ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ В ОАО "РЖД" РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 14 сентября 2005 г. N 1508р (Д) В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов: 1. Утвердить прилагаемое Положение о диспетчерском управлении движением поездов в ОАО "РЖД". 2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением. Вице-президент ОАО "РЖД" С.В.КОЗЫРЕВ 14 сентября 2005 г. N 1508р УТВЕРЖДЕНО распоряжением ОАО "РЖД" от 14 сентября 2005 года N 1508р ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСПЕТЧЕРСКОМ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов. 1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками - структурного подразделения ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее - ЦУМР), железнодорожных станций (далее - станция). 1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на: - принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером; - строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы; - обеспечении безопасности движения поездов. 1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта. Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер. 1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожных диспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО "РЖД" методикам. 2. Цели и задачи диспетчерского управления 2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. 2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает: - концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций; - организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог; - унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях; - заблаговременное планирование предстоящей работы; - создание оптимальных условий для эксплуатационной работы; - планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной и местной работы. 2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются: - организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы; - обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее - пассажирские поезда) и грузовых поездов; - организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковке и пунктам железных дорог и отделений железных дорог; - обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания; - своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств; - эффективное использование локомотивных бригад; - контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов; - регулирование погрузочных ресурсов; - организация местной работы; - контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии; - принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов. 2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры - с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава. Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении - не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов - 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры - один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимых в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги. Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог - соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги. Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком. 2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам. Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.02 N ЦД-928. 3. Центр управления перевозками - структурное подразделение ОАО "РЖД" (ЦУП) 3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО "РЖД" в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее - ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками. 3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО "РЖД" (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний - операторов подвижного состава). В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением "окон". 3.3. В соответствии с Положением о ЦУП, утвержденным ОАО "РЖД" 15.04.04, N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции: - контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов; - организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов; - организация выполнения технических норм эксплутационной работы; - контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других; - организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад; - организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости - перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания - структурным подразделением ОАО "РЖД" и портами; - контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии; - организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии; - контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов; - анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава); - контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО "РЖД". 3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО "РЖД", связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам: - обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов; - эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч. восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах; - согласование предоставления "окон" для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения; - принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплутационной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок; - информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО "РЖД" о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов. 3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в Приложении 1. 