ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 14 мая 2004 г. N 14-51-131/13 (Д) Согласно письму N АФ-144 от 27.04.2004 Департамент общего и дошкольного образования направляет Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений для использования в проводимой органами управления образованием, органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями работе. Руководитель Департамента общего и дошкольного образования А.В.БАРАННИКОВ 14 мая 2004 г. N 14-51-131/13 Приложение к письму Минобразования России от 14 мая 2004 года N 14-51-131/13 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФУНКЦИЯМ, ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТЕ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (ст. 35, п. 2) управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, при этом возможны различные формы самоуправления в образовательном учреждении. В настоящее время в целях развития демократического, государственно-общественного характера управления получает развитие такая форма самоуправления общеобразовательным учреждением, как управляющий совет. Управляющий совет общеобразовательного учреждения (далее - Совет) - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения. 1. Основные функции (компетенция) управляющих советов Основные функции Совета общеобразовательного учреждения (далее - Учреждение) могут определяться следующим примерным перечнем: - согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования ("школьного компонента") и профилей обучения; - утверждение программы развития Учреждения; - согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ; - установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; - решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся; - рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения; - содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения; - согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников; - согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним объектов собственности; - заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года; - рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении. Совет может также при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем Учреждения о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала. Ежегодно Совет должен представлять учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел в Учреждении. Совет несет ответственность перед учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Учреждения вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ. В этом случае происходит либо новое формирование Совета по установленной процедуре, либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данном Учреждении управляющего Совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Учреждения, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель. 2. Состав, формирование, начало работы Совета Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации. Избираемыми членами Совета могут быть представители от родителей (законных представителей) обучающихся, представители от работников Учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования. В состав Совета входят руководитель (директор) Учреждения, а также делегируемый представитель учредителя. Также в состав Совета могут быть кооптированы представители местной общественности по представлению учредителя или избранных членов Совета. Количество членов Совета устанавливается уставом Учреждения. При определении соотношения (либо представительства) различных категорий граждан в Совете рекомендуется следующее: - члены Совета из числа родителей (законных представителей) обучающихся избираются на общем родительском собрании. Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов Совета; - представители обучающихся входят по одному представителю от параллели на ступени среднего (полного) общего образования; - члены Совета из числа работников Учреждения избираются общим собранием работников данного Учреждения. Количество членов Совета из числа работников Учреждения не может превышать одной четверти от общего числа членов Совета. Руководитель Учреждения после получения списка избранных членов Совета извещает о том учредителя и членов Совета в трехдневный срок. Учредитель издает приказ с утверждением первоначального состава Совета и с поручением директору Учреждения провести первое заседание Совета. Учредитель может оспорить первоначальный состав Совета (избранных членов) только в случае нарушения процедуры выборов (неинформирование потенциальных участников выборных собраний, отсутствие кворума и др.). На первом заседании Совета избираются его председатель, заместители председателя и секретарь Совета. При этом представитель учредителя в Совете, обучающиеся, руководитель и работники Учреждения не могут быть избраны на пост председателя Совета. Совет, состав избранных и назначенных членов которого утвержден приказом учредителя, обязан в период до двух месяцев со дня издания приказа кооптировать в свой состав не менее одной четверти членов (из числа лиц, окончивших Учреждение; работодателей или их представителей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности Учреждения или в социальном развитии территории, на которой оно расположено; граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц). Кандидатуры для кооптации в Совет, предложенные учредителем, рассматриваются Советом в первоочередном порядке. Учредителю рекомендуется вести отдельное делопроизводство по вопросам советов подведомственных учреждений. 3. Организация работы Совета Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. График заседаний Совета утверждается Советом. Председатель Совета может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, учредителя, директора Учреждения). Дата, время, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы доводятся до сведения членов Совета не позднее чем за пять дней до заседания Совета. Решения Совета считаются правомочными, если на заседании Совета присутствовали не менее половины его членов. По приглашению члена Совета в заседании с правом совещательного голоса могут принимать участие лица, не являющиеся членами Совета, если против этого не возражают более половины членов Совета, присутствующих на заседании. Каждый член Совета обладает одним голосом. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании. Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом. Протокол заседания Совета подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Постановления и протоколы заседаний Совета включаются в номенклатуру дел Учреждения и доступны для ознакомления всем членам Совета, а также любым лицам, имеющим право быть избранными в члены Совета (работникам Учреждения, его обучающимся классов старшей ступени, их родителям и законным представителям). Администрации Учреждения рекомендуется оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний Совета, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям Совета. Совет имеет право для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями создавать постоянные и временные комиссии Совета. Совет определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов Совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Совет сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работы любой комиссии возлагается только на члена Совета. 4. Права и ответственность членов Совета Члены Совета работают на общественных началах. Член Совета имеет право: - принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; - требовать от администрации Учреждения предоставления всей необходимой для участия в работе Совета информации по вопросам, относящимся к компетенции Совета; - присутствовать на заседании педагогического совета Учреждения с правом совещательного голоса; - досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению председателя. Член Совета, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению Совета. Член Совета выводится из его состава по решению Совета в следующих случаях: - по его желанию, выраженному в письменной форме; - при отзыве представителя учредителя; - при увольнении с работы руководителя Учреждения или увольнении работника Учреждения, избранного членом Совета, если они не могут быть кооптированы в состав Совета после увольнения; - в связи с окончанием Учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в Совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования, если он не может быть кооптирован в члены Совета после окончания Учреждения; - в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в Совете; - при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в работе Совета: лишение родительских прав, судебное запрещение заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение уголовного преступления. Выписка из протокола заседания Совета с решением о выводе члена Совета направляется учредителю. После вывода из состава Совета его члена Совет принимает меры для замещения выбывшего члена (довыборы либо кооптация). |