ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769 (Д) Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела обращение, касающееся отдельных вопросов применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и сообщает следующее. Действующим законодательством Федеральной службе по финансовому мониторингу не предоставлено право толкования норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Вместе с тем ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся и кредитные организации. Порядок предоставления кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 207-П). В Положении Банка России N 207-П среди участников сделок и операций с денежными средствами или иным имуществом указываются юридические лица, физические лица, физические лица - индивидуальные предприниматели. По нашему мнению, это не свидетельствует о выделении индивидуальных предпринимателей в самостоятельную группу, а конкретизирует общее понятие физического лица, что также определяется положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации используются и применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено законодательством. Статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, в частности, следующие понятия: - организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; - физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; - индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; - физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Принимая во внимание, что индивидуальные предприниматели имеют основной государственный регистрационный номер для индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП), Положение Банка России N 207-П расширяет перечень сведений, необходимых для идентификации физических лиц - индивидуальных предпринимателей. В этой связи при представлении сведений об участниках операции с денежными средствами или иным имуществом (индивидуальных предпринимателях) кредитные организации должны указывать основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, присвоенный органами ФНС России в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Кроме того, п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц. Из смысла ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что физическое лицо - индивидуальный предприниматель вступает в отношения с третьими лицами только в целях осуществления предпринимательской деятельности, а если он же вступает в такие отношения не в целях осуществления предпринимательской деятельности, то он является субъектом правоотношений, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, как просто физическое лицо. Исходя из изложенного, по нашему мнению, кредитным организациям следует осуществлять процедуры идентификации организаций, физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, находящихся на обслуживании в кредитной организации, и представлять сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 302 "О порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности" (далее - Постановление N 302) установлено, что при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней, сумму, равную в эквиваленте 10% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При этом согласно п. 2 Постановления N 302 сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью. В практике кредитных организаций неоднократно возникает проблема толкования словосочетания "со дня перечисления денежных средств" для целей выполнения резидентами своих обязательств по резервированию. Для корректного толкования кредитными организациями п. 2 Постановления N 302 Ассоциация российских банков обратилась в Министерство финансов Российской Федерации, ответ которого приводится ниже. Руководитель В.А.ЗУБКОВ 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769 |