МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ). Письмо. Министерство образования и науки РФ. 30.05.06 АС-588/06

Оглавление


                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                            30 мая 2006 г.
                             N АС-588/06

                                 (Д)


                         (протокол совещания
          у Председателя Правительства Российской Федерации
              М.Е. Фрадкова от 23.01.2006 N МФ-П16-1пр)

     Во   исполнение  пункта  2  раздела  III  протокола  совещания  у
Председателя   Правительства   Российской   Федерации   М.Е.  Фрадкова
Минобрнауки  России  с  учетом  положений  Федерального  закона  от 31
декабря   2005   г.   N  199-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения  полномочий"  разработаны  Методические  рекомендации по
организации  работы органов местного самоуправления в решении вопросов
организации   и   осуществления  мероприятий  по  работе  с  детьми  и
молодежью.
     Министерство    направляет    Методические    рекомендации    для
использования в работе.

Заместитель Министра
                                                        А.Г.СВИНАРЕНКО
30 мая 2006 г.
N АС-588/06


                                                            Приложение

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
      В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
                    ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящие  Методические  рекомендации  разработаны  в целях
оказания   практической  помощи  органам  местного  самоуправления  по
организации  работы  с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным
законом  от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного   самоуправления   в   Российской   Федерации"   (в  редакции
Федерального  закона  от  31  декабря  2005  г.  N  199-ФЗ "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации в
связи с совершенствованием разграничения полномочий").
     1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов организации
и   осуществления   мероприятий   по   работе  с  детьми  и  молодежью
руководствуются:
     - Конституцией Российской Федерации;
     - Конвенцией ООН о правах ребенка;
     - положениями    Европейской   хартии   местного   самоуправления
(ратифицирована  Федеральным  законом  от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О
ратификации Европейской хартии местного самоуправления") и Европейской
хартии   об  участии  молодежи  в  общественной  жизни  на  местном  и
региональном уровнях (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.);
     - Основными  направлениями  государственной  молодежной  политики
(одобрены  Постановлением  Верховного Совета Российской Федерации от 3
июня 1993 г. N 5090-1);
     - Законом  Российской  Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О
занятости населения в Российской Федерации";
     - Федеральным  законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных
объединениях";
     - Федеральным   законом   от   28   июня   1995  г.  N  98-ФЗ  "О
государственной    поддержке   молодежных   и   детских   общественных
объединений";
     - Федеральным  законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации";
     - Федеральным  законом  от  24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
     - Федеральным  законом  от  24  июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах
системы      профилактики      безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних";
     - Федеральным  законом  от  6  октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
     - Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N
1075  "О  первоочередных  мерах  в  области государственной молодежной
политики";
     - а  также  уставами  (основными  законами)  и иными нормативными
правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации и органов местного
самоуправления.
     1.3.  В  соответствии  с законодательством Российской Федерации в
Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия:
     - государственная  молодежная  политика - система государственных
приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для
успешной  социализации и эффективной самореализации молодежи, развития
ее   потенциала   в   интересах   России.  Реализация  государственной
молодежной  политики выступает инструментом социально-экономического и
культурного  развития,  обеспечения конкурентоспособности и укрепления
национальной безопасности страны;
     - дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;
     - молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным
гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
     - молодые  семьи - семьи в первые три года после заключения брака
(в  случае  рождения  детей - без ограничения продолжительности брака)
при  условии,  что  один  из супругов не достиг 30-летнего возраста, а
также  неполные  семьи  с  детьми, в которых мать или отец не достигли
30-летнего возраста;
     - молодежное общественное объединение - это объединение граждан в
возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;
     - детское  общественное  объединение - это объединение граждан, в
которое  входят  граждане  в  возрасте  до  18  лет и совершеннолетние
граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
     1.4.  Мероприятия  по  осуществлению  работы с детьми и молодежью
осуществляются   во   всех   муниципальных   образованиях:  поселении,
муниципальном районе и городском округе.
     1.5.  Функции  по  организации  мероприятий  по  работе  с детьми
рекомендуется  осуществлять  через  отраслевые (функциональные) органы
местной   администрации  (органы  управления  образованием,  культуры,
физической культуры и спорта, социальной защиты населения).
     Функции   по   организации  мероприятий  по  работе  с  молодежью
рекомендуется  осуществлять  через  отраслевые (функциональные) органы
местной  администрации  (органы  по  делам  молодежи), организационную
структуру  и  штатную  численность  которых рекомендуется определять в
зависимости   от   численности  молодежи,  проживающей  на  территории
муниципального  образования  и степени отдаленности от центра субъекта
Российской Федерации (примерная структура прилагается).
     1.6.  Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют
образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и
спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.
     Мероприятия  по  работе  с молодежью непосредственно осуществляют
учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и
детскими общественными объединениями.
     1.7.  При  организации  работы с детьми и молодежью рекомендуется
привлекать   молодежь   к   формированию  и  реализации  муниципальных
(местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм
по   работе   с   детьми  и  молодежью  в  соответствующих  программах
социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта
Российской Федерации.

