О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО В. Приказ. Министерство образования и науки РФ. 25.04.06 98

              О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ
      О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ
       И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ,
       ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ
             И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
                       БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          25 апреля 2006 г.
                                 N 98

                                 (Д)


     Проведенный   Минобрнауки   России   анализ   правоприменительной
практики  в  сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без
попечения   родителей,   результаты   проверок,  проведенных  органами
прокуратуры   на   местах,   свидетельствуют  о  серьезных  нарушениях
законодательства     в     деятельности     региональных    операторов
государственного  банка  данных  о  детях,  оставшихся  без  попечения
родителей   (далее   -   региональные   операторы),  органов  опеки  и
попечительства,  учреждений,  в которых находятся дети, оставшиеся без
попечения родителей.
     Не  соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях,
оставшихся  без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и
государственный   банк   данных  о  детях,  оставшихся  без  попечения
родителей.
     Принимаемые  органами  опеки  и  попечительства  и  региональными
операторами  меры  по  устройству  и  организации  устройства детей на
воспитание   в  семьи  российских  граждан,  информированию  населения
Российской  Федерации  о  возможности  принять ребенка на воспитание в
семью недостаточно эффективны.
     Имеют  место факты незаконной деятельности в сфере усыновления со
стороны представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а
также  должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской
Федерации.
     В  целях устранения выявленных нарушений, повышения эффективности
деятельности  региональных операторов, органов опеки и попечительства,
учреждений,   в  которых  находятся  дети,  оставшиеся  без  попечения
родителей,  по  выявлению  и  учету  детей,  оставшихся  без попечения
родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации,
постоянно проживающих на территории Российской Федерации, приказываю:
     1.   Руководителям   органов  управления  образованием  субъектов
Российской  Федерации,  руководителям  органов  исполнительной  власти
субъектов   Российской   Федерации,   на   которые  возложены  функции
регионального оператора:
     1.1.  Принять  к  сведению  прилагаемую  информацию  о нарушениях
законодательства в деятельности региональных операторов, органов опеки
и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без
попечения  родителей,  по  выявлению, учету и устройству детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
     1.2.  Обеспечить  совместно  с  органами  опеки  и попечительства
координацию  работы  по  организации  устройства детей, оставшихся без
попечения   родителей,   на  воспитание  в  семьи  граждан  Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
     1.3.    Обратить   внимание   руководителей   органов   опеки   и
попечительства  и учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без
попечения  родителей,  на  необходимость  представления соответственно
региональному  оператору  и  в орган опеки и попечительства сведений о
всех  детях,  которые  могут  быть  устроены на воспитание в семью вне
зависимости  от ведомственной принадлежности и организационно-правовой
формы учреждений, в которых находятся дети.
     1.4.    Обратить   внимание   руководителей   органов   опеки   и
попечительства  на  необходимость  продолжения  работы по устройству в
семьи  граждан  Российской  Федерации  детей, оставшихся без попечения
родителей, сведения о которых переданы в государственный банк данных о
детях.
     1.5.  Рекомендовать  руководителям органов опеки и попечительства
предусматривать  введение штатной должности специалиста по охране прав
детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей, проживающих
на территории муниципального образования.
     1.6.   Принять  дополнительные  меры  по  информированию  граждан
Российской  Федерации,  проживающих  на территории субъекта Российской
Федерации,  о  возможности  принять  в  семью ребенка, оставшегося без
попечения   родителей,   с   активным   привлечением   региональных  и
муниципальных средств массовой информации.
     1.7.   Осуществлять   систематический   контроль  за  соблюдением
органами  опеки  и  попечительства и учреждениями, в которых находятся
дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,  порядка  предоставления
сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях.
