Страницы: 1 2 29 января 1997 г. N 22-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Редакция на 27.07.2006) Принят Государственной Думой 22 января 1997 года Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Лесное законодательство Российской Федерации В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Статья 2. Задачи и цели лесного законодательства Российской Федерации Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Статья 3. Лесное законодательство Российской Федерации и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, непосредственно, за исключением случаев, когда для применения международного договора требуется принятие внутригосударственного правового акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Статья 4. Действие лесного законодательства Российской Федерации во времени Акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие актов лесного законодательства Российской Федерации, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения данных актов в действие. Статья 5. Отношения, регулируемые лесным законодательством Российской Федерации Лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения). Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд (далее - древесно-кустарниковая растительность), регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответствующими статьями настоящего Кодекса. Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд (продукции), регулируются гражданским законодательством и иным законодательством Российской Федерации. Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации. Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья 6. Объекты лесных отношений Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Статья 7. Лесной фонд Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий. Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации. Статья 8. Земли лесного фонда В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). Статья 9. Участки лесного фонда К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом. К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами. Статья 10. Леса, не входящие в лесной фонд В лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса; землях сельских поселений. Статья 11. Древесно-кустарниковая растительность В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий. Статья 12. Оборотоспособность объектов лесных отношений Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются. Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Глава 3. СУБЪЕКТЫ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья 13. Участники лесных отношений Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц в имущественных и административных отношениях, возникающих при использовании, охране, защите и воспроизводстве объектов лесных отношений, определяется гражданским законодательством и административным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой указанные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. Статья 14. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации - участники лесных отношений От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в лесных отношениях соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Статья 15. Муниципальные образования - участники лесных отношений От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Статья 16. Граждане и юридические лица - участники лесных отношений Участниками лесных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства и (или) использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Статья 17. Лесопользователи Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. РАЗДЕЛ II. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНОЙ ФОНД И НА ЛЕСА, НЕ ВХОДЯЩИЕ В ЛЕСНОЙ ФОНД, И ДРУГИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ УЧАСТКАМИ Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 18. Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд Содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса. Статья 19. Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в лесной фонд леса Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Часть вторая утратила силу. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Статья 20. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Статья 21. Лесные сервитуты Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Положения гражданского законодательства, земельного и иного законодательства Российской Федерации применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям настоящего Кодекса. Статья 22. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом. К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях). Глава 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ, ОГРАНИЧЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА И ПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД Статья 23. Основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают: из актов государственных органов; из договоров; из судебных решений; по иным основаниям, допускаемым настоящим Кодексом. Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Статья 24. Порядок возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством Российской Федерации, вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда или право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором. В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Право пользования участком лесного фонда и право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, может переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника необходимых средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на осуществление соответствующей деятельности. Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда. Статья 25. Осуществление прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Лесопользователи осуществляют права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Запрещается использование участков лесного фонда и участков не входящих в лесной фонд лесов в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства Российской Федерации Вмешательство органов государственной власти в деятельность лесопользователей по использованию участков лесного фонда и участков не входящих в лесной фонд лесов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Статья 26. Ограничение и приостановление прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан. Статья 27. Порядок ограничения и приостановления прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда могут быть ограничены или приостановлены по решению суда. Часть вторая утратила силу. Порядок ограничения и приостановления права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации. Части четвертая - пятая утратили силу. Статья 28. Основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются при отказе лесопользователя от прав пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица - лесопользователя и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации. Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и права пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, возможно в только в случаях: систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства Российской Федерации; аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер; систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом; нарушения лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом; невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах; изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд. Прекращение прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации. Статья 29. Порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Права пользования участками лесного фонда прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме. Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя. Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации. Статья 30. Судебная защита прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Защита нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в судебном порядке. Глава 6. АРЕНДА УЧАСТКА ЛЕСНОГО ФОНДА, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, КОНЦЕССИЯ И КРАТКОСРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА Статья 31. Договор аренды участка лесного фонда По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещена. Аренда участков лесного фонда регулируется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 32. Форма и государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством. С момента государственной регистрации договор аренды участка лесного фонда считается заключенным. Статья 33. Условия договора аренды участка лесного фонда В договоре аренды участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды лесопользования или виды использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ; иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон. Статья 34. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении документации, обосновывающей планируемую на таких участках лесного фонда деятельность. Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении в указанных целях участка лесного фонда в аренду не позднее чем через тридцать дней с даты получения заявления с приложением необходимых документов. Статья 35. Порядок проведения лесных конкурсов Лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством. Статья 36. Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Статья 37. Договор концессии участка лесного фонда По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до девяноста девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Концессия участков лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Статья 38. Утратила силу. Статья 39. Утратила силу. Статья 40. Утратила силу. Статья 41. Утратила силу. Статья 42. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. При предоставлении участков лесного фонда в пользование в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, в случае, если проведение работ в указанных целях связано с рубками (расчисткой лесных площадей и другими рубками), лесорубочный билет выдается на срок, необходимый для проведения этих рубок. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины. Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением видов лесопользования, указанных в части шестой настоящей статьи. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для выполнения ими лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Статья 43. Порядок предоставления участков лесного фонда в краткосрочное пользование Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории. Статья 44. Порядок проведения лесных аукционов Лесные аукционы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Лицо, выигравшее лесной аукцион, и организатор лесного аукциона подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора. Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством. Статья 45. Протокол лесного аукциона В протоколе лесного аукциона указываются: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения; иные условия лесного аукциона. РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ Глава 7. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ Статья 46. Полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся: определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение лесным фондом, за исключением случаев, установленных статьей 47 настоящего Кодекса; проведение единой инвестиционной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; определение федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства, их функций и полномочий; установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другую, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую; установление норм и правил пользования лесным фондом; определение и утверждение расчетной лесосеки; установление видов платежей за пользование лесным фондом, установление ставок лесных податей (за исключением случаев, установленных статьей 47 настоящего Кодекса), а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование; утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; организация и координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства; осуществление государственного контроля за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов и установление порядка проведения этого контроля; определение порядка и организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства; осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; установление порядка осуществления государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства; приостановление, ограничение, прекращение прав пользования участками лесного фонда, а также приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов; перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий; объявление участков лесного фонда зонами чрезвычайных экологических ситуаций и зонами экологического бедствия; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 47. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся: тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации; осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся: принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета; разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов; обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса; проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству. Статья 48. Утратила силу. Статья 49. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 50. Основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах: устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины. Глава 8. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 51. Финансовое обеспечение исполнения полномочий субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета Средства на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации, указанных в части второй статьи 47 настоящего Кодекса, предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из утвержденных нормативов затрат на ведение лесного хозяйства и тушение лесных пожаров на гектар земель лесного фонда и общей площади лесного фонда, в отношении которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются соответствующие полномочия, поправочных коэффициентов, учитывающих виды лесохозяйственных работ, выполняемых на соответствующих участках лесного фонда, средний класс природной пожарной опасности, существующую рекреационную нагрузку и класс пожарной опасности по условиям погоды, а также из общего объема финансирования ведения лесного хозяйства, предусмотренного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год на передачу полномочий. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства отчет о расходовании предоставленных субвенций. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства на реализацию полномочий субъектов Российской Федерации, указанных в статье 47 настоящего Кодекса, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и Счетной палатой Российской Федерации. Статья 52. Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. В случае выявления нарушений положений Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, указанные в части первой настоящей статьи, вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 53. Условия и порядок временного изъятия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет предоставления субвенций из федерального бюджета В случае нарушения органами государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий, указанных в части второй статьи 47 настоящего Кодекса, положений Конституции Российской Федерации, федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе приведшего к ухудшению состояния лесного фонда либо к нецелевому использованию предоставленных субвенций из федерального бюджета, эти полномочия могут быть временно возложены на федеральные органы исполнительной власти. Решение о временном осуществлении федеральными органами исполнительной власти полномочий, при реализации которых исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации допущены соответствующие нарушения, принимается Правительством Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций. Глава 9. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 54. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природным ресурсам и здоровью человека. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека; многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов; рациональное использование земель лесного фонда; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта; сохранение биологического разнообразия; сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Статья 55. Группы лесов и категории защитности лесов первой группы В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда. Статья 56. Леса первой группы К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки. Статья 57. Леса второй группы К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Статья 58. Леса третьей группы К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса. Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Статья 59. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов и каждой категории защитности лесов первой группы При отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном настоящим Кодексом. Параметры особо защитных участков лесов утверждаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства на основании материалов лесоустройства или специального обследования. Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Статья 60. Порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющим важное значение для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Статья 61. Порядок установления возраста рубок Возраст рубок определяется исходя из значения и продуктивности лесов, выполняемых ими функций, а также биологических особенностей произрастающих древесных пород. Обоснование возраста рубок проводится при лесоустройстве или по результатам научных исследований. Установление возраста рубок осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Статья 62. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения Расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом. Федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства определяет случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию. Расчетная лесосека утверждается федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства с участием федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования. Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. Расчетная лесосека по каждому субъекту Российской Федерации определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющим ведение лесного хозяйства организациям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ участков лесного фонда, возраста рубок, групп лесов, категорий защитности лесов первой группы, а также при других изменениях в лесном фонде расчетная лесосека определяется и утверждается вновь в порядке, установленном настоящей статьей. Статья 63. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также с материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется: в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (за исключением случаев перевода для строительства линейных объектов); в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, устанавливается Правительством Российской Федерации. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации. Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий определяются Правительством Российской Федерации. При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации. Решение о переводе лесных земель в нелесные земли является основанием для принятия решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Статья 64. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем на срок лесопользования строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи. В решении федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, указываются место нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекультивации этого участка после истечения срока перевода. Статья 65. Порядок согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Статья 66. Порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования Использование участков лесного фонда в целях проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется в соответствии с установленными статьей 80.1 настоящего Кодекса видами использования таких участков на основании договора аренды при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации таких участков для нужд лесного хозяйства без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Использование участков лесного фонда для проведения работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ, осуществляется на основании разрешения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если проведение указанных работ связано с рубками, лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдает лесорубочный билет. Способы, которые применяются при проведении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов. Статья 67. Государственный учет лесного фонда Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется законодательством Российской Федерации. Статья 68. Государственный лесной кадастр Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства. (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 171-ФЗ) Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы. Перечень показателей государственного лесного кадастра и методика экономической оценки лесов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Порядок ведения государственного лесного кадастра определяется законодательством Российской Федерации. Статья 69. Мониторинг лесов Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке Страницы: 1 2 |