О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ (ЗДАНИЯМИ, СООРУЖЕНИЯМИ, НЕЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ) В МОСКВЕ (Редакция на 13.08.1996) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 16 сентября 1993 г. N 868 (ЮИАИ) В соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" и N 1231 "Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга,обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом" и распорядительных документов Госкомимущества Российской Федерации по вопросам распоряжения объектами недвижимого имущества правительство Москвы постановляет: 1. Разграничение государственной собственности в Москве на федеральную собственность и государственную собственность г. Москвы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". Федеральной собственностью являются: - здания, строения, сооружения, находящиеся на территории г. Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации; - здания, строения, сооружения и помещения, отнесенные в установленном законом порядке к объектам историко - культурного наследия общероссийского значения; - здания, строения, сооружения, в том числе построенные за счет средств государственного бюджета Союза ССР, РСФСР или Российской Федерации, находящиеся в пользовании органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и учтенные на их балансе, относятся к федеральной собственности в пределах, обеспечивающих реальную потребность (на момент разграничения собственности) в размещении штатной численности сотрудников вышеуказанных органов в соответствии с нормативом, установленным данным постановлением. Во всех остальных случаях указанные объекты недвижимости и нежилые помещения, а также земельные участки, на которых они расположены, в полном объеме относятся к государственной собственности г. Москвы и предоставляются в пользование вышеуказанным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: - предприятия (организации), более 50% мощностей которых могут использоваться для удовлетворения потребностей Москвы как столицы и субъекта Российской Федерации, относятся к государственной собственности г. Москвы; - объекты недвижимости, находящиеся на балансе предприятий (организаций), относятся к тому уровню собственности, к которому относится балансодержатель (за исключением объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения, перечисленных в п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий"). 2. Установить единый порядок управления и оценки зданий, сооружений, нежилых помещений, находящихся в государственной (городской и муниципальной) собственности г. Москвы. 3. Принять к сведению, что в соответствии с распоряжениями Госкомимущества России от 5 февраля 1993 года N 217-р и от 17.05.93 N 842-р к объектам государственной (муниципальной) собственности г. Москвы относятся следующие нежилые помещения (независимо от ведомственной принадлежности предприятий, на балансе которых они находятся, за исключением объектов, находящихся на балансе Минобороны России, МБ России, МВД России, федерального управления железнодорожных войск Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федерального управления специального строительства при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации (управлений, полков, отрядов и других подразделений): 3.1. Здания и строения, ранее переданные исполнительными органами Советов народных депутатов (местной администрацией) в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, встроенно - пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-7- процентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения. 3.2. Прочие здания, сооружения, нежилые помещения, в том числе встроенно - пристроенные (за исключением находящихся в границах территории предприятий), арендуемые либо используемые на других основаниях предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, организациями и учреждениями социальной защиты населения. 4. Установить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 исключительно Комитет по управлению имуществом Москвы (далее Москомимущество) является арендодателем при сдаче в аренду городской собственности (зданий, сооружений, нежилых помещений) и организаций, их структурных единиц, филиалов, отделений и других обособленных подразделений предприятий и является правопреемником по всем ранее заключенным договорам аренды, в том числе с правом выкупа. 5. Утвердить и ввести в действие следующие Положения: "О порядке учета и оформления прав на недвижимость (здания, сооружения, нежилые помещения) в г. Москве" (приложение 1); "О проведении аукционов на право аренды нежилых помещений в г. Москве" (приложение 2); "О проведении конкурсов на право аренды нежилых помещений в г. Москве" (приложение 3); Абзац 4 утратил силу. Абзац 5 утратил силу. Абзац 6 утратил силу. 6. Установить норматив потребности использования площади юридическим лицом (балансодержателем) под собственные административные нужды из расчета 9 кв.м общей площади на человека. Площадь, переданная юридическому лицу (балансодержателю) сверх норматива потребности, подлежит ежегодно оплате в трехкратном размере годовой арендной платы, рассчитанной согласно приложению 5. 7. Предприятиям и организациям - балансодержателям, отвечающим за содержание, эксплуатацию, ремонт и восстановление зданий и сооружений, относящихся к государственной (муниципальной) собственности г. Москвы, (далее балансодержатели) в трехмесячный срок представить свои учредительные документы в Москомимущество для внесения в Реестр государственной собственности г. Москвы. 8. Москомимуществу совместно с МосгорБТИ, Москомземом, Москомархитектурой в трехмесячный срок обеспечить создание единой системы регистрации прав собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество в г. Москве. 9. Департаментам, комитетам, управлениям правительства Москвы, организациям - балансодержателям нежилых помещений до 1 сентября 1994 г. представить в Москомимущество согласованные с префектурами и МосгорБТИ перечни зданий и сооружений для внесения их в реестр объектов государственной (муниципальной) собственности Москвы (приложение N 7). 10. Юридическим и физическим лицам в трехмесячный срок зарегистрировать (в заявительном порядке) в Москомимуществе документы, подтверждающие права собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения на здания и сооружения (с получением соответствующего реестрового номера Москомимущества). Отказ в регистрации не допускается. 11. Юридическим и физическим лицам, сдающим и использующим нежилые помещения на основании договоров аренды, субаренды и других видов договоров, в частности договоров о совместной деятельности и других, содержащих обязательства по предоставлению нежилых помещений и не зарегистрированных Москомимуществом, в трехмесячный срок в заявительном порядке зарегистрировать указанные документы в Москомимуществе. Юридические и физические лица, зарегистрировавшие в Москомимуществе договоры аренды, субаренды и договоры, приравненные к ним, имеют право на заключение договора аренды с Москомимуществом. При этом, до заключения договора аренды, Москомимущество должно урегулировать в установленном порядке отношения с первоначальным арендатором или балансодержателем, у которого объект недвижимости находится на иных основаниях. Договор на аренду или субаренду заключается по установленной форме (приложение N 8). 12. Установить, что юридические и физические лица - арендаторы, не зарегистрировавшие договоры на право пользования нежилыми помещениями согласно п. 10, теряют право на их пролонгацию, выполнение условий договоров подлежит проверке, а занимаемые в соответствии с ними помещения по истечении сроков действия договоров или в случае расторжения выставляются на конкурс или аукцион или передаются под нужды представительной или исполнительных органов власти. 13. Предприятие, внесенное в Реестр государственной собственности г. Москвы, подписывает арендный договор в качестве юридического лица, несущего ответственность за содержание, эксплуатацию, ремонт и восстановление зданий и сооружений. В случае необоснованного отказа в подписании договора аренды Москомимущество заключает договор самостоятельно. 14. Средства, получаемые по договорам аренды, аккумулируются на специальном счете Москомимущества и распределяются следующим образом: 47,5% - в доход городского бюджета Москвы; 47,5% - во внебюджетный фонд префектуры; 2,5% - Москомимуществу на организацию учета и контроля за использованием помещений и поступлением арендной платы; 2,5% - на расходы по оплате труда и премированию работников, занятых сбором арендной платы. Средства, получаемые от организаций, использующих нежилые помещения по договорам аренды у предприятий, имеющих недвижимость на правах полного хозяйственного ведения, аккумулируются на специальном счете Москомимущества и распределяются следующим образом (кроме структур, входящих в систему префектур): 47,5% - в доход городского бюджета Москвы; 47,5% - предприятию - балансодержателю; 2,5% - Москомимуществу на организацию учета и контроля за использованием помещений и поступлением арендной платы; 2,5% - на расходы по оплате труда и премированию работников, занятых сбором арендной платы. 15. Размер эксплуатационных расходов (минимальная ставка годовой арендной платы за один квадратный метр общей нежилой площади) и стоимость нового строительства одного квадратного метра помещения в жилом панельном доме (базовый размер стоимости строительства 1 кв. м) определяются правительством Москвы один раз в год по предложениям Департамента инженерного обеспечения и межведомственной комиссии при правительстве Москвы по переходу на новые сметные нормы и цены в строительстве. Перерасчет арендной платы производится арендатором или арендодателем (по его поручению иным лицом) в двухнедельный срок после утверждения ставок платежей. Введение новых ставок арендной платы допускается только с первого числа первого месяца второго квартала. 16. Установить, что стоимость аренды одного квадратного метра нежилых помещений не может быть меньше базовой ставки арендной платы. Распоряжение премьера правительства Москвы от 02.07.1993 N 1241-РП считать утратившим силу. 17. Установить, что продаются или предоставляются в аренду на конкурсах и аукционах здания, сооружения и помещения, отвечающие следующим требованиям: - свободные от обязательств; - недостроенные и вновь вводимые; - освобождаемые в результате ликвидации или сокращения численности государственных (муниципальных) предприятий и организаций, которые фактически передаются после полного освобождения; - находящиеся на балансе или арендуемые предприятием, подлежащим приватизации, в случае отказа трудового коллектива предприятия от приватизации; - подлежащие освобождению арендатором при нарушении условий договора аренды; - подлежащие изъятию при нарушении установленных договором сроков реконструкции; - подлежащие освобождению организациями и предприятиями согласно гарантийным обязательствам и ранее принятым постановлениям и решениям правительства Москвы. 18. Установить, что при оформлении договоров аренды и купли - продажи зданий, сооружений и помещений запрещается применять дополнительные платежи или иные имущественные требования сверх установленных настоящим постановлением. 19. Установить, что арендатор оплачивает предоставление ему коммунальных целевых услуг по отдельным договорам. 