4. Дорожный центр управления перевозками 4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП. В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 23.04.04 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы. Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района). 4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции: - выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги; - оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций; - обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги; - выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку; - контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами; - создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы; - организация выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график поездов, следующих с отклонением от установленного расписания; - контроль за выполнением графика оборота поездов в пригородном сообщении, содержанием эксплуатируемого парка электропоездов и бригад машинистов; - регулирование вагонного парка и содержания рабочего парка вагонов на станциях; - контроль передачи и развоза вагонов с местным грузом по станциям назначения отделений железной дороги; - управление перевозками негабаритных, тяжеловесных, специальных и воинских грузов в пределах железной дороги; - контроль соответствия размеров эксплуатируемого парка локомотивов и количества локомотивных бригад размерам движения поездов; - обеспечение своевременной постановки локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку; - обеспечение своевременной постановки вагонов на все виды планового ремонта и их включение в эксплуатацию после завершения ремонта; - управление движением поездов, сформированных перевозчиками, в соответствии с условиями договоров на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО "РЖД"; - контроль за эффективным использованием "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ и организацией пропуска поездов в период их предоставления; - обеспечение соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад, в т.ч. в пригородном сообщении; - взаимодействие с ЦУП и ДЦУП соседних железных дорог; - взаимодействие с техническими службами железной дороги для организации бесперебойного и безопасного движения поездов и работы станций; - информирование руководства железной дороги, дежурного персонала причастных служб железной дороги о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушениях безопасности движения поездов; - организация ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях; - обеспечение оповещения специалистов соответствующего территориального управления МЧС России и других причастных служб о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с установленной на железной дороге системой оповещения. 4.3. Работа ДЦУП организовывается на основе: - технического, сменно-суточного и текущих планов поездной, грузовой и местной работы; - оперативных заданий диспетчерам дорожным и поездным, ЦУМР железной дороги, разработанных в соответствии с плановыми заданиями по поездной, местной и грузовой работе; - технологических процессов поездной, грузовой и местной работы для ДЦУП в целом и каждого района управления в отдельности; - технологических процессов работы станций; - плана мероприятий по предупреждению возможных затруднений в пропуске поездов; - мероприятий по снижению эксплуатационных затрат, эффективному использованию вагонов и локомотивов, увеличению провозной способности участков и перерабатывающей способности станций; - мероприятий железной дороги по устранению сбоев в движении поездов, восстановлению их пропуска в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях. В случае задержки поезда из-за наличия в нем отдельной группы вагонов или контейнеров, прием которых невозможен станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, ДЦУП готовит решение по доставке остальных вагонов, контейнеров в адрес других грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожного пути необщего пользования, которое утверждается заместителем начальника железной дороги по перевозкам. 4.4. Перечень функций диспетчерского персонала ДЦУП приведен в Приложении 2. 5. Диспетчерский центр управления местной работой 5.1. ЦУМР обеспечивает выполнение плана погрузки и норм выгрузки в отделении железной дороги на основе рациональной организации доставки вагонов с местным грузом на станции и распределения порожних вагонов для погрузки по заданию ДЦУП. В состав диспетчерского персонала ЦУМР входят: старший диспетчер ЦУМР, дежурный по отделению железной дороги, диспетчеры по местной работе. 5.2. В выполнении производственных заданий диспетчерский персонал ЦУМР подчиняется диспетчеру дорожному (руководителю района управления) и диспетчеру по регулированию вагонного парка района управления ДЦУП железной дороги, в границах которого функционирует ЦУМР, и взаимодействует с диспетчерами дорожного центра управления по вопросам выполнения графика движения и плана формирования местных поездов. 5.3. В пределах полигона управления ЦУМР может быть организовано необходимое количество технологических районов местной работы (далее - РМР). Каждый из РМР формируется на базе крупной технической или грузовой станции участка (опорной станции) и связанных с ней по технологии местной работы и территориальному расположению других станций. В качестве опорной станции может выступать сортировочная, грузовая или участковая станция (внеклассная, 1 или 2 класса). В ЦУМР организуется непрерывное информационное взаимодействие с ДЦУП, дежурными по станциям, маневровыми и станционными диспетчерами станций, а также с транспортными службами организаций, железнодорожные пути необщего пользования которых обслуживаются железной дорогой. 5.4. Технология диспетчерского управления местной работой предусматривает оперативный контроль за доставкой груженых и порожних вагонов с момента их поступления с соседних железных дорог и отделений железной дороги до подачи на пункты погрузки и выгрузки вагонов и сдачу с железной дороги (с передачей под управление ДЦУП или ЦУМР соседней железной дороги). При этом регулирование местной работой между отделениями железной дороги, порожних вагонов под погрузку по отделениям железной дороги, доставка местных вагонов от междудорожных стыков до опорной станции РМР, очередность обслуживания участков местной работы железной дороги поездными локомотивами находятся в компетенции ДЦУП. 5.5. ЦУМР осуществляет следующие функции: - оперативное планирование и управление местной работой в отделении железной дороги в целях выполнения технических норм эксплуатационной работы по погрузке, выгрузке, развозу, передаче местного груза и порожних вагонов, использованию подвижного состава; - планирование развоза местного груза по времени суток на каждую смену по каждому диспетчерскому участку, который согласовывается с диспетчером поездным ДЦУП; - обеспечение станций отделения железной дороги вагонами под погрузку соответствующего типа и рода с учетом принадлежности вагона и заявок грузоотправителей; - выполнение заданий ДЦУП по погрузке и выгрузке, формированию и отправлению сквозных и местных (внутридорожных) поездов, выполнению технических норм эксплуатационной работы отделения железной дороги; - выполнение технологических нормативов по передвижению и подготовке вагонов в пределах отделения железной дороги; - взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями на территории РМР, со структурными подразделениями Центра фирменного транспортного обслуживания и перевозчиками груза; - организация работы с владельцами железнодорожных путей необщего пользования на основе единых технологических процессов работы этих путей и станций примыкания; - взаимодействие с вагонным депо, пунктами технического обслуживания, промывочно-пропарочными станциями и пунктами подготовки вагонов под погрузку по организации подготовки технически пригодных грузовых вагонов под погрузку (для РМР, на станциях которых расположены вагонные депо или пункты подготовки вагонов под погрузку); - эффективное использование поездных и маневровых локомотивов, занятых на выполнении местной работы. 5.6. В процессе работы ЦУМР взаимодействует с: - региональным центром фирменного транспортного обслуживания (РАФТО); - отделом коммерческой работы в сфере грузовых перевозок отделения железной дороги; - подразделениями служб локомотивного и вагонного хозяйств; - региональными центрами службы информатизации и связи железной дороги. 5.7. Для ускорения оборота местных грузовых вагонов,за счет равномерного подвода местного груза к станциям назначения, сокращения межоперационных простоев вагонов, соблюдения норм единого технологического процесса работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, улучшения использования маневровых локомотивов, строгого выполнения графика движения и плана формирования поездов, развоз вагонов с местным грузом осуществляется, как правило, по твердым ниткам графика, составленного исходя из минимального среднего простоя вагона с местным грузом на участке. 5.8. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУМР приведен в Приложении 3. 6. Диспетчерское управление поездной и маневровой работой на станции 6.1. Диспетчерское управление поездной и маневровой работой на станции осуществляют станционный и маневровый диспетчеры, дежурный по железнодорожной станции, в оперативном порядке организующие поездную и маневровую работу на станции под контролем поездного и маневрового диспетчера. Станционный диспетчер назначается на внеклассных и 1 класса станциях с двумя и более районами управления и руководит единой сменой на станции. В отсутствие начальника станции или его заместителей решает все оперативные вопросы, касающиеся работы станции. При отсутствии в штате станции станционного диспетчера руководителем единой смены на станции является маневровый диспетчер. Он несет ответственность за выполнение сменно-суточного плана и осуществление технологического процесса работы станции. 