ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ. Соглашение. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 25.04.06

                        ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
         ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                         НА 2006 - 2008 ГОДЫ

                              СОГЛАШЕНИЕ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ

                          25 апреля 2006 г.


                                 (Д)


                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.  Настоящее Отраслевое соглашение (в дальнейшем - Соглашение)
заключено  на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона
Российской  Федерации  от  11  марта  1992 г. N 2490-1 "О коллективных
договорах и соглашениях", с изменениями и дополнениями, в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005
г. N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом
представления  работодателей  при проведении коллективных переговоров,
заключении   и  изменении  отраслевых  (межотраслевых)  соглашений  на
федеральном уровне" и другими нормативными правовыми актами.
     Соглашение  регулирует  социально-трудовые  и  связанные  с  ними
экономические  отношения  в  АПК.  Направлено  на создание условий для
производительного  труда,  повышение  жизненного  уровня  и социальной
защищенности  работников  АПК.  Определяет общие условия оплаты труда,
трудовые  гарантии и льготы работникам АПК, иные вопросы, определенные
сторонами.
     1.2. Сторонами Соглашения являются:
     работники  организаций  АПК  в  лице их представителя - Профсоюза
работников агропромышленного комплекса Российской Федерации;
     работодатели  в  лице их представителей - Агропромышленного союза
России   (Росагропромсоюз),   Ассоциации   крестьянских   (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР);
     федеральные органы исполнительной власти - Министерство сельского
хозяйства   Российской   Федерации   (далее   -   Минсельхоз  России),
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее -
Россельхознадзор).
     1.3.   Соглашение  распространяется  на  работников  организаций,
находящихся  в  ведении Минсельхоза России, Россельхознадзора, а также
организаций  -  членов  Росагропромсоюза  и  АККОР независимо от формы
собственности   и   организационно-правовой  формы,  которые  являются
работодателями  (далее  -  работодатель),  на  других  работодателей и
работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения.
     1.4.  Соглашение  служит  основой  для  заключения региональных и
территориальных   соглашений,   коллективных   договоров   и  трудовых
договоров.
     Соглашение  не  ограничивает  права  организаций АПК в расширении
социальных  гарантий  и  льгот  за  счет  собственных  средств  для их
обеспечения.
     Коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав,
гарантий    и    компенсаций    работников,   установленных   трудовым
законодательством и настоящим Соглашением.
     1.5.   Стороны   признают,   что  на  переговорах  по  заключению
коллективных   договоров  интересы  всех  работников  организаций  АПК
независимо  от  членства в профсоюзе представляют и защищают первичные
профсоюзные организации, а региональных и территориальных соглашений -
территориальные  организации  Профсоюза  работников  агропромышленного
комплекса.
     1.6.  Стороны,  заключившие  настоящее  Соглашение,  строят  свои
взаимоотношения   в   духе  партнерства,  конструктивного  и  делового
сотрудничества, взаимопонимания и доверия.
     1.7.   Стороны,  заключившие  Соглашение,  в  своей  деятельности
руководствуются  действующим  законодательством Российской Федерации и
настоящим Соглашением.
     1.8.  Ни  одна  из  сторон,  заключивших  Соглашение,  не может в
течение  установленного  срока  его  действия  в одностороннем порядке
изменить  или  прекратить  выполнение принятых на себя обязательств. В
случае  реорганизации  представителя  стороны  Соглашения  его права и
обязанности   переходят   к  его  правопреемнику  (правопреемникам)  и
сохраняются до заключения нового Соглашения.
     1.9.  Действующее  Соглашение  открыто  для  присоединения к нему
работников,  работодателей  и  их  объединений,  изъявивших на то свое
согласие.
     1.10. Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и
действует по 31 декабря 2008 года и не зависит от факта проведения его
уведомительной регистрации.
     Соглашение может быть изменено, дополнено, аннулировано только по
взаимной договоренности сторон.
     1.11.   Стороны  обязуются  обсудить  вопрос  о  продлении  срока
действия  или  подписании  нового  Соглашения за 3 месяца до окончания
срока действия настоящего Соглашения.
     1.12.  В  период  действия  Соглашения  стороны  вправе проводить
коллективные  переговоры  о  внесении в него изменений и дополнений на
основе  взаимной договоренности и в порядке, установленном статьями 47
и 49 Трудового кодекса Российской Федерации.

