О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИКИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Положение. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 14.09.00

        О ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИКИ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                         14 сентября 2000 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                               Министр путей сообщения
                                                  Российской Федерации
                                                         Н.Е.АКСЕНЕНКО
                                                 14 сентября 2000 года
                                                             N ЦЭУ-780

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.   Департамент   экономики   Министерства   путей   сообщения
Российской  Федерации (далее - "Департамент") образован в соответствии
с  Указанием  МПС  России  от  29  ноября 1996 г. N 505 пр-у, является
самостоятельным   структурным   подразделением  центрального  аппарата
Министерства,   находится   в   непосредственном  ведении  заместителя
Министра,    ведающего   вопросами   экономической   деятельности   на
железнодорожном    транспорте,    выполняет    задачи    и    функции,
предусмотренные настоящим Положением.
     Департамент возглавляет руководитель, назначаемый Министром путей
сообщения  Российской  Федерации,  осуществляющий свою деятельность на
основе единоначалия.
     1.2.    Департамент    в   своей   деятельности   руководствуется
законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями, другими
нормативными  правовыми  и  иными  актами Министерства путей сообщения
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     1.3. Департамент в непосредственном ведении имеет:
     Проектный и внедренческий центр организации труда МПС России;
     Отраслевой  центр  рабочего  снабжения - ГУП "Желдорторгснаб" МПС
России с его дочерними предприятиями.
     1.4.   Департамент   имеет   печать   со   своим   наименованием,
соответствующие штампы, бланки и другие реквизиты.
     1.5.  Официальное сокращенное наименование Департамента - ЦЭУ МПС
России.

                     2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

     2.1. Основными задачами Департамента являются:
     2.1.1.  Организация работы по созданию условий для экономического
развития    федерального    железнодорожного   транспорта   (далее   -
железнодорожного    транспорта)    с   целью   достижения   наибольшей
эффективности его работы.
     2.1.2.    Организация    и   разработка   совместно   с   другими
департаментами   и   управлениями   МПС  России,  железными  дорогами,
предприятиями  и организациями железнодорожного транспорта прогнозов и
стратегических планов развития железнодорожного транспорта.
     2.1.3.  Выработка  совместно  с  департаментами, управлениями МПС
России  и  железными  дорогами единой отраслевой стратегии по основным
направлениям   экономической  и  хозяйственной  деятельности  железных
дорог,   предприятий   и   организаций   железнодорожного  транспорта,
обеспечивающей:
     сбалансированность    пропускных    и    провозных   способностей
железнодорожного  транспорта  с  потребностями экономики и населения в
перевозках;
     прогнозирование,  планирование  и  нормирование  эксплуатационной
деятельности  железных дорог и выработку мер государственной поддержки
железнодорожного транспорта;
     совершенствование   внутриотраслевых  экономических  отношений  и
хозяйственного  механизма  между  железными  дорогами,  предприятиями,
организациями и другими подразделениями железнодорожного транспорта;
     безубыточный  уровень  работы  и управление расходами на железных
дорогах  в  целом  и  на  каждом предприятии и в организации в составе
железных дорог в отдельности;
     повышение  мотивации труда работников железнодорожного транспорта
и соответствия уровня его оплаты условиям и интенсивности труда;
     комплексное   развитие,  реконструкцию  и  модернизацию  основных
фондов   железнодорожного   транспорта   в  соответствии  с  выбранной
экономической  стратегией  отрасли с учетом собственных и привлекаемых
источников капитальных вложений.
     2.1.4.    Анализ    производственно-хозяйственной    деятельности
железнодорожного   транспорта   и  ее  влияния  на  макроэкономические
показатели экономики государства и регионов.
     2.1.5.  Разработка  и  доведение  до  железных дорог утвержденных
годовых и квартальных планов по основным экономическим показателям.
     2.1.6.  Подготовка предложений по корректировке комплексной схемы
развития  и  размещения  железнодорожного  транспорта в зависимости от
потребности экономики и населения в перевозках.
     2.1.7.  Разработка  предложений  по проведению на железнодорожном
транспорте инвестиционной политики.
     2.1.8.   Разработка   прогнозных  вариантов  объемов  капитальных
вложений по всем источникам финансирования с разбивкой по направлениям
и  предприятиям,  а также предложений по выделению бюджетных средств в
поддержку  железнодорожного транспорта и привлечению негосударственных
источников инвестиций.
