МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСКОГО КОМПЛЕКСА, СОЗДАВАЕМЫХ В СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. Рекомендации. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 27.06.98

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
         УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПАССАЖИРСКОГО КОМПЛЕКСА,
                 СОЗДАВАЕМЫХ В СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                           27 июня 1998 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                    Первый заместитель
                                              Министра путей сообщения
                                                           В.И.КОВАЛЕВ
                                              27 июня 1998 г. N ЦЛ-585

                                                           Согласовано
                                             Руководитель Департамента
                                                пассажирских сообщений
                                                            В.Н.ШАТАЕВ
                                                     26 июня 1998 года

                                                          Руководитель
                                           Департамента реформирования
                                           железнодорожного транспорта
                                                           П.К.ЧИЧАГОВ
                                                     26 июня 1998 года

                                                             Начальник
                                                    Управления реестра
                                               и имущества предприятий
                                                           А.М.ВАЙГЕЛЬ
                                                     26 июня 1998 года

     Настоящие  Методические рекомендации разработаны в соответствии с
пунктом  2 протокола расширенного совещания у Министра путей сообщения
от   28.05.98  N  44.  В  их  основе  лежат  научные  исследования  по
совершенствованию  структуры  управления  пассажирскими перевозками на
дорожном  уровне,  выполненные  по  заданию  Департамента пассажирских
сообщений   МПС  России,  а  также  опыт  реструктуризации  управления
пассажирским   хозяйством   в   рамках   общей  реформы  пассажирского
транспорта России, накопленный на железных дорогах сети.

                          1. Общие положения

     1.1.   Настоящие   Методические  рекомендации  предназначены  для
применения   при   выборе  форм  организационных  структур  управления
пассажирскими перевозками в условиях создания в составе железных дорог
предприятий   по   пассажирским  перевозкам  в  дальнем  следовании  и
пригородном  сообщении  в  соответствии  с утвержденной Правительством
Российской   Федерации  Концепцией  структурной  реформы  федерального
железнодорожного транспорта.
     Содержание данных Методических рекомендаций следует рассматривать
в   комплексе   с   другими   документами,  регламентирующими  вопросы
транспортного  обслуживания  пассажиров на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
     1.2.  Выбор варианта изменения структуры управления пассажирскими
перевозками  должен  быть  направлен  на  решение  основной  задачи  -
достижения  максимальной  эффективности  функционирования транспортной
системы,  обеспечения  своевременного  и  качественного удовлетворения
спроса населения на перевозки с минимальными затратами.
     1.3. При разработке вариантов организационных структур управления
пассажирскими перевозками следует также учитывать:
     - эксплуатационную   длину  железной  дороги  и  ее  конфигурацию
(разветвленность);
     - географическое положение дороги;
     - наличие и размещение крупных пассажирообразующих центров;
     - объем и структуру пассажирских перевозок;
     - состояние  и  перспективы развития материально-технической базы
пассажирского хозяйства (вокзальных и вагоноремонтных комплексов).

           2. Варианты организационных структур управления
            пассажирскими перевозками в дальнем следовании

     2.1.  Реализация  первого  этапа  Концепции  структурной  реформы
федерального   железнодорожного  транспорта  предполагает  создание  в
составе    железной    дороги   специализированного   государственного
унитарного  предприятия - дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров
в дальнем следовании (НДОП).
     2.2. В зависимости от географического положения, эксплуатационной
длины  и разветвленности дороги, объемов и структуры пассажиропотоков,
развития материально-технической базы пассажирского хозяйства возможны
3 основных варианта организационной структуры управления:
     - региональный вариант;
     - вариант прямого подчинения;
     - комбинированный вариант.
     2.3. Региональный вариант предусматривает управление пассажирским
хозяйством через региональные пассажирские дирекции, образованные, как
правило,  на  базе  предприятий  пассажирского  комплекса  одного  или
нескольких отделений железной дороги (рис. 1).

