ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 16 января 2006 г. N 44 (Д) 1. Одобрить Основные направления разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка труда Союзного государства, представленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. 2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Республики Беларусь вносить в Совет Министров Союзного государства на утверждение конкретные совместные мероприятия в соответствии с Основными направлениями, указанными в пункте 1 настоящего Постановления. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель Совета Министров Союзного государства М.ФРАДКОВ 16 января 2006 г. N 44 ОДОБРЕНЫ Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 января 2006 года N 44 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Современный этап развития интеграционного сотрудничества на пути продвижения Республики Беларусь и Российской Федерации к созданию Союзного государства характеризуется активизацией интеграционных процессов, что является основой формирования единого экономического пространства и общего рынка труда. Развитие общего рынка труда - один из главных приоритетов Союзного государства. Возникая в условиях единого экономического пространства, общий рынок труда способствует дальнейшему расширению экономического пространства и углублению интеграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Подготовка Основных направлений разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка труда Союзного государства является важным условием обеспечения свободного перемещения рабочей силы, устранения межгосударственных барьеров и ограничений, равных возможности для свободной экономической деятельности. Проект Основных направлений разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка труда предусматривает осуществление взаимосогласованных мер по отработке процесса формирования и развития рынка труда в целях повышения занятости и снижения уровня безработицы, улучшения качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечения социальной защиты гражданам России и Беларуси. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Общий рынок труда Союзного государства характеризуется рядом особенностей, имеющих важное значение для его регулирования: формирование общего рынка труда тесно связано с унификацией нормативно-правовой базы для его регулирования; развитие общего рынка труда производно от общехозяйственных интеграционных процессов между двумя государствами (создание совместных предприятий, транснациональных корпораций, альянсов, финансово-промышленных групп, совместное использование ресурсов, снятие таможенных барьеров) и общности проводимой макроэкономической политики в обеих странах; при разработке мероприятий по формированию и регулированию общего рынка труда Союзного государства следует руководствоваться принципом взаимодополнения (комплементарности); при формировании союзного рынка труда возможен рост затрат на повышение мобильности рабочей силы и усиление миграционных процессов; в структуре общего рынка труда могут присутствовать субъекты, не характерные для национальных рынков труда интегрирующихся стран - межгосударственные структуры, наднациональные органы, занимающиеся регулированием общего рынка труда и устранением возникающих на нем дисбалансов; большое значение при формировании общего рынка труда Союзного государства имеет приграничное сотрудничество - то есть согласованное развитие приграничных территорий, где миграционный обмен является наиболее интенсивным; полное открытие национальных рынков труда наряду с положительными эффектами, может спровоцировать распространение внутренних негативных явлений, например, рост теневой занятости, скрытые формы оплаты труда в России и в Беларуси при стимулировании частного малого и среднего предпринимательства, сохранение значительных параметров нелегальной миграции (при увеличении легальной). ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА Цель политики формирования общего рынка труда - создание организационных и экономических условий для повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадрового обеспечения роста экономики, а также повышения благосостояния населения Союзного государства. Государственное регулирование общего рынка осуществляется в целях повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадрового обеспечения роста экономики и повышения благосостояния Союзного государства на основе обеспечения равенства прав граждан государств-участников Союзного государства независимо от государства пребывания. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: содействие росту занятости, повышение ее экономической и социальной эффективности в странах Союзного государства; повышение качества и конкурентоспособности человеческого капитала; достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом перспективных направлений развития экономик России и Беларуси; обеспечение свободного передвижения рабочей силы между государствами при соблюдении социально-трудовых гарантий гражданам России и Беларуси; защита национальных и общего рынков труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Приоритетные направления государственной политики формирования общего рынка труда Союзного государства: содействие росту занятости на основе повышения производительности труда и развития перспективных отраслей экономики; увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики при разработке и реализации программ социально-экономического развития двух государств с мерами по обеспечению занятости; выработка единых требований к профессиональной подготовке кадров в рамках формирования кадровой политики на основе согласования и унификации государственных образовательных