Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.07.06 03-01-11/3-64


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            7 июля 2006 г.
                           N 03-01-11/3-64

                                 (Д)


     Вопрос:  Жалоба.  В  соответствии  с  Конституцией  РФ, используя
личное   право  на  обращение  в  государственные  органы,  прошу  Вас
рассмотреть  мою  жалобу, касающуюся действий представителей МИ ФНС по
г.   Москве,   которые  отказывают  во  внесении  изменений  в  Единый
государственный   реестр  налогоплательщиков  -  юридических  лиц,  не
связанных  с  изменением  учредительных документов. А именно, если эти
изменения  касаются  смены  руководителя,  если  заявление  о внесении
изменений  в  реестр  подписано новым руководителем юридического лица.
Однако, данная практика противоречит действующему законодательству РФ,
что  и  было  подробно  отражено  в  Постановлении  Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ N 12580/05 от 14 февраля 2006 г., где сказано:
     "...В случае подачи заявления об изменении сведений о единоличном
исполнительном  органе  общества с ограниченной ответственностью новые
сведения всегда отличаются от данного государственного реестра, а само
обращение  общества  в  регистрирующий  орган  вызвано  необходимостью
устранить это несоответствие.
     При этом пункт 1 статьи 9 Закона о регистрации к числу заявителей
относит  руководителя  постоянно  действующего  исполнительного органа
регистрируемого юридического лица.
     Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного
органа ООО и досрочном прекращении его полномочий согласно п. 3 ст. 91
ГК  РФ,  п.  2  ст.  33  ФЗ  от  08.02.1998  N  14-ФЗ  "Об обществах с
ограниченной  ответственностью" относится к исключительной компетенции
общего собрания участников общества.
     Закон  не  связывает  возникновение  либо  прекращение полномочий
единоличного    исполнительного    органа    с   фактом   внесения   в
государственный реестр таких сведений.
     Поэтому  с  момента  прекращения  компетентным органом управления
полномочий  единоличного  исполнительного  органа лицо, чьи полномочия
как  руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Закона
об   обществах   с   ограниченной   ответственностью   не  вправе  без
доверенности   действовать  от  имени  общества,  в  т.ч.  подписывать
заявление  о  внесении  в  государственный  реестр  сведений  о  новом
единоличном исполнительном органе (генеральном директоре)."
     При  этом Высший Арбитражный Суд РФ дал оценку подобным действиям
как нарушающим единообразие в толковании и применении норм права.
     В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса
РФ,  статьей  6  ФКЗ  "О  судебной  системе  РФ",  статьей  7  ФКЗ "Об
арбитражных   судах  РФ"  судебные  акты  арбитражного  суда  являются
обязательными  для  органов государственной власти и должностных лиц и
подлежат исполнению на всей территории РФ.
     Неграмотное  толкование  представителями МИ ФНС по г. Москве норм
действующего  законодательства  и  невыполнение предписаний Президиума
Высшего  Арбитражного  Суда  РФ  приводит к нарушению прав юридических
лиц.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  Ваше обращение от 19.05.2006 по вопросу внесения изменений
в  сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических
лиц (ЕГРЮЛ), и сообщает следующее.
     Порядок   государственной  регистрации  изменений  в  сведения  о
юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован главой 6
Федерального   закона   от  08.08.2001  N  129-ФЗ  "О  государственной
регистрации   юридических   лиц  и  индивидуальных  предпринимателей".
Изменение  сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать
от  имени юридического лица, осуществляется в соответствии # пунктом 2
статьи   17   данного   Федерального  закона,  путем  представления  в
регистрирующий  (налоговый)  орган  заявления  по  форме, утвержденной
Правительством Российской Федерации (форма N Р14001).
     Согласно  положениям  статьи  9  указанного  Федерального  закона
заявителем   при  государственной  регистрации  юридического  лица  (в
частности,  при  представлении заявления по форме N Р14001) может быть
руководитель    постоянно    действующего    исполнительного    органа
регистрируемого  юридического  лица  или иное лицо, имеющие# право без
доверенности действовать от имени этого юридического лица.
     Исходя  из  положений  пункта  4 статьи 5 названного Федерального
закона,  согласно  которым при несоответствии сведений государственных
реестров  сведениям,  содержащимся  в  документах,  представленных при
государственной   регистрации,   сведения   государственных   реестров
считаются  достоверными до внесения в них соответствующих изменений, а
также для исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц
при  смене  руководителя постоянно действующего исполнительного органа
юридического   лица,   налоговые   органы   сообщают  о  необходимости
представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления (по форме N
Р14001), подписанного прежним руководителем.
     Вместе  с  этим  следует  учитывать,  что  согласно постановлению
Президиума   Высшего   Арбитражного   Суда   Российской  Федерации  от
14.02.2006  N  12580/05  с  момента  прекращения  компетентным органом
управления  полномочий исполнительного органа общества, чьи полномочия
как руководителя организации прекращены, он не вправе без доверенности
действовать  от  имени  общества,  в том числе подписывать заявление о
внесении  в  государственный  реестр  сведений  о новом исполнительном
органе (генеральном директоре).
     Аналогичные   положения  содержатся  в  постановлении  Президиума
Высшего   Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  14.02.2006  N
14310/05,   определившем,  что  отказ  в  государственной  регистрации
изменений  только по причине подписания заявления о внесении изменений
новым  руководителем  общества  является  необоснованным,  а  также  в
постановлении  от  14.02.2006  N 12049/05, признавшем недействительным
решение  налоговой  инспекции об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений о
новом  директоре  общества  с ограниченной ответственностью, поскольку
необоснованным  отказом  регистрирующего  органа на общество незаконно
возложены  обязанности  по  принятию  мер  к  подписанию  заявления  о
внесении   изменений   прежним  руководителем,  прекратившим  трудовые
отношения с обществом.
     Таким образом, юридическое лицо вправе направить в регистрирующий
(налоговый) орган обращение о невозможности представления заявления по
форме  N  Р14001,  подписанного лицом, сведения о котором содержатся в
ЕГРЮЛ.   Одновременно   с   этим,   в   целях  обеспечения  полноты  и
достоверности  сведений  государственного реестра регистрирующий орган
осуществляет   мероприятия   по   установлению  лица,  имеющего  право
действовать от имени юридического лица без доверенности.
     С учетом изложенного, при подтверждении полномочий лица, сведения
о   котором   отсутствуют   в   ЕГРЮЛ,   регистрирующий  орган  должен
осуществлять  внесение соответствующей записи в государственный реестр
на   основании  заявления,  подписанного  лицом,  сведения  о  котором
отсутствуют в государственном реестре.

Заместитель директора Департамента 
налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
7 июля 2006 г.
N 03-01-11/3-64