О ПОРЯДКЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 06.05.05 12-4-7/1118

             О ПОРЯДКЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                            6 мая 2005 г.
                            N 12-4-7/1118

                                 (Д)


     Департамент   валютного   регулирования   и   валютного  контроля
рассмотрел   письмо   Ассоциации   российских   банков   о  проблемах,
возникающих   в  деятельности  кредитных  организаций  при  реализации
Положения  Банка  России  от  19.08.2004  N  262-П  "Об  идентификации
кредитными  организациями  клиентов  и  выгодоприобретателей  в  целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма"  (далее - Положение N 262-П), и
сообщает следующее.
     Требование  об обязанности организаций, осуществляющих операции с
денежными  средствами  или  иным  имуществом  (в  том  числе кредитных
организаций),  предпринимать  обоснованные  и  доступные в сложившихся
обстоятельствах     меры     по     установлению    и    идентификации
выгодоприобретателей  установлено  подпунктом  2  пункта  1  статьи  7
Федерального   закона   "О   противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма"
(далее  - Федеральный закон). При этом понятие "выгодоприобретатель" в
целях применения Федерального закона не раскрывается.
     Вместе с тем пунктом 2 статьи 7 Федерального закона полномочия по
установлению   для   кредитных   организаций   порядка,  определяющего
требования  к  идентификации выгодоприобретателей, предоставлены Банку
России.
     В  рамках  указанных  полномочий  Банк  России  издал Положение N
262-П,  в  котором  содержится  указание  на  круг  субъектов, которых
следует  рассматривать  в  качестве  выгодоприобретателей.  Исходя  из
пункта   1.2  Положения  N  262-П,  под  выгодоприобретателем  следует
понимать  лицо,  которое, не являясь непосредственно участником сделки
(финансовой  операции),  получает  выгоду  от ее проведения. При этом,
совершая  в  интересах другого лица банковские операции и иные сделки,
клиент   может  действовать,  в  частности,  на  основании  агентского
договора,  договоров  поручения,  комиссии и доверительного управления
(т.е.  перечень  гражданско-правовых договоров, указанный в пункте 1.2
Положения N 262-П, не является исчерпывающим).
     Учитывая изложенное, следует, что в целях применения Федерального
закона  выгодоприобретателем  может  выступать  любое лицо, за которое
происходит платеж или другое исполнение обязательств третьим лицом.
     Следует  обратить  внимание  на  то,  что  Федеральный  закон  не
содержит  каких-либо  изъятий из общего правила в отношении требования
по  установлению  и  идентификации  выгодоприобретателя. При этом Банк
России не наделен полномочиями по толкованию норм Федерального закона.
     В  связи  с  этим,  исходя  из  нормы, закрепленной в подпункте 2
пункта  1  статьи  7  Федерального  закона,  кредитные организации при
наличии информации, что клиент действует к выгоде третьих лиц, обязаны
предпринять  обоснованные  и  доступные  в сложившихся обстоятельствах
меры   по   установлению   и  идентификации  выгодоприобретателей  вне
зависимости  от  гражданско-правовых  оснований  совершения операции с
денежными средствами или иным имуществом.
     По  нашему  мнению,  вопрос об ограничительном толковании понятия
"выгодоприобретатель" может быть решен только путем внесения изменений
в Федеральный закон.

                                                            Е.И.ИЩЕНКО
6 мая 2005 г.
N 12-4-7/1118