О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТОВ БАНКА РОССИИ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 06.05.05 12-4-7/1119

               О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТОВ БАНКА РОССИИ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                            6 мая 2005 г.
                            N 12-4-7/1119

                                 (Д)


     Департамент   валютного   регулирования   и   валютного  контроля
рассмотрел  запрос  Ассоциации  российских банков о порядке применения
ряда  актов  Банка  России,  изданных  в целях повышения эффективности
работы  кредитных  организаций  по  выявлению  в деятельности клиентов
подозрительных операций, и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  7  Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма"  (далее по тексту - Федеральный
закон)   кредитные   организации   обязаны   в   целях  предотвращения
легализации   (отмывания)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и
программы  его  осуществления.  При  этом правила внутреннего контроля
должны разрабатываться кредитными организациями с учетом рекомендаций,
утверждаемых Центральным банком Российской Федерации.
     Банк  России, учитывая информацию, получаемую в рамках отчетности
кредитных  организаций и в ходе инспекционной деятельности, подготовил
для  кредитных  организаций  рекомендации  по выявлению в деятельности
клиентов  подозрительных  операций.  В  частности,  Банком России были
изданы:  Письма  от  21.01.2005  N  12-Т "Методические рекомендации по
усилению  контроля  за  операциями  покупки  физическими лицами ценных
бумаг  за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты"
(далее  -  Письмо N 12-Т) и от 26.01.2005 N 17-Т "Об усилении контроля
за  операциями  с  наличными  денежными  средствами" (далее - Письмо N
17-Т).   Следует   отметить,  что  названные  выше  акты  не  являются
нормативными   актами   Банка  России,  обязательными  для  исполнения
кредитными   организациями.  Содержащиеся  в  данных  актах  положения
представляют собой рекомендации по выявлению подозрительных операций в
деятельности клиентов.
     При  этом  право  принимать окончательное решение о необходимости
классификации  той  или  иной операции с денежными средствами или иным
имуществом  в  качестве подозрительной операции входит исключительно в
компетенцию кредитной организации.
     Таким  образом,  в  ходе организации внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,   и  финансированию  терроризма  кредитная  организация  вправе
самостоятельно   определять,  в  каком  объеме  использовать  в  своей
деятельности  рекомендации Банка России, содержащиеся в Письмах N 12-Т
и N 17-Т.
     Вместе   с  тем  необходимо  иметь  в  виду,  что  уполномоченные
представители Банка России, проводящие проверку кредитной организации,
на   основании   документов   (информации),  полученных  от  кредитной
организации, вправе составить профессиональное мотивированное суждение
и  дать оценку степени соответствия ее деятельности по противодействию
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма  рекомендациям  Банка  России.  Кроме того,
исходя из результатов проверки и особенностей деятельности проверяемой
кредитной  организации,  в  целях  повышения эффективности внутреннего
"противолегализационного"  контроля уполномоченные представители Банка
России  могут  обратить  дополнительное внимание руководства кредитной
организации на изложенные в актах Банка России, в частности, Письмах N
N 12-Т и 17-Т, рекомендации.
     Одновременно   по   вопросу   разъяснения  термина  "значительные
объемы",  используемого  в  Письме  N  17-Т,  сообщаем,  что  в рамках
осуществления   мер,   направленных   на  противодействие  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансирование
терроризма,  количественные характеристики, по нашему мнению, в каждом
конкретном   случае   должны   определяться   кредитной   организацией
самостоятельно  с  учетом  особенностей  ее деятельности, особенностей
деятельности  ее  клиентов,  а также степени (уровня) риска проводимых
клиентами операций.

Директор
                                                            Е.И.ИЩЕНКО
6 мая 2005 г.
N 12-4-7/1119