ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ ДЕНЕЖНОЙ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 13.02.06 09-14/10022

              ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ К
          АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО
          СТАТЬЕЙ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С
           ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ
           ОПЕРАЦИЙ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕОПРИХОДОВАНИИ В КАССУ
                         ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          13 февраля 2006 г.
                            N 09-14/10022

                                 (Д)


     В соответствии  со  статьей  7  Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) налоговые органы  осуществляют  контроль
за   полнотой   учета   выручки  в  организациях  и  у  индивидуальных
предпринимателей.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     В  соответствии  с  пунктом  3 Порядка для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую   книгу   по   установленной   форме.  Прием  наличных  денег
предприятиями  при  осуществлении расчетов с населением производится с
обязательным применением ККТ.
     Согласно  пунктам 22-24 Порядка все поступления и выдачи наличных
денег   предприятия  учитывают  в  кассовой  книге.  При  этом  каждое
предприятие  ведет  только  одну  кассовую  книгу, которая должна быть
пронумерована,   прошнурована  и  опечатана  сургучной  или  мастичной
печатью.  Количество  листов  в  кассовой  книге  заверяется подписями
руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
     Сразу  же  после получения или выдачи денег по каждому ордеру или
другому  заменяющему  его  документу  кассир  делает записи в кассовую
книгу.  Ежедневно  в  конце  рабочего  дня  кассир  подсчитывает итоги
операций  за  день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и
передает  в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист
(копию  записей  в  кассовой  книге за день) с приходными и расходными
кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
     В  соответствии  со  статьей  4  Закона N 54-ФЗ требования к ККТ,
используемой   организациями   и   индивидуальными  предпринимателями,
порядок   и   условия   ее   регистрации   и  применения  определяются
Правительством РФ.
     Письмом  Минфина  России  от  30.08.93  N  104 утверждены Типовые
правила  эксплуатации  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
     На  основании  пункта 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение
товара  действительны  только  в  день их выдачи покупателю (клиенту).
Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями
(клиентами)  чекам  только  при  наличии  на  чеке  подписи  директора
(заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной
кассе.
     Постановлением  Госкомстата  России  от  25.12.98 N 132 утвержден
Альбом  унифицированных  форм  первичной учетной документации по учету
денежных  расчетов  с населением при осуществлении торговых операций с
применением  ККТ, в котором даны указания по применению и заполнению в
том  числе  акта  о  возврате  денежных сумм покупателям (клиентам) по
неиспользованным  кассовым  чекам  (в  том  числе по ошибочно пробитым
кассовым чекам) (форма N КМ-3) (далее - акт N КМ-3).
     Согласно  данным  указаниям акт N КМ-3 применяется в организациях
для  оформления  возврата  денежных  сумм  покупателям  (клиентам)  по
неиспользованным  кассовым  чекам,  в  том  числе по ошибочно пробитым
кассовым чекам. В акте должны быть указаны номер и сумма каждого чека.
     Акт   N  КМ-3  составляется  в  одном  экземпляре,  подписывается
ответственными  лицами  комиссии  в  составе руководителя, заведующего
отделом    (секцией),   старшего   кассира   и   кассира-операциониста
организации и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги,
сдается  в  бухгалтерию  организации и хранится в документах за данное
число.  На  сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам
уменьшается  выручка  кассы  и заносится в книгу кассира-операциониста
(форма N КМ-4).
     При  несоблюдении  перечисленных  выше  требований  к  оформлению
возврата  денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм,
ошибочно  пробитых  по  ККТ кассиром-операционистом, организация из-за
отсутствия  оснований  для  уменьшения  выручки  фактически  допускает
неоприходование части выручки.
     Как   следует  из  представленных  материалов,  в  ходе  проверки
организации  за  период  с  19  по  20  декабря  2005 года установлено
нарушение  порядка  работы  с  денежной  наличностью и порядка ведения
кассовых операций.
     Согласно объяснительной записке кассира организации от 21.12.2005
во  время  работы  20  декабря  2005  года  он пробил чек на заказ, от
которого посетитель отказался. В связи с этим кассир пробил возвратный
чек   на  сумму  360  руб.  С  данной  объяснительной  запиской  также
согласился и.о. генерального директора организации.
     Таким  образом,  как  следует  из  объяснений указанных выше лиц,
услуги оказывались одному лицу на сумму 360 руб.
     Вместе  с  тем  к  жалобе и.о. генерального директора организации
приложены  следующие  копии чеков, отпечатанных по ККТ 20 декабря 2005
года:
     - N  0043  (в 13.04) на сумму 200 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа;
     - N  0061  (в  14.18)  на  сумму 10 руб., который ошибочно пробит
кассиром организации;
     - N  0078  (в 14.47) на сумму 150 руб., который возвращен кассиру
организации в связи с решением посетителя отказаться от заказа.
     Однако  согласно  копии  чека,  которая также приложена к жалобе,
отпечатанного по ККТ 20 декабря 2005 года N 0148 (в 20.24), возвращены
денежные средства на сумму 360 руб. Чек на сумму 360 руб. не приложен.
     Таким  образом,  факт возврата денежных средств на сумму 360 руб.
не подтвержден.
     В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с
денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся
в  осуществлении  расчетов  наличными деньгами с другими организациями
сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании)
в  кассу  денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных
денежных  средств,  а  равно в накоплении в кассе наличных денег сверх
установленных  лимитов,  влечет  наложение административного штрафа на
должностных  лиц  в  размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от
400 до 500 МРОТ.
     Согласно  части  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
виновным  в  совершении  административного  правонарушения, если будет
установлено,  что  у  него имелась возможность для соблюдения правил и
норм,   за   нарушение  которых  КоАП  РФ  или  законами  субъекта  РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В  данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры
по   соблюдению  указанных  выше  норм  законодательства  и  допустила
неоприходование  в кассу организации денежной наличности в размере 360
руб.
     Таким  образом,  организация допустила нарушение порядка работы с
денежной  наличностью, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной
наличности.  Следовательно,  инспекция  вправе  привлечь организацию к
административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.

                       Руководитель Управления
                  советник налоговой службы I ранга
                            Н.В. Синикова