       2. Цели и задачи организации и осуществления мероприятий
                    по работе с детьми и молодежью

     2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание
работы  с  детьми  и  молодежью на муниципальном уровне определяются в
соответствии с Программой социально-экономического развития Российской
Федерации   на   среднесрочную   перспективу   (2006   -  2008  годы),
утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 19
января  2006 г. N 38-р, Федеральной целевой программой "Дети России на
2003   -   2006   годы",  Государственной  программой  патриотического
воспитания  граждан  в  Российской  Федерации  на  2006  -  2010 годы,
Федеральной   целевой  программой  "Комплексные  меры  противодействия
злоупотреблению  наркотиками  и  их незаконному обороту на 2005 - 2009
годы",   региональными   и   муниципальными   (местными)   программами
социально-экономического развития.
     2.2.  Задачами  в организации работы в муниципальных образованиях
являются:
     - с      детьми      -     создание     необходимых     правовых,
социально-экономических,   социокультурных  условий  для  физического,
психологического,      духовного,     социального,     эмоционального,
познавательного  и  культурного  развития детей и реальное обеспечение
основных  гарантий  прав  детей,  в  том  числе  находящихся в трудной
жизненной ситуации;
     - с  молодежью  -  вовлечение  молодежи  в  социальную практику и
информирование  о  потенциальных  возможностях ее развития в регионе и
России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых
людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

          3. Приоритетные направления и примерное содержание
          организации и осуществления мероприятий по работе
                         с детьми и молодежью