          Глава II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
                      И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

     2.1.  Стороны  содействуют  развитию  многоукладности  экономики,
свободе   предпринимательства,   многообразию   форм  собственности  и
хозяйствования,   использованию   земельных  угодий  для  производства
сельскохозяйственной продукции и сырья, защите интересов отечественных
товаропроизводителей,   развитию   сельских   территорий,  обеспечению
социальной защиты работников и охраны труда в организациях АПК.
     2.2.  Главными  направлениями  деятельности  Минсельхоза  России,
Россельхознадзора,  Росагропромсоюза,  АККОР  и  Профсоюза  работников
агропромышленного комплекса Российской Федерации являются:
     - совершенствование  экономических и социальных отношений в сфере
деятельности агропромышленного комплекса;
     - участие в разработке, принятии и реализации федеральных целевых
и   ведомственных   программ   развития  агропромышленного  комплекса;
реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК";
     - обеспечение  экономически обоснованной ценовой политики в АПК и
достижение    паритетных    ценовых   отношений   сельскохозяйственных
товаропроизводителей со своими партнерами;
     - разработка     и     внедрение     механизмов     регулирования
продовольственного  рынка,  осуществление государственных закупочных и
товарных   интервенций   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   и
продовольствия;
     - формирование    и    развитие    финансово-кредитной    системы
обслуживания товаропроизводителей АПК;
     - финансовое           оздоровление          сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
     - развитие  механизмов  лизинговых  поставок сельскохозяйственным
товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота;
     - формирование   внешнеторговой  политики,  отвечающей  интересам
отечественных    товаропроизводителей,    предупреждение    негативных
последствий вступления России в ВТО;
     - повышение   качества   агропродовольственной   продукции  и  ее
конкурентоспособности;
     - развитие  крупнотоварного  производства  на  основе современных
энергосберегающих технологий;
     - стимулирование  развития  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,
личных    подсобных   хозяйств   населения   и   других   малых   форм
хозяйствования;
     - развитие   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов,
включая кредитные;
     - развитие социальной инфраструктуры села;
     - повышение  уровня  оплаты  труда  работников  агропромышленного
комплекса, снижение уровня бедности на селе;
     - повышение  уровня  занятости,  развитие самозанятости сельского
населения;
     - регулирование   социально-трудовых   отношений   на   принципах
социального   партнерства   в   транснациональных   корпорациях   и  в
организациях   с   участием   иностранного   капитала,  действующих  в
агропромышленном комплексе Российской Федерации;
     - выравнивание экономических условий функционирования АПК районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
     - создание  и  совершенствование  законодательной базы для защиты
экономических   и   социально-трудовых   интересов   работников   АПК,
эффективного функционирования отраслевых союзов и ассоциаций;
     - подготовка,  переподготовка и повышение квалификации кадров для
АПК;
     - совершенствование               информационного               и
организационно-методического обеспечения социального партнерства;
     - проведение  государственной  политики  в  области  ветеринарной
службы  и  обеспечения  безопасности продукции животноводства, а также
обеспечения соблюдения карантина растений.
     2.3. Минсельхоз России:
     - вносит   предложения   по   вопросам,  входящим  в  компетенцию
Министерства,  к проекту генерального соглашения между общероссийскими
объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей
и  Правительством  Российской  Федерации,  участвует  в переговорах по
разработке  и заключению отраслевого соглашения на федеральном уровне,
обеспечивает контроль за ходом их выполнения;
     - обеспечивает   своевременное   финансирование  подведомственных
бюджетных организаций в пределах средств, предусмотренных на указанные
цели в федеральном бюджете;
     - осуществляет  меры  по  развитию  и контролю за финансированием
лизинговых операций за счет средств федерального бюджета;
     - оказывает   содействие   органам   управления   АПК   субъектов
Российской   Федерации   в   разработке   договоров   и  соглашений  о
сотрудничестве в сфере деятельности АПК;
     - разрабатывает   и   реализует   меры   по  развитию  социальной
инфраструктуры  агропромышленного  комплекса;  выполнению  Федеральной
целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года";
     - разрабатывает  и  реализует меры защиты интересов отечественных
товаропроизводителей;
     - разрабатывает  перечень  минимума работ (услуг), необходимых во
время забастовок, и утверждает его по согласованию с ЦК профсоюза;
     - организует  в  установленном  порядке  проведение Всероссийских
конкурсов профессионального мастерства.
     2.4. Россельхознадзор:
     - осуществляет     финансирование    расходов    на    содержание
территориальных органов и подведомственных федеральных государственных
учреждений  в  пределах  средств,  предусмотренных на указанные цели в
федеральном бюджете.
     2.5. Росагропромсоюз, АККОР:
     - координируют   действия  своих  членов  в  вопросах  реализации
социальных  и  экономических  программ, проведения политики занятости,
заработной  платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного
обеспечения работников;
     - участвуют  в  выработке  решений  (нормативных  актов) органами
государственной  власти и органами местного самоуправления по вопросам
агропромышленного комплекса и социального развития села;
     - представляют  законные интересы и защищают права своих членов в
сфере  социально-трудовых  отношений  и связанных с ними экономических
отношений с органами государственной власти и местного самоуправления,
профсоюзом;
     - способствуют налаживанию взаимовыгодных связей между субъектами
АПК,   их   объединению   в   отраслевые,   территориальные  и  другие
формирования    в   целях   увеличения   производства   и   реализации
сельхозпродукции;
     - участвуют  в  развитии системы сельскохозяйственной кооперации,
включая  сельскохозяйственные  производственные и сельскохозяйственные
потребительские кооперативы, а также создании их союзов и ассоциаций;
     - оказывают  помощь  крестьянским (фермерским) и личным подсобным
хозяйствам   в   укреплении   их   экономики,  материально-техническом
обеспечении, реализации продукции;
     - оказывают помощь аграрным (крестьянским) союзам и ассоциациям в
решении социальных вопросов на селе;
     - участвуют   в   рассмотрении  коллективных  трудовых  споров  и
конфликтов.
     2.6.  Профсоюз  работников агропромышленного комплекса Российской
Федерации:
     - осуществляет   защиту   трудовых  прав  и  социальных  гарантий
работников;
     - оказывает  правовую  помощь в вопросах оплаты труда, занятости,
режима  рабочего  времени,  приема  на работу и увольнения, возмещения
вреда, причиненного здоровью;
     - проводит  работу  с  органами  законодательной и исполнительной
власти  Российской Федерации по принятию нормативных актов, повышающих
социальную защиту работников АПК;
     - осуществляет   контроль  за  соблюдением  работодателями  и  их
представителями трудового законодательства;
     - участвует  в  разработке  нормативных  правовых и других актов,
регламентирующих   вопросы   оплаты   и   охраны   труда,  социального
страхования,  экологической  безопасности, профессиональных пенсионных
систем;
     - проводит  оздоровительные  мероприятия  для  членов профсоюза и
работу  по  организации  санаторно-курортного  обслуживания работников
агропромышленного комплекса и их детей;
     - организует  подготовку  и  повышение  квалификации  профсоюзных
кадров;
     - всемерно содействует реализации настоящего Соглашения, снижению
социальной напряженности в организациях АПК;
     - участвует   в   урегулировании  коллективных  трудовых  споров,
организует и проводит коллективные действия, используя их как средство
защиты социально-трудовых прав и интересов работников АПК;
     - берет  на  себя  обязательство  не организовывать забастовок на
срок действия Соглашения при условии выполнения его положений.
     2.7. Стороны, заключившие Соглашение:
     - принимают участие в разработке и оценке нормативных документов,
сотрудничают  в  обмене  информацией,  передовым  опытом  и проведении
общественных мероприятий по вопросам агропромышленного комплекса;
     - доводят    настоящее    Соглашение    до   органов   управления
агропромышленным  комплексом  субъектов  Российской  Федерации, членов
Росагропромсоюза  и АККОР, территориальных профсоюзных организаций АПК
для руководства, реализации и контроля;
     - оказывают   методическую   помощь   в  заключении  коллективных
договоров в организациях различных организационно-правовых форм и форм
собственности,   принимают   участие   в  собраниях,  конференциях  по
подведению итогов выполнения коллективных договоров;
     - принимают   участие  в  разработке  законопроектов,  касающихся
развития агропромышленного комплекса, социально-трудовых отношений его
работников;
     - создают  условия  для  формирования в АПК системы страхования и
негосударственного пенсионного обеспечения.