     1.8. Обеспечить проведение регулярных проверок:
     соответствия   количества   детей,   оставшихся   без   попечения
родителей,  состоящих  на  учете  в региональном банке данных о детях,
количеству  детей,  оставшихся  без попечения родителей, находящихся в
воспитательных,   лечебно-профилактических   учреждениях,  учреждениях
социальной  защиты  населения  и  других  аналогичных  учреждениях,  в
которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
     соблюдения органами опеки и попечительства:
     сроков  передачи  в  региональный  банк данных о детях сведений о
детях,  оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении
учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей;
     порядка   передачи   информации  об  изменениях  данных  ребенка,
оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка.
     1.9.  Регулярно  (не  реже  одного  раза  в  3 месяца) направлять
информацию  о  результатах  проверок  руководителям  органов  опеки  и
попечительства для принятия соответствующих мер.
     1.10.  Регулярно  рассматривать  вопросы  организации  работы  по
выявлению,   учету   и  устройству  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, на совместных с органами опеки и попечительства совещаниях,
заседаниях коллегий.
     1.11.   Обеспечить  контроль  за  соблюдением  порядка  и  сроков
передачи  сведений  о  детях,  оставшихся  без  попечения родителей, в
федеральный банк данных о детях.
     1.12.  Регулярно  вносить  изменения и дополнения в анкеты детей,
сведения  о  которых  состоят  на  учете в региональном банке данных о
детях,  включая  информацию  о  прекращении (с указанием причин) учета
сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.
     1.13.  Предоставлять  сведения  о  состоянии  здоровья  детей, их
физическом  и  умственном  развитии  в  соответствии  с  Международной
классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).
     1.14.  В  срок  до  1  июля  2006  г.  перейти  на  новую  версию
компьютерной   программы   "Надежда"   для   оперативной   передачи  в
федеральный  банк  данных  о  детях  сведений  о детях, оставшихся без
попечения родителей.
     1.15.  Принять меры по совершенствованию материально-технического
и  кадрового  обеспечения  подразделений,  обеспечивающих деятельность
регионального оператора.
     1.16.  Организацию  выезда  детей-сирот  и  детей, оставшихся без
попечения   родителей,   на  отдых  за  пределы  Российской  Федерации
осуществлять    с   учетом   рекомендаций,   содержащихся   в   письме
Минобразования  России  от  14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об организации
выезда  несовершеннолетних  граждан Российской Федерации из Российской
Федерации на отдых, обучение или лечение".
     1.17.  Принять  совместно  с  органами  опеки  и  попечительства,
учреждениями,  в  которых  находятся  дети,  оставшиеся  без попечения
родителей,   правоохранительными   органами   дополнительные  меры  по
предупреждению  посреднической  деятельности  по  усыновлению детей, а
также  совершения  иных  незаконных  действий  по  устройству детей на
воспитание в семьи.
     1.18.  Довести настоящий Приказ до сведения руководителей органов
опеки   и   попечительства,  учреждений,  в  которых  находятся  дети,
оставшиеся без попечения родителей.
     2. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и
социальной  защиты  детей  (Апатенко  С.Н.)  организовать  в 2006 году
выборочную проверку деятельности региональных операторов по соблюдению
ими  порядка предоставления в федеральный банк данных о детях сведений
о детях, оставшихся без попечения родителей.
     3.  Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр
                                                            А.ФУРСЕНКО
25 апреля 2006 г.
N 98


                                                            Приложение
                                          к Приказу Минобрнауки России
                                                от 25 апреля 2006 года
                                                                  N 98

                              ИНФОРМАЦИЯ
             О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ
      О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ
       И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ,
          ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ,
               УЧЕТУ И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
                  ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

     Проведенный   Минобрнауки   России   анализ   правоприменительной
практики  в  сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без
попечения   родителей,   результаты   проверок,  проведенных  органами
прокуратуры   на   местах,   свидетельствуют  о  серьезных  нарушениях
законодательства     в     деятельности     региональных    операторов
государственного  банка  данных  о  детях,  оставшихся  без  попечения
родителей   (далее   -   региональные   операторы),  органов  опеки  и
попечительства,  учреждений,  в которых находятся дети, оставшиеся без
попечения родителей.