6.2. На станциях, где не предусмотрена должность маневрового диспетчера, руководителем единой смены является дежурный по станции. Дежурный по железнодорожной станции руководит единолично приемом, отправлением, пропуском поездов, производством маневровой работы, пропуском поездных локомотивов из локомотивного депо, предоставлением технологических "окон" для обслуживания технических устройств станции. На станциях, где одновременно работают два или более дежурных, техническо-распорядительным актом станции устанавливаются районы их управления и конкретные обязанности каждого дежурного по железнодорожной станции. Дежурный по станции контролирует работу технических устройств станции, производит запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46. При выявлении нарушений в их работе сообщает об этом поездному диспетчеру, электромеханику и диспетчеру дистанции сигнализации и связи и при необходимости - работникам других причастных служб (бригадиру пути, энергодиспетчеру), контролирует работу по устранению выявленных нарушений. 6.3. Распоряжения станционного или маневрового диспетчера, дежурного по железнодорожной станции, касающиеся обеспечения своевременного и безопасного приема, отправления и пропуска поездов, производства маневровой работы, а также бесперебойной работы технических устройств станции, являются обязательными для сменных работников всех служб на станции, связанных с обеспечением движения поездов и маневровой работы. 6.4. Станционный и маневровый диспетчеры, дежурный по железнодорожной станции контролируют соблюдение работниками производственной смены станции требований безопасности движения поездов и охраны труда, трудовой и производственной дисциплины; отстраняют от несения дежурства работников станции, нарушающих эти требования; немедленно передают информацию диспетчеру поездному, начальнику станции и дежурному по отделению железной дороги обо всех случаях брака в поездной и маневровой работе, несчастных случаях с работниками станции. 6.5. Перечень функций оперативного персонала железнодорожной станции приведен в Приложении 4. 7. Информационное обеспечение диспетчерского персонала 7.1. Информационное обеспечение диспетчерского персонала осуществляется посредством программно-технического комплекса автоматизированного рабочего места (далее - АРМ), обслуживаемого информационно-управляющими системами, действующими в сфере управления перевозочным процессом. 7.2. Информационное обеспечение построено на принципе оперативного и достоверного отражения хода перевозочного процесса, позволяющего осуществлять своевременный контроль и анализ поездной и грузовой работы. 7.3. Все АРМы диспетчерского персонала ЦУП, ДЦУП, ЦУМР и станций объединяются в программно-технологический комплекс (ПТК) локальной вычислительной сетью, позволяющей осуществлять взаимодействие между ПТК и со следующими информационно-управляющими системами: - АСОУП - система оперативного управления перевозками; - ОСКАР - оперативная система контроля и анализа эксплуатационной работы железной дороги; - ДИСПАРК - система учета дислокации вагонного парка; - ДИСКОР - диалоговая система контроля за оперативной работой дороги; - АСУ МР - система управления местной работой на отделении железной дороги; - АСУ станций - система управления станцией; - АС ТРА - система ведения базы данных техническо-распорядительных актов работы станций железной дороги; - АС "ГИД-Урал" - система ведения и анализа исполненного графика движения поездов; - ДИСТПС - система управления работой локомотивов и локомотивных бригад; - АСОВ - система организации вагонопотоков; - СИРИУС - сетевая интегрированная информационно-управляющая система; - "Грузовой экспресс" - система регулирования погрузки в адрес портов и пограничных переходов. 7.4. К информационному обеспечению процессов оперативного управления движением поездов и местной работой предъявляются следующие требования: - своевременное обеспечение сменно-суточного и текущего планирования достоверными исходными данными; - обеспечение работы диспетчерского персонала исходными данными в диалоговом режиме (ПЭВМ - пользователь); - автоматическое формирование выходных данных и распределение информации диспетчерскому персоналу в соответствии с их должностными обязанностями; - обеспечение диспетчерского персонала данными для оперативного контроля перевозочного процесса и автоматизированного анализа. 7.5. Информационное обеспечение работы диспетчерского персонала ЦУМР обеспечивает АСУ МР, связанная по технологии работы с интерфейсами пользователей с ДЦУП и АСУ станций. Информационное обеспечение диспетчерского персонала ЦУМР предусматривает: - текущее планирование развоза местного груза по станциям; - текущий контроль движения поездов с местным грузом в адрес станций отделения железной дороги, отображение информации о наличии и продвижении вагонов; - текущий контроль хода грузовой работы на станциях, в отделениях железной дороги и пунктах погрузки и выгрузки вагонов; - формирование и организацию работы поездов с местным грузом по станциям отделения железной дороги; - контроль простоя вагонов под погрузочно-выгрузочными операциями (согласно условиям договоров на подачу-уборку вагонов или эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования); - оперативный анализ местной работы по итогам смены и суток, формирование учетной и отчетной документации. 