     2.1.9.  Разработка проекта инвестиционного плана, осуществляемого
за  счет  средств  федерального  бюджета и централизуемых в МПС России
источников  финансирования,  а также направлений и лимитов капитальных
вложений железных дорог.
     2.1.10.    Подготовка    предложений   для   конкурсного   отбора
приоритетных   инвестиционных   и   инновационных   проектов,  имеющих
общеотраслевое   значение   и   подлежащих   финансированию   за  счет
централизуемых  в  МПС  России  источников  финансирования,  на основе
методик  определения  экономической эффективности капитальных вложений
на  железнодорожном  транспорте,  участие  в экспертизе инвестиционных
проектов, осуществляемых за счет федерального бюджета.
     2.1.11.  Определение  стратегии  тарифной  политики  на перевозки
грузов     и    пассажиров,    обеспечивающей    конкурентоспособность
железнодорожного    транспорта   на   рынке   транспортных   услуг   и
сбалансированность финансового результата работы отрасли.
     2.1.12.   Координация   деятельности   железных  дорог  и  других
предприятий    отрасли    по    вопросам    оплаты    труда   основных
профессионально-квалификационных  групп  работников, совершенствование
системы оплаты труда.
     2.1.13.  Организация  системы  рабочего снабжения на предприятиях
железнодорожного транспорта.
     2.2.   Для   реализации   основных  задач  Департамент  выполняет
следующие основные функции:
     2.2.1. Организация работы по изучению платежеспособного спроса на
грузовые  и  пассажирские  перевозки  на макроуровне с учетом динамики
размещения и развития отраслей экономики, существующих и перспективных
межрегиональных   транспортно-экономических  связей,  необходимых  для
определения грузовых потоков и объемов перевозок пассажиров.
     2.2.2.  Планирование предельного уровня эксплуатационных расходов
по железным дорогам и в целом по сети железных дорог на год, квартал и
месяц  для  установления  железным  дорогам расчетных цен на перевозки
грузов в целях сбалансированности доходов и расходов отрасли. Анализ и
нормирование эксплуатационных затрат по предприятиям и организациям, а
также  анализ  себестоимости перевозок по элементам затрат. Разработка
совместно  с  департаментами  и управлениями МПС России мероприятий по
экономии эксплуатационных расходов, обобщение и анализ их выполнения.
     2.2.3.   Участие   совместно   с   причастными  департаментами  и
управлениями   МПС   России  в  работе  по  переходу  железнодорожного
транспорта   на   наиболее   экономичные   технологии,  обеспечивающие
эффективность   производства,  и  приведению  технического  потенциала
отрасли   в  соответствие  с  потребностями  экономики  государства  в
перевозках.
     2.2.4.   Разработка  совместно  с  причастными  департаментами  и
управлениями   МПС   России  принципов  экономических  взаимоотношений
железных  дорог  и других предприятий и подразделений железнодорожного
транспорта.
     2.2.5.  Формирование сметы общеотраслевых расходов и планирование
сметных расходов предприятий общеотраслевого финансирования.
     2.2.6.  Разработка  мер  по повышению заинтересованности железных
дорог,   предприятий   и  организаций  железнодорожного  транспорта  в
наиболее   полном  использовании  своих  резервов  и  возможностей  по
увеличению  объемов  и  повышению  эффективности  перевозок  грузов  и
пассажиров,   производству   продукции,   работ   и  услуг,  получению
максимальной прибыли.
     2.2.7. Определение совместно с железными дорогами, департаментами
и   управлениями   МПС  России  оптимальной  потребности  в  поставках
подвижного   состава   с  разбивкой  по  типам  на  основании  объемов
перевозочной  работы, показателей использования подвижного состава и с
учетом  проведения  ремонтов,  модернизации  и  исключения  вагонов  и
локомотивов из инвентарного парка МПС России.
     2.2.8.   Подготовка   расчетов   и   обоснований  для  проведения
индексации  тарифов  на  перевозки  грузов  и  пассажиров,  разработка
нормативно-методических    документов   в   области   государственного
регулирования  тарифов, анализ влияния проводимой тарифной политики на
результаты   работы  железнодорожного  транспорта  и  других  отраслей
экономики.
     2.2.9.  Подготовка  предложений  по  формированию и использованию
централизованных    источников    финансирования    строительства    и
капитального  ремонта объектов, имеющих общесетевое значение, поставке
подвижного  состава  и  оборудования  с  учетом прогнозируемых объемов
капитальных вложений.
