ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 10 декабря 1996 г. N 651 (Д) Приказываю: Утвердить прилагаемую Концепцию воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. Заместитель Министра, генерал-лейтенант милиции В.И.ФЕДОРОВ 10 декабря 1996 г. N 651 Приложение к Приказу МВД России от 10 декабря 1996 года N 651 КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ 1. Общие положения Данная Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления развития системы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России. Основной целью развития системы воспитательной работы является приведение ее организации, содержания, структуры и технологии в соответствие с требованиями времени, которые обеспечивают формирование и развитие личности специалиста, способного эффективно решать служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных ситуациях. Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи: - обосновать требования к профессионально-личностным качествам выпускников образовательных учреждений МВД России; - разработать научные основы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России; - создать современную нормативно-правовую базу функционирования этой системы; - привести оргштатную структуру воспитательных аппаратов образовательных учреждений в соответствие с изменившейся социально-педагогической реальностью; - обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с курсантами и слушателями на основе широкого использования современных образовательных и информационных технологий; - активизировать работу по организации и проведению научных исследований в области воспитания и развития личности учащихся, внедрению их результатов в деятельность образовательных учреждений МВД России; - создать условия для широкого распространения и использования отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с курсантами и слушателями учебных заведений органов внутренних дел. Концепция предполагает поэтапную реализацию указанной цели на текущий период (1997 год) и ближайшую (до 2000 года) перспективу. Первый этап (1997 год) - достижение позитивных сдвигов за счет разработки профессиограммы, создания научно-методических основ воспитательной работы с курсантами и слушателями, приведения организационно-штатной структуры, численности и уровня психолого-педагогической подготовленности сотрудников воспитательных аппаратов и преподавательского состава образовательных учреждений в соответствие с изменившимися социально-педагогическими условиями. Второй этап (до 2000 года) - корректировка организации, содержания и технологии воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России, доведение результатов функционирования системы воспитательной работы до социально одобряемого уровня, достижение основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией. Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, затрагивающие компетенцию органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, а также ведомственные нормативные акты. 2. Предпосылки и основные принципы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками, обострение криминогенной обстановки в стране и изменение качественных характеристик преступности обусловливают потребность в определении основных параметров развития системы воспитательной работы в органах внутренних дел и в образовательных учреждениях МВД России в частности. Преобразования будут осуществляться на основе принципов: - целостности и единства системы образовательных учреждений МВД России, сочетающей федеральную подчиненность учебных заведений с их автономностью; - научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности осуществления намеченных преобразований; - компетентности управления воспитательной работой в образовательных учреждениях МВД России; - приоритетной ориентации деятельности всех служб и подразделений образовательных учреждений МВД России на решение задач воспитания и развития личности курсантов и слушателей. 3. Основные направления развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России 3.1. Разработка научно-методических основ совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. С учетом ограниченных финансовых и материально-технических средств эта работа на первом этапе (1997 год) будет осуществляться преимущественно на основе поиска и использования имеющихся ресурсов. Предстоит: - проанализировать и обобщить опыт организации воспитательной работы с курсантами и слушателями, накопленный образовательными учреждениями МВД России, а также с учащимися вузов и ссузов других министерств и ведомств; - разработать тематику научных исследований по проблемам воспитания и развития личности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (включая диссертационные), привлечь к проведению научных исследований ведущих ученых, педагогов и практиков системы МВД, специалистов других министерств и ведомств с перспективой расширения этих рамок до международных; - включить в тематику диссертационных исследований адъюнктов и соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы воспитания и развития личности курсантов и слушателей; - установить научно-практическое сотрудничество с Российской академией образования по проблемам воспитания и развития личности в звене: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность; - разработать научно обоснованный пакет документов по проблемам совершенствования воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России (приказ, концепцию, положение, программу и др.); - создать научно-методическую секцию МЦПО и КНИ при ГУК МВД России по вопросам организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. На втором этапе (до 2000 года) предполагается: - организовать проведение научных исследований (в том числе диссертационных) по проблемам совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России; - создать при ведущих вузах МВД России региональные специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора психологических и педагогических наук в области воспитания и развития личности; - разработать серию учебников, учебных пособий, библиотечек, справочников, альбомов и методических рекомендаций, организовать выпуск видеофильмов и бюллетеня по обмену опытом воспитательной работы; - создать научно обоснованные правовые, организационные, психолого-педагогические, финансовые и материально-технические условия для эффективного функционирования реформированной системы воспитательной работы с курсантами и слушателями в образовательных учреждениях МВД России, завершить переход на новые принципы отбора, обучения и расстановки кадров, обеспечить правовые и социальные гарантии для личного состава. 3.2. Создание современной нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию, содержание и технологию воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. На первом этапе (1997 год) планируется выявить потребности образовательных учреждений МВД России в правовом регулировании работы по воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей, разработать базовые нормативные документы, регламентирующие эту работу. На втором этапе (до 2000 года) в системе профессионального образования МВД России предполагается создать юридическую службу, призванную решать задачи совершенствования правового обеспечения деятельности учебных заведений, в том числе и в области воспитательной работы, завершить формирование новой нормативно-правовой базы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД, отвечающей цели настоящей Концепции. 3.3. Совершенствование организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. На первом этапе (1997 год) предполагается: - исходя из имеющихся возможностей определить организационно-штатную структуру воспитательных аппаратов и подготовить пакет нормативно-методических материалов, необходимых для проведения соответствующих преобразований; - определить порядок и механизм взаимодействия подразделений и служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, отбор, обучение, воспитание, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы образовательных учреждений МВД России; - выявить воспитательные возможности содержания каждой учебной дисциплины и внести коррективы в технологию обучения курсантов и слушателей с целью усиления воспитательной направленности образовательного процесса; - всесторонне использовать потенциал общественных, политических, религиозных, творческих и иных организаций при проведении воспитательной работы с курсантами и слушателями; - активизировать деятельность органов самоуправления учащихся образовательных учреждений МВД России, обеспечить нормативно-методическое регулирование этого направления работы; - организовать на базе региональных вузов МВД России подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России; - создать в образовательных учреждениях МВД России кабинеты по методике воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел и психологической реабилитации; - разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы с курсантами и слушателями. На втором этапе (до 2000 года) планируется: - осуществить корректировку процесса воспитания и развития личности курсантов и слушателей, руководствуясь целью настоящей Концепции; - ввести штатные должности заместителей начальников образовательных учреждений МВД России, а также заместителей начальников факультетов (курсов) по воспитательной работе; - создать на базе групп и лабораторий психофизиологического обеспечения образовательных учреждений МВД России социально-психологические службы, возложив на них функции профессиональной ориентации молодежи, психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, адаптации выпускников учебных заведений к самостоятельной практической деятельности, а также изучения общественного мнения; - выявить ценностные ориентации и динамику изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ; - разработать профессионально-квалификационные требования к сотрудникам воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений МВД России; - оптимизировать систему ранней профориентации и допрофессиональной подготовки молодежи в юридических колледжах, лицеях, специализированных классах, группах, на подготовительных отделениях и курсах образовательных учреждений МВД России; - внедрить в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений МВД России принципы педагогики сотрудничества и современные технологии, позволяющие стимулировать самостоятельно-творческую работу учащихся по развитию своих профессионально-личностных качеств. 3.4. Совершенствование информационного обеспечения воспитательной работы с курсантами и слушателями на основе современных компьютерных технологий. На первом этапе (1997 год) предстоит сформировать единую методологию сбора и обработки информации в области воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, повысить уровень информационной культуры сотрудников путем внедрения в ОВД компьютерной техники, создания курсов повышения квалификации по работе с информационной техникой. Создать банк данных по инновационным технологиям воспитывающего и развивающего обучения. На втором этапе (до 2000 года) планируется разработать информационную систему диагностики, отслеживания и прогнозирования динамики изменения профессионально-личностных качеств учащихся по годам обучения, а также создать в образовательных учреждениях МВД информационно-оценочные базы данных о динамике профессионального роста их выпускников. Предполагается ввести в действие информационную систему анализа и прогнозирования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. |