О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИКИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 14 сентября 2000 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Министр путей сообщения Российской Федерации Н.Е.АКСЕНЕНКО 14 сентября 2000 года N ЦЭУ-780 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Департамент экономики Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - "Департамент") образован в соответствии с Указанием МПС России от 29 ноября 1996 г. N 505 пр-у, является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства, находится в непосредственном ведении заместителя Министра, ведающего вопросами экономической деятельности на железнодорожном транспорте, выполняет задачи и функции, предусмотренные настоящим Положением. Департамент возглавляет руководитель, назначаемый Министром путей сообщения Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основе единоначалия. 1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими нормативными правовыми и иными актами Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также настоящим Положением. 1.3. Департамент в непосредственном ведении имеет: Проектный и внедренческий центр организации труда МПС России; Отраслевой центр рабочего снабжения - ГУП "Желдорторгснаб" МПС России с его дочерними предприятиями. 1.4. Департамент имеет печать со своим наименованием, соответствующие штампы, бланки и другие реквизиты. 1.5. Официальное сокращенное наименование Департамента - ЦЭУ МПС России. 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 2.1. Основными задачами Департамента являются: 2.1.1. Организация работы по созданию условий для экономического развития федерального железнодорожного транспорта (далее - железнодорожного транспорта) с целью достижения наибольшей эффективности его работы. 2.1.2. Организация и разработка совместно с другими департаментами и управлениями МПС России, железными дорогами, предприятиями и организациями железнодорожного транспорта прогнозов и стратегических планов развития железнодорожного транспорта. 2.1.3. Выработка совместно с департаментами, управлениями МПС России и железными дорогами единой отраслевой стратегии по основным направлениям экономической и хозяйственной деятельности железных дорог, предприятий и организаций железнодорожного транспорта, обеспечивающей: сбалансированность пропускных и провозных способностей железнодорожного транспорта с потребностями экономики и населения в перевозках; прогнозирование, планирование и нормирование эксплуатационной деятельности железных дорог и выработку мер государственной поддержки железнодорожного транспорта; совершенствование внутриотраслевых экономических отношений и хозяйственного механизма между железными дорогами, предприятиями, организациями и другими подразделениями железнодорожного транспорта; безубыточный уровень работы и управление расходами на железных дорогах в целом и на каждом предприятии и в организации в составе железных дорог в отдельности; повышение мотивации труда работников железнодорожного транспорта и соответствия уровня его оплаты условиям и интенсивности труда; комплексное развитие, реконструкцию и модернизацию основных фондов железнодорожного транспорта в соответствии с выбранной экономической стратегией отрасли с учетом собственных и привлекаемых источников капитальных вложений. 2.1.4. Анализ производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта и ее влияния на макроэкономические показатели экономики государства и регионов. 2.1.5. Разработка и доведение до железных дорог утвержденных годовых и квартальных планов по основным экономическим показателям. 2.1.6. Подготовка предложений по корректировке комплексной схемы развития и размещения железнодорожного транспорта в зависимости от потребности экономики и населения в перевозках. 2.1.7. Разработка предложений по проведению на железнодорожном транспорте инвестиционной политики. 2.1.8. Разработка прогнозных вариантов объемов капитальных вложений по всем источникам финансирования с разбивкой по направлениям и предприятиям, а также предложений по выделению бюджетных средств в поддержку железнодорожного транспорта и привлечению негосударственных источников инвестиций. 2.1.9. Разработка проекта инвестиционного плана, осуществляемого за счет средств федерального бюджета и централизуемых в МПС России источников финансирования, а также направлений и лимитов капитальных вложений железных дорог. 2.1.10. Подготовка предложений для конкурсного отбора приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, имеющих общеотраслевое значение и подлежащих финансированию за счет централизуемых в МПС России источников финансирования, на основе методик определения экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте, участие в экспертизе инвестиционных проектов, осуществляемых за счет федерального бюджета. 2.1.11. Определение стратегии тарифной политики на перевозки грузов и пассажиров, обеспечивающей конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и сбалансированность финансового результата работы отрасли. 2.1.12. Координация деятельности железных дорог и других предприятий отрасли по вопросам оплаты труда основных профессионально-квалификационных групп работников, совершенствование системы оплаты труда. 2.1.13. Организация системы рабочего снабжения на предприятиях железнодорожного транспорта. 2.2. Для реализации основных задач Департамент выполняет следующие основные функции: 2.2.1. Организация работы по изучению платежеспособного спроса на грузовые и пассажирские перевозки на макроуровне с учетом динамики размещения и развития отраслей экономики, существующих и перспективных межрегиональных транспортно-экономических связей, необходимых для определения грузовых потоков и объемов перевозок пассажиров. 