О ПОРЯДКЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1118 (Д) Департамент валютного регулирования и валютного контроля рассмотрел письмо Ассоциации российских банков о проблемах, возникающих в деятельности кредитных организаций при реализации Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П), и сообщает следующее. Требование об обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитных организаций), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). При этом понятие "выгодоприобретатель" в целях применения Федерального закона не раскрывается. Вместе с тем пунктом 2 статьи 7 Федерального закона полномочия по установлению для кредитных организаций порядка, определяющего требования к идентификации выгодоприобретателей, предоставлены Банку России. В рамках указанных полномочий Банк России издал Положение N 262-П, в котором содержится указание на круг субъектов, которых следует рассматривать в качестве выгодоприобретателей. Исходя из пункта 1.2 Положения N 262-П, под выгодоприобретателем следует понимать лицо, которое, не являясь непосредственно участником сделки (финансовой операции), получает выгоду от ее проведения. При этом, совершая в интересах другого лица банковские операции и иные сделки, клиент может действовать, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления (т.е. перечень гражданско-правовых договоров, указанный в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является исчерпывающим). Учитывая изложенное, следует, что в целях применения Федерального закона выгодоприобретателем может выступать любое лицо, за которое происходит платеж или другое исполнение обязательств третьим лицом. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон не содержит каких-либо изъятий из общего правила в отношении требования по установлению и идентификации выгодоприобретателя. При этом Банк России не наделен полномочиями по толкованию норм Федерального закона. В связи с этим, исходя из нормы, закрепленной в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, кредитные организации при наличии информации, что клиент действует к выгоде третьих лиц, обязаны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом. По нашему мнению, вопрос об ограничительном толковании понятия "выгодоприобретатель" может быть решен только путем внесения изменений в Федеральный закон. Е.И.ИЩЕНКО 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1118 |