ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА 3 октября 2005 г. N АД-268-р (Д) В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3779) утвердить прилагаемый План действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях. Руководитель А.А.ДАВЫДЕНКО 3 октября 2005 г. N АД-268-р УТВЕРЖДЕН распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 октября 2005 года N АД-268-р ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ Настоящий план, разработанный в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" и планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.08.2005 N 1215-р, устанавливает порядок деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) в кризисных ситуациях. I. Общие положения 1. В настоящем плане применяются следующие основные понятия: "кризисная ситуация" - обстоятельства чрезвычайного, в том числе террористического, характера, определенные в статье 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"; "государственная система" - государственная система предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций, включающая в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций (субъекты антикризисной деятельности); "силы и средства государственной системы" - специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные и выделяемые для предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций; "режим функционирования органов управления, сил и средств государственной системы" - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления и силами государственной системы при угрозе возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации, в установленном планом действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях порядке, могут вводиться: режим террористической опасности (вводится при наличии информации, свидетельствующей о возможной подготовке или угрозе совершения террористической акции; при этом имеются обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся террористической угрозе, обычными силами и средствами без применения дополнительных мер и временных ограничений); режим контртеррористической операции (вводится при получении сообщения о совершении террористической акции); режим повышенной готовности (вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций); режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций); "критически важные объекты Российской Федерации" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта Российской Федерации либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок; "объекты морского и речного транспорта" - морские и речные суда, суда смешанного "река-море" плавания, вокзалы, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением судов; "силы и средства" - сосредоточенные на определенной территории для выполнения конкретной задачи в кризисной ситуации органы управления, силы и средства государственной системы, сформированные в группы по предназначению, а также дополнительные ресурсы, выделенные Правительством Российской Федерации; "силы оперативного реагирования" - силы и средства специального назначения, выделяемые органами исполнительной власти для предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных ситуаций на территории Российской Федерации; "специальная операция" - комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанной с терроризмом. 2. Кризисные ситуации в зависимости от территории их возникновения подразделяются на: локальные (в пределах объекта производственного или социального назначения); муниципальные (в пределах муниципального образования); межмуниципальные (в пределах двух и более муниципальных образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации); региональные (в пределах субъекта Российской Федерации); межрегиональные (в пределах двух и более субъектов Российской Федерации); федеральные (в пределах Российской Федерации); трансграничные (произошедшие за рубежом и затрагивающие территорию Российской Федерации). 3. Действия Росморречфлота в кризисных ситуациях определяются и осуществляются с учетом следующих основополагающих принципов: приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности общества в целом; заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций, а также минимизация последствий в случае их возникновения; планирование и осуществление мероприятий по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях с учетом экономических, природных и иных особенностей объектов и степени опасности возникновения кризисных ситуаций; обеспечение достаточности сил и средств для осуществления мероприятий по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях и возможности их наиболее рационального использования; гласность при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций, обеспечение государственных органов, органов местного самоуправления и населения полной, достоверной и своевременной информацией об угрозах и о возможных опасностях для объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров; учет экономических возможностей при реализации мероприятий, направленных на предупреждение кризисных ситуаций; международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций. 4. Основными задачами Росморречфлота в области защиты объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в кризисных ситуациях являются: обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной деятельности объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при угрозе любых кризисных ситуаций, минимизация их последствий; организация и осуществление комплексной защиты объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при возникновении кризисных ситуаций и ликвидации их последствий; сотрудничество с государствами, подвергшимися воздействию кризисных ситуаций, и оказание им помощи в рамках международного сотрудничества. 5. В соответствии со своей компетенцией Росморречфлот через Минтранс России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации, привлекается к выполнению следующих задач: - в кризисных ситуациях террористического характера: предупреждение и пресечение захвата критически важных объектов морского и речного транспорта; - в кризисных ситуациях криминогенного характера, не связанных с терроризмом: предупреждение и пресечение захвата и угона морских и речных судов; - в кризисных ситуациях природного и техногенного характера: ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 6. При подготовке к выполнению задач Росморречфлот через Минтранс России участвует в разработке планов действий, совместных приказов и других руководящих документов, регламентирующих порядок привлечения и участия сил и средств взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти при выполнении задач в кризисных ситуациях, а также при подготовке и проведении совместных учений и тренировок. 7. В ходе выполнения задач Росморречфлот через Минтранс России своевременно информирует взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти о проявлениях террористического характера и иных кризисных ситуациях на объектах морского и речного транспорта, а также о сложившейся обстановке. Оказывает содействие в перевозке сил и средств в районы проведения специальных операций. 8. По окончании выполнения задач Росморречфлот через Минтранс России участвует в подготовке отчетных материалов о результатах проведения специальных операций для направления их в заинтересованные органы и во внесении коррективов в планы совместных действий. 9. Одновременно с принятием решения о введении режима функционирования органов управления, сил и средств государственной системы решением Председателя Правительства Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) или Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) может быть создан орган оперативного управления в кризисных ситуациях (далее - орган оперативного управления) и определен его состав. В зависимости от содержания решаемых задач в состав органа оперативного управления могут войти заместители руководителей взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти. Основная задача органа оперативного управления заключается в организации взаимодействия, координации и управлении привлекаемыми в кризисных ситуациях силами и средствами. К основным функциям органа оперативного управления относятся: сбор и анализ информации об оперативной обстановке; принятие решений о применении сил и средств федеральных органов исполнительной власти; постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач; приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в кризисных ситуациях; организация всестороннего обеспечения; организация связи и автоматизированного управления; организация скрытого управления силами и средствами; взаимодействие со средствами массовой информации; информирование Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о ходе выполнения задач. Орган оперативного управления осуществляет управление силами и средствами из основного пункта управления (центра оперативного управления). При необходимости может создаваться запасной или выездной (мобильный) пункт управления. Организационно-техническое обеспечение деятельности органа оперативного управления осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представитель которого является руководителем органа оперативного управления. 