2.2.2. Планирование предельного уровня эксплуатационных расходов по железным дорогам и в целом по сети железных дорог на год, квартал и месяц для установления железным дорогам расчетных цен на перевозки грузов в целях сбалансированности доходов и расходов отрасли. Анализ и нормирование эксплуатационных затрат по предприятиям и организациям, а также анализ себестоимости перевозок по элементам затрат. Разработка совместно с департаментами и управлениями МПС России мероприятий по экономии эксплуатационных расходов, обобщение и анализ их выполнения. 2.2.3. Участие совместно с причастными департаментами и управлениями МПС России в работе по переходу железнодорожного транспорта на наиболее экономичные технологии, обеспечивающие эффективность производства, и приведению технического потенциала отрасли в соответствие с потребностями экономики государства в перевозках. 2.2.4. Разработка совместно с причастными департаментами и управлениями МПС России принципов экономических взаимоотношений железных дорог и других предприятий и подразделений железнодорожного транспорта. 2.2.5. Формирование сметы общеотраслевых расходов и планирование сметных расходов предприятий общеотраслевого финансирования. 2.2.6. Разработка мер по повышению заинтересованности железных дорог, предприятий и организаций железнодорожного транспорта в наиболее полном использовании своих резервов и возможностей по увеличению объемов и повышению эффективности перевозок грузов и пассажиров, производству продукции, работ и услуг, получению максимальной прибыли. 2.2.7. Определение совместно с железными дорогами, департаментами и управлениями МПС России оптимальной потребности в поставках подвижного состава с разбивкой по типам на основании объемов перевозочной работы, показателей использования подвижного состава и с учетом проведения ремонтов, модернизации и исключения вагонов и локомотивов из инвентарного парка МПС России. 2.2.8. Подготовка расчетов и обоснований для проведения индексации тарифов на перевозки грузов и пассажиров, разработка нормативно-методических документов в области государственного регулирования тарифов, анализ влияния проводимой тарифной политики на результаты работы железнодорожного транспорта и других отраслей экономики. 2.2.9. Подготовка предложений по формированию и использованию централизованных источников финансирования строительства и капитального ремонта объектов, имеющих общесетевое значение, поставке подвижного состава и оборудования с учетом прогнозируемых объемов капитальных вложений. 2.2.10. Согласование договоров, заключаемых МПС России в соответствии с принятыми решениями о направлении капитальных вложений на централизованную поставку подвижного состава, оборудования, строительство объектов общеотраслевого значения. 2.2.11. Участие в разработке федеральных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в части, касающейся железнодорожного транспорта. 2.2.12. Контроль за выполнением департаментами, управлениями и железными дорогами инвестиционной программы отрасли и подготовка предложений по мерам, обеспечивающим ее эффективное исполнение. 2.2.13. Организация работы по заключению МПС России и железными дорогами договоров (контрактов) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению транспортного обслуживания регионов и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта и контроль за ходом их выполнения, мониторинг взаимодействия МПС России и железных дорог с субъектами Российской Федерации и подготовка предложений по повышению его эффективности. 2.2.14. Обеспечение совместно с департаментами и управлениями МПС работы по взаимодействию МПС России с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. 2.2.15. Участие в подготовке предложений по развитию международных транспортных связей, в том числе с государствами - участниками СНГ. 2.2.16. Участие в разработке порядка взаимоотношений и системы взаимной экономической ответственности между железными дорогами России и железнодорожными администрациями государств - участников СНГ и стран Балтии. 2.2.17. Анализ экономической и эксплуатационной работы на малодеятельных железнодорожных линиях, участие в подготовке совместно с департаментами, управлениями МПС России и железными дорогами предложений по ликвидации их убыточности, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации, продаже юридическим или физическим лицам или закрытию. 2.2.18. Обеспечение единства тарификации работ и квалификации профессий и должностей работников железнодорожного транспорта. 2.2.19. Разработка предложений по особенностям регулирования режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, руководство работой по отраслевым нормативам численности и нормам труда. 2.2.20. Организация разработки отраслевого тарифного соглашения и контроль за его реализацией. 2.2.21. Участие совместно с причастными департаментами и управлениями МПС России в разработке рекомендаций по заключению предприятиями и организациями железнодорожного транспорта коллективных договоров, оказание трудовым коллективам практической помощи в проведении этой работы. 2.2.22. Участие в разработке и осуществлении мероприятий по закреплению кадров, показателей и условий отраслевого соревнования трудовых коллективов железных дорог. 