О ВОЗВРАТЕ НАЧИСЛЕННЫХ И ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ СУММ ПЕНИ ЗА ПРОСРОЧКУ УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ ЗА ПЕРИОД 2003 - 2005 ГОДОВ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.06.06 03-06-02-02/73


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            2 июня 2006 г.
                           N 03-06-02-02/73

                                 (Д)


     Департамент  налоговой и таможенно-тарифной политики подтверждает
свою позицию, изложенную в письме Минфина России от 13 февраля 2006 г.
N  03-06-04-02/02,  и  по  вопросу  возврата  начисленных и взысканных
налоговыми  органами  сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей
по   транспортному  налогу  за  период  2003  -  2005  годов  сообщает
следующее.
     В  соответствии  со  статьей  57 Конституции Российской Федерации
каждый  обязан  платить  законно  установленные налоги и сборы. Налоги
считаются    установленными,    когда    определены    все    элементы
налогообложения  (статья  3  Налогового  кодекса  Российской Федерации
(далее - Кодекс)).
     Статьей  14  Кодекса  транспортный  налог  отнесен к региональным
налогам, при установлении которых законодательными (представительными)
органами   государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации
определяются  в  порядке  и  пределах, которые предусмотрены Кодексом,
следующие  элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки
уплаты  налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам
и налогоплательщики определяются Кодексом.
     Учитывая,   что  до  1  января  2006  года  отчетные  периоды  по
транспортному   налогу   Кодексом   не   были   предусмотрены   и   на
налогоплательщиков  не  возлагались  обязанности  по  уплате авансовых
платежей   и   представлению   расчетов   по   авансовым  платежам  по
транспортному  налогу, правовые основания для начисления и взыскания с
налогоплательщиков сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по
транспортному   налогу   отсутствовали.  Данная  позиция  отражена,  в
частности,  в  Постановлении  Президиума  Верховного  Суда  Российской
Федерации от 11 мая 2005 г. N 32пв04.
     В  Постановлении  от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах
применения  части  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"
отражена   позиция   Пленума   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
Федерации,  касающаяся,  в  частности,  порядка взыскания сумм пени за
просрочку  уплаты авансовых платежей. В соответствии с данной позицией
пени,  предусмотренные  статьей  75  Кодекса,  могут  быть  взысканы с
налогоплательщика  в  том случае, если в силу закона о конкретном виде
налога  авансовый  платеж  исчисляется  по итогам отчетного периода на
основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54
Кодекса.
     В  силу  части  пятой  статьи 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
не  могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым по предметам
ведения   Российской   Федерации   и  совместного  ведения  Российской
Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.  В случае противоречия
между   федеральным  законом  и  иным  актом,  изданным  в  Российской
Федерации, действует федеральный закон.
     Статьей  6  Кодекса  установлено,  что нормативный правовой акт о
налогах  и  сборах  признается  не соответствующим Кодексу, если такой
акт,   в   частности,   изменяет   определенное   Кодексом  содержание
обязанностей  участников  отношений,  регулируемых законодательством о
налогах  и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или)
буквальному    смыслу    конкретных   положений   Кодекса.   Признание
нормативного  правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется
в судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
     В   случае  признания  закона  субъекта  Российской  Федерации  о
транспортном  налоге  противоречащим  федеральному законодательству и,
следовательно,   недействующим  налогоплательщики  в  силу  статьи  21
Кодекса  имеют  право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных
или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
     Возврат  излишне  взысканных  сумм пени осуществляется налоговыми
органами  по  месту  учета  налогоплательщика в порядке, установленном
статьей 79 Кодекса.
     В  соответствии  с  пунктом  2 указанной статьи Кодекса решение о
возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым органом на
основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы
суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
     Учитывая  изложенное,  полагаем,  что  возврат излишне взысканных
сумм  пени  за  просрочку  уплаты  авансовых платежей по транспортному
налогу  за  период  2003 - 2005 годов необходимо производить налоговым
органам  на  основании  письменного  заявления налогоплательщика в том
случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге
в  части  установления  авансовых  платежей  по  транспортному  налогу
признан судом недействующим.
     В   настоящее  время  Определениями  Верховного  Суда  Российской
Федерации  от  1  февраля  2006 г. N 59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. N
33-Г06-4   признаны  недействующими  в  части  установления  авансовых
платежей  по  транспортному  налогу  соответственно  положения  Закона
Амурской  области от 18 ноября 2002 г. N 142-ОЗ "О транспортном налоге
на  территории  Амурской области" и Закона Ленинградской области от 22
ноября 2002 г. N 51-ОЗ "О транспортном налоге".

Директор департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
                                                           М.А.МОТОРИН
2 июня 2006 г.
N 03-06-02-02/73