ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 8 ноября 2005 г. N 662 (Д) В целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121) и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 23, ст. 2269) приказываю: 1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно Приложению. 2. Федеральной службе по труду и занятости (М.А. Топилин), Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию (В.А. Прохоров), Фонду социального страхования Российской Федерации (Г.Н. Карелова), Пенсионному фонду Российской Федерации (Г.Н. Батанов), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (М.А. Таранов), Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (А.Л. Сафонов), Департаменту по вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг населению (А.А. Кригер), Департаменту развития социального страхования и государственного обеспечения (Ю.В. Воронин), Департаменту медико-социальных проблем семьи, материнства и детства (О.В. Шарапова) до 20 декабря 2005 г. представить в Департамент развития социальной защиты (А.И. Осадчих): утвержденные планы-графики осуществления основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, восстановлению нарушенной вследствие чрезвычайной ситуации деятельности территориальных органов, учреждений и предприятий, подведомственных соответствующим федеральной службе, федеральному агентству, государственному внебюджетному фонду; перечни должностных лиц, ответственных за подготовку и осуществление основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; предложения по составу рабочих групп комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздравсоцразвития России по конкретным вопросам социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; типовые формы отчетности, представляемой соответствующим федеральной службе, федеральному агентству, государственному внебюджетному фонду подведомственными территориальными органами, учреждениями и предприятиями по организации социальной защиты граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. 3. Департаменту развития социальной защиты (А.И. Осадчих) до 1 февраля 2006 г. подготовить проект приказа Минздравсоцразвития России об утверждении; плана-графика действий Минздравсоцразвития России по обеспечению социальной защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций: состава рабочих групп комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздравсоцразвития России по конкретным вопросам социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; плана проведения занятий с членами рабочих групп по организации социальной защиты граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. 4. Координацию мер по обеспечению функционирования подсистемы и контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Ю. Левицкую. Министр М.Ю.ЗУРАБОВ 8 ноября 2005 г. N 662 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 ноября 2005 года N 662 ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, организацию управления, состав сил и средств функциональной подсистемы социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций (далее - Подсистема), а также порядок их деятельности (далее - основные мероприятия), осуществляемой в рамках Подсистемы. 2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945), Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3779), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794". 3. Подсистема объединяет координационный орган, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения по вопросам социальной защиты населения, обеспечивает согласованность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. 4. В настоящем Положении употребляются следующие основные понятия: чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов; режим повседневной деятельности - функционирование Подсистемы при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; режим повышенной готовности - функционирование Подсистемы при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - функционирование Подсистемы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство) оказывает методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении проводимых ими дополнительных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. 6. Основными целями Подсистемы являются: поддержание необходимой готовности Министерства, подведомственных Министерству федеральных служб, федеральных агентств, а также государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство (далее - федеральные службы, федеральные агентства, государственные внебюджетные фонды), их территориальных органов, подведомственных им организаций (далее - организации) к оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами; подготовка в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; координация деятельности органов управления и сил Подсистемы по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на Министерство. II. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 7. Руководство Подсистемой осуществляется Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 8. Подсистема действует на федеральном и региональном уровнях. 9. На федеральном уровне поставленные перед Подсистемой цели и задачи достигаются и исполняются департаментами Министерства, федеральными службами, федеральными агентствами, государственными внебюджетными фондами в соответствии с их компетенцией. 10. На региональном уровне цели и задачи Подсистемы достигаются и исполняются территориальными органами федеральных служб и федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, а также учреждениями и предприятиями. 11. Координационным органом Подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия), создаваемая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". 12. Постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления Подсистемы являются: на федеральном уровне - департаменты Министерства для решения задач по социальной поддержке населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также федеральные службы, федеральные агентства, государственные внебюджетные фонды в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения; на региональном уровне - территориальные органы федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения. 13. Управление Подсистемой осуществляется с использованием ведомственной системы связи. 14. К силам, привлекаемым к реализации задач Подсистемы, относятся специально подготовленные работники департаментов Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций. 15. Для выполнения задач социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, используются резервы финансовых и материальных ресурсов Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов. 16. Проведение мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в рамках Подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов действий Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов. 17. Приказами (распоряжениями) федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов: устанавливается порядок исполнения задач по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, в пределах полномочий в сфере социальной защиты, предусмотренных положениями о данных федеральных службах, федеральных агентствах, государственных внебюджетных фондах; утверждается план-график осуществления основных мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, восстановлению нарушенной вследствие чрезвычайной ситуации деятельности территориальных органов и организаций федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов (далее - план-график). III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РАМКАХ ПОДСИСТЕМЫ 18. Подсистема функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации. 19. Основные задачи Подсистемы в режиме повседневной деятельности: определение основных организационно-методических требований по обеспечению готовности департаментов Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций; подготовка работников Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; оказание организационно-методической помощи федеральным службам, федеральным агентствам, государственным внебюджетным фондам, их территориальным органам и организациям в поддержании постоянной готовности к действиям по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; обеспечение в процессе бюджетного планирования финансовых возможностей для решения на федеральном уровне задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. 