ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 30 мая 2006 г. N АС-588/06 (Д) (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 23.01.2006 N МФ-П16-1пр) Во исполнение пункта 2 раздела III протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова Минобрнауки России с учетом положений Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" разработаны Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. Министерство направляет Методические рекомендации для использования в работе. Заместитель Министра А.Г.СВИНАРЕНКО 30 мая 2006 г. N АС-588/06 Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"). 1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются: - Конституцией Российской Федерации; - Конвенцией ООН о правах ребенка; - положениями Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления") и Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.); - Основными направлениями государственной молодежной политики (одобрены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 5090-1); - Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; - Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; - Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; - Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"; - а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 1.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия: - государственная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны; - дети - лица до достижения ими возраста 18 лет; - молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет; - молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; - молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов; - детское общественное объединение - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. 1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе. 1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения). Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура прилагается). 1.6. Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др. Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями. 1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации. 2. Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью 2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, Федеральной целевой программой "Дети России на 2003 - 2006 годы", Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006 - 2010 годы, Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития. 2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях являются: - с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации; - с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. 3. Приоритетные направления и примерное содержание организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью 3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы: 3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма: - организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации; - организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры "Победа", соревнований по программе "Школа безопасности", спартакиад допризывной молодежи); - проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы; - организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества. 3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив: - реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по поддержке талантливой и способной молодежи; - поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи; - развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации; - развитие муниципальной системы мер поощрений способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий); - стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи; - организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников; - поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся ("малых академий наук", студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.); - развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.; - разработка и реализация системы мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи. 3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства: - создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства; - содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства; - повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства; - проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства. 3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений: - проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики; - организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления; - предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями; - проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений; - развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, "правительствам", советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи. 3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи: - создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов; - организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания); - организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи; - организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями. 3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи: - развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: "Золотая шайба", "Кожаный мяч", организация соревнований "Веселые старты", фестиваля-соревнования "Президентские состязания", спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта); - сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи; - реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи); - организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи; - организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью. 3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи: - развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска; - организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи; - разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании; - пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья; - организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи; - участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании; - содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании; - создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; - организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска; - создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска; - развитие форм пропаганды толерантного поведения; - создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности. 3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем: - мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи; - создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем; - оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования; - создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам). 3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью: - сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики; - предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью; - издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи; - организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике; - проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики; - поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона доверия, сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.). 3.2. При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе: - обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью; - организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью; - организовывать методическую работу по направлениям, перечисленным в п. 3.1; - создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда. 3.3. По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью. 4. Финансовые основы организации и осуществления работы с детьми и молодежью 4.1. Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью. 4.2. Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 4.3. Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью. Директор Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России С.Н.АПАТЕНКО Приложение N 1 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛЕВЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ) ------------------------------------------------------------------ | N | Численность | Организационная структура | Штатная | |п/п| молодежи, | |численность,| | | проживающей на | | единиц | | | территории | | | | | муниципального | | | | | образования | | | | | (человек) | | | |----------------------------------------------------------------| | Поселение | |----------------------------------------------------------------| |1 |свыше 10 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 3 - 5 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |2 |от 5 до 10 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 2 - 3 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |3 |от 2 до 5 тыс. |Специалист по работе с | 1 | | | |молодежью | | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |4 |до 2 тыс. |Совмещение работы с молодежью| 0,5 | | | |с дополнительными функциями | | |----------------------------------------------------------------| | Муниципальный район | |----------------------------------------------------------------| |5 |свыше 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 3 - 5 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |6 |от 10 до 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 3 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |7 |от 3 до 10 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 2 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |8 |до 3 тыс. |Специалист по работе с | 1 | | | |молодежью | | |----------------------------------------------------------------| | Городской округ | |----------------------------------------------------------------| |9 |свыше 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 3 - 5 | |---|-----------------|-----------------------------|------------| |10 |от 10 до 50 тыс. |Отдел по работе с молодежью | 2 - 3 | ------------------------------------------------------------------ |