О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ". Письмо. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 01.02.02 НФ/1516

         О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"

                                ПИСЬМО

             МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
                   И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                          1 февраля 2002 г.
                              N НФ/1516

                                 (Д)


     МАП  России  сообщает,  что  20  декабря 2001 года вступил в силу
Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  в  статью 11 Федерального
закона "О рекламе" N 162-ФЗ.
     Согласно  новой  редакции  п.  1  ст.  11  Федерального закона "О
рекламе" в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и
совмещать  с  рекламой,  включая рекламу в виде наложений, в том числе
способом "бегущей строки":
     детские, образовательные и религиозные передачи;
     радиопостановки    и    художественные    фильмы   без   согласия
правообладателей;
     транслируемые   в   прямом   эфире   передачи,  перечень  которых
установлен  Федеральным  законом  "О  порядке  освещения  деятельности
органов  государственной  власти  в государственных средствах массовой
информации";
     иные  передачи,  продолжительность  трансляции которых составляет
менее чем 15 минут.
     Иные  передачи,  продолжительность  трансляции которых составляет
более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не
могут  совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут
прерываться  столько  раз,  сколько  15-минутных периодов включают эти
передачи, радиопостановки и художественные фильмы.
     При  трансляции  рекламы  ее  звук  не  может  быть  громче звука
транслируемой программы.
     Введенное  законодателем  в абз. 1 п. 1 ст. 11 изменение уточняет
способы размещения рекламы в программах:
     прерывание рекламой;
     совмещение  радио-  и телепрограмм с рекламой в виде наложений, в
том числе в виде "бегущей строки".
     Указанными   способами   не   допускается  размещение  рекламы  в
исчерпывающем перечне программ, определенных в абз. абз. 2, 3, 4, 5 п.
1 ст. 11.
     Новеллой  абз.  2  п.  1  ст. 11 является то, что образовательные
передачи, независимо от их продолжительности, не допускается прерывать
рекламой.
     В  абз.  6  п.  1  ст.  11  законодатель  ввел  новое  положение,
регламентирующее   порядок   размещения   рекламы  в  иных  передачах,
продолжительность  трансляции которых составляет более чем 15 минут, а
также при трансляции радиопостановок и художественных фильмов.
     Согласно  введенному требованию прерывание рекламой, совмещение с
рекламой  в  виде  наложений,  в  том  числе способом "бегущей строки"
телепрограмм  допускается не чаще, чем через каждые 15 минут (15 минут
без рекламы).
     При  прерывании рекламой радио- и телепрограмм, продолжительность
трансляции  которых  составляет более 15 минут, следует учитывать, что
максимальное  количество  таких  прерываний определяется путем деления
продолжительности  этих  программ  (в  минутах) на 15 до целого числа.
Например: продолжительность передачи 1 час 27 мин. = 87 мин. Отсюда 87
: 15 = 5 - максимально допустимое количество прерываний.
     Требования    о    15-минутном    периоде    "без   рекламы"   не
распространяются  на иные способы размещения рекламы, кроме указанных,
например,   при   размещении   рекламы  в  телевизионных  студиях  или
непосредственно  в местах, откуда ведется трансляция (стадион, улица и
т.п.).
     Однако требования данного абзаца имеют тесную связь с положениями
п.   3   и   п.   4  ст.  11  в  части  определения  допустимой  общей
продолжительности   рекламы  в  программах,  не  зарегистрированных  в
качестве  специализирующихся  на  сообщениях  и  материалах рекламного
характера.
     В  п.  3  ст.  11 законодатель определяет, что единицей измерения
эфирного  времени  радио-  и  телепрограммы является один час на одной
частоте  вещания,  а  в  п.  4  устанавливает,  что  реклама не должна
превышать 20 процентов эфирного времени.
     Таким  образом, общая продолжительность рекламы при любом способе
ее  размещения в программах нерекламного характера составляет 12 минут
в  течение  часа  эфирного  времени  радио-  и  телепрограммы на одной
частоте вещания.
     Продолжительность  каждого  отдельного  периода рекламы в течение
часа  эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания
законодатель не регламентирует.
     При  этом  следует  иметь  в  виду,  что исчисление часа эфирного
времени  радио-  и телепрограммы на одной частоте вещания начинается с
00  минут  00  секунд  текущего  часа времени суток и заканчивается по
истечении  59  минут  60  секунд  и  не  зависит  от  места  положения
географической  точки.  Один  час  или  неполный  час эфирного времени
радио-  и телепрограммы на одной частоте вещания учитывается в минутах
и секундах.
     В  абз.  7 п. 1 ст. 11 законодатель определил требование к уровню
звука  рекламы,  который не может быть выше уровня звука транслируемой
программы. Данное требование введено впервые.
     Положения  п.  2 ст. 11 Федерального закона "О рекламе", согласно
которым  при  использовании  рекламы  в  виде  наложений,  в том числе
способом   "бегущей  строки",  ее  размер  не  должен  превышать  семи
процентов  площади  кадра,  законодатель оставил без изменения в новой
редакции Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ.
     Согласно  новой  редакции  п.  3  ст.  11  Федерального закона "О
рекламе" распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и
того  же  товара  или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться
более  чем  два  раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в
течение  часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте
вещания.
     В  п. 3 ст. 11 законодатель ввел отличное от прежде действовавшей
нормы  регулирование  вопросов  размещения  рекламы  о рекламодателе и
рекламы   его  товаров  в  течение  часа  эфирного  времени  радио-  и
телепрограммах на одной частоте вещания.
     По  смыслу  новой  редакции п. 3 ст. 11 не допускается прерывание
радио-   и  телепрограммы  на  одной  частоте  вещания  идентичной  по
содержанию  рекламой  (включая  ее  продолжительность)  более двух раз
общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного
времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
     В  соответствии  с  п. 4 ст. 11 в редакции Федерального закона от
14.12.2001 N 162-ФЗ в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в
качестве  специализирующихся  на  сообщениях  и  материалах рекламного
характера, реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
     В  п.  4  ст.  11  законодатель установил объем вещания рекламы в
течение    часа   эфирного   времени   радио-   и   телепрограмм,   не
зарегистрированных  в  качестве  специализирующихся  на  сообщениях  и
материалах рекламного характера, на одной частоте вещания.

                                                          Н.Е.ФОНАРЕВА
1 февраля 2002 г.
N НФ/1516