ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ. ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУР АДМИНИСТРАТОР-КАССИР ТУРФИРМЫ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК КЛИЕНТУ И НЕ ВЫДАЛ ЕМУ БЛАНК СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОБЩЕСТВО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ ЗА ДАННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 26 января 2006 г. N 09-24/4582 (Д) В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) сферой применения контрольно-кассовой техники, включенной в государственный реестр, являются наличные денежные расчеты, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В статье 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. При этом в пункте 2 постановления Правительства РФ N 171 определено, что формы бланков строгой отчетности, которые утверждены в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно Положению, но не позднее 1 января 2007 года. Минфин России в письме от 10.04.96 N 16-00-30-19 утвердил форму бланка строгой отчетности ТУР-1 "Туристическая путевка" для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание туристических услуг. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Как следует из представленных материалов, при оформлении договора на оказание туристических услуг администратор-кассир турфирмы принял денежные средства в сумме 10000 руб. в качестве предоплаты тура в Турцию стоимостью 16285 руб. При этом кассовый чек на ККТ не отпечатан, бланк строгой отчетности не выдан. В подтверждение получения предоплаты турфирма оформила приходный кассовый ордер на сумму 10000 руб. При несоблюдении работником обязательств перед клиентом к административной ответственности привлекается организация, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения с клиентом от ее имени, то есть стороной в договоре возмездного оказания услуг является именно организация. В части 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В рассматриваемом случае турфирма не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о применении ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Факт совершения турфирмой административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договором оказания туристических услуг, квитанцией к приходному кассовому ордеру и фискальным отчетом. Таким образом, привлечение организации к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно. Руководитель Управления советник налоговой службы I ранга Н.В. Синикова 26 января 2006 г. N 09-24/4582 |