             Глава III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
                         И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

     Минсельхоз   России,   Россельхознадзор,  Росагропромсоюз,  АККОР
совместно   с   Профсоюзом   работников   агропромышленного  комплекса
Российской   Федерации   принимают  меры  по  предотвращению  массовых
увольнений, смягчению последствий спада производства, реструктуризации
организаций, социальной защите увольняемых работников и созданию новых
рабочих мест.
     3.1. Минсельхоз России:
     - разрабатывает   отраслевую   программу  создания  и  сохранения
рабочих  мест  в системе АПК и осуществляет мероприятия по привлечению
трудовых  ресурсов  и  обеспечению  их  занятости  в  агропромышленном
комплексе;
     - разрабатывает   предложения   по  повышению  производительности
труда;
     - содействует    развитию   науки   и   формированию   механизмов
государственной    поддержки    научно-технической   и   инновационной
деятельности в АПК;
     - разрабатывает    и   осуществляет   в   установленном   порядке
мероприятия  по  подготовке  специалистов  с  высшим  профессиональным
образованием, профессиональной переподготовке и повышению квалификации
специалистов для агропромышленного комплекса;
     - разрабатывает  прогноз  потребности  в  выпускниках  учреждений
высшего профессионального образования в разрезе регионов;
     - разрабатывает   комплекс  мер,  направленных  на  экономическое
стимулирование   участия   работодателей  в  организации  опережающего
обучения  работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации
производства.
     3.2. Россельхознадзор:
     - организует  профессиональную  подготовку работников службы и ее
территориальных  органов,  их переподготовку, повышение квалификации и
стажировку.
     3.3. Работодатель в установленном порядке:
     - обеспечивает   выполнение   законодательства   по  занятости  и
гарантиям, реализации права граждан на труд;
     - принимает  меры,  направленные на создание и сохранение рабочих
мест,  смягчение  негативных  последствий  их  сокращения; информирует
профсоюзный комитет о создании и сокращении рабочих мест;
     - обеспечивает соблюдение установленного законодательством режима
рабочего времени и времени отдыха;
     - при   наличии   финансовых   средств   предоставляет  льготы  и
компенсации     высвобождаемым    работникам    сверх    установленных
законодательством;
     - заключает   с   органами   страхования  договоры  коллективного
страхования работников на случай утраты работы;
     - оказывает  материальную  помощь  особо  нуждающимся работникам,
молодым специалистам, ветеранам труда.
     3.4.   Работодатель   по  согласованию  с  профсоюзным  комитетом
организации:
     - обеспечивает выполнение мероприятий по повышению квалификации и
профессиональной подготовки кадров, при вынужденном сокращении объемов
производства  приостанавливает  наем  новых  работников  на  вакантные
места;
     - организует переобучение работников новым профессиям;
     - вводит  режим  неполного  рабочего  времени. Предельный уровень
сокращения  установленного законодательством фонда рабочего времени, а
также   порядок  компенсации  работникам  потерь  в  заработной  плате
устанавливается   в   коллективном   договоре  с  учетом  действующего
законодательства;
     - при необходимости производит разделение рабочего дня на части;
     - при   принятии  решения  о  массовом  высвобождении  работников
работодатель  в  соответствии  со  ст. 82 Трудового кодекса Российской
Федерации  проводит  мероприятия с обязательным уведомлением выборного
профсоюзного  органа.  Массовым высвобождением считается одновременное
сокращение  десяти  и  более процентов от общей численности работников
организации.

                        Глава IV. ОПЛАТА ТРУДА

     Стороны,  заключившие Соглашение, проводят политику, направленную
на   повышение  доходов  работников  организаций  АПК  за  счет  роста
эффективности производства.
     4.1.  Вид,  формы,  системы оплаты труда, размер тарифных ставок,
окладов,  премий,  иных поощрительных выплат, а также соотношение в их
размерах   между   отдельными   категориями   работников   организации
определяют  самостоятельно  и  фиксируют  их в коллективных договорах,
иных локальных нормативных актах.
     4.2.  Устанавливается  следующий  механизм  регулирования  оплаты
труда:
     в организациях внебюджетного сектора:
     - с  01.01.2006  минимальный  размер месячной тарифной ставки для
рабочих  первого  разряда  сельскохозяйственных организаций, пищевой и
перерабатывающей   промышленности  устанавливается  не  ниже  величины
прожиточного минимума трудоспособного человека в регионе;
     - в  случаях, когда экономическое положение отдельных организаций
не  позволяет  обеспечить  им  применение минимальной тарифной ставки,
предусмотренной   настоящим   Соглашением,   стороны   при  подписании
коллективного  договора в организации могут принимать решение о других
размерах  этих  минимальных  ставок,  но  не ниже минимального размера
оплаты  труда,  установленного законодательством, и разрабатывают меры
по  сближению минимального размера оплаты труда работников организации
и величины прожиточного минимума в регионе;
     - наименование   профессий,  тарификация  основных  видов  работ,
присвоение  квалификационных  разрядов  производится  в соответствии с
ЕТКС;
     - оплата  труда  работников  дифференцируется  в  зависимости  от
сложности выполняемых работ и профессионально-квалификационного уровня
и фиксируется в коллективном договоре;
     - оплата  труда  руководителей  устанавливается  в зависимости от
финансово-экономического    состояния   организации   и   регулируется
коллективным договором;
     - организации  самостоятельно  индексируют размеры оплаты труда в
зависимости  от  роста  индекса  потребительских  цен  в  регионе  и в
пределах   имеющихся   средств.   Механизм   индексации   регулируется
коллективным договором;
     в организациях, находящихся на бюджетном финансировании:
     - применяется  тарифная система Оплаты труда работников бюджетной
сферы  на  основе  Единой  тарифной  сетки  по оплате труда работников
организаций    бюджетной   сферы.   Размеры   тарифных   коэффициентов
устанавливаются Правительством Российской Федерации;
     в    организациях   со   смешанным   финансированием   (бюджетное
финансирование и доходы от предпринимательской деятельности):
     - оплата    труда   работников   регулируется   законами,   иными
нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами организаций.
     4.3. Работодатель:
     - обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности;
     - производит  своевременные  расчеты  с работниками по заработной
плате и отчислениям в государственные социальные внебюджетные фонды, а
также   отчисление  членских  профсоюзных  взносов  в  соответствии  с
действующим законодательством;
     - выплачивает  в  полном  размере  работникам  заработную плату в
сроки,   установленные   Трудовым   кодексом   Российской   Федерации,
коллективным  договором,  правилами  внутреннего  трудового распорядка
организации, трудовыми договорами;
     - несет ответственность за задержку выплаты заработной платы;
     - доля  заработной  платы,  выплачиваемой  в неденежной форме, не
может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы;
     - предоставляет  гарантии и компенсации работникам в соответствии
с   Трудовым   кодексом   Российской   Федерации,   законами  и  иными
нормативными правовыми актами;
     - для  обеспечения  полной  и своевременной выплаты причитающейся
работникам   заработной   платы   в   организациях   (за   исключением
финансируемых  из  бюджета)  создает целевой резервный фонд заработной
платы в размерах и порядке, предусматриваемых коллективным договором.
     4.4.    Выплата   заработной   платы   руководителю   организации
производится одновременно с выплатой всем работникам организации.
     Выплата   премий   и   других  поощрительных  выплат  руководящим
работникам  организации  осуществляется  за  счет прибыли организации,
оставшейся  после  уплаты  установленных действующим законодательством
налогов и прочих платежей и при отсутствии задолженности по заработной
плате работникам.
     4.5.   Введение,  замена  и  пересмотр  норм  труда  производится
работодателем  по  согласованию  с  профсоюзным  органом  с извещением
работников не позднее, чем за два месяца.
     О  введении  новых  условий  оплаты  труда  или изменении условий
оплаты  труда  работодатель  извещает работников не позднее чем за два
месяца.
     4.6.  Система  оплаты и стимулирования труда (повышение оплаты за
работу  в  вечернее  и  ночное время, выходные и нерабочие праздничные
дни,  сверхурочную  работу,  на  тяжелых  работах, работах с вредными,
опасными  и  иными  особыми  условиями  труда,  в местностях с особыми
климатическими  условиями и других случаях) определяется работодателем
с   учетом   мнения   профсоюзного   органа,   но  не  ниже  размеров,
установленных  законами  или  иными  нормативными  правовыми актами, и
фиксируется в коллективном договоре.

