ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
          ПО ХОДАТАЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
          ТАТАРСТАН ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
        КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ИЮНЯ
       1998 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
         ПУНКТА 6 СТАТЬИ 4, ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 3 И ПУНКТА 4
          СТАТЬИ 13, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 19 И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 58
             ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА
              "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
               И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
 
                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          14 февраля 2002 г.
                                N 14-О

                                 (Д)
 

     Конституционный Суд     Российской     Федерации     в    составе
председательствующего Ю.Д.  Рудкина, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука,
Г.А.  Гаджиева,  А.Л.  Кононова,  Т.Г.  Морщаковой,  А.Я.  Сливы, О.И.
Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
     рассмотрев в заседании палаты ходатайство Государственного Совета
Республики Татарстан, установил:
     1. В  ходатайстве Государственного Совета Республики Татарстан об
официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской
Федерации  от  10  июня 1998 года по делу о проверке конституционности
положений пункта 6 статьи 4,  подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи
13,  пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19
сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав  и  права
на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  ставится
вопрос,  могут ли субъекты Российской Федерации создавать двухпалатный
законодательный (представительный) орган государственной власти,  одна
из палат которого  формируется  из  представителей  административно  -
территориальных   единиц   или   (и)   муниципальных  образований  без
соблюдения принципа примерно равного представительства  избирателей  в
избирательных округах.
     По мнению  Государственного  Совета  Республики  Татарстан,   чья
аргументация  основывается  на правовых позициях Конституционного Суда
Российской Федерации,  выраженных в названном Постановлении, субъектам
Российской Федерации принадлежит такое право,  однако, как указывается
в ходатайстве,  Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных
прав  и  права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
препятствует   формированию   одной    из    палат    законодательного
(представительного)  органа  без  соблюдения принципа примерно равного
представительства.
     2. В  Постановлении  от  10  июня  1998  года Конституционный Суд
Российской Федерации подтвердил право субъектов  Российской  Федерации
создавать    палату    парламента,    состоящую    из   представителей
административно  -  территориальных  единиц  или   (и)   муниципальных
образований.  При  этом в абзаце третьем пункта 5 мотивировочной части
данного Постановления прямо  и  недвусмысленно  указывается,  что  при
формировании  такой  палаты  допускается  возможность  отступления  от
принципа равного представительства,  и уточняется,  что в этом  случае
полномочия  палат  должны  быть  сбалансированы,  с  тем чтобы решения
палаты,  депутаты  которой  избираются  по  избирательным  округам   с
примерно  равным  числом  избирателей  и  представляют непосредственно
население,  не  блокировались  палатой,  формируемой  без  обеспечения
равного представительства.
     В Постановлении от  22  января  2002  года  по  делу  о  проверке
конституционности  части  второй  статьи 69,  части второй статьи 70 и
статьи 90 Конституции Республики Татарстан,  а также пункта 2 статьи 4
и  пункта  8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных
депутатов  Республики  Татарстан"   Конституционный   Суд   Российской
Федерации   указал   на   возможность   сочетания   в  законодательном
(представительном)  органе  субъекта  Российской   Федерации   -   при
соблюдении  требований  Конституции  Российской  Федерации - различных
способов  обеспечения   представительства,   в   том   числе   наличия
представительства   от   территориальных  единиц.  При  этом,  в  силу
изложенной в данном Постановлении правовой  позиции,  такое  сочетание
допустимо  только  в двухпалатном законодательном органе,  поскольку в
однопалатном парламенте невозможно установить процедуры голосования  и
принятия решений,  обеспечивающие раздельное выражение воли депутатов,
избранных по разным принципам представительства - от территорий  и  от
избирательного  корпуса в целом (осуществляемого с соблюдением средней
нормы).
     3. По  смыслу  статьи  83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской  Федерации",  официальное  разъяснение
решения  Конституционного  Суда Российской Федерации дается им самим в
пределах содержания разъясняемого решения и не должно являться простым
его  воспроизведением;  ходатайство о даче официального разъяснения не
может быть рассмотрено,  если поставленные в нем  вопросы  не  требуют
какого-либо дополнительного истолкования решения.
     В данном  случае  такая  необходимость  отсутствует.  Все  органы
государственной  власти,  иные субъекты правоотношений в силу статьи 6
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации"  обязаны  исходить  из  конституционного смысла
положений  пункта  3  статьи  19  Федерального  закона  "Об   основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", выявленного в названном Постановлении.
     Вопрос же  о  соответствии предусмотренных законодательством того
или иного субъекта  Российской  Федерации,  регулирующим  формирование
представительного   органа   государственной  власти,  отступлений  от
средней нормы представительства сформулированным в Постановлении от 10
июня 1998 года критериям,  равно как и вопрос о конституционности норм
федерального законодательства  рассматриваются  Конституционным  Судом
Российской   Федерации   как   по   обращениям  заявителей,  считающих
соответствующие  положения  противоречащими   Конституции   Российской
Федерации,  так  и  по обращениям заявителей,  считающих эти положения
подлежащими действию вопреки официально принятому  решению  об  отказе
применять  и  исполнять  их  как противоречащие Конституции Российской
Федерации.
     Исходя из  изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и
статьей 83 Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном
Суде  Российской Федерации",  Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
     1. Дальнейшее  рассмотрение  ходатайства  Государственного Совета
Республики Татарстан  в  заседании  Конституционного  Суда  Российской
Федерации прекратить,  поскольку поставленные заявителем вопросы нашли
разрешение в Постановлении, о разъяснении которого он ходатайствует.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию  в "Российской
газете",  "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Председательствующий - судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                           Ю.Д. РУДКИН
14 февраля 2002 г.
N 14-О
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru