ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ. Приказ. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). 10.12.96 651

Оглавление

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ
         И СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

                                ПРИКАЗ

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                          10 декабря 1996 г.
                                N 651

                                 (Д)


     Приказываю:
     Утвердить   прилагаемую   Концепцию   воспитательной   работы   с
курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

Заместитель Министра,
генерал-лейтенант милиции
                                                           В.И.ФЕДОРОВ
10 декабря 1996 г.
N 651


                                                            Приложение

                                                  к Приказу МВД России
                                               от 10 декабря 1996 года
                                                                 N 651

                              КОНЦЕПЦИЯ
           ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ
                ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

                          1. Общие положения

     Данная   Концепция   представляет   собой   научно   обоснованную
совокупность  взглядов  на основные принципы, содержание и направления
развития  системы  воспитательной  работы  с  курсантами и слушателями
образовательных учреждений МВД России.
     Основной  целью  развития  системы воспитательной работы является
приведение  ее  организации,  содержания,  структуры  и  технологии  в
соответствие с требованиями времени, которые обеспечивают формирование
и   развитие   личности   специалиста,  способного  эффективно  решать
служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
     Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
     - обосновать  требования  к  профессионально-личностным качествам
выпускников образовательных учреждений МВД России;
     - разработать  научные  основы  развития  системы  воспитательной
работы в образовательных учреждениях МВД России;
     - создать  современную  нормативно-правовую базу функционирования
этой системы;
     - привести    оргштатную   структуру   воспитательных   аппаратов
образовательных    учреждений    в    соответствие    с   изменившейся
социально-педагогической реальностью;
     - обеспечить   реализацию  личностно-ориентированного  подхода  в
воспитательной  работе  с  курсантами и слушателями на основе широкого
использования современных образовательных и информационных технологий;
     - активизировать  работу  по  организации  и  проведению  научных
исследований  в  области  воспитания  и  развития  личности  учащихся,
внедрению их результатов в деятельность образовательных учреждений МВД
России;
     - создать  условия  для  широкого распространения и использования
отечественного  и зарубежного опыта воспитательной работы с курсантами
и слушателями учебных заведений органов внутренних дел.
     Концепция  предполагает  поэтапную  реализацию  указанной цели на
текущий период (1997 год) и ближайшую (до 2000 года) перспективу.
     Первый  этап  (1997  год) - достижение позитивных сдвигов за счет
разработки   профессиограммы,   создания   научно-методических   основ
воспитательной   работы   с   курсантами   и  слушателями,  приведения
организационно-штатной     структуры,     численности     и     уровня
психолого-педагогической  подготовленности  сотрудников воспитательных
аппаратов  и  преподавательского  состава образовательных учреждений в
соответствие с изменившимися социально-педагогическими условиями.
     Второй   этап   (до   2000  года)  -  корректировка  организации,
содержания   и  технологии  воспитательной  работы  в  образовательных
учреждениях МВД России, доведение результатов функционирования системы
воспитательной  работы  до  социально  одобряемого  уровня, достижение
основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией.
     Правовую   основу  Концепции  составляют  Конституция  Российской
Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России,
постановления   и  распоряжения  Правительства  Российской  Федерации,
затрагивающие  компетенцию  органов  внутренних  дел,  образовательных
учреждений МВД России, а также ведомственные нормативные акты.

             2. Предпосылки и основные принципы развития
           системы воспитательной работы в образовательных
                        учреждениях МВД России

     Принципиальные   изменения  базисных  характеристик  современного
общества,   возрастание   объема   и   усложнение  задач,  выполняемых
сотрудниками, обострение криминогенной обстановки в стране и изменение
качественных  характеристик  преступности  обусловливают потребность в
определении основных параметров развития системы воспитательной работы
в  органах внутренних дел и в образовательных учреждениях МВД России в
частности.
     Преобразования будут осуществляться на основе принципов:
     - целостности  и  единства системы образовательных учреждений МВД
России,  сочетающей  федеральную  подчиненность учебных заведений с их
автономностью;
     - научной    обоснованности,    преемственности,   плановости   и
поэтапности осуществления намеченных преобразований;
     - компетентности     управления    воспитательной    работой    в
образовательных учреждениях МВД России;
     - приоритетной ориентации деятельности всех служб и подразделений
образовательных  учреждений  МВД  России на решение задач воспитания и
развития личности курсантов и слушателей.