            Глава V. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

     5.1.  В  соответствии  с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель:
     - обеспечивает  выполнение в трудовых коллективах законодательных
и  иных  нормативных  актов по охране труда, соблюдение режима труда и
отдыха работников;
     - создает  соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на  каждом  рабочем месте и принимает необходимые меры по профилактике
производственного травматизма и профзаболеваемости;
     - проводит обязательную аттестацию рабочих мест по условиям труда
с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
     - устанавливает компенсации за тяжелую работу и работу с вредными
и  (или)  опасными  условиями  труда,  неустранимыми  при  современном
техническом уровне производства и организации труда;
     - обеспечивает    работников   в   полном   объеме   спецодеждой,
спецобувью,   другими  средствами  индивидуальной  защиты,  моющими  и
дезинфицирующими  средствами  по установленным нормам в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами;
     - организует    проведение    предварительных   и   периодических
медицинских осмотров работников организации в соответствии со статьями
212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации;
     - предоставляет   органам   государственного  управления  охраной
труда,   органам   государственного   надзора   и   контроля,  органам
профсоюзного  контроля  информацию,  необходимую для осуществления ими
своих полномочий;
     - выполняет  предписания должностных лиц органов государственного
надзора  и  контроля  за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных  правовых  актов,  содержащих  нормы  трудового  права,  и
рассматривает представления органов общественного контроля;
     - обеспечивает  обязательное социальное страхование работников от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
     Совместно с профсоюзным комитетом организации:
     - разрабатывает   инструкции   по   охране   труда   и   проводит
ознакомление работников с требованиями по охране труда;
     - внедряет   мероприятия   по  механизации  работ,  в  том  числе
предусматривающие облегчение труда женщин при перемещении тяжестей;
     - создает  и  организует  работу  комитета  (комиссии)  по охране
труда;
     - организует  обучение  уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда;
     - обеспечивает  расследование  и  учет  (в установленном Трудовым
кодексом  Российской  Федерации порядке и иными нормативными правовыми
актами)   несчастных   случаев   на  производстве  и  профессиональных
заболеваний;
     - обеспечивает   санитарно-бытовое   и   лечебно-профилактическое
обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
     - обеспечивает  пересмотр, разработку и корректировку действующих
норм  труда  для работников, занятых сельскохозяйственными работами на
территориях,   подвергшихся   Чернобыльской   и  другим  экологическим
катастрофам, с учетом обязательного выполнения требований радиационной
безопасности;
     - организует  контроль  за  состоянием  условий  труда на рабочих
местах,   а   также   правильностью   применения  работниками  средств
индивидуальной и коллективной защиты.
     5.2.  Отказ  работника от выполнения работ в случае возникновения
опасности  для  его  жизни  и здоровья вследствие нарушения требований
охраны  труда  либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или
опасными  условиями  труда,  не предусмотренных трудовым договором, не
влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.
     5.3.  Профсоюз  работников агропромышленного комплекса Российской
Федерации:
     - принимает   участие  в  подготовке  отраслевых  мероприятий  по
улучшению  условий  труда  и предупреждению травматизма в организациях
АПК,    а   также   в   разработке   отраслевых   нормативных   актов,
регламентирующих  вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и
экологической безопасности;
     - защищает   законные   интересы   работников,   пострадавших  от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
     - осуществляет     профсоюзный     контроль     за    соблюдением
законодательства об охране труда;
     - проводит   разъяснительную  работу  среди  членов  профсоюза  о
необходимости   соблюдения   правил   и  норм  безопасности  труда  на
производстве.

         Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

     6.1.  Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росагропромсоюз, АККОР
и Профсоюз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации
в рамках настоящего Соглашения рекомендуют работодателям устанавливать
следующие  дополнительные  социальные  гарантии  и компенсации за счет
собственных средств с включением их в коллективный договор:
     - выплату  компенсаций  в  размере не ниже минимальной заработной
платы  инвалидам  труда  при  предоставлении  им  путевок  на  лечение
согласно медицинскому показанию;
     - выплату   единовременного  пособия  при  выходе  работников  на
пенсию, рождении ребенка;
     - предоставление оплачиваемых, исходя из тарифной ставки (оклада)
работника, дней отдыха на предусмотренный в коллективном договоре срок
в случаях:
     собственной свадьбы;
     свадьбы детей;
     смерти  супругов,  членов  семьи (дети, родители, родные братья и
сестры);
     - бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей в детских
дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;
     - предоставление  оплачиваемого  выходного  дня  в День знаний (1
сентября)  матерям либо другим лицам, воспитывающим детей - школьников
младших классов (1 - 4 класс) без матери;
     - предоставление  различных  видов  социальной  помощи работникам
(надбавки  к  пенсиям, бесплатные или частично оплачиваемые путевки на
санаторно-курортное   лечение,   компенсация  расходов  на  лечение  и
другое);
     - различные  виды  материальной  помощи работникам, нуждающимся в
улучшении жилищных условий (кредиты, субсидии, снижение оплаты услуг и
жилья и другие);
     - оказание   материальной   помощи   неработающим  пенсионерам  -
ветеранам организации;
     - за  работниками,  высвобождаемыми  из  организации  в  связи  с
сокращением  численности или штата, не менее двух лет после увольнения
гарантируется  возможность  пользоваться  лечебными учреждениями, а их
детям  -  детскими  дошкольными  учреждениями  на  равных  условиях  с
работающими в данной организации;
     - различные виды страхования работников.
     6.2.  Работодатель  обеспечивает  в  соответствии  с  действующим
законодательством:
     - выплату компенсаций и предоставление льгот женщинам, работающим
на  селе,  а  также работникам организаций, находящихся на территориях
Чернобыльской и других экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций;
     - компенсацию   расходов,   связанных   с   переселением,  лицам,
работавшим  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
из средств организации;
     - ведение   индивидуального   (персонифицированного)   учета  для
начисления пенсий.
     6.3.  Работодатель  оказывает содействие работникам организации в
улучшении их жилищных условий и направляет часть прибыли, оставшейся в
распоряжении  организации,  на  оказание  помощи для индивидуального и
кооперативного строительства и участие в долевом строительстве.

             Глава VII. ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     7.1.   Права   соответствующего   выборного  профсоюзного  органа
организации и гарантии его деятельности определяются Трудовым кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О  профессиональных  союзах,  их  правах  и  гарантиях деятельности",
законами  субъектов Российской Федерации, Уставом Профсоюза работников
агропромышленного   комплекса   Российской  Федерации,  генеральным  и
отраслевым    соглашениями,    коллективными    договорами,    другими
нормативными актами.
     7.2. Работодатель:
     - соблюдает   права   и   гарантии   профсоюзной  деятельности  в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует
созданию профсоюзной организации;
     - принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного
органа   в   случаях,  предусмотренных  Трудовым  кодексом  Российской
Федерации;
     - ведет  коллективные  переговоры  по  подготовке,  заключению  и
изменению коллективного договора;
     - создает  условия,  обеспечивающие  деятельность  представителей
работников,  в  соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
Федеральным  законом  от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах,  их  правах и гарантиях деятельности", коллективным договором,
соглашениями;
     - предоставляет    выборным    профсоюзным    органам   первичных
профсоюзных   организаций,   действующим   в   организации,  бесплатно
необходимые  помещения  для  работы  самого  профсоюзного органа и для
проведения   собраний   работников,  транспортные  средства,  а  также
средства связи и оргтехники;
     - включает   представителей   профкома   в   состав  комиссии  по
финансовому оздоровлению, реорганизации или ликвидации организации;
     - не  препятствует  представителям  профсоюзных  органов посещать
организации,  на  которых  работают  члены  профсоюза,  для реализации
уставных задач и предоставленных законодательством прав;
     - обеспечивает  по  личным письменным заявлениям членов профсоюза
проведение   безналичной  системы  удержания  профсоюзных  взносов  из
заработной  платы,  их  перечисление  на  счета профсоюзных органов на
условиях,  предусмотренных  коллективным  договором.  Не  имеет  права
задерживать перечисление указанных средств;
     - предоставляет  членам  выборных  профсоюзных  органов время для
выполнения  общественных  обязанностей  на  условиях,  предусмотренных
коллективным договором;
     - способствует  предотвращению  коллективных  трудовых  споров  и
своевременному их разрешению в случаях возникновения;
     - не  препятствует работникам в осуществлении самозащиты трудовых
прав;
     - отчисляет  средства  профсоюзному органу организации на ведение
культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;
     - может   производить   оплату   труда   руководителя   выборного
профсоюзного органа за счет средств организации;
     - несет ответственность за нарушение прав и гарантий деятельности
профессиональных     союзов     в     соответствии    с    действующим
законодательством.
     7.3.  Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные
коллективным договором для работников организации, распространяются на
выборных освобожденных профсоюзных работников.
     7.4. Стороны обязуются содействовать созданию профсоюзных органов
в организациях независимо от их организационно-правовой формы.

            Глава VIII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ
                          И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     8.1.  Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами
Соглашения, их представителями, соответствующими органами по труду.
     8.2.    Выполнение   Соглашения   с   предоставлением   сторонами
необходимой  информации  рассматривается  по  итогам полугодия и года,
вносится  на  рассмотрение  коллегии  Министерства сельского хозяйства
Российской    Федерации   и   президиума   ЦК   Профсоюза   работников
агропромышленного  комплекса  Российской Федерации. Информация об этом
направляется в регионы.
     8.3.   Разногласия  при  толковании  условий  Соглашения  или  их
невыполнение   рассматриваются   на   Отраслевой   комиссии  в  сроки,
предусмотренные   Трудовым   кодексом  Российской  Федерации,  Законом
Российской  Федерации  "О  коллективных  договорах  и  соглашениях", с
приложением  протокола  разногласий  и  перечня  принятых  мер  по  их
разрешению.
     8.4.  Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств,
предусмотренных  настоящим Соглашением, устанавливается в соответствии
с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации
"О коллективных договорах и соглашениях".
     8.5.  Стороны  Соглашения  обеспечивают  доведение  Соглашения до
своих организаций в течение месяца со дня подписания.

Председатель
Профсоюза работников
агропромышленного комплекса
Российской Федерации
                                                           Н.Н.АГАПОВА
28 апреля 2006 г.

Министр
сельского хозяйства
Российской Федерации
                                                           А.В.ГОРДЕЕВ
28 апреля 2006 г.

Руководитель
Федеральной службы
по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
                                                          С.А.ДАНКВЕРТ
25 апреля 2006 г.

Председатель
Агропромышленного Союза России
                                                       В.А.СТАРОДУБЦЕВ
28 апреля 2006 г.

Президент
Ассоциации крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России (АККОР)
                                                         В.Н.ПЛОТНИКОВ
25 апреля 2006 г.