 3.2. Испытание проводится для оценки достоверности результатов НИР, обоснованности положений и выводов, содержащихся в методических материалах, надежности применения методов и средств судебной экспертизы, всесторонности программ подготовки экспертов. 3.3. В процессе испытаний готовится протокол испытаний, содержащий описание поступивших материалов, описание испытания, анализ результатов испытания, выводы по результатам испытания. Протокол рассматривается на соответствующей секции НМС и представляется на утверждение в НМС. По результатам испытаний подтверждаются или опровергаются возможность и необходимость использования НМО в судебно-экспертной деятельности. 3.4. Испытание осуществляется как непосредственными исполнителями НИР, так и другими СЭУ Минюста России. 3.5. Испытания методических материалов, методов и средств судебной экспертизы, программ подготовки экспертов, разработанных вне Плана, организуются РФЦСЭ на основе рассмотрения соответствующих заявлений и проводятся согласно п. 3.3. 3.6. НМС утверждает протокол секции и рассматривает результаты испытаний. Принятие результатов НИР, решение вопроса о публикации и внедрении в экспертную практику НМО осуществляется только при положительном решении секции НМС. |