О ПОДТВЕРЖДЕНИИ РАСХОДОВ НА АРЕНДУ ИМУЩЕСТВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 7 июня 2006 г. N 03-03-04/1/505 (ФР 06-24) Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью арендует нежилое помещение по договору аренды, заключенному на срок менее года с обязанностью арендатора ежемесячно уплачивать арендную плату. Помещение принято от арендодателя по акту приема-передачи. По разъяснениям некоторых специалистов, расходы следует учитывать на основании ежемесячных актов (выполненных работ, оказанных услуг), счетов-фактур и платежных документов. По мнению других специалистов (Савина Е.А., "Как в налоговом учете списать расходы без акта" // "Главбух", N 10, май 2005 г.), ссылающихся на письмо Минфина России от 26 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/86, составление ежемесячных актов необязательно, а достаточно счета-фактуры и платежного документа. Полагаем такую точку зрения обоснованной, поскольку помещение передано по акту приема-передачи арендатору и до возвращения этого помещения арендатором (также по акту приема-передачи) по окончании договора аренды оно находится в пользовании и владении арендатора. В договоре прописана обязанность арендатора ежемесячно производить оплату. Вопросы. 1. Является ли обязательным ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения расходов и списания арендной платы? 2. Если ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) не является обязательным, то достаточно ли только счета-фактуры и платежного документа? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 22.03.2006 по вопросу документального подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов организации в виде арендных платежей, уплачиваемых в связи с договором аренды нежилого помещения, заключенным на срок менее одного года, и сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. При этом согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Согласно статье 313 Кодекса подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Таким образом, размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором аренды, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством. Документальным подтверждением произведенных расходов могут быть первичные учетные документы, составленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом, по нашему мнению, ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 7 июня 2006 г. N 03-03-04/1/505 |