В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ 15 НОЯБРЯ 2005 ГОДА ВЫЯВЛЕНЫ ИЗЛИШКИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССОВОМ ЯЩИКЕ ККТ В СУММЕ 36005 РУБ. 45 КОП., КОТОРЫЕ НЕ БЫЛИ ОПРИХОДОВАНЫ В ЕЕ КАССОВОЙ КНИГЕ. ВПРАВЕ ЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И Е. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 27.02.06 09-24/14618

        В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИИ 15 НОЯБРЯ
        2005 ГОДА ВЫЯВЛЕНЫ ИЗЛИШКИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В
        КАССОВОМ ЯЩИКЕ ККТ В СУММЕ 36005 РУБ. 45 КОП., КОТОРЫЕ
         НЕ БЫЛИ ОПРИХОДОВАНЫ В ЕЕ КАССОВОЙ КНИГЕ. ВПРАВЕ ЛИ
           ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО
        ДИРЕКТОРА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ
         15.1 КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ОРГАНИЗАЦИИ
                         ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          27 февраля 2006 г.
                            N 09-24/14618

                                 (Д)


     Согласно  статье  7  Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
налоговые  органы  осуществляют  контроль  за  полнотой  учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     На  основании  Методических  рекомендаций по использованию данных
учета  выручки,  полученных с применением ККТ, утвержденных письмом ЦБ
РФ  от  18.08.93  N  51,  проверка  полноты  оприходования  (неполного
оприходования)   в   кассу   предприятия  наличных  денежных  средств,
полученных  с  применением  ККТ, производится следующим образом. Между
собой  сравниваются  выручка по данным, отраженным в фискальном отчете
ККТ,  сумма  выручки,  определенной по показаниям секционных счетчиков
(регистров)  ККТ  на  начало и конец рабочего дня и отраженной в книге
кассира-операциониста,  и  данные  кассовой  книги о фактической сумме
выручки по предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     В  соответствии  с  пунктом  3 Порядка для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККМ.
     Согласно  пунктам  22  и  23  Порядка  все  поступления  и выдачи
наличных   денег   предприятия  учитывают  в  кассовой  книге.  Каждое
предприятие  ведет  только  одну  кассовую  книгу, которая должна быть
пронумерована,   прошнурована  и  опечатана  сургучной  или  мастичной
печатью.
     На  основании  пункта  24  Порядка  сразу  же после получения или
выдачи  денег  по каждому ордеру или другому заменяющему его документу
кассир  делает записи в кассовую книгу. Ежедневно в конце рабочего дня
кассир  подсчитывает  итоги  операций за день, выводит остаток денег в
кассе  на  следующее  число и передает в бухгалтерию в качестве отчета
кассира  второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день)
с  приходными  и  расходными  кассовыми  документами  под  расписку  в
кассовой книге.
     Письмом  Минфина  России  от  30.08.93  N  104 утверждены Типовые
правила   эксплуатации  ККТ  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением (далее - Типовые правила).
     В   пункте  6.1  Типовых  правил  определено,  что  при  закрытии
предприятия  кассир  должен  подготовить  денежную  выручку  и  другие
платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с
кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец   дня   определяется   сумма   выручки.   Сумма  выручки  должна
соответствовать    показаниям   денежных   суммирующих   счетчиков   и
контрольной   ленте.   Она   должна   совпадать  с  суммой,  сдаваемой
кассиром-операционистом  старшему  кассиру с итоговым чеком ККТ. После
снятия  показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и
проверки   фактической   суммы   выручки   делается   запись  в  книге
кассира-операциониста  и скрепляется подписями кассира и представителя
администрации.
     Как   следует  из  представленных  материалов,  согласно  акту  о
проверке наличных денежных средств кассы по форме N КМ-9 от 15.11.2005
фактическое   наличие  денег  в  кассовом  ящике  ККТ  организации  по
состоянию  на  18.52  составило  91378  руб.  04  коп.  По  показаниям
контрольной  ленты  к  ежедневным  отчетам  гашения  (Z-отчетам) за 15
ноября  2005  года  и  фискального отчета данной ККТ от 15 ноября 2005
года  выручка  организации  составила  55372  руб.  59  коп.,  а сумма
излишков  наличных  денежных  средств  в размере 36005 руб. 45 коп. не
была пробита по ККТ после проведения проверки.
     При этом организация представила:
     - кассовую  книгу,  согласно  которой  за  15  ноября  2005  года
отражена  выручка в сумме 87330 руб. 65 коп., а сумма денежных средств
в  размере  36005 руб. 45 коп. является остатком на конец рабочего дня
14 ноября 2005 года и соответственно остатком на начало 15 ноября 2005
года;
     - акт  приема-передачи  денежных  средств  на сумму 36005 руб. 45
коп. (разменной монеты и купюр в количестве, необходимом для расчета с
покупателями), составленный 15 ноября 2005 года в 8.56.
     Таким  образом,  денежные  средства  в  сумме  36005 руб. 45 коп.
оприходованы  в  кассу  организации  и  входят  в состав выручки за 14
ноября  2005  года  (ПКО  от  14.11.2005 на сумму 30957 руб. 11 коп. +
остаток на начало дня 14.11.2005 в размере 5048 руб. 34 коп.).
     Следовательно,      отсутствует     событие     административного
правонарушения,  что  согласно  пункту  1 статьи 24.5 КоАП РФ является
обстоятельством,  исключающим производство по делу об административном
правонарушении.
     В  соответствии  с частью 1 статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении
по  делу  об  административном  правонарушении в том числе должна быть
указана  статья  КоАП  РФ  или  закона  субъекта РФ, предусматривающая
административную   ответственность   за  совершение  административного
правонарушения.
     Однако  в  данном  случае в постановлениях не указана статья КоАП
РФ,  по  которой  организация  и  ее генеральный директор привлечены к
административной ответственности.
     Таким   образом,   привлечение   организации  и  ее  генерального
директора  к  административной  ответственности  за  неоприходование в
кассу  денежной  наличности  в  соответствии  со  статьей 15.1 КоАП РФ
неправомерно.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
27 февраля 2006 г.
N 09-24/14618