О ПОРЯДКЕ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ НА НЕ ОБЛАГАЕМУЮ НАЛОГОМ СУММУ, УСТАНОВЛЕННОМ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 391 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.08.06 03-06-02-02/102


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          1 августа 2006 г.
                          N 03-06-02-02/102

                                 (Д)


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                               от 21 августа 2006 года
                                                        N ММ-6-21/837@

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о порядке уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не
облагаемую   налогом   сумму,   установленном  пунктом  5  статьи  391
Налогового  кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает
следующее.
     Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному
налогу  уменьшается  на  не  облагаемую налогом сумму в размере 10 000
рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального
образования  (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
в   отношении   земельного   участка,  находящегося  в  собственности,
постоянном   (бессрочном)   пользовании  или  пожизненном  наследуемом
владении  категорий  налогоплательщиков,  указанных  в  данном  пункте
статьи 391 Кодекса.
     Таким  образом, если налогоплательщик (в том числе индивидуальный
предприниматель),  имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой
базы  на  не облагаемую налогом сумму, обладает несколькими земельными
участками,  которые  расположены  на  территории одного муниципального
образования,  то  уменьшение  налоговой  базы на не облагаемую налогом
сумму   должно  осуществляться  в  отношении  только  одного  из  этих
участков.
     При  этом  налогоплательщик  должен  самостоятельно определить, в
отношении  какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на
не  облагаемую  налогом  сумму,  оповестив  об этом налоговый орган по
месту  нахождения  земельного  участка путем подачи заявления вместе с
документами,  подтверждающими  право  на  уменьшение налоговой базы по
земельному  налогу  в  порядке,  предусмотренном  пунктом 6 статьи 391
Кодекса.
     Если   налогоплательщик,  обладающий  правом  на  льготу  в  виде
уменьшения  налоговой  базы  на  не облагаемую налогом сумму, имеет по
одному  земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то
уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из
этих участков.
     В  отношении  земельного  участка,  находящегося  в общей долевой
собственности,  отмечаем,  что  согласно  пункту  1 статьи 392 Кодекса
налоговая  база  в  отношении  земельных участков, находящихся в общей
долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков,
являющихся  собственниками данного земельного участка, пропорционально
его доле в общей долевой собственности.
     Поэтому по данному земельному участку уменьшение на не облагаемую
налогом  сумму  применяется  только  к налоговой базе, приходящейся на
долю   земельного   участка,  которая  принадлежит  налогоплательщику,
имеющему право на уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5
статьи 391 Кодекса.
     По  вопросу применения льготы в виде уменьшения налоговой базы по
земельному  налогу на не облагаемую налогом сумму лицами, указанными в
пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
"О  внесении  изменений  в законодательные акты Российской Федерации и
признании  утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации   в  связи  с  принятием  Федеральных  законов  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), отмечаем.
     На  основании  пункта  1  статьи 56 Кодекса льготами по налогам и
сборам     признаются     предоставляемые     отдельным     категориям
налогоплательщиков     и     плательщиков    сборов    предусмотренные
законодательством  о  налогах  и  сборах  преимущества  по сравнению с
другими   налогоплательщиками   или   плательщиками   сборов,  включая
возможность  не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем
размере.
     При  этом  пунктом  15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда  Российской  Федерации  от 28 февраля 2001 г. N 5 определено, что
впредь  до  момента  введения  в  действие  соответствующих глав части
второй  Кодекса  надлежит  применять  принятые в установленном порядке
нормы  закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой
законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с
вопросами налогообложения.
     Учитывая изложенное, полагаем, что поскольку лица, определенные в
пункте  8  статьи  154  Федерального  закона 122-ФЗ, не относящегося в
соответствии  со  статьей  1  Кодекса  к  законодательству о налогах и
сборах,   не   указаны   в   пункте   5  статьи  391  Кодекса,  бывшие
несовершеннолетние  узники  фашизма  не вправе применять льготу в виде
уменьшения  налоговой  базы  по  земельному  налогу  на  не облагаемую
налогом сумму.
     В  то  же  время,  если  бывшие несовершеннолетние узники фашизма
относятся    к    указанным    в   пункте   5   статьи   391   Кодекса
налогоплательщикам,   например   к   инвалидам,  имеющим  III  степень
ограничения  способности  к  трудовой  деятельности,  или имеют I и II
группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения
заключения  о степени ограничения способности к трудовой деятельности,
либо  являются  инвалидами  с детства (подпункты 2 и 3 пункта 5 статьи
391  Кодекса),  то  они  вправе уменьшить налоговую базу по земельному
налогу в установленном пунктом 5 статьи 391 Кодекса порядке.
     В   соответствии   со  статьей  388  Кодекса  налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками   на  праве  собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.  Не  признаются налогоплательщиками организации и физические
лица  в  отношении  земельных  участков,  находящихся  у  них на праве
безвозмездного  срочного  пользования  или  переданных  им по договору
аренды.
     Таким  образом,  лица,  обладающие  земельными участками на праве
собственности,  праве  постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного  наследуемого владения, при передаче земельных участков в
аренду    остаются    налогоплательщиками    земельного    налога   и,
следовательно,  в  отношении  указанных  в пункте 5 статьи 391 Кодекса
налогоплательщиков  сохраняется  право на уменьшение налоговой базы на
не облагаемую налогом сумму, установленное Кодексом.

Директор Департамента
                                                           М.А.МОТОРИН
1 августа 2006 г.
N 03-06-02-02/102