О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 25 апреля 2006 г. N 98 (Д) Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан, информированию населения Российской Федерации о возможности принять ребенка на воспитание в семью недостаточно эффективны. Имеют место факты незаконной деятельности в сфере усыновления со стороны представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации. В целях устранения выявленных нарушений, повышения эффективности деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, приказываю: 1. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора: 1.1. Принять к сведению прилагаемую информацию о нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1.2. Обеспечить совместно с органами опеки и попечительства координацию работы по организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. 1.3. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства и учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на необходимость представления соответственно региональному оператору и в орган опеки и попечительства сведений о всех детях, которые могут быть устроены на воспитание в семью вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы учреждений, в которых находятся дети. 1.4. Обратить внимание руководителей органов опеки и попечительства на необходимость продолжения работы по устройству в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых переданы в государственный банк данных о детях. 1.5. Рекомендовать руководителям органов опеки и попечительства предусматривать введение штатной должности специалиста по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей, проживающих на территории муниципального образования. 1.6. Принять дополнительные меры по информированию граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с активным привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации. 1.7. Осуществлять систематический контроль за соблюдением органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях. 1.8. Обеспечить проведение регулярных проверок: соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей; соблюдения органами опеки и попечительства: сроков передачи в региональный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и информации о прекращении учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей; порядка передачи информации об изменениях данных ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка. 1.9. Регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) направлять информацию о результатах проверок руководителям органов опеки и попечительства для принятия соответствующих мер. 1.10. Регулярно рассматривать вопросы организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на совместных с органами опеки и попечительства совещаниях, заседаниях коллегий. 1.11. Обеспечить контроль за соблюдением порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в федеральный банк данных о детях. 1.12. Регулярно вносить изменения и дополнения в анкеты детей, сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о детях, включая информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. 1.13. Предоставлять сведения о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10). 1.14. В срок до 1 июля 2006 г. перейти на новую версию компьютерной программы "Надежда" для оперативной передачи в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. 1.15. Принять меры по совершенствованию материально-технического и кадрового обеспечения подразделений, обеспечивающих деятельность регионального оператора. 1.16. Организацию выезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации осуществлять с учетом рекомендаций, содержащихся в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение". 1.17. Принять совместно с органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, правоохранительными органами дополнительные меры по предупреждению посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи. 1.18. Довести настоящий Приказ до сведения руководителей органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. 2. Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.) организовать в 2006 году выборочную проверку деятельности региональных операторов по соблюдению ими порядка предоставления в федеральный банк данных о детях сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г. Министр А.ФУРСЕНКО 25 апреля 2006 г. N 98 Приложение к Приказу Минобрнауки России от 25 апреля 2006 года N 98 ИНФОРМАЦИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, УЧРЕЖДЕНИЙ, В КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ И УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Проведенный Минобрнауки России анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных органами прокуратуры на местах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональные операторы), органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. До настоящего времени во многих субъектах Российской Федерации не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217, порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях). Так, по материалам прокурорских проверок, в Свердловской области в 2005 году органами опеки и попечительства своевременно не представлены в государственный банк данных о детях сведения о 841 ребенке указанной категории. Факты несвоевременной передачи сведений о детях в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), выявлены в Чувашской Республике, Костромской, Новосибирской, Томской областях, Ненецком автономном округе и ряде других регионов. Деятельность региональных операторов по осуществлению контроля за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка предоставления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях организована недостаточно эффективно. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе в Приморском крае, Воронежской, Омской, Томской и Тюменской областях) предусмотренные законодательством проверки соблюдения органами опеки и попечительства указанного порядка региональными операторами не проводились. В свою очередь, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Тыва) в течение 2005 года не передавали сведения о детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный банк данных о детях). Отмечены многочисленные нарушения в части ведения документации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью. В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда указываются дата выявления ребенка и дата его устройства (Мурманская область). В ряде случаев в нарушение установленного порядка анкеты заполняются не органами опеки, а администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Новосибирская область). Анкеты детей нередко оформляются без учета требований, установленных Порядком организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482 (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. N 3670). В ряде проверенных анкет отсутствуют сведения о приметах ребенка, его этническом происхождении, физическом и умственном развитии, наличии других (помимо родителей) совершеннолетних родственников, реквизиты документов, подтверждающих отказ родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи. Многими органами опеки и попечительства, региональными операторами не выполняется или выполняется не в полном объеме требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка. Зачастую нарушаются сроки представления