ОБ УСИЛЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 18.04.06 10

          ОБ УСИЛЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
        ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                          18 апреля 2006 г.
                                 N 10

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.  Онищенко,  проанализировав  состояние  условий  труда  водителей
автотранспортных  средств  и  работников автомобильной промышленности,
установил.
     Численность  работников  на  транспорте,  занятых  во  вредных  и
опасных  условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам,
составляет  16,7%  от  общей численности работающих в автотранспортной
промышленности  и на транспорте. Удельный вес транспортных средств, не
отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.
     Труд водителей по-прежнему характеризуется воздействием комплекса
неблагоприятных  производственных  факторов.  Ненормированный  рабочий
день,  продолжительность  смены  более  10  -  12  часов,  связанные с
командировочными  выездами, нервно-эмоциональное напряжение, связанное
с   повышенным   количеством   и  характером  поступающей  информации,
ответственность  за  жизнь  пассажиров  по  показателям  напряженности
трудового  процесса  относят  труд  водителей  к  классу  3.2 (вредные
условия 2 степени).
     Удельный     вес    лабораторно-инструментальных    исследований,
выполненных  на  рабочих  местах водителей и не отвечающих требованиям
гигиенических  нормативов,  остается  на протяжении ряда лет стабильно
высоким,  не имеет тенденции к снижению и составляет: по шуму - 42,5%,
вибрации - 25,1%, показателям микроклимата - более 10%, освещенности -
8%.
     Основным  источником  поступления  химических  веществ  в  кабину
водителей  являются  выхлопные  газы автотранспорта. Содержание оксида
углерода,  диоксида  азота,  диоксида  серы и сажи в воздухе превышает
предельно допустимые концентрации в 3 - 6 раз.
     В  то  же  время  необходимые  исследования и анализ комплексного
неблагоприятного  воздействия  производственных  факторов  на организм
водителей  и  другого  персонала  транспортных  средств  проводятся  в
недостаточном   объеме.   Отсутствие   единых   методических  подходов
затрудняет                осуществление               государственного
санитарно-эпидемиологического  надзора  при эксплуатации автомобилей и
проведении    гигиенических   экспертиз   условий   труда   и   единиц
автотранспортной техники.
     В связи с вышеперечисленным в последние годы наметилась тенденция
роста  профессиональной  патологии  среди работников автотранспорта (в
2000 году - 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 - 0,47) и автомобильной
промышленности  (в  2001  году  - 4,69 на 10 тыс. работающих, в 2004 -
6,46).
     Заболеваемость  с временной утратой трудоспособности по отдельным
отраслям и промышленным предприятиям на транспорте остается высокой. В
структуре  заболеваемости  первое  место  занимает  группа  простудных
заболеваний,   связанных   со   спецификой  работы  в  неблагоприятных
условиях;   второе  место  -  заболевания  костно-мышечной  системы  в
результате   физического   напряжения,   вынужденной  рабочей  позы  и
периодического  переохлаждения  организма;  третье место - заболевания
сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, связанные с высоким
уровнем   нервно-эмоционального  перенапряжения,  неудовлетворительной
организацией питания.
     Помимо  этого, негативное влияние транспортных средств и объектов
транспортной  инфраструктуры  на  среду  обитания  человека продолжает
иметь  место  и увеличивает риск для здоровья населения. Автомобильный
транспорт,   генерирующий   шум  и  загрязняющий  атмосферный  воздух,
является  одним  из основных источников загрязнения окружающей среды в
крупных городах и населенных пунктах.
     В  целях  оздоровления  окружающей среды, улучшения условий труда
водителей  транспортных  средств,  на основании статьи 51 Федерального
закона   от   30.03.1999   N   52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом
благополучии    населения"   (Собрание   законодательства   Российской
Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
     1. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по
субъектам Российской Федерации и на транспорте:
     1.1.  Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за условиями труда водителей транспортных средств.
     1.2.    Организовать   проведение   лабораторно-инструментального
контроля    при   гигиенической   оценке   условий   труда   водителей
автотранспортных средств.
     1.3.  В срок до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые проверки
условий  труда,  обратив  особое  внимание  на  водителей, выполняющих
дальние рейсы.
     1.4.  Представить  информацию  о проведенных мероприятиях в адрес
Федеральной службы в срок до 01.11.2006.
     2. Рекомендовать руководителям автотранспортных организаций:
     2.1.  Рассмотреть  вопрос  о  проведении мероприятий по улучшению
условий  труда,  оптимизации  режима  труда, организации и обеспечению
санитарно-бытовых условий.
     2.2.   Обратить   особое   внимание   на   систему   медицинского
обслуживания  водителей  транспортных  средств, организацию на должном
уровне   предварительных,  периодических  и  предрейсовых  медицинских
осмотров.
     3.   Руководителю  ФГУН  "Нижегородский  научно-исследовательский
институт   гигиены   и  профессиональной  патологии"  Роспотребнадзора
(Тихомиров Ю.П.):
     3.1.       Подготовить       предложения      по      обеспечению
санитарно-эпидемиологического  благополучия  условий  труда  водителей
транспортных   средств,   совершенствованию  гигиенической  экспертизы
условий труда и единиц автотранспортной техники.
     3.2.   Разработать   и   обосновать   комплекс   организационных,
санитарно-гигиенических    и    психофизиологических   оздоровительных
рекомендаций  в  целях  профилактики  профессиональных  заболеваний  и
заболеваний    с    временной   утратой   трудоспособности   водителей
автотранспортных средств.
     4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
руководителя  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей и благополучия человека (Л.П. Гульченко).

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
18 апреля 2006 г.
N 10