7.6. Информационное обеспечение работы станции предусматривает функционирование АРМ, объединенных в единый комплекс автоматизированной системы управления станцией, и предусматривает: - прогноз прибытия поездов и вагонов с местным грузом; - планирование времени подачи вагонов на пункты погрузки, уборки вагонов и выгрузки вагонов; - планирование поездообразования на станции; - ведение графиков исполненного движения поездов, маневровой и грузовой работы; - учет наличия вагонов на станции по плану формирования поездов; - контроль за нахождением вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых станцией; - расчет норм продолжительности и контроль простоя вагонов в пунктах погрузки и выгрузки вагонов, а также в парках станции; - контроль за отправлением поездов по графику движения поездов; - формирование документов на отправляемый поезд или группу вагонов; - учет среднего веса поезда в сквозном, передаточном и вывозном движении; - ведение установленных форм учета и отчетности о работе станции. 8. Порядок действий диспетчерского персонала при нарушениях безопасности движения поездов и возникновении чрезвычайных ситуаций 8.1. Диспетчер поездной при получении сообщения от локомотивной бригады, дежурного по железнодорожной станции или другого должностного лица о нарушениях безопасности движения (крушениях, авариях, сходах и столкновениях подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, случаях брака в работе, в результате которых пострадали люди, допущен перерыв в движении или произошло загрязнение окружающей среды, пожарах в поездах и на объектах инфраструктуры железных дорог) обязан: - немедленно сообщить диспетчеру дорожному (по району управления) ДЦУП, дежурному по отделению железной дороги и энергодиспетчеру района электроснабжения; - известить дежурных по железнодорожным станциям, начальников станций и машинистов поездов, находящихся на этом перегоне; - закрыть перегон для движения поездов и прекратить отправление поездов на закрытый перегон; - обеспечить беспрепятственное продвижение восстановительных поездов, в т.ч. с учетом их габаритов, пожарных поездов и других аварийных формирований в район восстановительных работ; - своевременно подготовить ближайшие к месту восстановительных работ станции и участки для беспрепятственного продвижения восстановительных и пожарных поездов; - после завершения восстановительных работ передать дежурным по железнодорожным станциям и всем причастным приказ об открытии (возобновлении) движения поездов на закрытом перегоне. 8.2. Диспетчер дорожный (по району управления) ДЦУП, получив от диспетчера поездного сообщение о чрезвычайной ситуации, обязан: - доложить о ней старшему диспетчеру дорожному ДЦУП; - в случае схода с рельсов подвижного состава немедленно отдать приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости - пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов в границах отделения железной дороги, входящего в район управления ДЦУП), а также дежурному инженеру соответствующей дистанции сигнализации и связи - об организации связи с местом схода подвижного состава; - контролировать беспрепятственное продвижение восстановительных и пожарных поездов, других аварийных формирований в район восстановительных работ. При отключении контактной сети обеспечить подвод достаточного количества тепловозов. 8.3. Диспетчер дорожный локомотивный ДЦУП обязан обеспечить выделение локомотива для отправления восстановительного поезда не позднее 15 минут с момента получения оперативного приказа. 8.4. Старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП после получения информации от диспетчера дорожного (по району управления) обязан: - информировать начальника железной дороги, заместителя начальника железной дороги - главного ревизора по безопасности движения поездов, а при его отсутствии - заместителя главного ревизора по безопасности движения, ведающего восстановительными средствами, главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии - в течение 15 минут устно по телефону и в течение 2 часов - письменно (по факсимильной или электронной связи). Кроме того, при необходимости, когда последствия нарушения безопасности движения поездов несут угрозу жизни и здоровью пассажиров, персонала железных дорог и населения, сообщить оперативному дежурному территориального управления МЧС России. Схема оповещения утверждается начальником железной дороги; - дать оперативные приказы диспетчеру поездному об отправлении восстановительных, а при необходимости - пожарных поездов и аварийно-восстановительных дрезин района контактной сети (при местонахождении восстановительных поездов за пределами отделения железной дороги, на которые они направляются), а также старшим телефонисткам телефонной станции отделения железной дороги и телефонной станции по месту нахождения восстановительного поезда об оповещении причастных работников и руководителей структурных подразделений железной дороги; - известить диспетчера территориального филиала ведомственной охраны в случае пожара, аварийной ситуации с опасными грузами и угрозы хищения грузов в поврежденных вагонах; - контролировать продвижение восстановительных, пожарных поездов, других аварийных формирований к месту проведения восстановительных работ и ход этих работ, информируя главного диспетчера ЦУП и дежурного оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии. 8.5. Дежурный по отделению железной дороги, получив информацию о нарушении безопасности движения поездов от диспетчера поездного, согласно схеме оповещения, утвержденной начальником отделения железной дороги, обязан: - доложить о нарушении обеспечения безопасности движения поездов начальнику и заместителю начальника отделения железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов; - оповестить через телефонистку телефонного узла членов отделенческой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, других должностных лиц, назначенных для проведения восстановительных работ начальником отделения железной дороги; - контролировать подъем и отправление восстановительных, пожарных поездов и других аварийных формирований и подразделений, дислоцированных на отделении железной дороги. 