     До настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации не
соблюдаются  установленные  Семейным  кодексом  Российской Федерации и
Правилами  ведения  государственного  банка данных о детях, оставшихся
без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием
и    использованием,    утвержденными   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  4  апреля  2002  г.  N 217, порядок и сроки
представления  информации о детях, оставшихся без попечения родителей,
в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях,
оставшихся  без  попечения  родителей  (далее  -  государственный банк
данных о детях).
     Так,  по материалам прокурорских проверок, в Свердловской области
в   2005   году   органами  опеки  и  попечительства  своевременно  не
представлены  в  государственный  банк  данных  о детях сведения о 841
ребенке указанной категории. Факты несвоевременной передачи сведений о
детях  в  региональный  банк  данных о детях, оставшихся без попечения
родителей  (далее  -  региональный  банк  данных  о детях), выявлены в
Чувашской  Республике,  Костромской,  Новосибирской, Томской областях,
Ненецком автономном округе и ряде других регионов.
     Деятельность региональных операторов по осуществлению контроля за
соблюдением  органами  опеки и попечительства, учреждениями, в которых
находятся   дети,   оставшиеся   без   попечения   родителей,  порядка
предоставления  сведений  о детях для формирования регионального банка
данных  о  детях  организована недостаточно эффективно. В частности, в
ряде  субъектов  Российской  Федерации (в том числе в Приморском крае,
Воронежской,  Омской,  Томской  и  Тюменской областях) предусмотренные
законодательством  проверки соблюдения органами опеки и попечительства
указанного порядка региональными операторами не проводились.
     В  свою очередь, органы исполнительной власти некоторых субъектов
Российской  Федерации (Республика Дагестан, Республика Тыва) в течение
2005  года  не передавали сведения о детях в федеральный банк данных о
детях,  оставшихся  без  попечения родителей (далее - федеральный банк
данных о детях).
     Отмечены  многочисленные нарушения в части ведения документации о
детях,  оставшихся  без  попечения  родителей,  и  гражданах, желающих
принять ребенка на воспитание в свою семью.
     В  журналах  первичного  учета  детей,  оставшихся  без попечения
родителей,  не  всегда  указываются  дата выявления ребенка и дата его
устройства   (Мурманская   область).   В   ряде  случаев  в  нарушение
установленного   порядка  анкеты  заполняются  не  органами  опеки,  а
администрацией  учреждений,  в  которых находятся дети, оставшиеся без
попечения родителей (Новосибирская область).
     Анкеты   детей   нередко   оформляются   без   учета  требований,
установленных  Порядком организации работы по ведению государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным
Приказом   Минобразования   России   от   28   июня  2002  г.  N  2482
(зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. N 3670).
     В ряде проверенных анкет отсутствуют сведения о приметах ребенка,
его   этническом  происхождении,  физическом  и  умственном  развитии,
наличии  других  (помимо  родителей)  совершеннолетних  родственников,
реквизиты   документов,  подтверждающих  отказ  родственников  принять
ребенка на воспитание в свои семьи.
     Многими    органами   опеки   и   попечительства,   региональными
операторами   не  выполняется  или  выполняется  не  в  полном  объеме
требование  о регулярном внесении изменений в анкету ребенка. Зачастую
нарушаются   сроки   представления   этой  информации,  представляемые
сведения  носят недостаточно конкретный характер. В частности, в связи
с отсутствием в анкетах детей, поступающих в федеральный банк данных о
детях,  информации  о  мерах  по  устройству  и  оказанию содействия в
устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации,
постоянно  проживающих на территории Российской Федерации, Минобрнауки
России  в  августе 2005 г. было вынуждено дополнительно потребовать от
региональных    операторов    представления    указанной   информации.
Аналогичные  нарушения  выявлены  органами  прокуратуры Красноярского,
Приморского  краев,  Владимирской, Свердловской, Тверской, Ярославской
областей.
