Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.07.06 03-11-04/3/335


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            4 июля 2006 г.
                           N 03-11-04/3/335

                              (ФР 06-28)


     Вопрос: Редакция журнала просит разъяснить следующий вопрос.
     Организация  реализует  бытовую  технику  через магазин розничной
торговли  и  является  плательщиком  ЕНВД.  Под магазин фирма арендует
нежилое  помещение  у  собственника - индивидуального предпринимателя,
который   является   единственным   учредителем  фирмы  и  директором.
Предприниматель  также  реализует  собственный товар на данной площади
(оптовая  торговля) и применяет общую систему налогообложения. Магазин
находится   на   балансе   у   предпринимателя.   По  договору  аренды
"арендодатель   предоставляет,  а  арендатор  получает  в  пользование
нежилое помещение (магазин) общей площадью 68,1 кв. м (в т.ч. кабинет,
санузел), торговой площадью 32,5 кв. м".
     Но   в  техническом  паспорте  на  арендуемое  помещение  указана
торговая  площадь  49 кв. м Оставшуюся часть помещения предприниматель
отделил  перегородкой  и  использовал  под  склад.  Фирма  направила в
налоговую  инспекцию  заявление  об изменении торговой площади с 49 на
32,5  кв.  м с приложенной копией вспомогательной формы к техническому
паспорту  на  объект магазина с изменениями. ИМНС были сделаны замеры,
где  подтверждена  площадь  торгового  зала  32,5 кв. м. Эта площадь и
учитывалась при расчете ЕНВД.
     В апреле 2006 года инспекция провела налоговую проверку за 2003 и
2004  годы  и  отразила  недоимку,  ссылаясь  на  данные  технического
паспорта и взаимозависимость арендатора и арендодателя.
     Считаем, что в данном случае действия инспекции неправомерны, так
как  площадь  торгового  зала  была  определена  в  договоре  аренды и
замерами инспекторов. Просим подтвердить наш вывод.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  ваше  письмо  о  порядке  применения  положений главы 26.3
"Система  налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных  видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  в  отношении  розничной  торговли  через магазин и
сообщает следующее.
     Согласно нормам главы 26.3 Кодекса система налогообложения в виде
единого  налога  на  вмененный  доход  может  применяться  по решениям
представительных  органов  муниципальных  районов,  городских округов,
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
городов  федерального  значения  Москвы и Санкт-Петербурга в отношении
розничной  торговли,  осуществляемой  через  магазины  и  павильоны  с
площадью  торгового  зала  не  более  150 квадратных метров по каждому
объекту  организации  торговли. Для целей главы 26.3 Кодекса розничная
торговля,   осуществляемая  через  магазины  и  павильоны  с  площадью
торгового   зала  более  150  квадратных  метров  по  каждому  объекту
организации    торговли,    признается    видом    предпринимательской
деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
     Статьей  346-27  Кодекса  установлено,  что стационарной торговой
сетью, имеющей торговые залы признается торговая сеть, расположенная в
предназначенных  для ведения торговли зданиях и строениях (их частях),
имеющих  оснащенные специальным оборудованием, обособленные помещения,
предназначенные   для   ведения   розничной  торговли  и  обслуживания
покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и
павильоны.
     При этом под магазином понимается специально оборудованное здание
(его  часть),  предназначенное  для  продажи  товаров и оказания услуг
покупателям       и      обеспеченное      торговыми,      подсобными,
административно-бытовыми  помещениями, а также помещениями для приема,
хранения товаров и подготовки их к продаже.
     Согласно   статье  346-29  Кодекса  при  осуществлении  розничной
торговли  через  объекты  стационарной торговой сети, имеющие торговые
залы,  исчисление  единого  налога  на  вмененный доход производится с
использованием  физического  показателя  базовой  доходности  "площадь
торгового зала" (в квадратных метрах).
     В  соответствии со статьей 346-27 Кодекса под "площадью торгового
зала"#  -  часть  магазина,  павильона  (открытой  площадки),  занятая
оборудованием,  предназначенным  для  выкладки,  демонстрации товаров,
проведения  денежных  расчетов  и  обслуживания  покупателей,  площадь
контрольно-кассовых  узлов  и  кассовых  кабин,  площадь  рабочих мест
обслуживающего  персонала, а также площадь проходов для покупателей. К
площади  торгового  зала  относится  также  арендуемая  часть  площади