     3.1.  При  определении  функций  органов  по работе с молодежью и
учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие
примерные направления работы:
     3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
     - организация  и  проведение  массовых  мероприятий,  посвященных
памятным  датам  истории  России,  государственным символам Российской
Федерации;
     - организация  и  проведение  творческих  мероприятий  с детьми и
молодежью,  способствующих  воспитанию гражданственности и патриотизма
(в  том  числе  по  техническим,  туристским,  военно-прикладным видам
спорта,   проведение  муниципальных  этапов  оборонно-спортивной  игры
"Победа",  соревнований  по программе "Школа безопасности", спартакиад
допризывной молодежи);
     - проведение  муниципальных  мероприятий  с  детским и молодежным
активом  общественных  гражданско-патриотических  объединений  и  иных
организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;
     - организация  поисковой  работы,  деятельности  по  увековечению
памяти воинов, погибших при защите Отечества.
     3.1.2.  Поддержка  талантливой  и  способной  молодежи, детских и
молодежных социальных позитивных инициатив:
     - реализация  мероприятий  в  рамках  приоритетного национального
проекта "Образование" по поддержке талантливой и способной молодежи;
     - поддержка  объединений  обучающихся  в  системе дополнительного
образования детей; научно-технического творчества молодежи;
     - развитие  системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и
спортивных      мероприятий,     основанных     на     преемственности
культурно-исторических  традиций муниципального образования и субъекта
Российской Федерации;
     - развитие   муниципальной  системы  мер  поощрений  способной  и
талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);
     - стимулирование   деятельности  юридических  и  физических  лиц,
оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;
     - организация  проведения  общемуниципальных детских и молодежных
праздников;
     - поддержка  развития  в  образовательных учреждениях объединений
обучающихся  ("малых  академий  наук",  студенческих  научных  клубов,
научных обществ обучающихся и т.д.);
     - развитие  системы  конкурсов  социальных проектов среди детей и
молодежи  и  поддержка  их  реализации в муниципальном образовании, по
месту жительства, учебы и т.д.;
     - разработка и реализация системы мер по социально-экономической,
организационной  и правовой поддержке предпринимательской деятельности
молодежи.
     3.1.3.   Организация   работы  с  детьми  и  молодежью  по  месту
жительства:
     - создание  условий  для  поддержки и развития сети подростковых,
молодежных клубов (центров) по месту жительства;
     - содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту
жительства;
     - повышение  квалификации  работников  подростковых  и молодежных
клубов (центров) по месту жительства;
     - проведение  смотров-конкурсов  подростковых и молодежных клубов
(центров) по месту жительства.
     3.1.4.  Поддержка  деятельности молодежных и детских общественных
объединений:
     - проведение  обучения актива молодежных общественных объединений
и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере
молодежной политики;
     - организация    стажировки    актива   молодежных   общественных
объединений в органах местного самоуправления;
     - предоставление   грантов  и  исполнение  муниципальных  заказов
молодежными и детскими общественными объединениями;
     - проведение  семинаров,  тренингов,  конференций,  слетов,  смен
лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских
общественных объединений;
     - развитие   форм   ученического,   молодежного  и  студенческого
самоуправления;   содействие  общественным  формированиям  (детским  и
молодежным   парламентам,   ассамблеям,   "правительствам",   советам,
ассоциациям  и  др.),  способствующим  гражданскому воспитанию детей и
молодежи,   защите   их  законных  интересов,  формированию  правовой,
политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
     3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
     - создание  выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в
том числе международных трудовых отрядов;
     - организация  смен  лагерей  труда  и отдыха дневного пребывания
(круглосуточного пребывания);
     - организация   временных   рабочих   мест   для  трудоустройства
молодежи;
     - организация    занятости    молодых   людей   с   ограниченными
возможностями.
     3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и
оздоровления детей и молодежи:
     - развитие  и  поддержка  массовой  физической  культуры и спорта
(проведение  соревнований  на  призы:  "Золотая шайба", "Кожаный мяч",
организация   соревнований  "Веселые  старты",  фестиваля-соревнования
"Президентские   состязания",   спартакиад   обучающихся,  работающей,
сельской  молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным
видам спорта);
     - сохранение  и  развитие  инфраструктуры  загородного  отдыха  и
оздоровления детей и молодежи;
     - реализация  программ по организации малозатратных форм отдыха и
оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным
пребыванием  на  базе  учреждений дополнительного образования детей по
месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам
молодежи);
     - организация  пропаганды  здорового  образа  жизни среди детей и
молодежи;
     - организация  детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с
детьми и молодежью.
     3.1.7.     Профилактика    безнадзорности,    правонарушений    и
наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:
     - развитие   межведомственной   системы   учреждений   социальной
адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;
     - организация   антинаркотической   пропаганды   среди   детей  и
молодежи;
     - разработка,   принятие  и  реализация  муниципальных  (местных)
программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     - пропаганда  здорового  образа жизни, распространение информации
об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;
     - организационно-методическое     обеспечение    и    координация
деятельности  по  профилактике наркомании и токсикомании среди детей и
молодежи;
     - участие   в   развитии  системы  подготовки,  переподготовки  и
повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по
работе  с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства),
психологов,   юристов,   социологов,   социальных  работников  и  иных
специалистов,  занимающихся профилактической работой по предупреждению
наркомании и токсикомании;
     - содействие   общественным   объединениям,   иным  организациям,
деятельность  которых  связана  с  осуществлением  мер по профилактике
наркомании и токсикомании;
     - создание   постоянных   специализированных   рабочих  мест  для
незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
     - организация  сезонной  трудовой  занятости  в  лагерях  труда и
отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;
     - создание  и развитие служб молодежных социальных работников для
осуществления  воспитательного  сопровождения и контроля за поведением
детей и молодежи группы риска;
     - развитие форм пропаганды толерантного поведения;
     - создание  мобильных групп по работе с неформальными молодежными
объединениями асоциальной направленности.
     3.1.8.  Поддержка  молодых  семей, в том числе в решении жилищных
проблем:
     - мобилизация   внебюджетных   ресурсов  для  улучшения  жилищных
условий молодежи;
     - создание  самофинансируемой  системы  оказания  помощи  молодым
семьям в решении жилищных проблем;
     - оказание  поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий
путем формирования системы ипотечного кредитования;
     - создание  межведомственных  структур  консультирования  молодой
семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).
     3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
     - сбор  и  анализ  информации  по  всем  направлениям  молодежной
политики;
     - предоставление   информации   молодежи,  молодежным  и  детским
общественным   объединениям,   специалистам,  работающим  с  детьми  и
молодежью;
     - издание   информационных,   методических   и  исследовательских
материалов для детей и молодежи;
     - организация   теле-,   радиопередач  по  детской  и  молодежной
тематике;
     - проведение  мониторинга  и комплексных исследований по вопросам
молодежной проблематики;
     - поддержка  и  развитие системы информационных каналов (телефона
доверия,  сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и
молодежью в муниципальном образовании и т.д.).
     3.2.  При  организации  и  осуществлении  мероприятий по работе с
детьми   и   молодежью  необходимо  создавать  условия  для  кадрового
обеспечения этой работы, в том числе:
     - обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации
кадров для работы с детьми и молодежью;
     - организовывать   стажировку   кадров  для  работы  с  детьми  и
молодежью;
     - организовывать    методическую    работу    по    направлениям,
перечисленным в п. 3.1;
     - создавать  условия  для  стимулирования  кадров,  работающих  с
детьми и молодежью, повышения престижа их труда.
     3.3.  По решению местных администраций и представительных органов
местного  самоуправления  отраслевые  (функциональные) органы местного
самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми
и  молодежью  (в  т.ч.  по  кадровому  обеспечению  работы  с детьми и
молодежью),  участвовать  в  разработке  и  реализации  муниципальных,
межмуниципальных   и  региональных  программ  по  работе  с  детьми  и
молодежью.