стандартов; сокращение нелегальной трудовой миграции; содействие территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы; институциональное оформление общего рынка труда Союзного государства. Основные принципы формирования общего рынка труда: равенство и гарантированность прав субъектов общего рынка труда; гарантированность получения субъектами общего рынка труда объективной информации о состоянии рынка труда; гарантированность и соблюдение равенства прав трудящихся-мигрантов на улучшение производственной среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности на рабочих местах; соблюдение юридических норм, выработанных международными организациями, действующими в области рынка труда и занятости; комплементарность (взаимодополнение). НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА унификация законодательства, нормативно-правовой базы в социально-трудовой сфере; формирование органов, занимающихся сбором информации и регулированием общего рынка труда Союзного государства; разработка и ведение мониторинга развития общего рынка труда Союзного государства по единым методикам и сопоставимому кругу показателей; регулирование общего рынка труда Союзного государства по следующим направлениям: в сфере производства человеческого капитала (формирование единого образовательного пространства, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, улучшение качественных характеристик и структуры предложения рабочей силы на общем рынке труда); в сфере распределения человеческого капитала (расширение спроса на труд, согласование спроса и предложения на общем рынке труда, сглаживание структурных диспропорций в распределении рабочей силы между сферами и отраслями национальной экономики и в региональном разрезе на основе свободного передвижения рабочей силы внутри Союзного государства); в сфере обмена трудовых ресурсов (управление потоками трудовой миграции, уменьшение нелегальной трудовой миграции); в сфере использования трудовых ресурсов (обеспечение равных прав и гарантий в социально-трудовой сфере). Согласованные меры по расширению спроса на труд В рамках формирования общего рынка труда Союзного государства необходимо предусмотреть проведение следующих согласованных мер по расширению спроса на труд в Союзном государстве: разработка унифицированной методики анализа региональных рынков труда, позволяющей на сопоставимой основе выделить критические и социально напряженные рынки труда в Российской Федерации и в Республике Беларусь; поддержка малого предпринимательства и самозанятости граждан обоих государств с целью создания новых рабочих мест и развития социальной инфраструктуры, особенно в регионах, имеющих социально напряженные или критические рынки труда; содействие привлечению и размещению инвестиций в регионы, имеющие критический или социально напряженный рынки труда; дальнейшее совершенствование и сближение законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь с целью стимулирования создания новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики Союзного государства; проведение анализа перспектив повышения занятости в отраслях, регионах или на отдельных предприятиях Российской Федерации и Республики Беларусь за счет реализации интеграционных связей (создание совместных предприятий, филиалов, представительств, дочерних предприятий и пр.); содействие реструктуризации отраслей и предприятий за счет реализации инвестиционных проектов, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию и модернизации рабочих мест, повышению производительности труда; разработка и реализация территориальных программ содействия занятости в приграничных районах; развитие социального партнерства и консолидация усилий всех субъектов общего рынка труда Союзного государства при осуществлении реструктуризации базовых отраслей и производств обеих стран; анализ возможности формирования временных рабочих мест на базе общественных работ (организуемых государственными службами занятости России и Беларуси); согласованная политика реструктуризации отраслей и регионов; разработка и реализация целевых подпрограмм, направленных на создание и сохранение рабочих мест в отдельных регионах Республики Беларусь и Российской Федерации, согласование мер по повышению квалификации и переподготовке рабочей силы; согласование мер по стимулированию эффективной структуры занятости. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, формирование кадровой политики общего рынка труда Основные мероприятия этого направления включают: а) формирование единого образовательного пространства Союзного государства, предусматривающего: согласование и унификацию государственных образовательных стандартов всех уровней; установление единого порядка согласования процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Союзного государства; информационное обеспечение образовательного пространства; организацию общих учебно-методических объединений по всем направлениям подготовки специалистов в высших учебных заведениях; разработку единого классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов; совершенствование системы контроля качества образования, позволяющей осуществлять подготовку специалистов с соответствующими современным требованиям знаниями и навыками. б) повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, предусматривающей развитие системы непрерывного профессионального образования; в) совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения качества их рабочей силы и конкурентоспособности на рынке труда; г) развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышения их мотивации в трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда; д) дальнейшее развитие возможностей трудоустройства для социально уязвимых категорий работников на рынке труда (женщин, инвалидов, молодежи, др.) на основе гибких форм занятости, повышения квалификации и переподготовки для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Формирование единых подходов по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы К основным мероприятиям в этом направлении следует отнести: разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение гибкости рынка труда, что позволит более эффективно использовать имеющуюся рабочую силу и уменьшить дисбалансы между спросом и предложением на отдельных сегментах рынка труда; преодоление дефицита рабочих мест через повышение инвестиционной активности за счет всех источников финансирования, в том числе привлечения иностранного капитала, развития предпринимательства, учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда; обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения; повышение мобильности трудовых ресурсов; согласование объема подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозируемой потребностью национальной экономики в рабочей силе, увеличение масштабов обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе в сельской местности; формирование и обновление банка данных о потребности организаций в выпускниках учреждений образований всех уровней; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению в соответствии с потребностями структурной перестройки производства, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики; разработку на единых методических подходах каталогов трудонедостаточных и трудоизбыточных профессий и специальностей в территориальном и отраслевом разрезах, что создаст предпосылки для регулирования трудовой приближения структуры знаний и навыков выпускников к требованиям современных производств; расширение связей хозяйствующих субъектов с региональными учреждениями образования всех уровней для приближения содержания обучения к требованиям современных производств. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА Согласование методического инструментария анализа, мониторинга и прогнозирования общего рынка труда Союзного государства Для эффективного управления общим рынком труда Союзного государства следует предусмотреть ряд мер, направленных на получение полной, достоверной и сопоставимой информации о его динамике, что предполагает организацию сбора и обработки данных по следующим направлениям: параметры совокупного рынка труда; анализ и прогноз макроэкономических факторов, определяющих состояние рынка труда; сопоставимая статистика уровня среднемесячной заработной платы, бюджета прожиточного минимума в отраслевом и региональном аспектах в Республике Беларусь и в Российской Федерации; параметры официального рынка труда согласно данным национальных мониторингов рынка труда; статистика рабочих мест; региональные аспекты развития рынка труда в Беларуси и в России. Разработка единых методических подходов к формированию общего банка данных о возможностях и условиях трудоустройства для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации Организуемый банк данных о возможностях и условиях трудоустройства для граждан Союзного государства должен включать: сведения о свободных рабочих местах по единой форме (содержащей данные о заработной плате, условиях труда и проживания, требованиях к работнику и пр.), заявленных в национальные службы занятости, в региональном и отраслевом разрезах; банк данных о работниках, желающих трудоустроиться или сменить место работы; каталоги трудоизбыточных и трудонедостаточных профессий и специальностей в региональном разрезе; информационные материалы о возможностях трудоустройства в Российской Федерации и Республике Беларусь, условиях и оплате труда, законодательстве и др. Следует предусмотреть возможность открытия сайта и электронных бюро по трудоустройству при региональных службах занятости России и Беларуси. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ И БЕЛАРУСИ Для регулирования общего рынка труда Союзного государства, содействия повышению эффективности занятости в нем, необходимо взаимодействие государственных служб занятости России и Беларуси в целях: нормативно-правового обеспечения согласованной политики занятости в Союзном государстве; научно-информационного и методического обеспечения функционирования общего рынка труда Союзного государства; анализа, мониторинга и прогнозирования общего рынка труда; взаимодействия с органами государственного управления, отраслевыми и местными органами власти, профсоюзными организациями, учреждениями образования, объединениями нанимателей и работодателей, негосударственными структурами, занимающимися устранением дисбалансов на рынке труда, в вопросах обеспечения скоординированной политики формирования и регулирования общего рынка труда Союзного государства; разработки предложений по повышению мобильности трудовых ресурсов, определения направлений территориального перемещения трудовых ресурсов, оказания помощи в трудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по предложению региональных центров занятости населения; организации работ по формированию, ведению и использованию на уровне Союзного государства банка вакансий; подготовки и издания статистических данных и информационных материалов о спросе, предложении рабочей силы на рынке труда Союзного государства, возможностях трудоустройства, повышения квалификации, переподготовки и социальной защиты для потенциальных трудовых мигрантов, об особенностях состояния региональных рынков труда; заключения договоров и соглашений с государственными органами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями образования (как с белорусскими, так и с российскими) в целях содействия повышению эффективности занятости в регионах. |