       3. Основные направления развития системы воспитательной
           работы в образовательных учреждениях МВД России

     3.1.   Разработка   научно-методических  основ  совершенствования
воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
     С   учетом   ограниченных  финансовых  и  материально-технических
средств  эта  работа  на  первом этапе (1997 год) будет осуществляться
преимущественно  на  основе поиска и использования имеющихся ресурсов.
Предстоит:
     - проанализировать  и  обобщить  опыт  организации воспитательной
работы   с  курсантами  и  слушателями,  накопленный  образовательными
учреждениями  МВД  России,  а  также с учащимися вузов и ссузов других
министерств и ведомств;
     - разработать   тематику   научных   исследований   по  проблемам
воспитания  и развития личности курсантов и слушателей образовательных
учреждений МВД России (включая диссертационные), привлечь к проведению
научных  исследований  ведущих  ученых,  педагогов и практиков системы
МВД,   специалистов  других  министерств  и  ведомств  с  перспективой
расширения этих рамок до международных;
     - включить  в  тематику  диссертационных исследований адъюнктов и
соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы воспитания и
развития личности курсантов и слушателей;
     - установить   научно-практическое  сотрудничество  с  Российской
академией  образования  по  проблемам воспитания и развития личности в
звене:   средняя   общеобразовательная   школа   -   ссуз   -   вуз  -
профессиональная деятельность;
     - разработать  научно  обоснованный пакет документов по проблемам
совершенствования  воспитательной  работы  с  курсантами и слушателями
образовательных  учреждений  МВД России (приказ, концепцию, положение,
программу и др.);
     - создать  научно-методическую  секцию  МЦПО  и  КНИ  при ГУК МВД
России по вопросам организации воспитательной работы в образовательных
учреждениях МВД России.
     На втором этапе (до 2000 года) предполагается:
     - организовать  проведение  научных  исследований  (в  том  числе
диссертационных)  по проблемам совершенствования воспитательной работы
в образовательных учреждениях МВД России;
     - создать    при    ведущих   вузах   МВД   России   региональные
специализированные  советы  по  защите диссертаций на соискание ученых
степеней  кандидата  и доктора психологических и педагогических наук в
области воспитания и развития личности;
     - разработать  серию  учебников,  учебных  пособий,  библиотечек,
справочников,   альбомов  и  методических  рекомендаций,  организовать
выпуск  видеофильмов  и  бюллетеня  по  обмену  опытом  воспитательной
работы;
     - создать    научно   обоснованные   правовые,   организационные,
психолого-педагогические, финансовые и материально-технические условия
для     эффективного    функционирования    реформированной    системы
воспитательной  работы  с  курсантами  и слушателями в образовательных
учреждениях  МВД  России,  завершить переход на новые принципы отбора,
обучения  и  расстановки  кадров,  обеспечить  правовые  и  социальные
гарантии для личного состава.
     3.2.     Создание     современной    нормативно-правовой    базы,
регламентирующей  организацию,  содержание и технологию воспитательной
работы в образовательных учреждениях МВД России.
     На  первом  этапе  (1997  год)  планируется  выявить  потребности
образовательных  учреждений МВД России в правовом регулировании работы
по  воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей, разработать
базовые нормативные документы, регламентирующие эту работу.
     На  втором  этапе  (до  2000  года)  в  системе профессионального
образования  МВД  России  предполагается  создать  юридическую службу,
призванную   решать  задачи  совершенствования  правового  обеспечения
деятельности учебных заведений, в том числе и в области воспитательной
работы,   завершить   формирование   новой   нормативно-правовой  базы
организации  воспитательной  работы в образовательных учреждениях МВД,
отвечающей цели настоящей Концепции.
     3.3.   Совершенствование   организации  воспитательной  работы  в
образовательных учреждениях МВД России.
     На первом этапе (1997 год) предполагается:
     - исходя      из      имеющихся      возможностей      определить
организационно-штатную    структуру    воспитательных    аппаратов   и
подготовить  пакет нормативно-методических материалов, необходимых для
проведения соответствующих преобразований;
