О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА). Письмо. Федеральная служба по финансовому мониторингу. 07.04.06 04-1-26/769


                                ПИСЬМО

            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

                           7 апреля 2006 г.
                            N 04-1-26/769

                                 (Д)


     Федеральная   служба   по   финансовому  мониторингу  рассмотрела
обращение,  касающееся  отдельных вопросов применения законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма, и сообщает следующее.
     Действующим  законодательством  Федеральной службе по финансовому
мониторингу не предоставлено право толкования норм Федерального закона
от  07.08.2001  N  115-ФЗ  "О  противодействии легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
     Вместе  с  тем  ст.  5  Федерального  закона  N 115-ФЗ установлен
перечень  организаций,  осуществляющих операции с денежными средствами
или  иным  имуществом,  к  которым, в том числе, относятся и кредитные
организации.
     Порядок  предоставления  кредитными  организациями  в Федеральную
службу  по  финансовому  мониторингу сведений об операциях с денежными
средствами   или  иным  имуществом,  подлежащих  контролю,  установлен
Положением  Центрального  банка  Российской  Федерации от 20.12.2002 N
207-П    "О   порядке   представления   кредитными   организациями   в
уполномоченный  орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N
207-П).
     В  Положении  Банка  России  N  207-П  среди  участников сделок и
операций  с  денежными  средствами  или  иным  имуществом  указываются
юридические  лица,  физические  лица, физические лица - индивидуальные
предприниматели.
     По   нашему   мнению,   это   не   свидетельствует   о  выделении
индивидуальных    предпринимателей   в   самостоятельную   группу,   а
конкретизирует  общее понятие физического лица, что также определяется
положениями  ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых
понятия  гражданского,  семейного  и  других отраслей законодательства
Российской  Федерации  используются  и  применяются  в том значении, в
каком  они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено законодательством.
     Статья  11  Налогового кодекса Российской Федерации определяет, в
частности, следующие понятия:
     - организации  -  юридические лица, образованные в соответствии с
законодательством    Российской   Федерации,   а   также   иностранные
юридические   лица,   компании  и  другие  корпоративные  образования,
обладающие  гражданской  правоспособностью, созданные в соответствии с
законодательством  иностранных  государств, международные организации,
их  филиалы  и  представительства,  созданные на территории Российской
Федерации;
     - физические  лица  -  граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства;
     - индивидуальные     предприниматели     -    физические    лица,
зарегистрированные    в   установленном   порядке   и   осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
     - физические  лица  -  налоговые резиденты Российской Федерации -
физические  лица,  фактически  находящиеся  на  территории  Российской
Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     Принимая  во  внимание,  что индивидуальные предприниматели имеют
основной  государственный  регистрационный  номер  для  индивидуальных
предпринимателей  (ОГРНИП),  Положение  Банка России N 207-П расширяет
перечень  сведений,  необходимых  для  идентификации  физических лиц -
индивидуальных предпринимателей.
     В  этой связи при представлении сведений об участниках операции с
денежными    средствами    или    иным    имуществом   (индивидуальных
предпринимателях)  кредитные  организации  должны  указывать  основной
государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя,
присвоенный  органами  ФНС России в соответствии с Федеральным законом
от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
     Кроме того, п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено,   что   к  деятельности  индивидуальных  предпринимателей
применимы    все   нормы,   регулирующие   коммерческую   деятельность
юридических  лиц.  Из  смысла  ст.  23 Гражданского кодекса Российской
Федерации   усматривается,   что   физическое  лицо  -  индивидуальный
предприниматель  вступает в отношения с третьими лицами только в целях
осуществления  предпринимательской деятельности, а если он же вступает
в   такие  отношения  не  в  целях  осуществления  предпринимательской
деятельности,  то  он является субъектом правоотношений, установленных
Федеральным законом N 115-ФЗ, как просто физическое лицо.
     Исходя  из  изложенного, по нашему мнению, кредитным организациям
следует  осуществлять  процедуры идентификации организаций, физических
лиц,  физических лиц - индивидуальных предпринимателей, находящихся на
обслуживании  в  кредитной  организации,  и  представлять  сведения  в
Росфинмониторинг   по   операциям  с  денежными  средствами  или  иным
имуществом,   подлежащим   контролю,  в  соответствии  с  требованиями
действующего законодательства Российской Федерации.
     Пунктом  1 Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 302
"О  порядке  осуществления  расчетов  и  переводов между резидентами и
нерезидентами коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней
в  виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой
деятельности"  (далее  -  Постановление  N  302)  установлено, что при
осуществлении  расчетов  и переводов между резидентами и нерезидентами
при  предоставлении  резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на
срок  более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи
с   осуществлением   внешнеторговой   деятельности   резидент   обязан
резервировать  на  срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не
более   15   календарных   дней,   сумму,  равную  в  эквиваленте  10%
определенной    на    день    резервирования    суммы   осуществленной
предварительной  оплаты  за  вычетом  суммы  полученного резидентом от
нерезидента   встречного   предоставления.  При  этом  согласно  п.  2
Постановления   N   302   сумма  резервирования  должна  быть  внесена
резидентом  в  день истечения 180 календарных дней со дня перечисления
резидентом  нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты
в связи с внешнеторговой деятельностью.
     В  практике кредитных организаций неоднократно возникает проблема
толкования  словосочетания  "со дня перечисления денежных средств" для
целей выполнения резидентами своих обязательств по резервированию.
     Для   корректного   толкования   кредитными  организациями  п.  2
Постановления   N   302  Ассоциация  российских  банков  обратилась  в
Министерство  финансов Российской Федерации, ответ которого приводится
ниже.

Руководитель
                                                            В.А.ЗУБКОВ
7 апреля 2006 г.
N 04-1-26/769