О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛОКОМОТИВНОГО ХОЗЯЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 16 июня 1997 г. N ЦТ-482 (Д) УТВЕРЖДАЮ Министр путей сообщения Российской Федерации Н.Е.АКСЕНЕНКО 16 июня 1997 года N ЦТ-482 1. Общие положения 1.1. Департамент локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее именуемый "Департамент") образован в соответствии с указанием МПС России от 29 ноября 1996 г. N 505пр-у, является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства, находится в непосредственном ведении заместителя Министра, ведающего вопросами работы локомотивного хозяйства, выполняет задачи и функции, предусмотренные настоящим Положением. 1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями, другими нормативными правовыми и иными актами МПС России, а также настоящим Положением. 1.3. Департамент в непосредственном ведении имеет: - Кусковский завод консистентных смазок; - проектно-конструкторское бюро; - заводские инспекции на заводах промышленности и ремонтных заводах МПС России. 1.4. Департамент имеет круглую печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием. Официальное сокращенное телеграфное название Департамента - ЦТ МПС России. 2. Основные задачи и функции 2.1. Основными задачами Департамента являются: 2.1.1. Организация устойчивой работы тягового подвижного состава, всего комплекса технических средств и обустройств локомотивного хозяйства. 2.1.2. Организация работы по обеспечению безопасности движения, выполнению "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", пожарной защиты и защиты окружающей природной среды. 2.1.3. Разработка нормативно-технической документации, определяющей порядок функционирования локомотивного хозяйства, содержание, эксплуатацию и ремонт технических средств локомотивного хозяйства. 2.1.4. Разработка предложений и реализация программ по осуществлению научно-технической и инвестиционной политики, организации создания и внедрения новой техники и прогрессивной технологии в локомотивном хозяйстве. 2.1.5. Организация работы по повышению экономической эффективности эксплуатационной деятельности локомотивного хозяйства и работы подведомственных предприятий. 2.1.6. Осуществление контроля по обеспечению потребности железных дорог в необходимых ресурсах нефтепродуктов и котельно-печного топлива. 2.2. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами обеспечивает выполнение следующих основных функций: 2.2.1. Обеспечивает содержание тягового подвижного состава и локомотивных бригад, необходимых для осуществления перевозочного процесса, согласно установленным нормативам. Анализирует эксплуатационную работу и выполнение графика движения поездов с принятием мер к устранению имеющихся недостатков. 2.2.2. Проводит совместно с департаментами и управлениями МПС и железными дорогами планомерную работу по определению потребностей в поставке локомотивов и моторвагонных поездов, рациональному размещению, оптимизации структуры и размеров локомотивных парков по полигонам эксплуатации, исходя из текущих и перспективных задач по перевозкам, а также эффективного их использования. 2.2.3. Рассматривает совместно с Департаментом управления перевозками и согласовывает нормативы графика движения поездов, участки обращения тягового подвижного состава и локомотивных бригад; определяет системы и режим их работы, условия и технологию скоростного движения, вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов; разрабатывает нормативно-техническую документацию в этой сфере. 2.2.4. Проводит анализ технического состояния транспортных средств с учетом сроков службы и требований эксплуатации, технико-экономическое обоснование потребностей в их обновлении и модернизации. 2.2.5. Осуществляет меры по эффективному использованию локомотивного парка, соблюдению установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад, системы и правил эксплуатации тягового подвижного состава, повышению качества обслуживания пассажиров и обеспечению сохранности перевозимых грузов. 2.2.6. Ведет пономерной учет тягового подвижного состава, решает совместно с железными дорогами вопросы о его списании, разделке в металлолом и использовании годных частей и оборудования, определяет порядок содержания в запасе на базах МПС России, а также в оперативном резерве. Готовит предложения по сдаче в аренду и продаже локомотивов. 2.2.7. Организует работу по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в подведомственном хозяйстве. 2.2.8. Организует и осуществляет в локомотивном хозяйстве системный контроль за выполнением правил, инструкций, иных нормативных актов и должностных обязанностей, регламентирующих требования безопасности, охраны труда и окружающей природной среды при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте тягового подвижного состава, другой транспортной техники, обустройств и оборудования. Осуществляет регулярный анализ состояния безопасности движения и охраны труда в локомотивном хозяйстве, расследует в установленном порядке причины аварий и крушений транспортных средств, пожаров и экологически опасных ситуаций, несчастных случаев с людьми, происшедшие на производстве и вследствие наезда подвижного состава, с проведением организационных и технических мер по профилактике нарушений, укреплению технологической дисциплины, совершенствованию нормативной базы и управления процессами обеспечения безопасности. 2.2.9. Разрабатывает системы профессионального отбора и комплектования работников локомотивных бригад, предрейсового медицинского контроля и психологической разгрузки их с применением специальных методов; принимает решения о создании и внедрении необходимых для этого технических средств и пособий. 2.2.10. Осуществляет разработку нормативной документации по охране труда, разрабатывает организационные меры по обеспечению безопасных условий труда, снижению производственного травматизма, созданию новых видов спецодежды, спецобуви и защитных средств и контролирует обеспечение ими работников локомотивного хозяйства. 