торгового  зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений,
а  также  помещений  для  приема,  хранения  товаров и подготовки их к
продаже,  в  которых  не  производится  обслуживание  покупателей,  не
относится   к   площади   торгового   зала.   Площадь  торгового  зала
определяется  на  основании  инвентаризационных и правоустанавливающих
документов.
     В  целях  применения  главы  26.3  Кодекса к инвентаризационным и
правоустанавливающим    документам   относятся   любые   имеющиеся   у
организации  или  индивидуального  предпринимателя документы на объект
стационарной   торговой  сети,  содержащие  необходимую  информацию  о
назначении,  конструктивных особенностях и планировке помещений такого
объекта,  а  также информацию, подтверждающую право пользования данным
объектом   (договор   купли-продажи  нежилого  помещения,  технический
паспорт  на  нежилое  помещение,  планы,  схемы,  экспликации, договор
аренды   (субаренды)   нежилого  помещения  или  его  части  (частей),
разрешение  на  право  обслуживания посетителей на открытой площадке и
другие документы).
     Таким   образом,  при  определении  площади  торгового  зала  для
исчисления   единого  налога  на  вмененный  доход,  налогоплательщик,
осуществляющий  розничную  торговлю  через магазин, должен исходить из
торговой     площади,     определенной    в    инвентаризационных    и
правоустанавливающих документах на помещение магазина.
     Кроме того, обращаем Ваше внимание, что технический учет жилого и
нежилого  фонда  возлагается  на  специализированные государственные и
муниципальные   организации  технической  инвентаризации  -  унитарные
предприятия,    службы,   управления,   центры,   бюро,   методическое
обеспечение  которых  осуществляет  государственная специализированная
организация. Соответственно, инвентаризационные сведения и иные данные
технического  учета  жилого  и  нежилого фонда составляются указанными
организациями.
     Учитывая,  что  переданное в аренду организации нежилое помещение
изначально  не  предназначались  под  торговлю  (под  магазин),  после
переоборудования указанного помещения под торговлю арендодатель обязан
был  пригласить для плановой технической инвентаризации представителей
Государственного  комитета  Российской  Федерации  по  строительству и
жилищно-коммунальному комплексу.
     Также   это   относится  и  к  ситуации,  когда  арендатором  или
арендодателем   производятся   какие   либо#   другие   капитальные  и
некапитальные  изменение#,  в  том  числе  и уменьшение или увеличение
размера  торговой  площади  переоборудованного  под  магазин  нежилого
помещения.
     В  соответствии с нормами положения о государственном техническом
учете  и  технической  инвентаризации  в Российской Федерации объектов
капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства
Российской  Федерации  от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном
техническом  учете и технической инвентаризации в Российской Федерации
объектов    капитального    строительства",    плановая    техническая
инвентаризация   объектов   учета   проводится   в   целях   выявления
произошедших  после  первичной  технической инвентаризации изменений и
отражения    этих   изменений   в   технических   паспортах   и   иных
учетно-технических документах.
     На   основании  данных  проведенной  инвентаризации  определяется
площадь  торгового  зала  или  площадь торгового места, используемая в
качестве  физического  показателя  при  исчислении  единого  налога на
вмененный доход.
     Учитывая, что согласно письму, изначально, в техническом паспорте
на   арендованное  под  магазин  нежилое  помещение  торговая  площадь
составляла   49   кв.   м,   а  в  дальнейшем  данное  помещение  было
переоборудовано  с уменьшением торговой площади с 49 кв. м до 32,5 кв.
м,   о  чем  была  предупреждена  налоговая  инспекция  (заявление  об
изменении  торговой площади с приложенной копией вспомогательной формы
к  техническому  паспорту  на  объект торговли), считаем, что действия
налоговой  инспекции  в  результате,# которых была выявлена недоимка в
2003 и 2004 гг. можно признать правомерными, только в том случае, если
в  этот  период  времени  организацией  еще не было подано заявление в
налоговую инспекцию об изменении торговой площади.
     Если  же  в налоговую инспекцию, в указанный период времени, было
подано  заявление  об  изменении торговой площади с приложенной копией
вспомогательной  формы  к  техническому  паспорту  на  объект торговли
(магазин)  с изменениями, то действия налоговых органов можно признать
неправомерными.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
4 июля 2006 г.
N 03-11-04/3/335