     2.2.10.   Согласование   договоров,   заключаемых  МПС  России  в
соответствии  с принятыми решениями о направлении капитальных вложений
на   централизованную   поставку   подвижного  состава,  оборудования,
строительство объектов общеотраслевого значения.
     2.2.11.     Участие    в    разработке    федеральных    программ
социально-экономического  развития  субъектов  Российской  Федерации в
части, касающейся железнодорожного транспорта.
     2.2.12.  Контроль  за  выполнением департаментами, управлениями и
железными  дорогами  инвестиционной  программы  отрасли  и  подготовка
предложений по мерам, обеспечивающим ее эффективное исполнение.
     2.2.13.  Организация  работы по заключению МПС России и железными
дорогами  договоров  (контрактов)  с  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации по улучшению транспортного обслуживания
регионов  и обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного
транспорта   и   контроль   за   ходом   их   выполнения,   мониторинг
взаимодействия  МПС  России  и  железных дорог с субъектами Российской
Федерации и подготовка предложений по повышению его эффективности.
     2.2.14. Обеспечение совместно с департаментами и управлениями МПС
работы  по  взаимодействию  МПС  России с полномочными представителями
Президента Российской Федерации в федеральных округах.
     2.2.15.    Участие   в   подготовке   предложений   по   развитию
международных  транспортных  связей,  в  том  числе  с государствами -
участниками СНГ.
     2.2.16.  Участие  в  разработке порядка взаимоотношений и системы
взаимной экономической ответственности между железными дорогами России
и железнодорожными администрациями государств - участников СНГ и стран
Балтии.
     2.2.17.   Анализ   экономической  и  эксплуатационной  работы  на
малодеятельных  железнодорожных линиях, участие в подготовке совместно
с   департаментами,  управлениями  МПС  России  и  железными  дорогами
предложений  по  ликвидации их убыточности, передаче в государственную
собственность  субъектов Российской Федерации, продаже юридическим или
физическим лицам или закрытию.
     2.2.18.  Обеспечение  единства  тарификации  работ и квалификации
профессий и должностей работников железнодорожного транспорта.
     2.2.19.  Разработка  предложений  по  особенностям  регулирования
режима   рабочего   времени   и  времени  отдыха  отдельных  категорий
работников  железнодорожного  транспорта,  непосредственно связанных с
движением   поездов,  руководство  работой  по  отраслевым  нормативам
численности и нормам труда.
     2.2.20. Организация разработки отраслевого тарифного соглашения и
контроль за его реализацией.
     2.2.21.   Участие   совместно   с  причастными  департаментами  и
управлениями  МПС  России  в  разработке  рекомендаций  по  заключению
предприятиями и организациями железнодорожного транспорта коллективных
договоров,   оказание   трудовым  коллективам  практической  помощи  в
проведении этой работы.
     2.2.22.  Участие  в  разработке  и  осуществлении  мероприятий по
закреплению  кадров,  показателей  и  условий отраслевого соревнования
трудовых коллективов железных дорог.
     2.2.23.  Разработка  совместно  с  причастными  департаментами  и
управлениями МПС России тарифно-квалификационных характеристик работ и
профессий   работников   железнодорожного   транспорта  и  внесение  в
установленном  порядке  предложений  об  изменении  и  дополнении этих
документов,  а  также  об  улучшении использования трудовых ресурсов и
фонда оплаты труда.
     2.2.24.  Определение  совместно с железными дорогами, причастными
департаментами и управлениями МПС России потребностей железнодорожного
транспорта  в  объемах  капитального ремонта и модернизации подвижного
состава,  пути,  сооружений,  а  также  производства  запасных частей,
оборудования  и  другой  важнейшей  продукции,  необходимой  для  нужд
железнодорожного  транспорта, и об организации оптимального размещения
его на промышленных предприятиях отрасли.
     2.2.25.  Анализ  загрузки  мощностей  промышленных  предприятий и
подготовка предложений по их эффективному использованию.
     2.2.26. Проведение в отрасли единой политики в области управления
затратами  на  капитальный  ремонт  основных фондов, анализ выполнения
программ  производства,  себестоимости  продукции по элементам затрат,
прибыли  и  рентабельности  промышленных  предприятий железнодорожного
транспорта с подготовкой необходимых рекомендаций.
     2.2.27.   Организация   разработки  единой  ценовой  политики  на
продукцию  предприятий железнодорожного транспорта, капитальный ремонт
основных  фондов,  а  также  на важнейшие виды продукции, поставляемой
предприятиями  других  отраслей экономики, и осуществление контроля за
ее реализацией.
     2.2.28.    Оказание   методической   помощи   железным   дорогам,
предприятиям  и  организациям  железнодорожного транспорта по вопросам
методологии   прогнозирования,   планирования,   организации  труда  и
заработной платы.
     2.2.29.  Определение  стратегии  в  области поставки предприятиям
рабочего   снабжения   железнодорожного  транспорта  продовольствия  и
товаров   народного  потребления  торгового  и  бытового  обслуживания
работников  железнодорожного  транспорта  и  членов их семей и, прежде
всего, проживающих на линейных железнодорожных станциях и разъездах.
     2.2.30.  Определение совместно с департаментами, управлениями МПС
России  и  железными  дорогами  мер  по  структурному реформированию и
развитию материально-технической базы торговли.
     2.2.31.  Оказание методической, информационной и консультационной
помощи  предприятиям рабочего снабжения железнодорожного транспорта по
вопросам    торговли,    общественного   питания,   хлебопекарному   и
сельскохозяйственному производству, бытовому обслуживанию.
     2.2.32.   Участие   в   разработке  прогнозов  развития  рабочего
снабжения отрасли, программ производства товаров народного потребления
с   учетом   предложений  предприятий  железнодорожного  транспорта  и
социально-экономического положения в регионах страны.
     2.2.33.    Организация    работы   по   изучению,   обобщению   и
распространению  передового опыта в области экономической деятельности
железных дорог и других предприятий железнодорожного транспорта.
     2.2.34.  Обеспечение  выполнения  мероприятий по защите сведений,
составляющих  государственную  и  служебную  тайну,  соблюдению режима
секретности.
     2.2.35. Решение вопросов, связанных с экономической безопасностью
на железнодорожном транспорте.
     2.2.36.  Подготовка материалов по вопросам, находящимся в ведении
Департамента,  для  рассмотрения на Коллегии МПС России, Экономическом
совете  МПС  России,  а  также оперативных данных по этим вопросам для
рассмотрения  на  балансовых  комиссиях,  селекторных  совещаниях и на
совещаниях, с выездом руководителей МПС России на железные дороги.
     2.3  Департамент  обеспечивает  решение  вопросов мобилизационной
подготовки   и   гражданской  обороны  железнодорожного  транспорта  в
соответствии   с  задачами  и  функциями,  предусмотренными  настоящим
Положением.

         3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА

     3.1. Руководитель Департамента имеет право:
     представлять Министерство путей сообщения Российской Федерации во
всех государственных, общественных и других учреждениях и организациях
по вопросам, относящимся к компетенции Департамента экономики;
     давать   указания   железным   дорогам,   другим  предприятиям  и
организациям  железнодорожного  транспорта  по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента;
     производить   в   установленном   порядке  проверку  деятельности
предприятий   и   организаций   железнодорожного  транспорта  в  части
соблюдения   ими  законодательства  Российской  Федерации,  выполнения
приказов,  других  нормативных  правовых  и  иных  актов МПС России по
вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
     давать   разъяснения   по   вопросам,  отнесенным  к  компетенции
Департамента;
     заключать в установленном порядке договора по вопросам выполнения
научно-исследовательских  работ  в  пределах  выделенных  на  эти цели
средств;
     запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов и
управлений   МПС   России,   железных   дорог,  других  предприятий  и
организаций железнодорожного транспорта технико-экономические расчеты,
обоснования  и другие материалы, необходимые для осуществления задач и
функций Департамента, предусмотренных настоящим Положением;
     распределять  обязанности  между своими заместителями, утверждать
положения об отделах Департамента;
     принимать,  перемещать  и  увольнять  работников  Департамента  в
соответствии  с законодательством Российской Федерации и номенклатурой
должностей, утверждаемой МПС России;
     поощрять  работников и налагать на них дисциплинарные взыскания в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
     пользоваться     другими     правами,     предоставленными    ему
законодательством  Российской  Федерации,  а также приказами и другими
нормативными правовыми актами МПС России.
     3.2. Руководитель Департамента несет персональную ответственность
за  выполнение  предусмотренных  настоящим Положением задач и функций,
соблюдение  законодательства  Российской  Федерации,  приказов, других
нормативных  правовых  и  иных  актов МПС России, определяющих порядок
функционирования Департамента.
     4.   Положение   о   Департаменте  экономики  Министерства  путей
сообщения Российской   Федерации,   утвержденное  31  марта  1999  г.,
N ЦЭУ-644, признается утратившим силу.