О МАРКИРОВКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 июля 2006 г. N 03-01-14/7-340 (ФГ(Р) 06-29) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел вопрос о продлении сроков реализации алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными и акцизными марками старого образца, и сообщает следующее. Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) с 1 января 2006 г. федеральная специальная марка (далее - марка) является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе. Согласно п. 1 ст. 26 Закона оборот алкогольной продукции без маркировки указанными марками запрещен. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2005 N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, допускается по 30 июня 2006 г. включительно. В силу п. 4 ст. 12 Закона требования к образцам марок и порядок маркировки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками". Пунктом 1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, определено, что марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации (далее - организации-производители), после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции. Согласно ст. 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено расторжение договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законами или договором. В случае расторжения договоров, связанных с поставкой алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, стороны вправе выбрать место ее последующего нахождения или хранения. В силу ст. 2 Закона хранение алкогольной продукции относится к обороту. Согласно ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации хранение как вид деятельности предусматривает заключение договора, согласно которому одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в силу ст. 892 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности к хранителю в отношении переданной на хранение вещи не переходит. Таким образом, не может быть отнесено к хранению как к виду деятельности нахождение продукции в организациях, в отношении которой организации имеют право собственности. Учитывая изложенное, хранение алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, в том числе возвращенной покупателями до 30 июня 2006 г. включительно, возможно в организациях, имеющих лицензию на хранение алкогольной продукции, до 30 июня 2006 г. При этом нахождение возвращенной до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, у организаций-производителей не относится к обороту указанной продукции. Главами 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налогоплательщики НДС и акцизов, а также элементы налогообложения этими налогами. Пунктом 5 ст. 171 и п. 5 ст. 200 Кодекса предусмотрен вычет сумм уплаченных НДС и акциза при возврате товаров. В случае возврата покупателями до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, основанием применения вычетов для организаций-производителей является изменение условий либо расторжение соответствующих договоров, отражение в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и осуществляющие с 1 января 2006 г. реализацию алкогольной продукции (далее - оптовые организации), поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 г. и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов. Таким образом, в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, оптовым организациям от покупателей и (или) организациям-производителям от оптовых организаций указанные организации имеют право на вычет по уплаченным суммам акцизов в пределах остатков, имеющихся у оптовых организаций на 1 января 2006 г. и (или) отгруженных в их адрес до указанной даты, подтвержденных данными инвентаризации, предусмотренной п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, при условии расторжения соответствующих договоров, отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. Пунктом 2 ст. 12 Закона предусмотрено, что марки могут быть приобретены только организациями в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации, - налоговых органах. Учитывая, что с 1 июля 2006 г. оборот алкогольной продукции, маркированной марками, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца", и региональными специальными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок", либо маркированной только марками, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212, может быть допущен при наличии на алкогольной продукции марки, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, с нанесенными на нее сведениями о маркируемой алкогольной продукции, то в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно организациям-производителям принадлежащей им ранее алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 г. включительно в установленном порядке, поставки указанной продукции с 1 июля 2006 г. возможны только при нанесении на нее марок, соответствующих требованиям Закона, в том числе приобретенных в соответствии с приказом Минфина России от 17.01.2006 N 9н "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" до 30 июня 2006 г. Маркировка алкогольной продукции, маркированной ранее в установленном порядке, акцизными марками, которые соответствуют требованиям Закона, может быть произведена организациями, осуществляющими ввоз алкогольной продукции на территорию Российской Федерации, в случае ее возврата им на основании норм гражданского законодательства. Однако для реализации этой возможности необходимо исключение из действующих нормативно-правовых актов положений, согласно которым акцизные марки не могут быть приобретены импортерами в случае, если они не предполагают ввоз алкогольной продукции, подлежащей маркировке. В настоящее время Минфином России согласован подготовленный ФТС России проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками". Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства финансов Российской федерации М. МОТОРИН 3 июля 2006 г. N 03-01-14/7-340 |