2.2.11. Осуществляет контроль за проводимой железными дорогами аттестацией рабочих мест на производственных объектах, подлежащих сертификации на соответствие требованиям охраны труда. 2.2.12. Разрабатывает предложения по предоставлению льгот и дополнительных выплат работникам локомотивного хозяйства за работу с вредными и особо вредными условиями труда. 2.2.13. Разрабатывает нормативно-технические акты и организует исправное содержание и правильное применение локомотивных устройств безопасности движения и средств пожарной защиты. Осуществляет заказы на разработку, создание и поставку по заявкам железных дорог автоматизированных систем предупреждения проезда, запрещающего сигнала и пожаротушения, новых материалов, изделий и оборудования, связанных с обеспечением безопасности, охраны труда и окружающей природной среды. 2.2.14. Осуществляет экспертизу и согласовывает в установленном порядке конструкторскую документацию на строящиеся, модернизируемые и вновь создаваемые локомотивы, моторвагонные поезда, грузоподъемные краны на железнодорожном ходу и другое важнейшее оборудование с учетом требований безопасности их эксплуатации, улучшения условий труда обслуживающего персонала и выполнения природоохранных норм. Участвует в организации сертификации поставляемой для локомотивного хозяйства продукции. 2.2.15. Осуществляет контроль за техническим состоянием парка локомотивов, моторвагонных поездов, грузоподъемной техники, других обустройств и оборудования локомотивного хозяйства, соблюдением установленной системы их технического обслуживания и ремонта. Организует работу линейных подразделений по исправному содержанию и функционированию технических средств для обеспечения перевозочного процесса. 2.2.16. Систематически анализирует случаи порчи и непланового ремонта тягового подвижного состава, разрабатывает и реализует мероприятия по их предупреждению. 2.2.17. Проводит работу по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, внедрению прогрессивных нормативов и технологических процессов, основанных на широком применении электронно-вычислительной техники, средств диагностики и неразрушающего контроля, современных технологий с целью повышения надежности и долговечности конструкций, снижения эксплуатационных затрат. 2.2.18. Содействует железным дорогам в размещении их заказов на заводах на капитальный ремонт и модернизацию тягового подвижного состава, его узлов и агрегатов, а также на поставку нового локомотивного и технологического оборудования, грузоподъемной техники, нестандартизированной оснастки и инструмента; на создание и производство смазочных материалов для ремонтно-эксплуатационных нужд локомотивного хозяйства. 2.2.19. Разрабатывает и согласовывает нормативные, проектные и методические документы по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации тягового подвижного состава и его оборудования, содержанию в надлежащем состоянии других технических средств и обустройств локомотивного хозяйства, нормативы по труду, расходу материально-технических и топливно-энергетических ресурсов, созданию их запаса на зимний и особый периоды работы. 2.2.20. Организует разработку и экспертизу типовых проектов производственных цехов и иных обустройств локомотивных депо, предусматривающих применение прогрессивных технологий, механизированных и автоматизированных рабочих мест по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов и моторвагонных поездов. Осуществляет контроль за ходом проектирования и строительства объектов локомотивного хозяйства. 2.2.21. Исходя из прогнозируемых объемов транспортных услуг определяет потребности в ремонте тягового подвижного состава и анализирует пропускные способности локомотивного хозяйства, мощности деповской и заводской ремонтной базы на долгосрочный период; готовит предложения по сбалансированности мощностей с учетом внедрения прогрессивных нормативов и технологий, рациональной специализации и кооперации производств, а также устранения узких мест в развитии, по высвобождению излишних мощностей и персонала, приведению их в соответствие с объемами выполняемой работы, по оптимизации количества и размеров предприятий, снижению доли их расхода в общеотраслевых расходах. 2.2.22. Проводит единую техническую политику в развитии средств тяги и обеспечении ими железнодорожного транспорта, анализирует отечественный опыт и тенденцию мирового локомотивостроения, достижения науки и техники, прогнозы, концепции и программы развития средств тяги на железных дорогах России. Разрабатывает предложения по типажу локомотивов и моторвагонного подвижного состава. 2.2.23. Разрабатывает технические требования на создание перспективных типов тягового подвижного состава, локомотивного и иного оборудования, выдает заявочные материалы, согласовывает соответствующие технические задания и конструкторскую документацию, организует приемочные и сертификационные испытания, принимает решения о выпуске опытных образцов и постановке на серийное производство новой техники. 2.2.24. Разрабатывает и осуществляет совместно с промышленными, научно-исследовательскими и проектными организациями мероприятия по совершенствованию конструкции поставляемых серийных локомотивов и моторвагонных поездов, улучшению их технико-экономических, эргономических, экологических и противопожарных показателей, оснащению автоматизированными системами управления, диагностики, безопасности движения и пожаротушения, а также организует разработку проектов модернизации эксплуатируемого парка по заказу железных дорог. 2.2.25. Принимает с предприятиями-изготовителями решения о производстве серийного тягового подвижного состава в необходимых объемах и типах на планируемый год и перспективу, согласовывает технические условия на его поставку в комплекте с модусным оборудованием и техническим сопровождением. 2.2.26. Руководит работой заводских инспекций МПС России, осуществляет приемку продукции, поставляемой железным дорогам, по качеству и комплектности, на предприятиях промышленности и ремонтных заводах. 2.2.27. Формирует совместно с заинтересованными организациями приоритетные направления научно-технической политики в локомотивном хозяйстве, разрабатывает планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляет контроль за их реализацией и финансированием, организует внедрение законченных разработок. 2.2.28. Участвует в международном сотрудничестве в части использования разработок в локомотивном хозяйстве; внедряет разработки автоматизированных систем управления, стандартизации, метрологии, научно-технической информации. Распространяет передовой опыт в рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной деятельности; утверждает технические условия на производство продукции. 2.2.29. Готовит обоснования необходимых объемов финансирования на создание новых образцов и приобретение серийно выпускаемых локомотивов и моторвагонных поездов, их комплектующего оборудования, устройств и систем обеспечения безопасности движения, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, имеющих общесетевое значение и оплачиваемых централизованно. Согласовывает цены и доплаты на указанную продукцию, осуществляет контроль за правильным направлением средств и своевременной оплатой счетов. 2.2.30. Анализирует эксплуатационные расходы в локомотивном хозяйстве, разрабатывает мероприятия по их сокращению и повышению рентабельности. Оказывает помощь локомотивным депо в развитии подсобно-вспомогательной деятельности, расширении производства товаров народного потребления и оказании платных услуг населению. 2.2.31. Разрабатывает предложения по совершенствованию структуры управления локомотивным хозяйством и внутриведомственных экономических отношений, по социальной защите работников локомотивного хозяйства, внедрению передовых форм организации и стимулирования труда, повышению производительности труда, совершенствованию его нормирования и условий оплаты, установлению режима рабочего времени и отдыха работников локомотивных бригад. Участвует в подготовке и проведении отраслевого соревнования среди коллективов депо, в разработке положений Отраслевого тарифного соглашения и осуществляет контроль по кругу ведения за его выполнением. 2.2.32. Обеспечивает разработку нормативных показателей и нормативов эксплуатационных расходов локомотивного хозяйства железных дорог на квартал с разбивкой по месяцам, доводит их до служб локомотивного хозяйства и осуществляет контроль за соблюдением этих показателей и нормативов на железных дорогах. 2.2.33. Осуществляет анализ обеспеченности, профессионального состава и динамики кадров, состояния трудовой дисциплины в локомотивном хозяйстве, а также работу по организации системной подготовки и повышению квалификации рабочих массовых профессий и руководящих работников. Разрабатывает единую систему подготовки рабочих локомотивных бригад, их профессионального отбора, повышения квалификации, порядок проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом на путях общего пользования, присвоения класса квалификации. Принимает решения о создании и внедрении технических средств обучения, соответствующих программ и пособий. 3. Права и ответственность начальника Департамента локомотивного хозяйства 3.1. Департамент возглавляет начальник, назначаемый Министром путей сообщения Российской Федерации. 3.2. Начальник Департамента руководит деятельностью Департамента на основе единоначалия и имеет право: 3.2.1. Представлять Министерство во всех государственных, общественных и иных организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. 3.2.2. Заключать в установленном порядке и в пределах выделенных средств договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, издательских и других работ, выдавать доверенности. 3.2.3. Производить в установленном порядке проверку деятельности предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта в части соблюдения ими законодательства Российской Федерации, выполнения приказов, указаний, других нормативных правовых и иных актов МПС России по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента. 3.2.4. Давать указания железным дорогам по вопросам организации и обеспечения перевозок локомотивами и локомотивными бригадами. 3.2.5. Пользоваться в установленном порядке бухгалтерской и статистической отчетностью, иными материалами железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, делать запросы и получать необходимую информацию. 3.2.6. Давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента. 3.2.7. Распределять обязанности между заместителями начальника Департамента, утверждать положения об отделах в составе Департамента. 3.2.8. Принимать, перемещать и увольнять работников Департамента и заводских инспекций, поощрять и налагать на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации и номенклатурой должностей, утвержденной МПС России. 3.2.9. Запрашивать от должностных лиц департаментов, управлений МПС России, железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Департамент обязанностей. 3.2.10. Создавать технико-экономический совет Департамента. 3.3. Начальник Департамента пользуется также другими правами, представляемыми ему соответствующими приказами, указаниями и иными документами МПС России. 3.4. Начальник Департамента несет ответственность за невыполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, законодательства Российской Федерации, приказов, указаний, других нормативных правовых и иных актов МПС России. Положение о Департаменте локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденное МПС России 04.02.1997 N ЦТ-424, считается утратившим силу. |