     - определить  порядок  и  механизм взаимодействия подразделений и
служб,  осуществляющих  профессиональную  ориентацию, отбор, обучение,
воспитание,       научно-методическое,       психолого-педагогическое,
информационное    и    материально-техническое    обеспечение   работы
образовательных учреждений МВД России;
     - выявить  воспитательные  возможности  содержания каждой учебной
дисциплины  и  внести  коррективы  в  технологию  обучения курсантов и
слушателей    с    целью    усиления   воспитательной   направленности
образовательного процесса;
     - всесторонне  использовать потенциал общественных, политических,
религиозных,    творческих   и   иных   организаций   при   проведении
воспитательной работы с курсантами и слушателями;
     - активизировать  деятельность  органов  самоуправления  учащихся
образовательных       учреждений      МВД      России,      обеспечить
нормативно-методическое регулирование этого направления работы;
     - организовать  на базе региональных вузов МВД России подготовку,
переподготовку  и  повышение  квалификации  сотрудников воспитательных
аппаратов  и  профессорско-преподавательского  состава образовательных
учреждений МВД России;
     - создать  в  образовательных  учреждениях МВД России кабинеты по
методике  воспитательной  работы  с личным составом органов внутренних
дел и психологической реабилитации;
     - разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы
с курсантами и слушателями.
     На втором этапе (до 2000 года) планируется:
     - осуществить   корректировку   процесса  воспитания  и  развития
личности   курсантов  и  слушателей,  руководствуясь  целью  настоящей
Концепции;
     - ввести     штатные     должности    заместителей    начальников
образовательных   учреждений   МВД   России,   а   также  заместителей
начальников факультетов (курсов) по воспитательной работе;
     - создать  на  базе  групп  и  лабораторий  психофизиологического
обеспечения       образовательных      учреждений      МВД      России
социально-психологические    службы,    возложив    на   них   функции
профессиональной    ориентации   молодежи,   психолого-педагогического
сопровождения  учебно-воспитательного  процесса, адаптации выпускников
учебных заведений к самостоятельной практической деятельности, а также
изучения общественного мнения;
     - выявить  ценностные  ориентации  и динамику изменения жизненных
планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;
     - разработать   профессионально-квалификационные   требования   к
сотрудникам воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательскому
составу образовательных учреждений МВД России;
     - оптимизировать      систему     ранней     профориентации     и
допрофессиональной   подготовки   молодежи  в  юридических  колледжах,
лицеях,   специализированных  классах,  группах,  на  подготовительных
отделениях и курсах образовательных учреждений МВД России;
     - внедрить      в      воспитательно-образовательный      процесс
образовательных    учреждений    МВД    России   принципы   педагогики
сотрудничества  и  современные  технологии,  позволяющие стимулировать
самостоятельно-творческую    работу   учащихся   по   развитию   своих
профессионально-личностных качеств.
     3.4. Совершенствование информационного обеспечения воспитательной
работы  с  курсантами и слушателями на основе современных компьютерных
технологий.
     На   первом   этапе  (1997  год)  предстоит  сформировать  единую
методологию  сбора  и  обработки  информации в области воспитательного
процесса  в  образовательных  учреждениях МВД России, повысить уровень
информационной культуры сотрудников путем внедрения в ОВД компьютерной
техники,   создания   курсов   повышения   квалификации  по  работе  с
информационной   техникой.   Создать   банк  данных  по  инновационным
технологиям воспитывающего и развивающего обучения.
     На   втором   этапе   (до   2000  года)  планируется  разработать
информационную  систему  диагностики,  отслеживания  и прогнозирования
динамики  изменения  профессионально-личностных  качеств  учащихся  по
годам  обучения,  а  также  создать  в образовательных учреждениях МВД
информационно-оценочные базы данных о динамике профессионального роста
их   выпускников.  Предполагается  ввести  в  действие  информационную
систему  анализа  и  прогнозирования состояния воспитательной работы в
образовательных учреждениях МВД России.
Оглавление