этой информации, представляемые сведения носят недостаточно конкретный характер. В частности, в связи с отсутствием в анкетах детей, поступающих в федеральный банк данных о детях, информации о мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, Минобрнауки России в августе 2005 г. было вынуждено дополнительно потребовать от региональных операторов представления указанной информации. Аналогичные нарушения выявлены органами прокуратуры Красноярского, Приморского краев, Владимирской, Свердловской, Тверской, Ярославской областей. В Приморском крае в 2005 году в ходе рассмотрения гражданского дела об удочерении ребенка гражданами США установлен факт представления в суд не соответствующих действительности сведений о принятых мерах по устройству несовершеннолетней в семью граждан Российской Федерации. По факту фальсификации документов возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 303, частью 1 статьи 327 и статьей 154 Уголовного кодекса Российской Федерации. Специалист Детской городской больницы N 2 г. Владивостока и специалист по охране прав детей отдела образования администрации г. Владивостока привлечены к уголовной ответственности. Факты фальсификации документов о мерах по устройству детей в семьи российских граждан выявлены и прокуратурой Тверской области. Отмечаются случаи неправильного исчисления региональными операторами сроков нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. Нередко факт поступления анкеты ребенка в федеральный банк данных о детях региональным оператором не проверяется. Как следствие, имеют место случаи, когда запросы о подтверждении нахождения сведений о ребенке в государственном банке данных о детях в связи с решением вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее - иностранные граждане) направляются федеральному оператору до истечения установленного законодательством срока нахождения указанных сведений в федеральном банке данных о детях. Отмечены факты направления таких запросов в отношении детей, сведения о которых вообще не состояли на учете в федеральном банке данных о детях. В результате нарушается требование статьи 11 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которым иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами. Выявлены случаи, когда иностранные граждане - кандидаты в усыновители обращались к региональным операторам, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях со стороны работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2005 - 2006 годах правоохранительными органами возбужден ряд уголовных дел по фактам незаконной деятельности в сфере усыновления в отношении представителей иностранных организаций по усыновлению детей, а также должностных лиц соответствующих органов и учреждений Российской Федерации. Принимаемые органами опеки и попечительства и региональными операторами меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан недостаточно эффективны. Во многих случаях указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, после их обращения. Имеются недостатки в организации работы по информированию населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству на воспитание в семьи. В частности, региональными операторами, органами опеки и попечительства недостаточно используются в этих целях возможности средств массовой информации. По данным проведенного Минобрнауки России мониторинга, в большинстве (до 70% и более) случаев сведения о возможности принять ребенка на воспитание в семью размещаются в региональных и местных средствах массовой информации не чаще 1 раза в месяц. Как следствие, одним из основных факторов, сдерживающих устройство детей в семьи российских граждан, является недостаточная информированность населения о различных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью. В ряде случаев размещение информации о детях в средствах массовой информации носит заведомо формальный характер. Так, в Приморском крае в результате сопоставления дат публикаций с датами вынесения краевым судом решений по делам об усыновлении детей иностранными гражданами выявлены факты размещения сведений о детях в средствах массовой информации за 10 - 15 дней до рассмотрения судом заявлений иностранных кандидатов в усыновители. В нарушение статьи 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" нередко региональные операторы и, прежде всего, органы опеки и попечительства после передачи сведений о детях соответственно федеральному и региональному операторам прекращают целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Указанные проблемы во многом являются следствием недостаточного кадрового обеспечения органов опеки и попечительства и региональных операторов. Так, по данным государственной статистики за 2004 год, из представивших сведения 3056 органов местного самоуправления в 1691 работал только 1 специалист по охране прав детей, в 300 такие специалисты отсутствовали. Допускаются нарушения при организации отдыха воспитанников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за пределами Российской Федерации. В ряде случаев иностранные организации не представляли в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации полный комплект документов, указанных в письме Минобразования России от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 "Об организации выезда несовершеннолетних граждан Российской Федерации из Российской Федерации на отдых, обучение или лечение" (в частности, заявления иностранных граждан с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего в их семью; заключение компетентного органа государства по месту проживания иностранных граждан об условиях их жизни для возможного временного помещения несовершеннолетнего в эту семью; обязательство принимающей семьи о своевременном возвращении ребенка в Российскую Федерацию; медицинскую и социальную страховку на ребенка). Кроме того, анализ ситуации в сфере организации выезда детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых за пределы Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев деятельность организаторов таких поездок, в качестве которых выступают чаще всего иностранные организации по усыновлению детей, направлена не столько на обеспечение возможности отдыха и оздоровления детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, не подлежащих усыновлению), сколько на создание условий для знакомства детей с потенциальными кандидатами в усыновители из числа иностранных граждан и их последующее усыновление. Перечисленные недостатки в организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из обстоятельств, не позволяющих обеспечить устройство всех детей указанной категории в семьи российских граждан. В среднем в Российской Федерации на усыновление иностранным гражданам передается примерно 10% детей из общего числа детей, устраиваемых на воспитание в семьи. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации указанный показатель значительно (в 2 - 4 раза) превышает общероссийский. Так, в Псковской области, Ненецком автономном округе в 2004 году почти 40% детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, усыновлено иностранными гражданами. Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных мер, направленных на повышение эффективности деятельности региональных операторов и органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего указанную деятельность, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. |