О РАЗГРАНИЧЕНИИ РЕКЛАМЫ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 16.03.06 АК/3512

              О РАЗГРАНИЧЕНИИ РЕКЛАМЫ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                           16 марта 2006 г.
                              N АК/3512

                                 (Д)


     ФАС России рассмотрел вопросы о разграничении понятий "реклама" и
"информация"    в    отношении   рекламно-информационного   оформления
предприятий  игорного  бизнеса  в  месте  их фактического нахождения и
сообщает.
     1.  В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума
ВАС  РФ  от  25.12.1998  N  37  "Обзор  Практики  рассмотрения споров,
связанных   с   применением  законодательства  о  рекламе",  сведения,
распространение   которых   по   форме   и   содержанию  является  для
юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового
оборота,  не  относятся к рекламной информации независимо от манеры их
исполнения на соответствующей вывеске.
     К  данным  сведениям  не  применяются требования законодательства
Российской Федерации о рекламе.
     Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации  ее
наименования,   адреса   и  режима  работы  относится  к  обязательным
требованиям,   предъявляемым   к   вывеске   Законом  "О  защите  прав
потребителей",    следовательно,    такая    информация    не    может
рассматриваться   в   качестве   рекламы,   независимо  от  манеры  ее
исполнения.
     Указание  на здании в месте нахождения организации профиля (вида)
ее  деятельности  -  "Казино",  "Игровой  клуб",  "Игровые  автоматы",
"Культурно-развлекательный  центр"  и  прочее  -  относится  к обычаям
делового оборота и также не может рассматриваться в качестве рекламы.
     2. Размещение в месте нахождения организации (игорного заведения)
ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца
данной  организации),  например "казино Топаз", "Игровой клуб Вулкан",
по  мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данного
заведения  и  может  рассматриваться  как его реклама. Товарные знаки,
выступающие  в  качестве  наименования заведения и индивидуализирующие
такие  организации  в  месте  их  нахождения, по мнению ФАС России, не
должны  признаваться  рекламой  данных  организаций.  Такая информация
может  быть  размещена  на  вывеске,  и  на  нее  не  распространяются
требования  Федерального  закона  "О  рекламе",  независимо  от манеры
исполнения указанных обозначений.
     3.  Размещение  на  здании игорного заведения изображений игровых
автоматов,  карт, рулетки, а также соответствующих надписей и названий
игр  (например, блэк-джэк, три семерки, 777, слотс и т.п.) не является
обязательным и, по мнению ФАС России, формирует интерес потребителей к
конкретным  видам  деятельности  игорного  заведения (азартным играм).
Следовательно,  такая  информация  должна  рассматриваться  в качестве
рекламы  деятельности  по организации и проведению азартных игр, пари,
игорных заведений. При этом размещенные на фасадах здания изображения,
не   содержащие   сведений  об  азартных  играх  (например,  видов  г.
Лас-Вегас,   г.   Москвы,  небоскребы  и  прочее),  не  подпадают  под
законодательное понятие рекламы и не являются рекламой.
     4.  Закон  "О  защите прав потребителей" не содержит требований к
количеству  вывесок,  размещение  которых обязательно для юридического
лица.  Следовательно,  при  решении  вопроса  о  размещении  на здании
обязательной   для  потребителей  информации  (вывеска)  или  рекламы,
следует  принимать  во внимание ее целевое назначение и обстоятельства
размещения  такой  информации  на  здании.  Так, по мнению ФАС России,
отвечают  целям  обозначения  места  нахождения  организации  и должны
признаваться  в  качестве обязательной информации вывески, размещенные
рядом  с  каждым  входом  в  здание  или  на каждом из фасадов здания,
расположенного на пересечении нескольких улиц.
     Однако   если   целевым   назначением   сведений  о  наименовании
организации  и виде ее деятельности не является информирование о месте
нахождения  организации  (в  том числе с учетом помещения, занимаемого
организацией  в  здании), то такие сведения могут быть квалифицированы
как   реклама.  При  этом  обстоятельства  размещения  таких  сведений
подлежат дополнительной оценке.
     Так,  например,  размещение  крышной  установки  на  многоэтажном
здании,  в  котором  игорное  заведение арендует одну комнату, следует
расценивать  как  рекламу  этого  заведения,  поскольку  такой  способ
размещения  информации  не  обеспечивает  обозначения места нахождения
организации и преследует иные цели.

                                                         А.Б.КАШЕВАРОВ
16 марта 2006 г.
N АК/3512