2.2.23. Разработка совместно с причастными департаментами и управлениями МПС России тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий работников железнодорожного транспорта и внесение в установленном порядке предложений об изменении и дополнении этих документов, а также об улучшении использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда. 2.2.24. Определение совместно с железными дорогами, причастными департаментами и управлениями МПС России потребностей железнодорожного транспорта в объемах капитального ремонта и модернизации подвижного состава, пути, сооружений, а также производства запасных частей, оборудования и другой важнейшей продукции, необходимой для нужд железнодорожного транспорта, и об организации оптимального размещения его на промышленных предприятиях отрасли. 2.2.25. Анализ загрузки мощностей промышленных предприятий и подготовка предложений по их эффективному использованию. 2.2.26. Проведение в отрасли единой политики в области управления затратами на капитальный ремонт основных фондов, анализ выполнения программ производства, себестоимости продукции по элементам затрат, прибыли и рентабельности промышленных предприятий железнодорожного транспорта с подготовкой необходимых рекомендаций. 2.2.27. Организация разработки единой ценовой политики на продукцию предприятий железнодорожного транспорта, капитальный ремонт основных фондов, а также на важнейшие виды продукции, поставляемой предприятиями других отраслей экономики, и осуществление контроля за ее реализацией. 2.2.28. Оказание методической помощи железным дорогам, предприятиям и организациям железнодорожного транспорта по вопросам методологии прогнозирования, планирования, организации труда и заработной платы. 2.2.29. Определение стратегии в области поставки предприятиям рабочего снабжения железнодорожного транспорта продовольствия и товаров народного потребления торгового и бытового обслуживания работников железнодорожного транспорта и членов их семей и, прежде всего, проживающих на линейных железнодорожных станциях и разъездах. 2.2.30. Определение совместно с департаментами, управлениями МПС России и железными дорогами мер по структурному реформированию и развитию материально-технической базы торговли. 2.2.31. Оказание методической, информационной и консультационной помощи предприятиям рабочего снабжения железнодорожного транспорта по вопросам торговли, общественного питания, хлебопекарному и сельскохозяйственному производству, бытовому обслуживанию. 2.2.32. Участие в разработке прогнозов развития рабочего снабжения отрасли, программ производства товаров народного потребления с учетом предложений предприятий железнодорожного транспорта и социально-экономического положения в регионах страны. 2.2.33. Организация работы по изучению, обобщению и распространению передового опыта в области экономической деятельности железных дорог и других предприятий железнодорожного транспорта. 2.2.34. Обеспечение выполнения мероприятий по защите сведений, составляющих государственную и служебную тайну, соблюдению режима секретности. 2.2.35. Решение вопросов, связанных с экономической безопасностью на железнодорожном транспорте. 2.2.36. Подготовка материалов по вопросам, находящимся в ведении Департамента, для рассмотрения на Коллегии МПС России, Экономическом совете МПС России, а также оперативных данных по этим вопросам для рассмотрения на балансовых комиссиях, селекторных совещаниях и на совещаниях, с выездом руководителей МПС России на железные дороги. 2.3 Департамент обеспечивает решение вопросов мобилизационной подготовки и гражданской обороны железнодорожного транспорта в соответствии с задачами и функциями, предусмотренными настоящим Положением. 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА 3.1. Руководитель Департамента имеет право: представлять Министерство путей сообщения Российской Федерации во всех государственных, общественных и других учреждениях и организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента экономики; давать указания железным дорогам, другим предприятиям и организациям железнодорожного транспорта по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; производить в установленном порядке проверку деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта в части соблюдения ими законодательства Российской Федерации, выполнения приказов, других нормативных правовых и иных актов МПС России по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; заключать в установленном порядке договора по вопросам выполнения научно-исследовательских работ в пределах выделенных на эти цели средств; запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов и управлений МПС России, железных дорог, других предприятий и организаций железнодорожного транспорта технико-экономические расчеты, обоснования и другие материалы, необходимые для осуществления задач и функций Департамента, предусмотренных настоящим Положением; распределять обязанности между своими заместителями, утверждать положения об отделах Департамента; принимать, перемещать и увольнять работников Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации и номенклатурой должностей, утверждаемой МПС России; поощрять работников и налагать на них дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации; пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации, а также приказами и другими нормативными правовыми актами МПС России. 3.2. Руководитель Департамента несет персональную ответственность за выполнение предусмотренных настоящим Положением задач и функций, соблюдение законодательства Российской Федерации, приказов, других нормативных правовых и иных актов МПС России, определяющих порядок функционирования Департамента. 4. Положение о Департаменте экономики Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденное 31 марта 1999 г., N ЦЭУ-644, признается утратившим силу. |