О МАРКИРОВКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.07.06 03-01-14/7-340

                  О МАРКИРОВКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            3 июля 2006 г.
                           N 03-01-14/7-340

                            (ФГ(Р) 06-29)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
вопрос   о   продлении   сроков   реализации   алкогольной  продукции,
маркированной  федеральными  специальными  и акцизными марками старого
образца, и сообщает следующее.
     Согласно  п.  3 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ
"О  государственном  регулировании  производства  и  оборота этилового
спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) с 1
января  2006 г. федеральная специальная марка (далее - марка) является
документом   государственной   отчетности,   удостоверяющим законность
(легальность)  производства  и  (или) оборота на территории Российской
Федерации  алкогольной  продукции,  осуществление  контроля за уплатой
налогов,  а также является носителем информации единой государственной
автоматизированной  информационной  системы  и подтверждением фиксации
информации   о   реализуемой   на   территории   Российской  Федерации
алкогольной  продукции  в  единой  государственной  автоматизированной
информационной системе.
     Согласно  п.  1  ст.  26  Закона оборот алкогольной продукции без
маркировки указанными марками запрещен.
     Вместе  с  тем  согласно  п.  3  ст.  1  Федерального  закона  от
31.12.2005  N  209-ФЗ  "О  внесении  изменений  в Федеральный закон "О
внесении    изменений    в    Федеральный    закон  "О государственном
регулировании  производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей  продукции"  и о признании утратившими силу отдельных
положений  Федерального  закона  "О  внесении  изменений в Федеральный
закон   "О   государственном   регулировании   производства  и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот (за
исключением  ввоза  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации)
алкогольной   продукции,   маркированной   по   31   декабря   2005 г.
включительно  в  установленном порядке, допускается по 30 июня 2006 г.
включительно.
     В  силу  п. 4 ст. 12 Закона требования к образцам марок и порядок
маркировки   установлены   постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  21.12.2005  N  785  "О маркировке алкогольной продукции
федеральными специальными марками".
     Пунктом  1  Правил  маркировки алкогольной продукции федеральными
специальными   марками,   утвержденных   постановлением  Правительства
Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, определено, что марки должны
наноситься  на  алкогольную  продукцию  с содержанием этилового спирта
более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории
Российской   Федерации,   организациями,  осуществляющими производство
такой   продукции   на   территории   Российской   Федерации  (далее -
организации-производители),   после   нанесения   на   них  сведений о
маркируемой ими алкогольной продукции.
     Согласно  ст. 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации
граждане  и  юридические лица свободны в заключении договора, при этом
договор  должен  соответствовать  обязательным  для  сторон  правилам,
установленным  законом и иными правовыми актами (императивным нормам),
действующим  в момент его заключения. Статьей 450 Гражданского кодекса
Российской  Федерации предусмотрено расторжение договора по соглашению
сторон, если иное не предусмотрено законами или договором.
     В случае расторжения договоров, связанных с поставкой алкогольной
продукции,   маркированной   по   31   декабря  2005 г. включительно в
установленном  порядке,  стороны  вправе выбрать место ее последующего
нахождения или хранения.
     В  силу  ст.  2 Закона хранение алкогольной продукции относится к
обороту.
     Согласно   ст.   886   Гражданского  кодекса Российской Федерации
хранение  как  вид  деятельности  предусматривает заключение договора,
согласно  которому  одна сторона обязуется хранить вещь, переданную ей
другой  стороной, и возвратить эту вещь в сохранности. При этом в силу
ст.  892 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности
к хранителю в отношении переданной на хранение вещи не переходит.
     Таким  образом,  не  может  быть  отнесено  к хранению как к виду
деятельности  нахождение продукции в организациях, в отношении которой
организации имеют право собственности.
     Учитывая     изложенное,     хранение     алкогольной  продукции,
маркированной  по  31  декабря  2005  г.  включительно в установленном
порядке,  в  том  числе  возвращенной  покупателями до 30 июня 2006 г.
включительно,  возможно  в  организациях, имеющих лицензию на хранение
алкогольной продукции, до 30 июня 2006 г.
     При  этом нахождение возвращенной до 30 июня 2006 г. включительно
алкогольной   продукции,   маркированной   по   31   декабря   2005 г.
включительно  в установленном порядке, у организаций-производителей не
относится к обороту указанной продукции.
     Главами  21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)  установлены налогоплательщики НДС и акцизов, а также элементы
налогообложения этими налогами.
     Пунктом  5 ст. 171 и п. 5 ст. 200 Кодекса предусмотрен вычет сумм
уплаченных НДС и акциза при возврате товаров.
     В  случае  возврата  покупателями до 30 июня 2006 г. включительно
алкогольной   продукции,   маркированной   по   31   декабря   2005 г.
включительно  в  установленном  порядке, основанием применения вычетов
для   организаций-производителей   является   изменение   условий либо
расторжение    соответствующих    договоров,    отражение    в   учете
соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
     Согласно  ст.  3  Федерального  закона  от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О
внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации   и   о   признании   утратившими   силу некоторых положений
законодательных   актов   Российской   Федерации" оптовые организации,
учредившие  акцизные  склады  до 1 января 2006 г. и осуществляющие с 1
января  2006  г.  реализацию  алкогольной  продукции  (далее - оптовые
организации),  поступившей  на  акцизные  склады этих организаций до 1
января  2006  г.  и  (или)  отгруженной  в их адрес до указанной даты,
признаются налогоплательщиками акцизов.
     Таким  образом, в случае возврата до 30 июня 2006 г. включительно
алкогольной   продукции,   маркированной   по   31   декабря   2005 г.
включительно   в   установленном   порядке,   оптовым  организациям от
покупателей и (или) организациям-производителям от оптовых организаций
указанные  организации  имеют  право  на  вычет  по  уплаченным суммам
акцизов  в  пределах  остатков,  имеющихся  у оптовых организаций на 1
января  2006  г.  и  (или)  отгруженных  в их адрес до указанной даты,
подтвержденных    данными    инвентаризации,    предусмотренной   п. 8
постановления  Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785,
при  условии  расторжения соответствующих договоров, отражения в учете
соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.
     Пунктом  2  ст.  12  Закона  предусмотрено,  что марки могут быть
приобретены    только    организациями    в   государственных органах,
уполномоченных   Правительством   Российской   Федерации,  - налоговых
органах.
     Учитывая,  что  с  1  июля  2006 г. оборот алкогольной продукции,
маркированной   марками,   введенными   постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  11.04.2003  N 212 "О маркировке алкогольной
продукции   федеральными   специальными   марками   нового образца", и
региональными  специальными  марками,  изготовленными в соответствии с
требованиями,  утвержденными  постановлением  Правительства Российской
Федерации  от  01.10.2002  N  723  "Об  утверждении общих требований к
порядку  и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и
порядку  выдачи  региональных  специальных  марок", либо маркированной
только  марками,  введенными  постановлением  Правительства Российской
Федерации  от  11.04.2003  N  212,  может  быть допущен при наличии на
алкогольной  продукции  марки,  введенной постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  21.12.2005  N  785,  с  нанесенными  на нее
сведениями  о  маркируемой алкогольной продукции, то в случае возврата
до   30   июня   2006   г.   включительно  организациям-производителям
принадлежащей  им  ранее  алкогольной  продукции,  маркированной по 31
декабря   2005   г.   включительно   в установленном порядке, поставки
указанной  продукции с 1 июля 2006 г. возможны только при нанесении на
нее   марок,   соответствующих   требованиям   Закона,   в   том числе
приобретенных в соответствии с приказом Минфина России от 17.01.2006 N
9н  "О  порядке  приобретения и учета федеральных специальных марок, а
также  уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих
установленным  требованиям  федеральных  специальных марок" до 30 июня
2006 г.
     Маркировка   алкогольной   продукции,   маркированной   ранее   в
установленном   порядке,   акцизными   марками,  которые соответствуют
требованиям    Закона,    может    быть    произведена  организациями,
осуществляющими  ввоз  алкогольной  продукции на территорию Российской
Федерации,  в  случае  ее  возврата  им на основании норм гражданского
законодательства.  Однако  для  реализации этой возможности необходимо
исключение   из   действующих   нормативно-правовых   актов положений,
согласно  которым акцизные марки не могут быть приобретены импортерами
в  случае,  если  они  не  предполагают  ввоз  алкогольной  продукции,
подлежащей маркировке.
     В  настоящее  время Минфином России согласован подготовленный ФТС
России  проект  постановления  Правительства  Российской  Федерации "О
внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации
от  31  декабря  2005  года  N 866 "О маркировке алкогольной продукции
акцизными марками".

Директор
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
министерства финансов
Российской федерации
                                                            М. МОТОРИН
3 июля 2006 г.
N 03-01-14/7-340