ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА В БАНКЕ. ВПРАВЕ ЛИ ОН НЕ ВЕСТИ КНИГУ КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 21 октября 2005 г. N 22-12/77940 (Д) Согласно пункту 1 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), нормы Положения распространяются на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 11 Положения на всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется согласно порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному ЦБ РФ. Порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40. На основании пункта 19 письма ЦБ РФ от 16.03.95 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений. Пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденных письмом ЦБ РФ от 18.08.93 N 51 (далее - Методические рекомендации), определено, что предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием ККТ, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста. Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина России от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), определена обязательность оприходования в кассу денежной наличности. При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать в кассу денежную наличность. Таким образом, соответствующие положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности, распространяются также на индивидуальных предпринимателей. В статье 15.1 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, а также должностных лиц. На основании статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Следовательно, положения статьи 15.1 КоАП распространяются также и на индивидуальных предпринимателей. То есть нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании индивидуальным предпринимателем в кассу денежной наличности, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.1 КоАП. Заместитель руководителя Управления действительный государственный советник налоговой службы II ранга С.Х. Аминев 21 октября 2005 г. N 22-12/77940 |