О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОДГОТОВКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 14 января 1993 г. N 1 (Д) Финансовое обеспечение строительства и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в условиях экономического кризиса в стране, сопровождающегося ростом цен, инфляцией, обострением вопросов социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала, ветеранов Вооруженных Сил и членов их семей. Это обязывает органы военного управления, штабы, каждого командира и начальника с высокой ответственностью относиться к расходованию выделяемых на оборону материальных и финансовых ресурсов, соблюдать строжайший режим экономии с целью получения дополнительных источников средств для обеспечения высокой боевой и мобилизационной готовности, решения социально-бытовых и других проблем армии и флота. Однако результаты финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992 году свидетельствуют, что такие подходы не стали определяющими в деятельности органов военного управления, военных советов, командующих, командиров и начальников. Более того, некоторые должностные лица изменения в государственном устройстве страны, демократизацию общественной жизни, ориентацию на рыночные отношения в экономике восприняли как вседозволенность при использовании материальных ресурсов и расходовании выделяемых на оборону ассигнований. Борьба с бесхозяйственностью, расточительством, утратами и хищениями оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества, приписками объемов и стоимости выполненных работ в капитальном строительстве зачастую ведется неэффективно, а кое-где практически свернута. Не снижаются недостачи, утраты и хищения продовольствия, вещевого имущества, топлива, запасных частей к автомобилям, горючего, строительных материалов и денежных средств (ВМФ, Войска ПВО, ДВО, СибВО, ЗабВО, СЗГВ). По-прежнему бесхозяйственно расходуются топливо и электроэнергия, сырье, материалы, другие ресурсы. Не всегда рационально используется автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. Пользуясь отсутствием должного контроля за деятельностью служб материального и технического обеспечения, низким качеством некоторых ревизий финансово-хозяйственной деятельности, нечестные лица длительное время безнаказанно расхищали материальные ценности и денежные средства (ВВС, ТОФ, БФ). На Тихоокеанском флоте получила распространение незаконная практика временной передачи горючего и смазочных материалов в больших количествах организациям и предприятиям народного хозяйства, которые длительное время полученные от флота ресурсы не возвращали, что отрицательно сказывалось на боевой учебе и обеспечении жизнедеятельности сил флота. В результате некомпетентной коммерческой деятельности, проводимой по инициативе некоторых командиров и начальников, Министерство обороны Российской Федерации потеряло многие миллионы рублей, крайне необходимые для решения неотложных проблем армии и флота (Войска ПВО, ВМФ, ГЛАВТУ, СибВО, ЗГВ). Крупные суммы денежных средств расходуются в войсках (силах) на уплату штрафов, пени, неустойки за невыполнение условий хозяйственных договоров, простой транспортных средств, загрязнение окружающей среды и другие нарушения. Большой ущерб государству причиняется дорожно-транспортными происшествиями и потравами в ходе учений и занятий (ВМФ, ВВС, ДВО, ЗабВО, СибВО). Не уделяется должного внимания выявлению и использованию в интересах повышения боевой готовности войск (сил) и улучшения социально-бытовых условий личного состава внутренних резервов войскового (корабельного) хозяйства. Только на Тихоокеанском и Балтийском флотах из-за халатного отношения некоторых должностных лиц к организации сбора и обеспечению сохранности драгоценных и цветных металлов при разборке выслужившей установленные сроки и списанной военной техники Министерство обороны Российской Федерации не получило несколько миллионов рублей. Некоторые командиры и начальники, принимая решения на расходование материальных ценностей и денежных средств в обход установленного порядка, оказывают давление на финансовых работников и других должностных лиц, чем создают предпосылки для бесхозяйственности и злоупотреблений. В Военно-Морском Флоте, Главном управлении международного военного сотрудничества, Центральном управлении материальных ресурсов и внешнеэкономических связей, Спортивном комитете Министерства обороны Российской Федерации, Западной группе войск имеют место нарушения в использовании иностранной валюты. Требование о наведении порядка в учете валютных средств, перечислении их из иностранных банков на счета Министерства обороны Российской Федерации выполнено не полностью. С издержками решаются задачи по выводу войск из Германии, Польши и государств - бывших союзных республик СССР. Экономические интересы Российской Федерации