РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 августа 2006 г. N 1188-р (НТЦС) 1. Одобрить прилагаемую Программу координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации. 2. Минобрнауки России: обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями реализацию Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации; представлять ежегодно, начиная с 2007 года, во II квартале доклад в Правительство Российской Федерации о ходе и результатах реализации указанной Программы. Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ 25 августа 2006 г. N 1188-р ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 года N 1188-р ПРОГРАММА КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И НАНОМАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Введение Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и направлена на реализацию новых подходов к преобразованию российской промышленности. Ускоренное развитие работ в области нанотехнологий и наноматериалов призвано обеспечить реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации, изложенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. II. Основное назначение и принципы Программы Основное назначение Программы - достижение целей, определенных Концепцией развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года. Программа представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение координации работ по созданию и развитию научной, технической и технологической базы в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, а также на объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и организаций в интересах ускоренного формирования наноиндустрии в Российской Федерации, и является важнейшим организационным инструментом реализации указанной Концепции. Основными принципами Программы являются: системный подход к решению задач развития наноиндустрии, включающий межотраслевую координацию работ федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации программ и проектов в этой области; коллегиальность принятия решений, связанных с реализацией Программы, а также широкое использование независимой и межведомственной экспертизы в этих целях; направление значительной части средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников на решение приоритетных задач в области развития наноиндустрии и создание системы контроля эффективности их расходования; межведомственная открытость для обсуждения достигнутых результатов и эффективных механизмов организации работ. Состав участников Программы формируется из федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, субъектов инновационной системы, негосударственных организаций наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики и других организаций. Участники Программы самостоятельно реализуют исследовательские, образовательные, инфраструктурные или производственные проекты в области наноиндустрии, а также согласовывают механизм обмена информацией о своей деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. III. Цель и задачи Программы Целью Программы является достижение и поддержание паритета с развитыми странами мира в приоритетных направлениях науки и техники, ресурсо- и энергосбережении, создании экологически адаптированных современных промышленных производств, здравоохранении, производстве продуктов питания, качестве и уровне жизни населения, а также в обеспечении необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации за счет повышения координации и результативности работ в области нанотехнологий и наноматериалов. Основными задачами Программы являются: развитие высокотехнологичных секторов экономики на базе широкого внедрения нанотехнологий и наноматериалов, обеспечивающее повышение конкурентоспособности и расширение присутствия Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции; повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств за счет согласованных действий участников Программы в области нанотехнологий и наноматериалов; снижение уровня угроз террористических актов, техногенных катастроф и других факторов неблагоприятных внешних воздействий путем широкого внедрения специальной наносистемной техники; совершенствование вооружения, военной и специальной техники на основе использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов; профилактика, диагностика и лечение заболеваний путем внедрения в сферу здравоохранения методов, лекарственных средств и медицинской техники, полученных в результате использования достижений в области нанотехнологий и наноматериалов; повышение уровня экологической безопасности и улучшение среды обитания за счет применения наносистемной техники для мониторинга и защиты окружающей среды. Для достижения цели Программы предусматриваются: определение приоритетных направлений развития нанотехнологий и наноматериалов, ресурсного обеспечения форм межведомственного взаимодействия; учет, планирование и оптимизация расходуемых бюджетных средств в области нанотехнологий и наноматериалов; формирование национальной нанотехнологической сети; распределение компетенции по вопросам проведения исследований и разработок в области нанотехнологий и наноматериалов, распространение полученных результатов в отраслях экономики и стимулирование спроса на продукцию наноиндустрии; координация и совершенствование процедур трансфера нанотехнологий и