ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ. ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУР АДМИНИСТРАТОР-КАССИР ТУРФИРМЫ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК КЛИЕНТУ И НЕ ВЫДАЛ ЕМУ БЛАНК СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОБЩЕСТВО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 26.01.06 09-24/4582

           ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ. ПРИ
           ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУР АДМИНИСТРАТОР-КАССИР
        ТУРФИРМЫ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК КЛИЕНТУ И НЕ ВЫДАЛ ЕМУ
        БЛАНК СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ
        ОБЩЕСТВО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ
                14.5 КОАП РФ ЗА ДАННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          26 января 2006 г.
                             N 09-24/4582

                                 (Д)


     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  2  Федерального закона от
22.05.2003  N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники при
осуществлении  наличных  денежных  расчетов с использованием платежных
карт"  (далее  -  Закон N 54-ФЗ) сферой применения контрольно-кассовой
техники,   включенной  в  государственный  реестр,  являются  наличные
денежные   расчеты,  осуществляемые  организациями  и  индивидуальными
предпринимателями  в  случаях  продажи  товаров,  выполнения работ или
оказания услуг.
     В  статье  5  Закона  N  54-ФЗ  установлено,  что  организации  и
индивидуальные  предприниматели,  применяющие ККТ, обязаны в том числе
выдавать  покупателям  (клиентам)  при осуществлении наличных денежных
расчетов  и  (или)  расчетов  с использованием платежных карт в момент
оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
     Согласно   пункту  2  статьи  2  Закона  N  54-ФЗ  организации  и
индивидуальные  предприниматели  могут  осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
ККТ   в  случае  оказания  услуг  населению  при  условии  выдачи  ими
соответствующих бланков строгой отчетности.
     Порядок    утверждения    формы   бланков   строгой   отчетности,
приравненных  к  кассовым  чекам, а также порядок их учета, хранения и
уничтожения  устанавливается  Правительством  РФ.  Так, постановлением
Правительства   РФ   от  31.03.2005  N  171  утверждено  Положение  об
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием   платежных  карт  без  применения  контрольно-кассовой
техники.
     В  соответствии  с  пунктами  2  и  3 данного Положения к бланкам
строгой   отчетности,   приравненным   к   кассовым  чекам,  относятся
квитанции,  билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и
другие  документы, предназначенные для осуществления наличных денежных
расчетов  и  (или)  расчетов  с использованием платежных карт в случае
оказания услуг населению.
     Формы   бланков   утверждаются   Минфином   России  по  обращению
заинтересованных  органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций,
объединяющих  субъектов  предпринимательской  деятельности,  занятых в
определенной сфере услуг.
     При  этом  в  пункте  2  постановления  Правительства  РФ  N  171
определено, что формы бланков строгой отчетности, которые утверждены в
соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до
утверждения  форм бланков строгой отчетности согласно Положению, но не
позднее 1 января 2007 года.
     Минфин  России  в письме от 10.04.96 N 16-00-30-19 утвердил форму
бланка  строгой  отчетности  ТУР-1  "Туристическая  путевка" для учета
наличных  денежных  средств, поступающих в качестве оплаты за оказание
туристических услуг.
     Согласно  статье  1  Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об
основах  туристической  деятельности в Российской Федерации" под туром
понимается  комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные   услуги,   предоставляемые   в   зависимости  от  целей
путешествия.
     Как следует из представленных материалов, при оформлении договора
на  оказание  туристических услуг администратор-кассир турфирмы принял
денежные  средства  в  сумме  10000  руб. в качестве предоплаты тура в
Турцию  стоимостью  16285  руб.  При  этом  кассовый  чек  на  ККТ  не
отпечатан,   бланк   строгой  отчетности  не  выдан.  В  подтверждение
получения  предоплаты  турфирма  оформила  приходный кассовый ордер на
сумму 10000 руб.
     При   несоблюдении   работником  обязательств  перед  клиентом  к
административной  ответственности  привлекается организация, поскольку
работник  в  данном  случае вступает в правоотношения с клиентом от ее
имени, то есть стороной в договоре возмездного оказания услуг является
именно организация.
     В  части  3  статьи  2.1  КоАП  РФ  предусмотрено, что назначение
административного   наказания  юридическому  лицу  не  освобождает  от
административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное
физическое  лицо,  равно  как  и  привлечение  к  административной или
уголовной   ответственности   физического   лица   не  освобождает  от
административной  ответственности за данное правонарушение юридическое
лицо.
     В  соответствии  с  частью  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается  виновным  в  совершении  административного правонарушения,
если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения
правил  и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В рассматриваемом случае турфирма не приняла все зависящие от нее
меры  по  соблюдению  указанных  выше  требований  законодательства  о
применении  ККТ  и  не  обеспечила  применение  ККТ  при осуществлении
наличных денежных расчетов.
     Факт   совершения   турфирмой   административного  правонарушения
подтверждается   актом   проверки,   протоколом   об  административном
правонарушении,  договором  оказания туристических услуг, квитанцией к
приходному кассовому ордеру и фискальным отчетом.
     Таким   образом,   привлечение   организации  к  административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
26 января 2006 г.
N 09-24/4582