МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСКОГО КОМПЛЕКСА, СОЗДАВАЕМЫХ В СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 27 июня 1998 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра путей сообщения В.И.КОВАЛЕВ 27 июня 1998 г. N ЦЛ-585 Согласовано Руководитель Департамента пассажирских сообщений В.Н.ШАТАЕВ 26 июня 1998 года Руководитель Департамента реформирования железнодорожного транспорта П.К.ЧИЧАГОВ 26 июня 1998 года Начальник Управления реестра и имущества предприятий А.М.ВАЙГЕЛЬ 26 июня 1998 года Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 2 протокола расширенного совещания у Министра путей сообщения от 28.05.98 N 44. В их основе лежат научные исследования по совершенствованию структуры управления пассажирскими перевозками на дорожном уровне, выполненные по заданию Департамента пассажирских сообщений МПС России, а также опыт реструктуризации управления пассажирским хозяйством в рамках общей реформы пассажирского транспорта России, накопленный на железных дорогах сети. 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения при выборе форм организационных структур управления пассажирскими перевозками в условиях создания в составе железных дорог предприятий по пассажирским перевозкам в дальнем следовании и пригородном сообщении в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта. Содержание данных Методических рекомендаций следует рассматривать в комплексе с другими документами, регламентирующими вопросы транспортного обслуживания пассажиров на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 1.2. Выбор варианта изменения структуры управления пассажирскими перевозками должен быть направлен на решение основной задачи - достижения максимальной эффективности функционирования транспортной системы, обеспечения своевременного и качественного удовлетворения спроса населения на перевозки с минимальными затратами. 1.3. При разработке вариантов организационных структур управления пассажирскими перевозками следует также учитывать: - эксплуатационную длину железной дороги и ее конфигурацию (разветвленность); - географическое положение дороги; - наличие и размещение крупных пассажирообразующих центров; - объем и структуру пассажирских перевозок; - состояние и перспективы развития материально-технической базы пассажирского хозяйства (вокзальных и вагоноремонтных комплексов). 2. Варианты организационных структур управления пассажирскими перевозками в дальнем следовании 2.1. Реализация первого этапа Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта предполагает создание в составе железной дороги специализированного государственного унитарного предприятия - дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (НДОП). 2.2. В зависимости от географического положения, эксплуатационной длины и разветвленности дороги, объемов и структуры пассажиропотоков, развития материально-технической базы пассажирского хозяйства возможны 3 основных варианта организационной структуры управления: - региональный вариант; - вариант прямого подчинения; - комбинированный вариант. 2.3. Региональный вариант предусматривает управление пассажирским хозяйством через региональные пассажирские дирекции, образованные, как правило, на базе предприятий пассажирского комплекса одного или нескольких отделений железной дороги (рис. 1). ---------------------------------------------------------------------- | ------------------------------ | | | МПС РФ | | | | ------------------------ | I уровень | | | | Департамент | | управления | | | |пассажирских сообщений| | | | | ------------------------ | | | ------------------------------ | | | | | | | | | | - - - - - - - -|- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | | | | | | \/ | | | -------------------|----------- | | | Железная дорога | | | | см. Примечание | II уровень | | | | | управления | | | \/ | | | | ------------------------- | | | | | Дорожная дирекция по | | | | | |обслуживанию пассажиров| | | | | | в дальнем следовании | | | | | ------------------------- | | | ------------------------------- | | | | | | | | - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | | | III уровень | | \/ управления | | ------------------------------------------------------------- | | | Региональные пассажирские дирекции | | | | --------------- --------------- --------------- | | | | | Дирекция по | | Дирекция по | | Дирекция по | | | | | |обслуживанию | |обслуживанию | |обслуживанию |. | | | | | пассажиров | | пассажиров | | пассажиров |. | | | | | ДОП-1 | | ДОП-2 | | ДОП-3 |. | | | | --------------- --------------- --------------- | | | ------------------------------------------------------------- | | | | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | ---------------------------------------------------------------------- - -> - оперативно-технологическое подчинение ---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение Рис. 1. Структурная схема управления пассажирским хозяйством (региональный вариант) Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется подразделение, выполняющее функции управления и контроля за деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в состав железной дороги. В состав региональной дирекции по обслуживанию пассажиров входят вагонные депо, ПТО, ЛБК, вокзалы, остановочные пункты и т.п. Такая модель управления целесообразна при значительной разветвленности и протяженности железной дороги, большом удалении предприятий пассажирского комплекса от управления дороги. 2.4. Организационная структура управления пассажирскими перевозками по прямому варианту предусматривает прямое подчинение предприятий без создания региональных дирекций (рис. 2). ----------------------------------------------------------------------- | -------------------------------------------- | | | МПС РФ | I уровень | | | -------------------------------------- | | | | | Департамент пассажирских сообщений | | | | | -------------------------------------- | | | -----------------------------------|-------- | | | | | | - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | | \/ | | | -----------------------------------|-------- II уровень | | | Железная дорога | | | | | см. Примечание \/ | | | | -------------------------------------- | | | | | Дорожная дирекция по обслуживанию | | | | | | пассажиров в дальнем следовании | | | | | -------------------------------------- | | | -------------------------------------------- | | | | | - - - - - - - - - - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - - | | \/ III уровень | | -------------------------------------------------------------- | | | Специализированные пассажирские предприятия | | | | ------------------- ------------------ ------------------- | | | | |Вагоноремонтного | | Вокзального | | Общедорожного | | | | | | профиля | | профиля | | значения | | | | | | --------------- | | -------------- | | --------------- | | | | | | |Вагонное депо| | | |Пассажирская| | | |Дорожная база| | | | | | | | ВЧД-1 | | | |станция ЛС-1| | | | по | | | | | | | | | | | | | | | | обслуживанию| | | | | | | --------------- | | -------------- | | | пассажиров | | | | | | | | | | | --------------- | | | | | | --------------- | | -------------- | | | | | | | | |Вагонное депо| | | |Пассажирская| | | --------------- | | | | | | | ВЧД-2 | | | |станция ЛС-2| | | | Предприятия | | | | | | | | | | | | | | | |общественного| | | | | | | --------------- | | -------------- | | | питания | | | | | | | | | | | --------------- | | | | | | --------------- | | -------------- | | | | | | | | |Вагонное депо| | | |Пассажирский| | | --------------- | | | | | | | ВЧД-3 | | | | вокзал | | | |Фабрика- | | | | | | | | | | | | ЛВОК-3 | | | |прачечная | | | | | | | --------------- | | -------------- | | --------------- | | | | | | ... | | ... | | ... | | | | | ------------------- ------------------ ------------------- | | | -------------------------------------------------------------- | ----------------------------------------------------------------------- - -> - оперативно-технологическое подчинение ---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение Рис. 2. Структурная схема управления пассажирским хозяйством (вариант прямого подчинения по специализированному принципу) Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется подразделение, выполняющее функции управления и контроля за деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в состав железной дороги. Предприятия входят в состав двух групп, специализированных по производственному принципу - предприятия вагоноремонтного профиля (вагоноремонтные депо, вагонные участки) и предприятия вокзального профиля (пассажирские станции, вокзалы). На балансе этих предприятий учитываются пассажирские подразделения небольших станций и пассажирских остановочных пунктов. В прямом подчинении могут быть и предприятия общедорожного, общеотраслевого значения (например, дорожная база по обслуживанию пассажиров, фабрика-прачечная, объединение вагонов-ресторанов и т.п.). Этот вариант организационной структуры управления целесообразен на небольших по протяжению и развитию дорогах, малом количестве предприятий пассажирского профиля. 2.5. Комбинированный вариант структуры управления, отличается сочетанием управления через региональные дирекции и прямого управления предприятиями как вагоноремонтного, так и вокзального профиля (рис. 3). Он целесообразен при неоднородном распределении предприятий пассажирского комплекса - т.е. при достаточно протяженной по длине и разветвленной сети дороги и наличии одного - двух пассажирообразующих центров, как правило крупных железнодорожных узлов с большой концентрацией предприятий пассажирского профиля. При этом предприятиями пассажирского хозяйства на удаленных участках дороги удобнее управлять через региональные пассажирские дирекции, а расположенными в железнодорожном узле, где, как правило, находится управление дороги, управлять напрямую через дорожную дирекцию по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании. ---------------------------------------------------------------------- | ------------------------------ | | | МПС РФ | | | | ------------------------ | I уровень | | | | Департамент | | управления | | | |пассажирских сообщений| | | | | ------------------------ | | | ------------------------------ | | | | | | | | | | - - - - - - - -|- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | | | | | | \/ | | | -------------------|----------- | | | Железная дорога | | | | см. Примечание | II уровень | | | | | управления | | | \/ | | | | ------------------------- | | | | | Дорожная дирекция по | | | | | |обслуживанию пассажиров| | | | | | в дальнем следовании | | | | | ------------------------- | | | ------------------------------- | | | | | | | | - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | | | III уровень | | \/ управления | | --------------------------------------------- | | | | | | | \/ \/ \/ | | --------------- ---------------------- ---------------------- | | |Региональные | | Специализированные | | Предприятия | | | |пассажирские | | предприятия | | общедорожного | | | | дирекции | | прямого подчинения | | значения | | | | ----------- | | ------------------ | | ------------------ | | | | | ДОП-1 | | | |Вагоноремонтного| | | |Дорожная база по| | | | | | | | | | профиля | | | | обслуживанию | | | | | ----------- | | | -------------- | | | | пассажиров | | | | | | | | | ВЧД-1 | | | | ------------------ | | | | | | | -------------- | | | | | | | ----------- | | | -------------- | | | ------------------ | | | | | ДОП-2 | | | | | ВЧД-2 | | | | | Предприятия | | | | | | | | | | -------------- | | | | общественного | | | | | ----------- | | | ... | | | | питания | | | | | | | ------------------ | | ------------------ | | | | | | ------------------ | | | | | | ----------- | | | Вокзального | | | ------------------ | | | | | ДОП-3 | | | | профиля | | | | Предприятия по | | | | | | | | | | -------------- | | | |организации ж.д.| | | | | ----------- | | | | ЛС-1 | | | | | туризма | | | | | | | | -------------- | | | ------------------ | | | | | | | -------------- | | | | | | | ----------- | | | | ЛВОК-2 | | | | ------------------ | | | | | | | | | -------------- | | | | | | | | | | ... | | | | ... | | | | ... | | | | | ----------- | | ------------------ | | ------------------ | | | --------------- ---------------------- ---------------------- | ---------------------------------------------------------------------- - -> - оперативно-технологическое подчинение ---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение Рис. 3. Структурная схема при комбинированном варианте управления пассажирским хозяйством Примечание: В Управлении железной дороги сохраняется подразделение, выполняющее функции управления и контроля за деятельностью предприятий пассажирского комплекса, входящих в состав железной дороги. 3. Варианты организационных структур управления пассажирскими перевозками в пригородном сообщении 3.1. В зависимости от размеров пригородного движения и числа субъектов федерации, охватываемых полигоном пригородных перевозок, возможны 3 варианта организационной структуры управления пригородными пассажирскими перевозками в составе железной дороги: 1) организуется предприятие по пригородным перевозкам в составе железной дороги - дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (ДПП); 2) организуется несколько предприятий по пригородным перевозкам в составе железной дороги - региональных дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (РПП); 3) функции пригородного предприятия выполняет по договорам или контрактам дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (НДОП). Примерные варианты решений по созданию предприятий зависимости от объемных и территориальных факторов представлены в табл. 1. Таблица 1 ВАРИАНТЫ СОЗДАНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОТ ОБЪЕМНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ -------------------------------------------------------------------------- | Размеры | Один | Два субъекта федерации | Три и | | движения | субъект |--------------------------------| более | | поездов |федерации| Примерно | Значительное | субъекта | | | |равные объемы|различие в объемах|федерации | | | | | перевозок | | |------------------|-----------------------------------------------------| | Незначительное | НДОП по контракту | | движение | | |------------------|-----------------------------------------------------| | Интенсивное |ДПП |РПП |ДПП |РПП | | движение | |ДПП |РПП |ДПП | -------------------------------------------------------------------------- 3.2. Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (ДПП) в составе железной дороги образуется при интенсивном пригородном движении и является государственным унитарным предприятием. Данное предприятие обеспечивает пригородные перевозки на территории всех субъектов Российской Федерации, находящихся в районе тяготения железной дороги. 3.3. Региональные дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (РПП) в составе железной дороги образуются при интенсивном пригородном движении и являются государственными унитарными предприятиями. Данное предприятие обеспечивает пригородные перевозки на территории одного субъекта Российской Федерации, находящегося в районе тяготения железной дороги или в границах одного или нескольких отделений железных дорог с интенсивным пригородным движением. 3.4. При незначительных размерах пригородного движения и размещении полигона пригородных перевозок на территории одного субъекта Российской Федерации самостоятельное пригородное предприятие (юридическое лицо) не образуется. Функции пригородного предприятия выполняет по договорам дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (НДОП). Для обеспечения "прозрачности" в отношениях с администрациями субъектов Российской Федерации обязательным является ведение раздельного учета доходов и затрат по дальним и пригородным перевозкам. |