ПРОДАВЕЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕ ПРОБИЛ И НЕ ВЫДАЛ ЧЕК ПОКУПАТЕЛЮ. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА И ПРОДАВЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ? ПОДЛ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 15.03.06 09-24/20243

          ПРОДАВЕЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕ ПРОБИЛ
            И НЕ ВЫДАЛ ЧЕК ПОКУПАТЕЛЮ. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
           ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА И
        ПРОДАВЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ
           14.5 КОАП РФ. ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?
        ПОДЛЕЖИТ ЛИ РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБА ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
        В ЧАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
        ПРОДАВЦА, ЕСЛИ ЖАЛОБА ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ
           О ПРАВОНАРУШЕНИИ ПОДАНА НЕУПОЛНОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           15 марта 2006 г.
                            N 09-24/20243

                                 (Д)


     Все    организации    и    индивидуальные   предприниматели   при
осуществлении   наличных   денежных   расчетов   и  (или)  расчетов  с
использованием  платежных  карт  в случаях продажи товаров, выполнения
работ   или   оказания  услуг  обязаны  применять  контрольно-кассовую
технику, включенную в государственный реестр. Об этом сказано в пункте
1  статьи  2  Федерального  закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой   техники   при  осуществлении  наличных  денежных
расчетов  и  (или)  расчетов с использованием платежных карт" (далее -
Закон N 54-ФЗ).
     Согласно  статье  5  Закона N 54-ФЗ организации, применяющие ККТ,
обязаны  в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
     Как  следует  из  представленных материалов, на момент проверки в
магазине,    принадлежащем    организации,    торговая    деятельность
осуществлялась.  При  продаже товара общей стоимостью 24 руб. продавец
получил  денежную  наличность  в  сумме  24  руб.,  но он не отпечатал
кассовый  чек  по  ККТ и не выдал его покупателю вместе с товаром, что
является нарушением пункта 1 статьи 2 и статьи 5 Закона N 54-ФЗ.
     При  несоблюдении  работником  обязательств  перед  покупателем к
административной  ответственности  привлекается организация, поскольку
работник  в  данном  случае вступает в правоотношения с покупателем от
имени  предприятия, то есть стороной в договоре купли-продажи является
именно предприятие.
     В  части  3  статьи  2.1  КоАП  РФ  предусмотрено, что назначение
административного   наказания  юридическому  лицу  не  освобождает  от
административной  ответственности  за  данное  правонарушение виновное
физическое  лицо,  равно  как  и  привлечение  к  административной или
уголовной   ответственности   физического   лица   не  освобождает  от
административной  ответственности за данное правонарушение юридическое
лицо.
     В  соответствии  с  частью  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо
признается  виновным  в  совершении  административного правонарушения,
если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения
правил  и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ
предусмотрена  административная  ответственность,  но  данным лицом не
были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В  данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры
по  соблюдению указанных выше требований законодательства о применении
ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов.
     Факт  совершения  административного правонарушения подтверждается
актом   проверки,   протоколом   об  административном  правонарушении,
Z-отчетом,    снятым   в   ходе   проверки,   объяснениями   продавца,
зафиксированными  в  акте  и  протоколе, в которых он не отрицает факт
неприменения ККТ при продаже товара.
     Таким   образом,   привлечение   организации  к  административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ правомерно.
     Вместе   с  тем  согласно  части  1  статьи  1.6  КоАП  РФ  лицо,
привлекаемое   к   административной  ответственности,  не  может  быть
подвергнуто    административному   наказанию   и   мерам   обеспечения
производства  по  делу об административном правонарушении иначе как на
основаниях и в порядке, установленных законом.
     Административным   правонарушением   признается   противоправное,
виновное  действие  (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ
установлена  административная  ответственность  (часть  1 ст. 2.1 КоАП
РФ).
     В  соответствии  со  статьей  2.4  КоАП  РФ  должностными  лицами