     В  Приморском  крае  в 2005 году в ходе рассмотрения гражданского
дела   об   удочерении   ребенка   гражданами   США   установлен  факт
представления  в  суд  не  соответствующих действительности сведений о
принятых  мерах  по  устройству  несовершеннолетней  в  семью  граждан
Российской  Федерации.  По  факту  фальсификации документов возбуждено
уголовное  дело  по  признакам  преступлений, предусмотренных частью 1
статьи  303,  частью  1  статьи  327  и статьей 154 Уголовного кодекса
Российской  Федерации.  Специалист  Детской  городской больницы N 2 г.
Владивостока  и  специалист  по  охране  прав детей отдела образования
администрации г. Владивостока привлечены к уголовной ответственности.
     Факты  фальсификации  документов  о  мерах  по устройству детей в
семьи российских граждан выявлены и прокуратурой Тверской области.
     Отмечаются    случаи   неправильного   исчисления   региональными
операторами  сроков  нахождения  сведений  о ребенке в государственном
банке  данных  о  детях.  Нередко  факт  поступления  анкеты ребенка в
федеральный   банк   данных   о   детях   региональным  оператором  не
проверяется.  Как  следствие,  имеют  место  случаи,  когда  запросы о
подтверждении  нахождения  сведений  о ребенке в государственном банке
данных  о  детях  в  связи  с  решением вопроса об усыновлении ребенка
иностранными  гражданами,  гражданами  Российской Федерации, постоянно
проживающими   за   пределами   Российской  Федерации,  и  лицами  без
гражданства  (далее  - иностранные граждане) направляются федеральному
оператору   до   истечения   установленного   законодательством  срока
нахождения  указанных  сведений  в  федеральном  банке данных о детях.
Отмечены  факты направления таких запросов в отношении детей, сведения
о  которых  вообще  не  состояли на учете в федеральном банке данных о
детях.
     В  результате нарушается требование статьи 11 Федерального закона
"О  государственном  банке  данных  о  детях, оставшихся без попечения
родителей",  в  соответствии  с которым иностранные граждане, желающие
усыновить    (удочерить)    ребенка,   имеют   право   на   доступ   к
конфиденциальной  информации  только  о  тех  оставшихся без попечения
родителей  детях,  в отношении которых возникли установленные Семейным
кодексом   Российской  Федерации  основания  усыновления  (удочерения)
указанными гражданами.
     Выявлены   случаи,  когда  иностранные  граждане  -  кандидаты  в
усыновители  обращались  к  региональным  операторам,  уже  располагая
конфиденциальной  информацией  о  детях,  не  размещавшейся в открытом
доступе.   Подобные   факты,   как   правило,   связаны  с  нарушением
установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без
попечения  родителей,  формирования  и  использования государственного
банка  данных  о  детях  со  стороны работников органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства,
учреждений,   в  которых  находятся  дети,  оставшиеся  без  попечения
родителей.
     В  2005  -  2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд
уголовных  дел по фактам незаконной деятельности в сфере усыновления в
отношении представителей иностранных организаций по усыновлению детей,
а   также   должностных   лиц  соответствующих  органов  и  учреждений
Российской Федерации.
     Принимаемые  органами  опеки  и  попечительства  и  региональными
операторами  меры  по  устройству  и  организации  устройства детей на
воспитание  в  семьи  российских  граждан  недостаточно эффективны. Во
многих  случаях  указанная  деятельность ограничивается подбором детей
гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их обращения.
     Имеются   недостатки   в  организации  работы  по  информированию
населения  Российской  Федерации  о  детях,  оставшихся  без попечения
родителей,  подлежащих  устройству на воспитание в семьи. В частности,
региональными    операторами,    органами   опеки   и   попечительства
недостаточно  используются  в  этих целях возможности средств массовой
информации.  По  данным проведенного Минобрнауки России мониторинга, в
большинстве  (до  70%  и более) случаев сведения о возможности принять
ребенка  на  воспитание  в  семью размещаются в региональных и местных
средствах массовой информации не чаще 1 раза в месяц.
     Как   следствие,   одним   из   основных  факторов,  сдерживающих
устройство  детей  в  семьи российских граждан, является недостаточная
информированность  населения  о  различных формах семейного устройства
детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на
воспитание  в  семью,  об  органах  и  учреждениях,  в которые следует
обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью.