----------------------------------------------------------------------
|     ------------------------------                                 |
|     |           МПС РФ           |                                 |
|     |  ------------------------  |  I уровень                      |
|     |  |      Департамент     |  |  управления                     |
|     |  |пассажирских сообщений|  |                                 |
|     |  ------------------------  |                                 |
|     ------------------------------                                 |
|                |       |                                           |
|                |       |                                           |
| - - - - - - - -|- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
|                |       |                                           |
|                \/      |                                           |
|     -------------------|-----------                                |
|     |       Железная дорога       |                                |
|     |        см. Примечание       |  II уровень                    |
|     |                  |          |  управления                    |
|     |                  \/         |                                |
|     |  -------------------------  |                                |
|     |  |  Дорожная дирекция по |  |                                |
|     |  |обслуживанию пассажиров|  |                                |
|     |  |  в дальнем следовании |  |                                |
|     |  -------------------------  |                                |
|     -------------------------------                                |
|                |                                                   |
|                |                                                   |
| - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  |
|                |                     III уровень                   |
|                \/                    управления                    |
|     -------------------------------------------------------------  |
|     |            Региональные пассажирские дирекции             |  |
|     |   ---------------    ---------------     ---------------  |  |
|     |   | Дирекция по |    | Дирекция по |     | Дирекция по |  |  |
|     |   |обслуживанию |    |обслуживанию |     |обслуживанию |. |  |
|     |   | пассажиров  |    | пассажиров  |     | пассажиров  |. |  |
|     |   |    ДОП-1    |    |    ДОП-2    |     |    ДОП-3    |. |  |
|     |   ---------------    ---------------     ---------------  |  |
|     -------------------------------------------------------------  |
|                                                                    |
| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  |
----------------------------------------------------------------------

- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение

          Рис. 1. Структурная схема управления пассажирским
                  хозяйством (региональный вариант)

     Примечание:    В    Управлении    железной   дороги   сохраняется
подразделение,   выполняющее   функции   управления   и   контроля  за
деятельностью  предприятий  пассажирского комплекса, входящих в состав
железной дороги.

     В  состав региональной дирекции по обслуживанию пассажиров входят
вагонные депо, ПТО, ЛБК, вокзалы, остановочные пункты и т.п.
     Такая    модель   управления   целесообразна   при   значительной
разветвленности  и  протяженности  железной  дороги,  большом удалении
предприятий пассажирского комплекса от управления дороги.
     2.4.    Организационная    структура   управления   пассажирскими
перевозками  по  прямому  варианту  предусматривает  прямое подчинение
предприятий без создания региональных дирекций (рис. 2).

-----------------------------------------------------------------------
|            --------------------------------------------             |
|            |                  МПС РФ                  | I уровень   |
|            |  --------------------------------------  |             |
|            |  | Департамент пассажирских сообщений |  |             |
|            |  --------------------------------------  |             |
|            -----------------------------------|--------             |
|                           |                   |                     |
| - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - | - - - - - - - - -   |
|                           \/                  |                     |
|            -----------------------------------|-------- II уровень  |
|            |             Железная дорога      |       |             |
|            |              см. Примечание      \/      |             |
|            |  --------------------------------------  |             |
|            |  |  Дорожная дирекция по обслуживанию |  |             |
|            |  |  пассажиров в дальнем следовании   |  |             |
|            |  --------------------------------------  |             |
|            --------------------------------------------             |
|                                  |                                  |
| - - - - - - - - - - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - -   |
|                                  \/                    III уровень  |
|     --------------------------------------------------------------  |
|     |        Специализированные пассажирские предприятия         |  |
|     | ------------------- ------------------ ------------------- |  |
|     | |Вагоноремонтного | |  Вокзального   | |  Общедорожного  | |  |
|     | |     профиля     | |    профиля     | |    значения     | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | | --------------- | |  |
|     | | |Вагонное депо| | | |Пассажирская| | | |Дорожная база| | |  |
|     | | |    ВЧД-1    | | | |станция ЛС-1| | | |      по     | | |  |
|     | | |             | | | |            | | | | обслуживанию| | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | | |  пассажиров | | |  |
|     | |                 | |                | | --------------- | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | |                 | |  |
|     | | |Вагонное депо| | | |Пассажирская| | | --------------- | |  |
|     | | |    ВЧД-2    | | | |станция ЛС-2| | | | Предприятия | | |  |
|     | | |             | | | |            | | | |общественного| | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | | |   питания   | | |  |
|     | |                 | |                | | --------------- | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | |                 | |  |
|     | | |Вагонное депо| | | |Пассажирский| | | --------------- | |  |
|     | | |    ВЧД-3    | | | |   вокзал   | | | |Фабрика-     | | |  |
|     | | |             | | | |   ЛВОК-3   | | | |прачечная    | | |  |
|     | | --------------- | | -------------- | | --------------- | |  |
|     | |       ...       | |       ...      | |       ...       | |  |
|     | ------------------- ------------------ ------------------- |  |
|     --------------------------------------------------------------  |
-----------------------------------------------------------------------

- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение

                 Рис. 2. Структурная схема управления
         пассажирским хозяйством (вариант прямого подчинения
                   по специализированному принципу)

     Примечание:    В    Управлении    железной   дороги   сохраняется
подразделение,   выполняющее   функции   управления   и   контроля  за
деятельностью  предприятий  пассажирского комплекса, входящих в состав
железной дороги.

     Предприятия  входят  в  состав  двух групп, специализированных по
производственному  принципу  -  предприятия  вагоноремонтного  профиля
(вагоноремонтные  депо,  вагонные  участки)  и предприятия вокзального
профиля  (пассажирские  станции, вокзалы). На балансе этих предприятий
учитываются    пассажирские    подразделения   небольших   станций   и
пассажирских остановочных пунктов.
     В  прямом  подчинении  могут  быть  и  предприятия общедорожного,
общеотраслевого  значения  (например,  дорожная  база  по обслуживанию
пассажиров, фабрика-прачечная, объединение вагонов-ресторанов и т.п.).
     Этот  вариант  организационной структуры управления целесообразен
на  небольших  по  протяжению  и  развитию  дорогах,  малом количестве
предприятий пассажирского профиля.
     2.5.  Комбинированный  вариант  структуры  управления, отличается
сочетанием управления через региональные дирекции и прямого управления
предприятиями  как  вагоноремонтного,  так и вокзального профиля (рис.
3).   Он  целесообразен  при  неоднородном  распределении  предприятий
пассажирского  комплекса  - т.е. при достаточно протяженной по длине и
разветвленной  сети дороги и наличии одного - двух пассажирообразующих
центров,   как   правило   крупных  железнодорожных  узлов  с  большой
концентрацией    предприятий    пассажирского    профиля.   При   этом
предприятиями  пассажирского  хозяйства  на  удаленных участках дороги
удобнее   управлять   через   региональные  пассажирские  дирекции,  а
расположенными  в  железнодорожном  узле,  где, как правило, находится
управление  дороги,  управлять  напрямую  через  дорожную  дирекцию по
обслуживанию пассажиров в дальнем следовании.

----------------------------------------------------------------------
|     ------------------------------                                 |
|     |           МПС РФ           |                                 |
|     |  ------------------------  |  I уровень                      |
|     |  |      Департамент     |  |  управления                     |
|     |  |пассажирских сообщений|  |                                 |
|     |  ------------------------  |                                 |
|     ------------------------------                                 |
|                |       |                                           |
|                |       |                                           |
| - - - - - - - -|- - - -| - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
|                |       |                                           |
|                \/      |                                           |
|     -------------------|-----------                                |
|     |       Железная дорога       |                                |
|     |        см. Примечание       |  II уровень                    |
|     |                  |          |  управления                    |
|     |                  \/         |                                |
|     |  -------------------------  |                                |
|     |  |  Дорожная дирекция по |  |                                |
|     |  |обслуживанию пассажиров|  |                                |
|     |  |  в дальнем следовании |  |                                |
|     |  -------------------------  |                                |
|     -------------------------------                                |
|                |                                                   |
|                |                                                   |
| - - - - - - - -|- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  |
|                |                     III уровень                   |
|                \/                    управления                    |
|           ---------------------------------------------            |
|           |                   |                       |            |
|           \/                  \/                      \/           |
|     --------------- ---------------------- ----------------------  |
|     |Региональные | | Специализированные | |     Предприятия    |  |
|     |пассажирские | |    предприятия     | |    общедорожного   |  |
|     |  дирекции   | | прямого подчинения | |       значения     |  |
|     | ----------- | | ------------------ | | ------------------ |  |
|     | |  ДОП-1  | | | |Вагоноремонтного| | | |Дорожная база по| |  |
|     | |         | | | |    профиля     | | | |  обслуживанию  | |  |
|     | ----------- | | | -------------- | | | |   пассажиров   | |  |
|     |             | | | |    ВЧД-1   | | | | ------------------ |  |
|     |             | | | -------------- | | |                    |  |
|     | ----------- | | | -------------- | | | ------------------ |  |
|     | |  ДОП-2  | | | | |    ВЧД-2   | | | | |  Предприятия   | |  |
|     | |         | | | | -------------- | | | | общественного  | |  |
|     | ----------- | | |     ...        | | | |    питания     | |  |
|     |             | | ------------------ | | ------------------ |  |
|     |             | | ------------------ | |                    |  |
|     | ----------- | | |   Вокзального  | | | ------------------ |  |
|     | |  ДОП-3  | | | |     профиля    | | | | Предприятия по | |  |
|     | |         | | | | -------------- | | | |организации ж.д.| |  |
|     | ----------- | | | |    ЛС-1    | | | | |    туризма     | |  |
|     |             | | | -------------- | | | ------------------ |  |
|     |             | | | -------------- | | |                    |  |
|     | ----------- | | | |   ЛВОК-2   | | | | ------------------ |  |
|     | |         | | | | -------------- | | | |                | |  |
|     | |   ...   | | | |       ...      | | | |       ...      | |  |
|     | ----------- | | ------------------ | | ------------------ |  |
|     --------------- ---------------------- ----------------------  |
----------------------------------------------------------------------

- -> - оперативно-технологическое подчинение
---> - финансово-экономическое и оперативно техническое подчинение

            Рис. 3. Структурная схема при комбинированном
             варианте управления пассажирским хозяйством

     Примечание:    В    Управлении    железной   дороги   сохраняется
подразделение,   выполняющее   функции   управления   и   контроля  за
деятельностью  предприятий  пассажирского комплекса, входящих в состав
железной дороги.

           3. Варианты организационных структур управления
          пассажирскими перевозками в пригородном сообщении

     3.1.  В  зависимости  от  размеров  пригородного движения и числа
субъектов  федерации,  охватываемых  полигоном  пригородных перевозок,
возможны  3 варианта организационной структуры управления пригородными
пассажирскими перевозками в составе железной дороги:
     1)  организуется  предприятие по пригородным перевозкам в составе
железной  дороги  -  дорожная  дирекция  по  обслуживанию пассажиров в
пригородном сообщении (ДПП);
     2) организуется несколько предприятий по пригородным перевозкам в
составе  железной  дороги  -  региональных  дирекций  по  обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении (РПП);
     3)  функции  пригородного  предприятия выполняет по договорам или
контрактам  дорожная  дирекция  по  обслуживанию  пассажиров в дальнем
следовании (НДОП).
     Примерные варианты решений по созданию предприятий зависимости от
объемных и территориальных факторов представлены в табл. 1.

                                                             Таблица 1

        ВАРИАНТЫ СОЗДАНИЯ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
               И ОТ ОБЪЕМНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

--------------------------------------------------------------------------
|  Размеры         |  Один   |     Два субъекта федерации     |  Три и   |
|  движения        | субъект |--------------------------------|  более   |
|  поездов         |федерации|  Примерно   |   Значительное   | субъекта |
|                  |         |равные объемы|различие в объемах|федерации |
|                  |         |             |    перевозок     |          |
|------------------|-----------------------------------------------------|
| Незначительное   |                 НДОП по контракту                   |
| движение         |                                                     |
|------------------|-----------------------------------------------------|
| Интенсивное      |ДПП      |РПП          |ДПП               |РПП       |
| движение         |         |ДПП          |РПП               |ДПП       |
--------------------------------------------------------------------------

     3.2.  Дорожная  дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном
сообщении  (ДПП)  в составе железной дороги образуется при интенсивном
пригородном    движении    и    является   государственным   унитарным
предприятием. Данное предприятие обеспечивает пригородные перевозки на
территории  всех  субъектов Российской Федерации, находящихся в районе
тяготения железной дороги.
     3.3.   Региональные   дирекции   по   обслуживанию  пассажиров  в
пригородном  сообщении  (РПП) в составе железной дороги образуются при
интенсивном   пригородном   движении   и   являются   государственными
унитарными  предприятиями. Данное предприятие обеспечивает пригородные
перевозки   на   территории   одного  субъекта  Российской  Федерации,
находящегося  в районе тяготения железной дороги или в границах одного
или  нескольких  отделений  железных  дорог  с интенсивным пригородным
движением.
     3.4.   При   незначительных   размерах  пригородного  движения  и
размещении   полигона   пригородных  перевозок  на  территории  одного
субъекта  Российской Федерации самостоятельное пригородное предприятие
(юридическое  лицо)  не  образуется.  Функции пригородного предприятия
выполняет  по договорам дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в
дальнем следовании (НДОП).
     Для  обеспечения  "прозрачности"  в  отношениях с администрациями
субъектов   Российской   Федерации   обязательным   является   ведение
раздельного   учета   доходов   и  затрат  по  дальним  и  пригородным
перевозкам.