У ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ В МОСКВЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО ИМЕЮЩЕЕ РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ. В ДРУГИХ ГОРОДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ У КОМПАНИИ ЕСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫХ БАЛАНСОВ И РАСЧЕТНЫХ СЧЕТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 06.12.05 21-11/89367

           У ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ В МОСКВЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
          ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ КОММЕРЧЕСКОЙ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО ИМЕЮЩЕЕ РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ. В ДРУГИХ
               ГОРОДАХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ У КОМПАНИИ ЕСТЬ
            ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫХ БАЛАНСОВ И
            РАСЧЕТНЫХ СЧЕТОВ. МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
        НАЧИСЛЯЕТ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ СОТРУДНИКАМ ВСЕХ ОТДЕЛЕНИЙ.
         КУДА ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛЖНА ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ЕСН,
           НДФЛ, А ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
         ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
                       ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          6 декабря 2005 г.
                            N 21-11/89367

                                 (Д)


     В  соответствии с пунктом 2.1.1 Положения об особенностях учета в
налоговых  органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС
России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), в случае, если
иностранная  организация  осуществляет  или  намеревается осуществлять
деятельность  в  РФ через отделение в течение периода, превышающего 30
календарных  дней  в  году  (непрерывно  или  по совокупности), то она
обязана  встать  на  учет  в  налоговом  органе по месту осуществления
деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
     В  пункте  2.1.1.2  Положения предусмотрено, что если иностранная
организация   осуществляет   деятельность   в   нескольких  местах  на
территориях, подконтрольных различным налоговым органам, которые ведут
учет  иностранных  организаций, то она обязана встать на учет в каждом
таком  налоговом  органе. Это необходимо сделать независимо от наличия
обстоятельств,  с  которыми  законодательство  РФ о налогах и сборах и
международные  договоры  РФ  связывают  возникновение  обязанности  по
уплате налогов.
     В  приказе  МНС  России  от  28.07.2003  N  БГ-3-09/426 "Об учете
иностранных   организаций  в  налоговых  органах"  установлен  порядок
формирования  ИНН иностранных организаций с использованием справочника
"Коды  иностранных  организаций".  В  нем  предусмотрено,  что  у всех
отделений  иностранной  организации  на всей территории РФ формируется
единый ИНН.
     Вместе  с тем использование кода причины постановки на учет (КПП)
позволяет  идентифицировать  каждое отделение иностранной организации.
Поэтому  наличие  у  иностранной организации единого ИНН не приводит к
изменению   установленного  порядка  расчета  налоговой  базы  и  сумм
налогов,  а  также  формирования  и представления налоговой отчетности
иностранными организациями.
     В  соответствии  со  статьей  307  НК РФ иностранная организация,
осуществляющая  деятельность  в РФ через постоянное представительство,
исчисляет налог на прибыль самостоятельно.
     Наличие  постоянного  представительства иностранной организации в
РФ определяется исходя из положений статьи 306 НК РФ. Если иностранная
организация   является   лицом   с   постоянным   местопребыванием   в
государстве,  в  отношениях  с  которым  у  РФ  существует действующее
соглашение  об  избежании  двойного  налогообложения,  при определении
наличия   постоянного   представительства  приоритет  имеют  положения
соответствующего международного договора.
     Согласно  пункту  4  статьи  307  НК РФ при наличии у иностранной
организации  на территории РФ более чем одного отделения, деятельность
через  которое  приводит  к образованию постоянного представительства,
налоговая  база  и  сумма  налога  рассчитываются  отдельно по каждому
отделению.
     Таким  образом,  консолидация  расчетов  налоговой  базы  и суммы
налога по разным отделениям иностранной организации не допускается.
     Если  иностранная  организация осуществляет через такие отделения
деятельность  в  рамках единого технологического процесса или в других
аналогичных  случаях  по  согласованию  с  ФНС  России,  то она вправе
рассчитывать  налогооблагаемую  прибыль, относящуюся к ее деятельности
через отделения на территории РФ, в целом по группе таких отделений (в
том  числе  по  всем отделениям). При этом все отделения, включенные в
данную  группу,  должны  применять  единую  учетную  политику  в целях
налогообложения.
     На  основании  пункта  8 статьи 307 НК РФ налоговая декларация по
итогам  налогового  (отчетного)  периода,  утвержденная  приказом  МНС
России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1, а также годовой отчет о деятельности
в  РФ  по  форме,  утвержденной  приказом  МНС  России от 16.01.2004 N
БГ-3-23/19,  представляются  иностранной  организацией, осуществляющей
деятельность  в  РФ  через  постоянное  представительство, в налоговый
