ОБЩЕСТВО И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПРИВЛЕЧЕНЫ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОБЩЕСТВО И ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 29.9 КОАП РФ (В ПОСТАНОВЛЕНИИ НЕ ОТРАЖЕНО ИМЯ И ОТЧЕСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ ИНСПЕКЦИИ, ВЫНЕСШЕГО ДАННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ)? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 30 декабря 2005 г. N 09-24/668 (Д) В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. Согласно статье 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ. В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. В пунктах 22 и 24 Порядка определено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир делает запись в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила). Согласно пункту 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме N КМ-3. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии. Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциониста в графу 15 (по форме N КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день. Подобная операция делается и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены. Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе осуществляется с главной кассы предприятия в порядке, определенном пунктами 14-16 Порядка. Для возврата денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер (форма N КО-2) с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность. Статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в пункте 2 статьи 9 данного Закона. При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки. На основании пункта 6.1 Типовых правил при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру. По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации. Как следует из представленных документов, в соответствии с данными фискальных отчетов, снятых в ходе проведения проверки с принадлежащей обществу ККТ, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за проверяемый период составила 194619,80 руб. Из них сумма возвратов денежных средств покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе ошибочно пробитым чекам) составила 6553 руб. Однако выручка в сумме 188066,80 руб. (без учета возвратов денежных средств) в кассовой книге общества не отражена. На сумму 6553 руб. не представлены оправдательные документы (акты формы N КМ-3, первичные кассовые чеки), что повлекло занижение выручки общества и, следовательно, указанная сумма денежных средств не была оприходована в кассу предприятия. Указанная выше ККТ в инспекции не зарегистрирована. Журнал кассира-операциониста на нее не представлен. Таким образом, общество уменьшило выручку, полученную с применением данной ККТ, на общую сумму 194619,80 руб., что повлекло неоприходование в кассу денежной наличности в период с 20 августа по 5 октября 2005 года в размере 194619,80 руб. Данное правонарушение подтверждается актом проверки и протоколами от 27.10.2005, фискальным отчетом, снятым с ККТ 21.10.2005, записями, содержащимися в кассовой книге общества, а также актом проверки общества и актом о проверке наличных денежных средств кассы формы N КМ-9 от 08.09.2005, контрольной лентой ККТ от 08.09.2005, протоколами от 21.09.2005 и от 08.09.2005, из которых следует, что общество с применением ККМ осуществляло наличные денежные расчеты при оказании услуг по изготовлению штампов. Следовательно, доводы руководителя общества о том, что ККТ обществу не принадлежит и наличные денежные расчеты с ее применением не осуществлялись, несостоятельны. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Статьей 4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. Неоприходование в кассу денежной наличности не является длящимся правонарушением. Пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, общество и его руководитель не подлежат привлечению к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в размере 90474,00 руб. за период с 20 августа по 2 сентября 2005 года. В то же время на момент вынесения инспекцией постановлений по данному делу от 03.11.2005 срок давности привлечения общества и его руководителя за неоприходование в период с 3 сентября по 5 октября 2005 года денежной наличности в размере 104145,80 руб. не истек. В постановлениях вместо имени и отчества руководителя инспекции указаны его инициалы. В резолютивной части постановлений вместо решения о назначении обществу и руководителю общества административного наказания в виде штрафа изложено решение о назначении данному обществу и его руководителю административного взыскания в виде штрафа. Однако несоблюдение инспекцией в этой части при вынесении постановлений требований статей 29.9 и 29.10 КоАП РФ не повлекло нарушений, носящих существенный характер, и не повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Следовательно, привлечение общества и руководителя общества к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ правомерно. И.о. руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 30 декабря 2005 г. N 09-24/668 |