8.6. Главный диспетчер ЦУП совместно с дежурным оперативно-распорядительного отдела Департамента безопасности движения и экологии контролирует ход восстановительных работ и восстановление нормального движения поездов после окончания восстановительных и ремонтных работ. 8.7. При отказах в работе технических устройств, не приведших к нарушениям безопасности движения поездов, но оказывающих существенное влияние на поездную и маневровую работу, диспетчерский персонал ДЦУП взаимодействует с техническими службами железной дороги следующим образом: 1) диспетчер поездной докладывает диспетчеру дорожному (района управления) ДЦУП и сообщает диспетчерам подразделений причастных технических служб железной дороги о: - неисправности технического устройства и характере неисправности; - причине неисправности и степени достоверности ее установления, отнесения неисправности на ответственность подразделения технической службы железной дороги; - степени влияния неисправности на поездную, маневровую и грузовую работу; 2) диспетчер дорожный района управления ДЦУП совместно с диспетчером дорожным по направлению и диспетчером дорожным по регулированию вагонного парка определяет оперативные меры по организации перевозочного процесса в условиях затруднений, вызванных неисправностью технических устройств (изменение маршрута пропуска поездопотока, плана формирования поездов и т.д.), и выдает оперативное задание диспетчерам поездным по организации поездной работы до устранения неисправности; 3) старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП совместно с диспетчером дорожным (района управления) и диспетчером дорожным (по направлению) определяет оперативные меры по организации перевозочного процесса на железной дороге и докладывает о них начальнику ДЦУП. По вопросам, связанным с изменением условий поездной работы на соседних железных дорогах, взаимодействует с главным диспетчером ЦУП. Если не установлена причина отказа в работе технических устройств или в ее устранении участвуют работники двух и более структурных подразделений технических служб, то старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП обращается за помощью к начальнику отделения железной дороги. Начальник отделения железной дороги назначает ответственного работника, который возглавляет работы по устранению препятствий в движении поездов и информирует диспетчера поездного ДЦУП об их результатах. При оценке продолжительности устранения отказов в работе свыше 20 минут на линиях со скоростным движением пассажирских поездов и свыше 40 минут на остальных линиях ответственным руководителем работ назначается начальник или заместитель начальника структурного подразделения причастной технической службы (дистанции) и отделения железной дороги. 8.8. При возникновении отказов в работе технических устройств, а также аварий и других ситуаций, создающих значительные затруднения в организации поездной работы в пределах нескольких железных дорог, старший диспетчер дорожный (руководитель смены) ДЦУП немедленно ставит в известность о случившемся начальника ДЦУП и главного диспетчера ЦУП. Начальник ДЦУП обращается к начальнику железной дороги, который назначает руководителя, ответственного за организацию работ, пропуск восстановительных поездов, восстановление нормального движения поездов после окончания восстановительных и ремонтных работ из числа начальников или заместителей начальников причастных технических служб железной дороги. 8.9. В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, утвержденной Приказом МЧС России от 07.07.97 N 382, диспетчер дорожный (района управления) ДЦУП сообщает оперативному дежурному территориального управления МЧС России о следующих нарушениях и аварийных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, персонала железных дорог и населения: - крушение пассажирского или грузового поезда; - повреждение вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которого пострадали люди или окружающая среда; - перерыв в движении поездов по главному ходу на 6 и более часов; - дорожно-транспортное происшествие на железнодорожном переезде с тяжелыми последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек); - крупный террористический акт (погибли 5 человек и более, госпитализированы 10 человек и более, прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ); - пожары в поездах и вагонах, при которых погибли 2 человека и более, госпитализировано 4 человека и более, прямой материальный ущерб - 1500 МРОТ и более; - пожары в поездах и вагонах, перевозящих опасные грузы; - авария на железнодорожном транспорте с выбросом (угрозой выброса) патогенных для человека организмов; - чрезвычайная ситуация природного характера, при которой погибли 2 человека и более, госпитализированы 4 человека и более, прямой материальный ущерб составил соответственно: 100 МРОТ для граждан и до 500 МРОТ для организаций. Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИЙ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ 1. Главный диспетчер центра управления перевозками Главный диспетчер Центра управления перевозками: - осуществляет оперативное руководство организацией и управлением перевозочным процессом на железных дорогах; - координирует работу ДЦУП по выполнению оперативного плана поездной и грузовой работы и заданий ЦУП; - организует работу по эффективному использованию железнодорожного подвижного состава на железных дорогах и выполнению основных показателей эксплуатационной работы, регулированию парка порожних вагонов между железными дорогами, передаче вагонов по междорожным стыковым пунктам, выполнению графика движения и плана формирования поездов, своевременному подводу поездов к портам, контролю за перевозками негабаритных, тяжеловесных и специальных грузов, обращением кольцевых и технологических маршрутов; - анализирует выполнение основных показателей эксплутационной работы и регулировочных заданий по передаче порожних вагонов по времени суток, работу важнейших сортировочных и грузовых станций, использование локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад, выполнение графика движения поездов. По результатам проведенного анализа готовит предложения для составления оперативного плана поездной и грузовой работы на предстоящие сутки; - взаимодействует с департаментами и управлениями аппарата управления ОАО "РЖД" железными дорогами по вопросам соблюдения требований безопасности движения поездов на железных дорогах и качества работы технических устройств, предоставления "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ, устранения сбоев в движении поездов. Докладывает о сбоях в движении поездов и других чрезвычайных ситуациях руководству ОАО "РЖД", оперативному дежурному управления МЧС России и принимает оперативные меры по их ликвидации и обеспечению своевременного восстановления движения поездов. 2. Диспетчер по управлению перевозками Диспетчер по управлению перевозками: - осуществляет оперативное руководство организацией и управлением перевозочным процессом на диспетчерском направлении, включающем несколько железных дорог; - координирует деятельность ДЦУП и ЦУМР по обеспечению выполнения сменно-суточного плана поездной и грузовой работы и специальных заданий ЦУП; - организует работу по передаче поездов по междорожным стыковым пунктам в соответствии с техническим планом, своевременному выводу готовых поездов с сортировочных станций и продвижению временно оставленных без локомотивов поездов; - контролирует выполнение графика движения поездов, соблюдение плана формирования поездов, работу важнейших сортировочных и грузовых станций, продвижение контейнерных поездов, своевременное предоставление "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ; - анализирует выполнение основных показателей эксплуатационной работы железных дорог и поездное положение; - готовит предложения для составления оперативного плана поездной и грузовой работы на предстоящие сутки; - осуществляет непрерывный контроль и анализ сбоев в движении поездов и докладывает о них главному диспетчеру ЦУП; - принимает оперативные меры по предупреждению и устранению нарушений в организации движения поездов с привлечением при необходимости соответствующих служб, а также по своевременному продвижению восстановительных поездов к местам сходов подвижного состава, сообщает оперативному дежурному территориального управления МЧС России. 3. Диспетчер по регулированию локомотивного парка Диспетчер по регулированию локомотивного парка: - осуществляет организацию и оперативное руководство работой по регулированию эксплуатируемого парка локомотивов на железных дорогах; - координирует деятельность ДЦУП по своевременному обеспечению поездов локомотивами и локомотивными бригадами, эффективному и рациональному их использованию; - контролирует выполнение заданий по среднесуточной производительности, среднесуточному пробегу локомотивов, среднему весу и длине грузовых поездов, контролирует дислокацию и своевременную подсылку локомотивных бригад по междорожным стыковым пунктам, продвижение сплоток и отдельных локомотивов, следующих в ремонт или из ремонта, передислоцируемых между железными дорогами; - принимает меры по сокращению числа неполновесных и неполносоставных грузовых поездов, ликвидации случаев эксплуатации локомотивов вне границ участков их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад; - анализирует выполнение основных показателей использования локомотивов; - организует работу локомотивных бригад; готовит предложения для составления оперативного плана по работе локомотивного парка на предстоящие сутки; - координирует действия по организации работы эксплуатируемого парка локомотивов с главным диспетчером ЦУП, взаимодействует с диспетчерами по управлению перевозками ЦУП и локомотивного хозяйства железной дороги. 