орган   по   месту   нахождения   постоянного  представительства  этой
организации в порядке и в сроки, установленные статьей 289 НК РФ.
     Обязанность  налогоплательщика  представлять налоговую декларацию
по  тому  или  иному  виду налога обусловлена не наличием суммы такого
налога  к  уплате,  а  положениями закона об этом виде налога, которым
соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
     Согласно  Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу
на  прибыль  иностранной организации, утвержденной приказом МНС России
от  07.03.2002  N  БГ-3-23/118,  налоговая декларация представляется в
налоговый   орган   по  месту  постановки  на  учет.  Все  иностранные
организации,  осуществляющие  деятельность в РФ и состоящие на учете в
налоговых  органах РФ, обязаны заполнять эту налоговую декларацию. При
этом   иностранная   организация   заполняет   и  представляет  только
необходимые в конкретном случае разделы декларации.
     Если  иностранная  организация  осуществляет  предпринимательскую
деятельность  в РФ через отделение, то она заполняет разделы 2-9, если
же  через группу отделений в рамках единого технологического процесса,
то она заполняет разделы 2-10.
     Иностранные  организации, имеющие отделения, но не осуществляющие
предпринимательскую деятельность в РФ, заполняют разделы 2-3.
     При  этом раздел 3 заполняется только при представлении налоговой
декларации по окончании налогового периода.
     Следовательно,   налоговая   декларация   по  налогу  на  прибыль
иностранной  организации,  а  также  годовой отчет о деятельности в РФ
представляются иностранной организацией в каждый налоговый орган РФ, в
котором  такая  иностранная организация состоит на налоговом учете, за
исключением  случаев,  предусмотренных  пунктом  4 статьи 307 НК РФ, и
случаев, согласованных с ФНС России.
     В  соответствии  с  пунктом  8  статьи  243  НК  РФ  обособленные
подразделения,  имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие
выплаты  и  иные  вознаграждения  в  пользу  физических лиц, исполняют
обязанности  организации  по  уплате ЕСН, авансовых платежей по ЕСН, а
также  обязанности  по  представлению  расчетов  по  ЕСН  и  налоговых
деклараций по месту своего нахождения.
     Сумма ЕСН (авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате по месту
нахождения   обособленного   подразделения,   определяется  исходя  из
величины   налоговой   базы,   относящейся   к   этому   обособленному
подразделению.  Сумма  ЕСН,  подлежащая  уплате  по  месту  нахождения
организации,  в  состав  которой  входят  обособленные  подразделения,
определяется  как  разница  между  общей суммой ЕСН, подлежащей уплате
организацией  в  целом,  и совокупной суммой ЕСН, подлежащей уплате по
месту нахождения обособленных подразделений организации.
     В случае невыполнения хотя бы одного из трех условий, приведенных
в  пункте 8 статьи 243 НК РФ, головная организация (представительство,
осуществляющее  функции головной организации) уплачивает налог за свои
обособленные   подразделения   (в   том   числе   и   за  обособленные
подразделения,   находящиеся   на   территории  разных  субъектов  РФ)
централизованно по месту своего нахождения.
     Организации  составляют  расчеты  по  авансовым платежам по ЕСН и
налоговые    декларации   с   учетом   показателей   по   обособленным
подразделениям   и   представляют  их  по  месту  нахождения  головной
организации.
     Таким    образом,    московское   представительство   иностранной
организации  должно  уплачивать  ЕСН  (авансовые  платежи  по  ЕСН)  и
представлять  расчеты  по ЕСН и налоговые декларации в налоговый орган
по  месту  своего  нахождения с учетом платежей и начислений по другим
обособленным   подразделениям,   не   имеющим   отдельного  баланса  и
расчетного счета.
     Согласно  пункту  1 статьи 226 НК РФ постоянные представительства
иностранных  организаций в РФ, от которых или в результате отношений с
которыми  налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать
у  налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии
со статьей 224 НК РФ.
     Указанные  постоянные представительства иностранных организаций в
РФ  признаются налоговыми агентами. Следовательно, на основании пункта
2 статьи 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту
своего  учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и
удержанных налогов.
     Таким  образом,  если  постоянное  представительство  иностранной
организации,  находящееся в Москве, начисляет и выплачивает заработную
плату     российским     сотрудникам     обособленных    подразделений
представительства,   расположенных  и  осуществляющих  деятельность  в
других  регионах,  то  перечисление  удержанных с их доходов сумм НДФЛ
должно  осуществляться  в  бюджеты  этих  регионов.  А соответствующие
сведения  о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по
месту учета (регистрации) отделения в Москве.
     Кстати,  пунктом  7  статьи  226 НК РФ установлено, что налоговые
агенты  -  российские организации, имеющие обособленные подразделения,
обязаны  перечислять  исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту
своего   нахождения,   так   и  по  месту  нахождения  каждого  своего
обособленного подразделения.

Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
                                                           С.Х. Аминев
6 декабря 2005 г.
N 21-11/89367