юридического   лица   являются   руководители   и   другие   работники
юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи
с        выполнением        организационно-распорядительных        или
административно-хозяйственных функций.
     Однако  данные, свидетельствующие о том, что генеральный директор
организации   не  исполнил  или  ненадлежащим  образом  исполнял  свои
служебные обязанности, в материалах дела отсутствуют.
     Следовательно, нет вины генерального директора в неприменении ККТ
продавцом при продаже товара.
     Таким  образом,  привлечение генерального директора организации к
административной  ответственности  в соответствии со статьей 14.5 КоАП
РФ   неправомерно,   поскольку  в  его  действиях  отсутствует  состав
административного  правонарушения,  что  в  соответствии  с  пунктом 2
статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство
по делу об административном правонарушении.
     Изложенные   в  жалобе  доводы  о  нарушении  норм  КоАП  РФ  при
составлении протоколов по данному делу несостоятельны.
     Из   представленных   материалов   следует,   что   протокол   об
административном  правонарушении  в отношении организации составлен по
окончании  административного  расследования  в  сроки, предусмотренные
статьей 28.7 КоАП РФ.
     В  соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ данный протокол составлен
с  участием  генерального  директора организации, которому под роспись
разъяснены   его  процессуальные  права  как  законного  представителя
организации,   предусмотренные   КоАП   РФ.   При   этом  в  протоколе
зафиксированы  его  объяснения  по  выявленному  правонарушению. Копия
протокола  генеральному  директору  вручена  под  расписку. Протокол в
отношении продавца составлен с участием последнего.
     Согласно  статье  28.2  КоАП  РФ  физическому  лицу или законному
представителю  юридического  лица, в отношении которых возбуждено дело
об   административном   правонарушении,   должна   быть  предоставлена
возможность    ознакомления    с    протоколом   об   административном
правонарушении.   Указанные   лица  вправе  представить  объяснения  и
замечания  по  содержанию  протокола, которые прилагаются к протоколу.
При  этом  протокол  об  административном правонарушении подписывается
должностным  лицом,  его  составившим,  физическим  лицом или законным
представителем  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об административном правонарушении.
     Следовательно,  жалоба  генерального  директора на то, что ему не
была предоставлена возможность ознакомления с протоколом, составленным
в отношении продавца, необоснованна.
     При   изготовлении  постановления  о  привлечении  организации  к
административной  ответственности  допущена  техническая опечатка: при
указании даты составления протокола вместо 16 января 2006 года указана
дата  13  января  2006  года.  Однако  данная  техническая опечатка не
повлияла на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.
     Обратите  внимание: в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ
лицо,   в   отношении   которого   ведется  производство  по  делу  об
административном   правонарушении,   вправе   знакомиться   со   всеми
материалами  дела,  давать  объяснения,  представлять  доказательства,
заявлять   ходатайства  и  отводы,  пользоваться  юридической  помощью
защитника, а также иными процессуальными правами согласно КоАП РФ.
     В  соответствии  со статьей 25.5 КоАП РФ для оказания юридической
помощи  лицу,  в  отношении  которого  ведется производство по делу об
административном   правонарушении,   в   производстве   по   делу   об
административном правонарушении может участвовать защитник.
     В  качестве  защитника  к  участию  в  производстве  по  делу  об
административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
     При  этом  полномочия  адвоката  удостоверяются ордером, выданным
соответствующим   адвокатским  образованием.  Полномочия  иного  лица,
оказывающего   юридическую   помощь,   удостоверяются   доверенностью,
оформленной в соответствии с законом.
     Документов,   подтверждающих  полномочия  генерального  директора
организации    представлять    интересы    продавца   по   обжалованию
постановления по делу об административном правонарушении о привлечении
последнего к административной ответственности, не представлено.
     Таким  образом,  учитывая,  что жалоба об отмене постановления по
делу об административном правонарушении подана неуполномоченным лицом,
жалоба   генерального   директора   в  части  привлечения  продавца  к
административной  ответственности  в соответствии со статьей 14.5 КоАП
РФ оставлена без рассмотрения.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
15 марта 2006 г.
N 09-24/20243