наноматериалов; совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности при вовлечении ее в хозяйственный оборот. Основными направлениями координации работ в рамках Программы являются: создание и совершенствование исследовательской и инновационной инфраструктуры по развитию работ в области нанотехнологий и наноматериалов; широкомасштабное развитие фундаментальных исследований по перспективным направлениям науки, определяющим прогресс в области нанотехнологий и наноматериалов, а также долгосрочная государственная поддержка прикладных исследований, нацеленных на коммерциализацию разработок; развитие международного взаимовыгодного сотрудничества в области наноиндустрии; подготовка, привлечение и закрепление кадров (прежде всего молодых специалистов) для использования в различных сферах деятельности в области нанотехнологий и наноматериалов, а также повышение их квалификации. IV. Направления развития нанотехнологий и наноматериалов и мероприятия Программы Перспективными направлениями развития нанотехнологий и наноматериалов являются: создание научно-технологической и метрологической базы наноиндустрии; разработка наноинженерии и наносистемной техники; создание функциональных и конструкционных наноматериалов; разработка нанобиотехнологии; осуществление подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии. Для реализации Программы утверждается план мероприятий, включающий следующие направления работ: организация научно-технического прогноза в области нанотехнологий и наноматериалов, определение места Российской Федерации на мировом рынке продукции наноиндустрии; определение и согласование приоритетов и компетенции участников Программы, в том числе по развитию инфраструктуры наноиндустрии; согласование тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, по которой участниками Программы планируется выполнение или размещение заказа; информирование участников Программы о направлениях, партнерах и результатах международного научно-технического сотрудничества в области нанотехнологий и наноматериалов; обмен результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и деятельности в сфере коммерциализации технологий наноиндустрии, обеспечение трансфера разработанных технологий в промышленность, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации; инвентаризация научного, технического, технологического и производственного потенциала Российской Федерации в области нанотехнологий и наноматериалов; определение показателей и индикаторов Программы. План действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации представлен в приложении. V. Система управления реализацией Программы Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации. Координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Управление реализацией Программы производится на основе соглашений координатора Программы с каждым из ее участников. Для реализации Программы координатор Программы: разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий, в том числе совместно с иными участниками Программы, нормативные акты, необходимые для реализации Программы; планирует экспертные проверки выполнения отдельных мероприятий участниками Программы; представляет участникам Программы в соответствии с двусторонними соглашениями статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении мероприятий Программы; дает заключение по предложениям главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, связанным с вопросами увеличения финансирования мероприятий Программы; готовит ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о ходе и результатах реализации Программы. Координационно-коллегиальным органом является Межведомственный научно-технический совет по проблеме нанотехнологий и наноматериалов. В его состав входят представители главных распорядителей бюджетных средств - участников Программы, ученые, а также представители крупных бизнес-сообществ, заинтересованные в развитии российской наноиндустрии. Технический координатор Программы - Федеральное агентство по науке и инновациям выполняет следующие функции: организация взаимодействия участников Программы с головной научной организацией Программы и головными организациями отраслей, установленными в настоящем разделе; организация внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и обеспечение размещения в сети Интернет материалов о реализации Программы, финансировании мероприятий Программы и привлеченных внебюджетных средствах; организация и ведение мониторинга реализации Программы; информационно-аналитическое обеспечение подготовки ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации Программы; представление координатору Программы статистической, справочной и аналитической информации о реализации Программы. В рамках Программы осуществляют деятельность следующие субъекты инновационной системы: головная научная организация Программы; головные организации отраслей; научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов страны; центры коллективного пользования научным оборудованием; центры трансфера технологий; венчурные фонды и иные специализированные финансовые институты, включая фонд развития наноиндустрии; негосударственные организации - участники Программы. Головная научная организация Программы, определяемая координатором Программы на конкурсной основе, выполняет следующие функции: осуществляет научное и методическое обеспечение