в ходе переговоров, связанных с выводом войск (сил) из этих государств, в ряде случаев отстаиваются недостаточно. Принятие решений о выводе воинских частей, учреждений и подразделений обеспечения, надобность в которых отпала, пересмотре их штатной численности в связи с уменьшением объемов работ и решаемых задач под различными предлогами затягивается. Продолжается практика заключения договоров на поставки вооружения и военной техники, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в объемах, превышающих выделенные ассигнования на эти цели (ВМФ, Войска ПВО, ВВС, ГЛАВТУ). Не всегда с достаточной эффективностью используются ассигнования на проведение научных исследований и опытных разработок. Создание новых образцов вооружения и военной техники осуществляется с отставанием от установленных сроков, что вызывает их удорожание, потерю актуальности, а иногда и прекращение работ (Войска ПВО, ВВС, ВМФ). Имеют место недостатки в строительном комплексе Министерства обороны Российской Федерации. Ряд организаций не выполняет договорные обязательства по сдаче объектов в сроки и по номенклатуре, предусмотренной титульными списками. Не изжита практика сдачи в эксплуатацию жилых домов с недоделками и низким качеством выполненных строительно-монтажных работ, необоснованного завышения компенсируемых затрат в строительстве, связанных с рыночными отношениями (РВСН, ВМФ, Войска ПВО, СибВО, СКВО). Продолжают иметь место нарушения при установлении цен на ремонт вооружения и военной техники, что ведет к дополнительному истребованию средств по смете Министерства обороны Российской Федерации. В 1992 году вследствие завышения указанных цен предприятиями Военно-Морского Флота, Военно-воздушных сил, Войск ПВО, Главного ракетно-артиллерийского управления и Главного автомобильного управления Министерства обороны Российской Федерации необоснованно получено свыше 20 млн. рублей прибыли. В целях улучшения финансового обеспечения строительства и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях сокращения выделяемых на оборону ассигнований и углубления экономических реформ приказываю: 1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации <*>, военным комиссарам: -------------------------------- <*> Далее в настоящем Приказе воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться воинскими частями. разработать и реализовать необходимые меры по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, обеспечению рационального использования выделяемых на оборону ресурсов, искоренению бесхозяйственности и расточительства при расходовании материальных ценностей и денежных средств. Особое внимание обратить на экономное использование ассигнований в иностранной валюте, для чего тщательно изучать и прогнозировать вопросы материального и финансового обеспечения войск (сил), временно находящихся на иностранной территории и территории государств - бывших союзных республик СССР, принимать меры или вносить конкретные и обоснованные предложения по улучшению обеспечения войск (сил) и усилению режима экономии; итоги финансово-хозяйственной деятельности войск и сил флота, выполнения планов промышленного производства и капитального строительства, результаты контрольно-ревизионной работы рассматривать на военных советах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, групп войск, флотов, армий и флотилий, на совещаниях руководящего состава родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, соединений и воинских частей; обеспечить качественное планирование средств по смете Министерства обороны Российской Федерации на основе глубокого экономического анализа потребности в ассигнованиях с учетом складывающихся цен и тарифов при заключении договоров и обоснованных расчетов по всем видам расходов; денежные средства, выделяемые по смете Министерства обороны Российской Федерации, расходовать строго по целевому назначению, на решение первоочередных задач обустройства войск (сил) и улучшение быта личного состава, повышение боевой готовности, оснащение армии и флота современным вооружением и военной техникой; запретить расходование в воинских частях денежных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации на приобретение централизованно поставляемых табельного имущества, теле-, радио-, кино- и фотоаппаратуры, автомобилей и мотоциклов, мягкой, специальной и другой мебели, холодильников и кондиционеров, а также предметов роскоши и украшательств: ковров, ковровых изделий, дорогостоящих тканей, иных предметов и материалов для декоративной отделки и внутреннего убранства помещений. Вопрос о приобретении ковров, дорогостоящих тканей, мягкой и специальной мебели для лечебно-оздоровительных, общеобразовательных и дошкольных учреждений, учреждений культуры решать в каждом конкретном случае по согласованию с соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации, управлениями, отделами, службами округов, флотов, групп войск и финансовыми органами исходя из действительной потребности и экономической целесообразности их децентрализованной закупки; средства и комплексы вычислительной техники (ЭВМ, ПЭВМ, счетно-клавишные вычислительные машины, локальные вычислительные сети и др.), программное обеспечение общего применения, включая импортные, приобретать через Управление начальника Связи Вооруженных Сил Российской Федерации. Расходование денежных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации на эти цели в видах Вооруженных Сил Российской Федерации, родах войск, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, округах, группах войск, на флотах, в объединениях, соединениях и воинских частях не производить; командиров и начальников, допускающих нарушения при расходовании государственных средств или оказывающих с этой целью давление на начальников финансовой службы и других должностных лиц, призванных по долгу службы обеспечивать соблюдение установленного порядка использования материальных ценностей и денежных средств, привлекать к установленной законом ответственности; добиваться строжайшего режима экономии при расходовании топливно-энергетических ресурсов, установить строгий контроль за соблюдением лимитов и норм расхода топлива, горючего, электроэнергии и воды, обеспечить удовлетворение роста их потребности за счет экономного использования. На основании всестороннего и глубокого анализа экономики войскового хозяйства, строительного и промышленного производства выявлять имеющиеся резервы и направлять их на обеспечение боевой готовности войск (сил), усиление социальной защиты личного состава, развитие производственных мощностей. Максимально использовать инициативу личного состава при выполнении задач по содержанию и ремонту вооружения и военной техники, оборудованию мест для проведения занятий по боевой и физической подготовке; тщательно готовить и неукоснительно соблюдать при проведении учений и занятий маршруты движения войск, улучшить работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, потрав и сокращению на этой основе расходов по возмещению ущерба, причиняемого сторонним предприятиям, организациям и отдельным гражданам; обратить особое внимание на обеспечение сохранности оборудования, мебели и другого имущества при выводе войск (сил) из-за границы. С этой целью в новых местах постоянной дислокации соединений и воинских частей производить инвентаризации прибывшего имущества на основании учетных документов (аттестатов), направляемых из групп войск в адрес управлений, отделов и служб округов (флотов); принять меры по устранению имеющихся недостатков и упущений в работе по обеспечению сохранности вооружения, военной техники, горючего, продовольствия, строительных материалов, иного военного имущества и денежных средств. Решительно пресекать и искоренять нетерпимые для армии и флота факты бесхозяйственности, растрат, недостач, хищений материальных ценностей и денежных средств, приписок объемов и завышения стоимости выполненных работ, искажения государственной отчетности. По каждому такому случаю проводить тщательные расследования, виновных привлекать к ответственности, при наличии оснований передавать материалы на них следственным органам; строго спрашивать с должностных лиц, не выполняющих уставные обязанности по контролю за учетом, хранением и наличием материальных ценностей и денежных средств. В состав внутренних проверочных комиссий назначать наиболее квалифицированных, принципиальных офицеров, прапорщиков (мичманов) и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; неукоснительно соблюдать установленный порядок отпуска продовольствия, топлива, горючего, вещевого и другого имущества платным потребителям. Принять меры к своевременному и полному возмещению платными потребителями денежных средств за отпущенные материальные ценности и оказанные услуги; разработать и провести мероприятия по повышению взрывопожаробезопасности военных объектов, предупреждению непроизводительных расходов по уплате штрафов за нарушение правил природопользования, простои транспортных средств, возмещению ущерба юридическим и физическим лицам, особенно в государствах временного пребывания российских войск (сил). Должностных лиц, виновных в непроизводительных расходах, привлекать к материальной ответственности в установленном порядке; при осуществлении вывода российских войск (сил) с территории Германии, Польши и государств - бывших союзных республик СССР на основе двусторонних переговорных процессов квалифицированно и принципиально отстаивать интересы Министерства обороны Российской Федерации, находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов и последовательно решать их до окончания вывода соединений и воинских частей; обеспечить своевременную и качественную реализацию принимаемых Верховным Советом и Правительством Российской Федерации решений по социальной защите военнослужащих, гражданского персонала, пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей. Своевременно доводить до войск и сил флота руководящие документы, регламентирующие социальную защиту личного состава. Взять под жесткий контроль полноту выплаты денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу, пенсий и пособий пенсионерам и их семьям. Оказывать всемерную помощь ветеранам Вооруженных Сил, воинам-интернационалистам, инвалидам и членам семей погибших военнослужащих в предоставлении установленных для них действующим законодательством льгот и преимуществ; повысить эффективность производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, занятых в капитальном строительстве. Добиться выполнения каждой строительно-монтажной организацией договорных обязательств по вводу в действие строек и объектов, обеспечить рост производительности труда и рентабельность строительства; не допускать выполнения нетитульных и неплановых работ по строительству и капитальному ремонту, а также замену предусмотренных проектами материалов и конструкций, вызывающую удорожание строительства; обеспечить безусловное выполнение службами материального, технического и финансового обеспечения планов контрольно-ревизионной работы. Главной задачей этой работы считать качественное проведение документальных ревизий и глубоких тематических проверок по наиболее важным направлениям финансово-хозяйственной деятельности в целях обеспечения экономного и рационального использования выделяемых на оборону ассигнований, укрепления государственной финансовой дисциплины, изыскания внутренних резервов войскового (корабельного) хозяйства в интересах улучшения социально-бытовых условий личного состава, поддержания высокой боевой готовности войск (сил); в условиях углубления экономических реформ усилить действенность финансового контроля, настойчиво добиваться результативности каждой ревизии и проверки. В основу контрольно-ревизионной работы финансовых органов армии и флота положить принципиально новые подходы к организации финансово-экономических взаимоотношений в государстве, опирающиеся на требования Законов Российской Федерации "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. "О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией"; укрепить контрольно-ревизионный аппарат высококвалифицированными, принципиальными и требовательными офицерами и лицами гражданского персонала, способными качественно проводить ревизии и проверки, своевременно выявлять и предупреждать злоупотребления, хищения и незаконные расходы материальных ценностей и денежных средств; усилить контроль за расходованием средств, выделяемых по смете Министерства обороны Российской Федерации на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу, регистрацией штатных расписаний, соблюдением штатно-тарифной дисциплины. Своевременно пересматривать штатные расписания на содержание гражданского персонала учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в связи с изменением их функций и объемов выполняемых задач. Не допускать использование военнослужащих и гражданского персонала не по штатному предназначению. Строго взыскивать с должностных лиц, нарушающих штатную дисциплину; улучшить работу по подбору и расстановке кадров для замещения должностей в финансовой службе и службах материального и технического обеспечения, всесторонне и глубоко изучать их деловые и моральные качества. Решительно освобождаться от лиц, проявивших нечестность, склонность к стяжательству, допустивших растраты или хищения; установить постоянный и действенный контроль за своевременным и полным возмещением причиненного государству материального ущерба, принять меры к розыску лиц, уклоняющихся от уплаты задолженности по исполнительным листам и нотариальным надписям. Не допускать отнесения за счет государства ущерба, подлежащего возмещению виновными лицами; повысить роль и эффективность работы экономических советов и комиссий. Основным направлением их деятельности считать изыскание внутренних источников в целях улучшения материально-технического и финансового обеспечения войск и сил флота. В интересах активизации экономической деятельности использовать действующую систему материального стимулирования и другие рычаги, имеющиеся в распоряжении командующих, командиров и начальников. 