       4. Финансовые основы организации и осуществления работы
                         с детьми и молодежью

     4.1.  Органы  местного  самоуправления  организуют  осуществление
мероприятий   по   работе  с  детьми  и  молодежью  в  соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации  в  пределах  ассигнований,
предусматриваемых  в  муниципальном  (местном)  бюджете  на реализацию
работы с детьми и молодежью.
     4.2.  Финансирование  организации  и осуществления мероприятий по
работе   с   детьми   и   молодежью  осуществляется  за  счет  средств
муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой
в  его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на
реализацию  программ  и  проектов  межрайонного  уровня  на территории
субъекта   Российской   Федерации,   и   внебюджетных   источников   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и субъектов
Российской Федерации.
     4.3.  Организация  мероприятий  по  работе с детьми и молодежью в
поселениях,   городских   округах   и   муниципальных   районах  может
осуществляться   в   форме   разработки   и   реализации   комплексных
муниципальных  (местных)  программ  по  работе  с детьми и молодежью и
целевых   муниципальных  (местных)  программ,  разделов  в  программах
(подпрограммах).   При   разработке   данных   программ  (подпрограмм)
рекомендуется  учитывать предложения молодежных и детских общественных
объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.

Директор Департамента
государственной молодежной
политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России
                                                          С.Н.АПАТЕНКО


                                                        Приложение N 1

       ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ
          МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ)

------------------------------------------------------------------
| N |   Численность   |  Организационная структура  |   Штатная  |
|п/п|    молодежи,    |                             |численность,|
|   | проживающей на  |                             |   единиц   |
|   |   территории    |                             |            |
|   | муниципального  |                             |            |
|   |   образования   |                             |            |
|   |    (человек)    |                             |            |
|----------------------------------------------------------------|
|                            Поселение                           |
|----------------------------------------------------------------|
|1  |свыше 10 тыс.    |Отдел по работе с молодежью  |   3 - 5    |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|2  |от 5 до 10 тыс.  |Отдел по работе с молодежью  |   2 - 3    |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|3  |от 2 до 5 тыс.   |Специалист по работе с       |     1      |
|   |                 |молодежью                    |            |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|4  |до 2 тыс.        |Совмещение работы с молодежью|    0,5     |
|   |                 |с дополнительными функциями  |            |
|----------------------------------------------------------------|
|                       Муниципальный район                      |
|----------------------------------------------------------------|
|5  |свыше 50 тыс.    |Отдел по работе с молодежью  |   3 - 5    |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|6  |от 10 до 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью  |     3      |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|7  |от 3 до 10 тыс.  |Отдел по работе с молодежью  |     2      |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|8  |до 3 тыс.        |Специалист по работе с       |     1      |
|   |                 |молодежью                    |            |
|----------------------------------------------------------------|
|                         Городской округ                        |
|----------------------------------------------------------------|
|9  |свыше 50 тыс.    |Отдел по работе с молодежью  |   3 - 5    |
|---|-----------------|-----------------------------|------------|
|10 |от 10 до 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью  |   2 - 3    |
------------------------------------------------------------------
Оглавление