координации исследований и разработок для формирования технологической базы в рамках Программы; осуществляет комплексную научную и технологическую экспертизу мероприятий Программы в области соответствующих исследований и разработок, включая экспертизу достигнутых результатов и определение потенциала их производства и продажи; осуществляет научное и методическое обеспечение координации проектов международного научно-технического сотрудничества; оценивает перспективы и вырабатывает рекомендации по использованию результатов исследований и разработок гражданского, военного и двойного назначения (по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти); обеспечивает взаимодействие с головными организациями отраслей по вопросам научных исследований, коммерциализации технологий, организации серийного производства; осуществляет научное и методическое обеспечение подготовки специалистов. Организация, претендующая на получение статуса головной научной организации Программы, должна осуществлять: разработку новых технологий, применение которых возможно во многих отраслях экономики; разработку принципиально новых технологий, обеспечивающих развитие новых секторов экономики. Головные организации отраслей - организации, уполномоченные федеральными органами исполнительной власти - участниками Программы на осуществление научно-методического сопровождения следующих направлений деятельности: решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоения секторов наукоемкой продукции мирового рынка; координация разработок конкурентоспособных на мировом рынке коммерческих технологий, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства; координация проектов международного научно-технического сотрудничества в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти по направлениям Программы; координация проектов трансфера нанотехнологий; интеграция научной и образовательной деятельности в целях развития соответствующей отрасли и подготовки специалистов для этой отрасли; отраслевой мониторинг мероприятий Программы, включая сбор информации о производстве и продаже продукции наноиндустрии. Руководители федеральных органов исполнительной власти -участников Программы в рамках своей компетенции несут персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты. Организация, претендующая на получение статуса головной организации отрасли, должна осуществлять в рамках отрасли разработку новых технологий, конкурентоспособных на мировом рынке. Создание фонда развития наноиндустрии как специализированного института будет содействовать совершенствованию механизма коммерциализации разработок и финансирования производственных проектов в области нанотехнологий и наноматериалов. Отдельные негосударственные организации - участники Программы осуществляют научные исследования и разработки, подготовку и переподготовку специалистов, проектирование и выпуск серийной продукции по направлениям Программы. Для оперативного и достоверного информирования участников Программы создается система обмена результатами, полученными в рамках ее реализации. Указанная система включает в себя: подсистему информационных обменов участников Программы; подсистему управления, экспертизы и контроля реализации Программы; подсистему информационной поддержки процесса коммерциализации нанотехнологий и наноматериалов; подсистему международных научно-технических обменов в области нанотехнологий и наноматериалов; подсистему популяризации достижений в области нанотехнологий и наноматериалов. VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы Мероприятия Программы финансируются ее участниками в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В качестве источников финансирования мероприятий Программы могут учитываться средства целевых программ, средства, выделенные на содержание учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств, а также на реализацию внепрограммных мероприятий, включая средства государственных научных фондов. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы устанавливаются и корректируются ее участниками ежегодно, после утверждения каждым участником годового плана работы, в пределах имеющихся бюджетных и иных средств, но не позднее II квартала каждого года. VII. Критерии оценки эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы Критериями оценки эффективности реализации Программы являются: достижение реальных результатов в экономике Российской Федерации на базе реализации продукции наноиндустрии; рост объема продаж продукции наноиндустрии на внешнем и внутреннем рынках; рост числа патентов, договоров об уступке патента и лицензионных договоров в области нанотехнологий и наноматериалов; расширение частно-государственного партнерства в процессе реализации Программы и рост объемов привлеченных внебюджетных средств; увеличение количества публикаций российских ученых в журналах мирового уровня, а также докладов, связанных с тематикой Программы, на международных конференциях. В результате реализации Программы предполагается: повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации; повышение уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; диверсификация и рост конкурентоспособности российской экономики, увеличение доли мирового рынка продукции наноиндустрии, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем высокотехнологичной продукции; достижение мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающего развитие и реализацию российского потенциала наноиндустрии и активное участие России в международной научно-технической кооперации. Приложение к Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ --------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Вид документа | Срок представления | Ответственные | | | | | в Правительство | исполнители | | | | | Российской | | | | | | Федерации | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 1. | Подготовка предложений | доклад в | III квартал 2006 г. | Минобрнауки | | | по активному участию | Правительство | | России, | | | фондов поддержки | Российской | | Минэкономразвития | | | научно-технической | Федерации | | России, | | | деятельности в | | | заинтересованные | | | развитии наноиндустрии | | | федеральные органы | | | | | | исполнительной | | | | | | власти | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 2. | Разработка федеральной | проект | III квартал 2006 г. | Минобрнауки | | | целевой программы по | постановления | | России, | | | развитию | Правительства | | Минэкономразвития | | | нанотехнологий | Российской | | России, | | | | Федерации | | Российская | | | | | | академия наук, | | | | | | заинтересованные | | | | | | федеральные органы | | | | | | исполнительной | | | | | | власти | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 3. | Создание рабочей | проект | IV квартал 2006 г. | Минобрнауки | | | группы по | решения | | России, | | | нанотехнологиям при | Совета при | | Минэкономразвития | | | Совете при Президенте | | | | | | Рос| сии | | | | | Российской Федерации | Российской | | | | | по науке, технологиям | Федерации по | | | | | и образованию | науке, | | | | | | технологиям и | | | | | | образованию | | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 4. | Проведение детального | доклад в | IV квартал 2006 г. | Минобрнауки | | | мониторинга научно- | Правительство | | России, | | | технологического | Российской | | заинтересованные | | | потенциала Российской | Федерации | | федеральные | | | Федерации в сфере | | | органы | | | наноиндустрии | | | исполнительной | | | | | | власти | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 5. | Организация конкурса | доклад в | IV квартал 2006 г. | Минобрнауки | | | на определение | Правительство | | России, | | | головной научной | Российской | | Минэкономразвития | | | организации Программы | Федерации | | России | | | координации работ в | | | | | | области нанотехнологий | | | | | | и наноматериалов в | | | | | | Российской Федерации | | | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 6. | Создание фонда | проект | II квартал 2007 г. | Минэкономразвития | | | развития наноиндустрии | постановления | | России, | | | | Правительства | | Минобрнауки | | | | Российской | | России, | | | | Федерации | | заинтересованные | | | | | | федеральные | | | | | | органы | | | | | | исполнительной | | | | | | власти | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 7. | Разработка и | проект | III квартал 2007 г. | Минобрнауки | | | нормативное правовое | распоряжения | | России, | | | обеспечение механизмов | Правительства | | Минэкономразвития | | | использования | Российской | | России | | | инфраструктуры | Федерации | | | | | наноиндустрии | | | | | | (исследовательской и | | | | | | технологической базы) | | | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 8. | Подготовка предложений | доклад в | III квартал 2007 г. | Минобрнауки | | | по стимулированию | Правительство | | России, | | | спроса на | Российской | | Минэкономразвития | | | нанотехнологическую | Федерации | | России, | | | продукцию в | | | заинтересованные | | | акционерных обществах, | | | федеральные | | | в уставном капитале | | | органы | | | которых доля | | | исполнительной | | | Российской Федерации | | | власти | | | составляет более | | | | | | 50 процентов | | | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 9. | Разработка механизмов | доклад в | III квартал 2007 г. | Минобрнауки | | | интеграции науки и | Правительство | | России, | | | образования, | Российской | | Минэкономразвития | | | формирование | Федерации | | России, | | | национальной | | | заинтересованные | | | интегрированной | | | федеральные | | | научно-образовательной | | | органы | | | системы в области | | | исполнительной | | | нанотехнологий | | | власти и | | | | | | организации | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 10. | Разработка концепции | приказ | IV квартал 2007 г. | Минобрнауки России | | | национальной системы | Минобрнауки | | | | | мониторинга | России | | | | | исследований и | | | | | | разработок в сфере | | | | | | нанотехнологий и | | | | | | создание этой системы | | | | |-----|------------------------|----------------|---------------------|---------------------| | 11. | Подготовка предложений | доклад в | IV квартал 2007 г. | Минобрнауки | | | по стимулированию | Правительство | | России, | | | спроса на | Российской | | Минэкономразвития | | | нанотехнологическую | Федерации | | России, | | | продукцию в рамках | | | заинтересованные | | | реализации | | | федеральные | | | национальных проектов | | | органы | | | | | | исполнительной | | | | | | власти | --------------------------------------------------------------------------------------------- |