2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации: размещение в промышленности заказов вооружения, военной техники и имущества производить строго в пределах выделенных ассигнований на эти цели. Повысить экономическую обоснованность принимаемых решений на разработку и производство вооружения и военной техники; при формировании проектов годовых и перспективных планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ материалы по обоснованию стоимости разработок сложных и дорогостоящих комплексов и систем, отдельных видов уникального вооружения и военной техники направлять в научные организации Министерства обороны Российской Федерации по профилю исследований для проведения экономической экспертизы. Результаты экспертизы представлять на согласование в Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации; не допускать освобождения от материальной ответственности предприятий и организаций - разработчиков и поставщиков вооружения и военной техники, нарушающих договорные обязательства. Исключить случаи оплаты неготового, некомплектного и не отгруженного в войска (силы) вооружения и военной техники. Принять дополнительные меры по повышению уровня экономической работы подчиненных военных представительств. Установить действенный контроль за своевременностью расчетов подчиненных научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации с соисполнителями, привлекаемыми к проведению исследований; обеспечить на подчиненных промышленных предприятиях разработку и осуществление необходимых мер по ускорению внедрения в производство новейших достижений науки и техники, прогрессивных технологий двойного применения, снижению издержек производства и повышению производительности труда, улучшению использования имеющихся производственных мощностей для своевременного и полного обеспечения потребностей войск и сил флота в ремонте вооружения и военной техники, выпуске общепромышленной продукции. Ежеквартально анализировать действующие договорные оптовые цены на ремонт вооружения и военной техники, по результатам анализа принимать необходимые меры; при планировании конференций, сборов, совещаний, спортивных соревнований и других мероприятий, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей, определять источники их обеспечения, разрабатывать и утверждать расчеты и сметы на покрытие этих расходов; активизировать работу по повышению экономической подготовки руководящего и командного состава армии и флота, шире использовать для этих целей курсовую сеть Военной академии экономики, финансов и права Вооруженных Сил Российской Федерации; запретить хранение средств в иностранных банках, кроме случаев, когда такое хранение разрешено в установленном порядке. Имеющуюся в иностранных банках иностранную валюту в течение первого квартала 1993 г. сосредоточить на счетах Министерства обороны Российской Федерации; в первом полугодии 1993 г. рассмотреть необходимость пребывания воинских частей, учреждений и подразделений обеспечения на иностранной территории. Воинские формирования, практическая необходимость в содержании которых на иностранной территории отпала, расформировать или вывести на территорию Российской Федерации; тщательно проанализировать организационно-штатную структуру и численность подчиненных военных представительств на предприятиях и в организациях народного хозяйства, принять меры к приведению их в соответствие с объемами заказываемой военной продукции; обеспечить постоянный и действенный контроль за соблюдением установленного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1518 <*> порядка реализации высвобождаемого (излишнего), не используемого и не нашедшего применения в Вооруженных Силах Российской Федерации военного имущества. -------------------------------- <*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 231. 3. Начальнику вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации совместно с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть в 1993 году структуру заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специального назначения и доложить предложения по приведению ее в соответствие со структурой Министерства обороны Российской Федерации. 4. Начальнику строительства и расквартирования Вооруженных Сил Российской Федерации, начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации - заказчикам строительства: при уточнении плана капитального строительства на 1993 год предусмотреть первоочередное направление капитальных вложений на жилищное строительство и важнейшие пусковые объекты; в целях усиления контроля за качеством сдаваемых в эксплуатацию объектов строительства, исключения фактов приписок объемов и завышения стоимости работ ежеквартально проводить сплошные проверки в 2 - 3 строительных управлениях (управлениях инженерных работ) предъявляемых к сдаче в эксплуатацию законченных строительством объектов. 5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации. 6. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказы Министра обороны СССР 1987 г. N 0270, 1989 г. N 155, 1990 г. N 66. 7. Приказ разослать до отдельного батальона, учреждения, военно-учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации, генерал армии П.ГРАЧЕВ 14 января 1993 г. N 1 |