20. Москомимуществу с целью повышения ответственности арендаторов за соблюдение взятых ими на себя обязательств обеспечить включение в договора аренды следующих положений: 20.1. Размер арендной платы в разовом порядке может быть увеличен (до пятикратного размера) в случае нарушения арендатором положений договора (предоставление субаренды без соответствующего оформления и по иным причинам). Решение по данному вопросу принимается арендодателем без согласования с арендатором (с предварительным письменным предупреждением). 20.2. Задержка поступлений по арендной плате и коммунальным услугам в полном объеме на срок более трех месяцев является основанием для расторжения Москомимуществом договора аренды в одностороннем порядке. 21. Установить, что проведение конкурсов и аукционов на право аренды нежилых помещений осуществляется Комитетом по управлению имуществом Москвы или территориальным агентством либо по их поручению на договорной основе организацией - посредником. Средства, получаемые от реализации на конкурсе или аукционе прав на аренду нежилых помещений (за вычетом расходов на их организацию и проведение), распределяются в следующем порядке: 40% - балансодержателю; 50% - во внебюджетный фонд административного округа; 10% - Москомимуществу. 22. Установить, что при передаче в аренду нежилых помещений иностранным фирмам и гражданам арендная плата определяется в валюте и аккумулируется на валютном счете Москомимущества и в размере 95% поступивших сумм перечисляется на бюджетный валютный счет правительства Москвы. Установить, что с предприятий, использующих вывески - рекламы на иностранных языках, арендная плата за использование нежилых помещений определяется в валюте. 22.1. Установить ответственность Москомимущества перед предпринимателем в случае нарушения им договоров и сроков оформления необходимых документов при проведении конкурсов или аукционов в виде выплаты неустойки предпринимателю - победителю в размере 0,1% от стоимости лота за каждый просроченный день при наличии 100% оплаты стоимости лота победителем конкурса или аукциона и передачи на оформление документов в полном объеме. 23. Распространить действие распоряжения премьера правительства Москвы от 21.04.92 г. N 985-РП "О регулировании взаимоотношений собственников при совместном владении строением" на все случаи, возникающие в результате приватизации, продажи или перепродажи зданий, сооружений и нежилых помещений. 24. Управлению делами мэрии Москвы не принимать к рассмотрению правительством Москвы несогласованные с Москомимуществом проекты распоряжений и постановлений по вопросам продажи, передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, реконструкции, восстановления, капитального ремонта, сноса зданий, сооружений и нежилых помещений, внесения имущественных вкладов в уставные фонды учреждений и предприятий, создания организаций. 25. Комитету по управлению имуществом Москвы совместно с Общественно - экспертным советом по малому и среднему предпринимательству осуществлять постоянный анализ изменений и развития экономических отношений в области недвижимости и при необходимости готовить предложения по изменению порядка расчета стоимости объектов приватизации и арендной платы путем уточнения соответствующих коэффициентов, утверждаемых постановлением правительства Москвы. 26. Постановления правительства Москвы от 10 сентября 1991 года N 73 "О порядке учета и управления недвижимым имуществом Москвы", от 14 июля 1992 г. N 520 "О едином порядке оценки и управления нежилыми помещениями в г. Москве" и от 16 марта 1993 г. N 231 "О порядке управления и распоряжения объектами собственности в системе образования" считать утратившими силу. 27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя премьера правительства Москвы А.А. Никитина. Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков 16 сентября 1993 г. N 868 Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 2 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 3 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 4 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 5 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 6 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. Приложение N 7 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Форма 1 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Перечень зданий, сооружений, учитываемых на балансе предприятия (организации) | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | КОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ: ------------- ------------- ------------- --------------------- | | |ОКПО | |СООГУ | |ОКОНХ | |СЕРИЯ: N | | | ------------- ------------- ------------- |ДАТА РЕГИСТРАЦИИ В | | | ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС: ------------------------------------------------------------ |МРП/ | | | ------------------------------------------------------------------------------- --------------------- | | Настоящий перечень на ---- листах содержит данные о зданиях, расположенных в | | муниципальном округе -----------------------------/--------------------------- административного округа | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | N |Паспорт БТИ N|Адрес по паспорту БТИ|Номер здания |Функциональное |Общая |Площадь |Износ |Балансовая| | | |п/п| |(ул., дом, строение |по городскому |назначение здания|площадь|нежилых |здания в |стоимость | | | | | |или корпус) |классификатору|по БТИ |здания |помещений|процентах|на дату | | | | | | | | | |в здании | | | | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | |---|-------------|---------------------|--------------|-----------------|-------|---------|---------|----------| | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | | Директор (руководитель) предприятия --------------------------------- дата ------------ МП | | Начальник бюро технической инвентаризации --------------------------- дата ------------ МП | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 8 к постановлению правительства Москвы от 16 сентября 1993 года N 868 Утратило силу. |