О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ ИНВЕСТОРА, ЗАКАЗЧИКА, ЗАСТРОЙЩИКА). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.07.06 03-03-04/1/599


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           19 июля 2006 г.
                           N 03-03-04/1/599

                                 (Д)


     Вопрос:  Настоящим  письмом  просим дать разъяснения по следующим
налоговым     вопросам,     возникающим     у     нас    в    процессе
финансово-хозяйственной деятельности.
     Наша  Организация  (далее  -  МБИ)  выполняет  функции инвестора,
застройщика  и  заказчика.  За  период работы нами произведены расходы
капитального        характера:        инженерно-геологические        и
инженерно-экологические  изыскания, разработка и согласование проекта,
работы  подготовительного  периода  (разборка  существующих строений и
ограждений,  устройство временных сооружений и сетей и др.), работы по
договору генподряда, затраты по привлечению заемных средств и проценты
по ним, административные и управленческие (общехозяйственные) расходы,
которые включались в стоимость незавершенного строительства.
     Просим  Вас  разъяснить вопросы, возникающие в области применения
законодательства  о  налогах  и  сборах  при ведении учета капитальных
затрат, в частности вопросы исчисления налога на прибыль.
     Вопрос  1.  Каков порядок учета процентов по кредитам и займам, в
том числе вексельным займам, которые используются для строительства, а
также  дополнительных  расходов  по  получению  кредитов  и  займов  и
расходов  по  получению  банковских  гарантий в обеспечение кредитов в
части бухгалтерского и налогового учета при следующих условиях:
     1. МБИ - единственный инвестор проекта?
     2.  МБИ  - один из инвесторов проекта и заемные средства получены
как до вхождения соинвестора в проект, так и после?
     Вопрос   2.   Каков   порядок   включения   в  стоимость  объекта
строительства расходов на рекламу проекта и маркетинговые исследования
в  бухгалтерском  и  налоговом  учете,  при условии, что все инвесторы
проекта согласны (что обусловлено условиями договора соинвестирования)
нести расходы на рекламу и маркетинг в составе инвествзносов?
     Вопрос  3.  Могут  ли быть признаны нецелевыми расходами средства
инвесторов,   использованные   на  погашение  кредитов,  которые  были
получены  до вхождения соинвестора в проект и при согласии соинвестора
на  погашение  ранее полученных кредитов и процентов по ним из средств
инвествзносов?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на
прибыль  при осуществлении функций инвестора, заказчика, застройщика и
сообщает следующее.
     1.  В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового
кодекса   Российской   Федерации  (далее  -  Кодекс)  при  определении
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  не учитываются доходы в виде
имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
     Подпунктом  14  пункта  1  статьи  251 Кодекса определен перечень
имущества,    отнесенного   к   средствам   целевого   финансирования,
полученного  налогоплательщиком  и  использованного  им по назначению,
определенному  организацией  (физическим  лицом) - источником целевого
финансирования,   в   частности  в  виде  аккумулированных  на  счетах
организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
     При   этом   налогоплательщики,   получившие   средства  целевого
финансирования,  обязаны  вести  раздельный  учет  доходов (расходов),
полученных  (произведенных)  в  рамках  целевого  финансирования.  При
отсутствии  такого  учета  у  налогоплательщика,  получившего средства
целевого   финансирования,   указанные  средства  рассматриваются  как
подлежащие налогообложению с даты их получения.
     Согласно  подпункту  2  пункта  1  статьи  265  Кодекса в составе
внереализационных   расходов,   не   связанных   с   производством   и
реализацией,   учитываются   расходы  в  виде  процентов  по  долговым
обязательствам  любого  вида,  в  том  числе процентов, начисленных по
ценным  бумагам  и  иным  обязательствам,  выпущенным  (эмитированным)
налогоплательщиком  с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269
Кодекса.
     При  этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам
любого  вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или
займа  (текущего  и (или) инвестиционного). Расходом признается только
сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными
средствами  (фактическое  время  нахождения  указанных  ценных бумаг у
третьих  лиц)  и  первоначальной  доходности,  установленной эмитентом
(ссудодателем)  в  условиях  эмиссии  (выпуска,  договора), но не выше
фактической.
     2.  Осуществление  расходов  на  рекламу  проекта и маркетинговые
исследования,  произведенных  заказчиком-застройщиком  за счет средств
целевых   поступлений,  при  условии,  что  использование  средств  на
указанные   цели   предусмотрено   договором   с   инвесторами,  может
рассматриваться   как   использование   таких   средств   по  целевому
назначению.  При  этом расходы, осуществленные заказчиком-застройщиком
за  счет  средств  целевого  финансирования, при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
     3.  В  соответствии  с  подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса
целевое   назначение   средств  целевого  финансирования  определяется
организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования.
     Таким образом, если использование средств целевого финансирования
на   погашение   ранее   полученных  кредитов  и  процентов  по  ним,#
предусмотрено   договором,   заключенным   заказчиком-застройщиком   с
инвесторами, то такое использование средств не может рассматриваться в
качестве нецелевого использования средств целевого финансирования.
     4.   По  сообщению  Департамента  регулирования  государственного
финансового   контроля,   аудиторской   деятельности   и  бухучета,  в
соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации,
утвержденным  приказом  Министерства  финансов Российской Федерации от
23.03.05   N  45н,  если  законодательством  не  установлено  иное,  в
Министерстве  финансов  Российской  Федерации  не  рассматриваются  по
существу   обращения  по  разъяснению  (толкованию  норм,  терминов  и
понятий)   законодательства   Российской   Федерации  и  практики  его
применения.  Учитывая  изложенное, в компетенцию Министерства финансов
Российской   Федерации   не   входит   консультирование   коммерческих
организаций по вопросам бухгалтерского учета.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
19 июля 2006 г.
N 03-03-04/1/599