4. Диспетчер по регулированию вагонного парка Диспетчер по регулированию вагонного парка: - осуществляет организацию и оперативное руководство работой по регулированию парка грузовых вагонов на железных дорогах; - координирует деятельность ДЦУП и ЦУМР по вопросам обеспечения погрузки требуемым родом подвижного состава; - контролирует выполнение регулировочных заданий по передаче порожних вагонов по междорожным стыковым пунктам и заданий по формированию маршрутов порожних вагонов (платформ, полувагонов, зерновозов, цементовозов, фитинговых платформ, минераловозов и других вагонов), обеспечивает их продвижение до районов погрузки, а также работу кольцевых маршрутов из минераловозов; - принимает меры по недопущению встречного пробега однородных вагонов инвентарного парка ОАО "РЖД" и рациональному использованию взаимозаменяемых родов вагонов в условиях их дефицита; - контролирует работу по изъятию и перемещению вагонов резерва ОАО "РЖД", продвижение и своевременный возврат вагонов, принадлежащих иностранным железным дорогам; - принимает оперативные меры по повышению эффективности использования подвижного состава. 5. Диспетчер по организации грузовой работы Диспетчер по организации грузовой работы: - осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и заданий по погрузке и выгрузке вагонов на железных дорогах; - координирует деятельность ДЦУП и ЦУМР по вопросам организации погрузки и выгрузки вагонов, обеспечения порожними вагонами грузоотправителей по их заявкам; - контролирует выполнение показателей технического плана, заданий по передаче и развозу местного груза между железными дорогами, подвод и подачу вагонов к портам, пограничным станциям и на железнодорожные пути необщего пользования; - организует работу по перевозке грузов основной номенклатуры, контролирует формирование и продвижение отправительских и технологических маршрутов, подготовку порожних вагонов для обеспечения перевозки контролируемых грузов; - анализирует выполнение оперативных планов железных дорог по обеспечению погрузки и выгрузки вагонов. 6. Диспетчер по управлению специальными перевозками Диспетчер по управлению специальными перевозками: - осуществляет оперативное управление организацией специальных перевозок (специальных, воинских, негабаритных и тяжеловесных грузов) на железных дорогах; - координирует деятельность отделов специальных перевозок служб перевозок железных дорог по вопросам организации подготовки и выполнения специальных и воинских перевозок; - контролирует выполнение заданий по погрузке и продвижению воинских эшелонов, транспортов, негабаритных и тяжеловесных грузов; - организует работу по обеспечению безопасного проследования специальных поездов по расписанию; - осуществляет контроль за использованием и регулированием парка вагонов-транспортеров; - принимает оперативные меры по предупреждению и ликвидации нарушений в продвижении воинских эшелонов и транспортов, изменению маршрутов их следования при ухудшении ситуации с обеспечением безопасности движения поездов. Докладывает о принимаемых мерах главному диспетчеру ЦУП и руководству Департамента управления перевозками. 7. Диспетчер по контролю за проведением "окон" Диспетчер по контролю за проведением "окон": - осуществляет оперативный контроль за подготовкой, предоставлением и проведением "окон" в части подвода хозяйственных поездов, выполнения заданных объемов и соблюдения технологии производства работ в период проведения "окон", отменой ограничения скоростей движения после капитального, среднего и других видов ремонта пути, своевременность окончания работ. По результатам работы смены готовит анализ проведения "окон"; - анализирует количество и продолжительность внеграфиковых предупреждений об ограничении скорости движения поездов. 8. Диспетчер по управлению пассажирскими перевозками Диспетчер по управлению пассажирскими перевозками: - осуществляет оперативный контроль за выполнением графика движения пассажирских поездов, в т.ч. за своевременным отправлением из пунктов формирования и оборота, движением пассажирских поездов по расписанию; - осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности движения пассажирских поездов; - разрабатывает и реализует оперативные меры по устранению нарушений в движении пассажирских поездов и своевременному восстановлению движения в случае аварий и других нештатных ситуаций; - разрабатывает совместно с дорожным диспетчером (по направлению) ДЦУП и осуществляет контроль за выполнением мероприятий по вводу в расписание опаздывающих поездов; организацию продвижения прицепных групп и беспересадочных вагонов от опаздывающих поездов по установленным маршрутам следования; - определяет возможности пропуска пассажирского поезда с отклонением от установленного маршрута следования; после принятия решения руководством Департамента дальних пассажирских перевозок готовит приказ о пропуске пассажирского поезда другим маршрутом следования, уведомляет главного диспетчера ЦУП и ДЦУП соответствующих железных дорог для обеспечения контроля за его продвижением; - осуществляет контроль за продвижением воинских эшелонов и иных специальных поездов, сформированных из вагонов пассажирского парка, а также составов из резервных и порожних пассажирских вагонов под посадку пассажиров (или возврат к месту приписки) по расписаниям. (...) |