20. Основные мероприятия, проводимые в рамках функционирования Подсистемы в режиме повседневной деятельности: подготовка необходимых расчетов для формирования резерва средств, предназначенных для осуществления социальных выплат населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций; подготовка и утверждение плана-графика действий Министерства по обеспечению социальной защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - план-график Министерства); оказание помощи федеральным службам, федеральным агентствам, государственным внебюджетным фондам в разработке планов-графиков первоочередных мероприятий по социальной защите населения на период чрезвычайных ситуаций; согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместных действий по осуществлению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, субъекта Российской Федерации; формирование состава рабочих групп Подсистемы; проведение занятий и тренировок с работниками Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, привлекаемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, согласно планам-графикам; проверка обоснованности типовых расчетов и схем временного размещения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также на других объектах, выделенных для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; подготовка типовых проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты населения на период чрезвычайных ситуаций; изучение и использование международного опыта социальной поддержки пострадавших в результате трансграничных чрезвычайных ситуаций. 21. Основные задачи Подсистемы в режиме повышенной готовности: уточнение плана-графика Министерства в целях обеспечения мер социальной защиты населения в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации; сбор и анализ информации о возможных социальных последствиях для населения в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации; уточнение статистических данных о численности населения, категориях получателей пенсий, социальных пособий, социальных услуг и услуг по социальному обслуживанию в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации; оперативное ориентирование работников Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите пострадавшего населения, уточнение плана-графика их действий в режиме чрезвычайной ситуации; установление взаимодействия с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. 22. Основные мероприятия, проводимые в рамках функционирования Подсистемы в режиме повышенной готовности: оперативный анализ предкризисной обстановки в социальной сфере на основании сбора статистических и иных информационных сведений о социально-экономической обстановке в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации; оповещение в установленном порядке членов рабочих групп Подсистемы и других работников Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; определение состава рабочих групп Подсистемы для возможного выезда в районы прогнозируемой чрезвычайной ситуации, предварительная постановка им первоочередных задач; ориентирование федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов на необходимость повышения их готовности к осуществлению мер по социальной защите населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации; уточнение системы управления, связи и взаимодействия между Министерством, федеральными службами, федеральными агентствами, государственными внебюджетными фондами, их территориальными органами и организациями по вопросам социальной защиты населения в условиях прогнозируемой чрезвычайной ситуации; уточнение необходимых расчетов финансовых и материальных средств для осуществления возможных выплат и оказания иной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации; корректировка типовых проектов нормативных правовых актов и административных решений Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов с учетом динамики ухудшения обстановки в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации. 23. Основные задачи Подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации: восстановление нарушенных вследствие чрезвычайной ситуации систем пенсионного обеспечения, осуществления социальных выплат, предоставления социальных услуг и выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; организация выплат единовременной материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, принятым в связи с чрезвычайной ситуацией; оформление населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, документов, необходимых для обеспечения выплат по обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев на производстве; координация мер по восстановлению нарушенной деятельности учреждений социального обслуживания; обеспечение деятельности учреждений медико-социальной экспертизы в условиях чрезвычайной ситуации; обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации, с привлечением, при необходимости, в районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил, средств федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и предприятий протезно-ортопедической помощи; осуществление дополнительных мер по обеспечению оздоровления и реабилитации детей, пострадавших от чрезвычайной ситуации; координация мер по осуществлению социальной и профессиональной реабилитации граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, их санаторно-курортного лечения; подготовка предложений по оформлению и использованию международной гуманитарной помощи; координация мер по восстановлению деятельности федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов и организаций, нарушенной вследствие чрезвычайной ситуации. 24. Основные мероприятия, проводимые в рамках функционирования Подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации: сбор и организация работы членов рабочих групп; сбор, обобщение, анализ и представление руководству Министерства информации о гражданах, пострадавших от чрезвычайной ситуации; подготовка департаментами Министерства, федеральными службами, федеральными агентствами, государственными внебюджетными фондами предложений о характере и объеме восстановления нарушенной при чрезвычайной ситуации системы социальной защиты населения; организация исполнения плана-графика Министерства; установление взаимодействия Министерства, федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации; организация сбора, обобщения и анализа информации о динамике социальных последствий чрезвычайной ситуации, объеме и эффективности мер, принимаемых по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации; направление членов рабочих групп Подсистемы в районы чрезвычайной ситуации с целью координации действий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации; проведение расчетов и финансово-экономических обоснований мероприятий по оказанию материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений по организации выплаты материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, и осуществлению его социальной реабилитации; развертывание, при необходимости, в районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил, средств федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и предприятий протезно-ортопедической помощи; обеспечение финансирования санаторно-курортного лечения, оздоровления детей, оказания материальной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, проведения медико-социальной экспертизы и осуществления протезно-ортопедической помощи нуждающимся в ней; подготовка предложений Правительственной комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи по вопросам оформления и использования гуманитарных грузов медико-социального назначения; подготовка и представление Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности информации об осуществлении в условиях чрезвычайной ситуации мероприятий по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, организационно-техническое обеспечение участия Министерства в ее работе. 25. Финансовое обеспечение функционирования Подсистемы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. |