10. В случае если решение о создании органа оперативного управления не принято, управление привлекаемыми силами и средствами в кризисных ситуациях осуществляет руководитель того федерального органа исполнительной власти, к компетенций которого относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации. 11. Для оперативного управления действиями Росморречфлота в кризисных ситуациях решением руководителя создается оперативный штаб. К основным функциям оперативного штаба относятся: сбор и анализ информации об оперативной обстановке; подготовка и принятие решений о применении сил и средств Росморречфлота; постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в ходе выполнения задач; приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в кризисных ситуациях; организация всестороннего обеспечения; организация связи и автоматизированного управления; организация скрытого управления силами и средствами; взаимодействие со средствами массовой информации; информирование Минтранса России о ходе выполнения задач. II. Порядок действий Росморречфлота при предупреждении, пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом 12. При наличии достаточной информации о подготовке к проведению террористической акции может быть введен по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находится выполнение задач по разрешению конкретной кризисной ситуации, по решению Правительства Российской Федерации режим террористической опасности в одном или нескольких субъектах Российской Федерации либо на территории всей страны. 13. При введении режима террористической опасности Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом: производятся оповещение и сбор руководителей и сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима террористической опасности; вводится круглосуточное дежурство руководящего состава; уточняются соответствующие планы действий подведомственных организаций в кризисных ситуациях; проверяется готовность систем управления и связи; привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности N 2; усиливается охрана важных объектов и объектов жизнеобеспечения, а также пропускной режим на них; при наличии информации о возможной террористической акции с применением аварийно химически опасных веществ и ядерных компонентов, принимаются адекватные меры защиты; о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России. 14. При получении сообщения о совершении террористической акции может быть введен по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находится выполнение задач по разрешению конкретной кризисной ситуации, по решению Правительства Российской Федерации режим контртеррористической операции в одном или нескольких субъектах Российской Федерации либо на территории всей страны. 15. При введении режима контртеррористической операции, а также при возникновении криминогенной кризисной ситуации, не связанной с терроризмом, Росморречфлот проводит мероприятия, направленные на организацию сбора, анализа, обобщения данных об оперативной обстановке в районе кризисной ситуации, оценку оперативной обстановки, подготовку предложений для принятия решения о применении сил и средств на первоначальном этапе действий в районе кризисной ситуации, а также продолжает выполнять повседневные задачи, при этом: производятся оповещение и общий сбор руководителей и сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима контртеррористической операции, по решению Руководителя Росморречфлота необходимые сотрудники отзываются из отпусков и командировок; устанавливается круглосуточное дежурство руководящего состава; вводятся планы действий подведомственных организаций в кризисных ситуациях, развертываются соответствующие системы управления, связи и всестороннего обеспечения; привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности N 1 и приступают к выполнению поставленных задач; охрана важных объектов морского и речного транспорта и объектов жизнеобеспечения осуществляется в усиленном режиме; в кризисной ситуации, связанной с применением аварийно химически опасных веществ и ядерных компонентов принимаются адекватные меры защиты; о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России. 16. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации кризисных ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного характера, не связанных с терроризмом, порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. III. Порядок действий Росморречфлота при ликвидации кризисных ситуаций природного и техногенного характера 17. При получении информации об угрозе возникновения кризисной ситуации природного или техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация) в установленном порядке вводится режим повышенной готовности. 18. При введении режима повышенной готовности Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом: усиливается контроль за состоянием окружающей среды на объектах морского и речного транспорта; вводится при необходимости круглосуточное дежурство руководящего состава; осуществляются непрерывный сбор, обработка и передача в Минтранс России данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях; с использованием возможностей администраций морских портов, ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП "Росморпорт" принимаются оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; проводятся при необходимости эвакуационные мероприятия; о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России для последующего информирования МЧС России. 19. При введении режима чрезвычайной ситуации Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом: осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей среды на объектах морского и речного транспорта, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и их последствий; проводится оповещение соответствующих органов исполнительной власти и персонала о возникшей чрезвычайной ситуации; с использованием возможностей администраций морских портов, ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП "Росморпорт" проводятся мероприятия по защите объектов морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров от чрезвычайной ситуации; организуются работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации; осуществляются непрерывный сбор и анализ информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе проведения работ по ее ликвидации, а также обмен такой информацией; организуется и поддерживается непрерывное взаимодействие с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий; проводятся мероприятия по жизнеобеспечению в чрезвычайной ситуации; о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной обстановки докладывается в Минтранс России для последующего информирования МЧС России. 20. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок приведения их в состояние готовности к действиям определяются соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. IV. Организация управления, связи и взаимодействия 21. Организация управления, связи и взаимодействия в ходе выполнения задач по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в зависимости от их характера возлагается на орган оперативного управления (в случае его создания), МВД России, ФСБ России или МЧС России, которые осуществляют указанные функции через создаваемые или функционирующие в постоянном режиме органы управления, пункты управления с использованием необходимых средств связи и автоматизации Росморречфлота. V. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций 22. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций в установленном порядке осуществляется Правительством Российской Федерации, Минтрансом России, Росморречфлотом, другими взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 23. Для ликвидации кризисных ситуаций формируются резервы финансовых и материальных ресурсов. Создание, использование и восполнение указанных резервов финансовых и материальных ресурсов осуществляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. |