     В ряде случаев размещение информации о детях в средствах массовой
информации  носит заведомо формальный характер. Так, в Приморском крае
в  результате  сопоставления дат публикаций с датами вынесения краевым
судом  решений  по  делам об усыновлении детей иностранными гражданами
выявлены  факты  размещения  сведений  о  детях  в  средствах массовой
информации за 10 - 15 дней до рассмотрения судом заявлений иностранных
кандидатов в усыновители.
     В нарушение статьи 5 Федерального закона "О государственном банке
данных   о   детях,   оставшихся   без  попечения  родителей"  нередко
региональные  операторы и, прежде всего, органы опеки и попечительства
после   передачи   сведений  о  детях  соответственно  федеральному  и
региональному  операторам  прекращают целенаправленную деятельность по
устройству  детей  в  семьи  граждан  Российской  Федерации, постоянно
проживающих на территории Российской Федерации.
     Указанные  проблемы  во многом являются следствием недостаточного
кадрового  обеспечения  органов  опеки и попечительства и региональных
операторов.  Так, по данным государственной статистики за 2004 год, из
представивших  сведения  3056  органов  местного самоуправления в 1691
работал  только  1  специалист  по  охране  прав  детей,  в  300 такие
специалисты отсутствовали.
     Допускаются   нарушения   при  организации  отдыха  воспитанников
учреждений,   в  которых  находятся  дети,  оставшиеся  без  попечения
родителей, за пределами Российской Федерации.
     В   ряде   случаев  иностранные  организации  не  представляли  в
соответствующий   орган   исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации    полный    комплект   документов,   указанных   в   письме
Минобразования  России  от  14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об организации
выезда  несовершеннолетних  граждан Российской Федерации из Российской
Федерации  на  отдых,  обучение  или  лечение" (в частности, заявления
иностранных    граждан    с    просьбой    о    временном    помещении
несовершеннолетнего   в  их  семью;  заключение  компетентного  органа
государства  по  месту  проживания  иностранных граждан об условиях их
жизни  для  возможного  временного помещения несовершеннолетнего в эту
семью;  обязательство  принимающей  семьи  о своевременном возвращении
ребенка  в Российскую Федерацию; медицинскую и социальную страховку на
ребенка).
     Кроме  того,  анализ  ситуации  в сфере организации выезда детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  на отдых за пределы Российской
Федерации   позволяет   сделать  вывод  о  том,  что  в  ряде  случаев
деятельность организаторов таких поездок, в качестве которых выступают
чаще всего иностранные организации по усыновлению детей, направлена не
столько  на  обеспечение  возможности  отдыха  и  оздоровления  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей  (в  том  числе,  не  подлежащих
усыновлению),  сколько  на  создание  условий  для  знакомства детей с
потенциальными  кандидатами в усыновители из числа иностранных граждан
и их последующее усыновление.
     Перечисленные недостатки в организации работы по выявлению, учету
и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним
из  обстоятельств,  не  позволяющих  обеспечить  устройство всех детей
указанной категории в семьи российских граждан. В среднем в Российской
Федерации на усыновление иностранным гражданам передается примерно 10%
детей  из  общего  числа  детей,  устраиваемых  на воспитание в семьи.
Вместе   с   тем  в  ряде  субъектов  Российской  Федерации  указанный
показатель значительно (в 2 - 4 раза) превышает общероссийский. Так, в
Псковской  области,  Ненецком  автономном округе в 2004 году почти 40%
детей,  оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в
семьи, усыновлено иностранными гражданами.
     Сложившаяся  ситуация  требует  принятия комплекса первоочередных
мер, направленных на повышение эффективности деятельности региональных
операторов  и  органов  опеки  и  попечительства  по выявлению и учету
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, а также их устройству в
семьи   граждан   Российской   Федерации,   постоянно  проживающих  на
территории  Российской  Федерации,  усиление  контроля  за соблюдением
законодательства,   регламентирующего   указанную   деятельность,   на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях.