ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 07.07.06 06-971

        ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
        В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                            7 июля 2006 г.
                               N 06-971

                                 (Д)


     Департамент  государственной  молодежной  политики,  воспитания и
социальной   защиты  детей  направляет  дополнительную  информацию  по
вопросам   развития   сети   образовательных   учреждений  для  детей,
нуждающихся  в  психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи
(далее  -  ППМС-центр),  в  соответствии с изменениями и дополнениями,
внесенными  в  ряд  нормативных  правовых  актов  Российской Федерации
Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ.
     В Российской Федерации на протяжении последних 15 лет сложилась и
продолжает   развиваться  служба  практической  психологии  в  системе
образования.  Структуры  управления службой практической психологии на
региональном и муниципальном уровнях созданы и успешно функционируют в
62 субъектах РФ.
     Сегодня это 740 ППМС-центров, более 64 тыс. педагогов-психологов,
ежегодно  оказывающих  комплексную  многопрофильную помощь более чем 2
млн.  детей  и  подростков  в  возрасте  от  3 до 18 лет, их родителям
(законным  представителям).  Как  показывает  практика, с каждым годом
возрастает  роль образовательных учреждений данного типа в организации
коррекционно-развивающей   среды,   психопрофилактической   работы   с
обучающимися,  воспитанниками  в  других  образовательных  учреждениях
различных   типов   и   видов,   а   также   психолого-педагогического
сопровождения    личностного,    социального    и    профессионального
самоопределения молодежи.
     В  ряде  субъектов  РФ  (Архангельская, Белгородская, Курганская,
Московская,  Орловская, Псковская, Ростовская, Тюменская и Ярославская
области,  города  Москва,  Санкт-Петербург,  Екатеринбург, Хабаровский
край,  Республики  Карелия,  Саха  (Якутия)  и  др.) сеть ППМС-центров
успешно  развивается.  Вместе  с  тем  в некоторых регионах отмечается
сокращение количества ППМС-центров (по данным мониторинга 2005 года).
     В связи с этим считаем необходимым разъяснить, что в соответствии
с  подпунктом  6.2  статьи  29  Закона РФ "Об образовании" (в редакции
Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) к компетенции субъектов РФ
отнесена   организация  предоставления  общедоступного  и  бесплатного
дошкольного,  начального  общего, основного общего, среднего (полного)
общего  образования  по основным общеобразовательным программам, в том
числе   в   образовательных   учреждениях  для  детей,  нуждающихся  в
психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, в соответствии с
нормативами, установленными законами субъекта РФ.
     Согласно  подпункту  13.1  статьи  26.3  Федерального  закона  от
06.10.99   N  184-ФЗ  к  полномочиям  органов  государственной  власти
субъектов  РФ  относится  решение вопросов "организации предоставления
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего,    среднего   (полного)   общего   образования   по   основным
общеобразовательным    программам   в   образовательных   учреждениях,
находящихся  в  соответствии  с федеральным законом в ведении субъекта
Российской  Федерации".  Таким  образом,  в  соответствии  с  законами
субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять
отдельными полномочиями органы местного самоуправления, в том числе по
организации предоставления образования в ППМС-центрах.
     Пунктом 6 статьи 26.3 того же Закона установлена следующая норма:
"Законами   субъекта  Российской  Федерации  в  порядке,  определенном
федеральным   законом,   устанавливающим  общие  принципы  организации
местного   самоуправления  в  Российской  Федерации,  органы  местного
самоуправления    могут    наделяться    отдельными   государственными
полномочиями   субъекта  Российской  Федерации  по  решению  вопросов,
указанных  в  пункте  2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22,
23,  25,  32  -  36,  38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58, настоящей статьи (в
части,  касающейся  выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за
счет  средств  бюджета  субъекта  Российской  Федерации),  с передачей
органам  местного самоуправления необходимых материальных и финансовых
ресурсов".  ППМС-центры  могут  функционировать как на уровне субъекта
РФ, так и на муниципальном уровне.
     В  целях  дальнейшего  развития  службы практической психологии в
системе  образования  органам  управления  образованием  субъектов  РФ
рекомендуем   разработать   региональные   программы  развития  службы
практической психологии, обеспечить их реализацию, предусмотрев:
     - разработку  нормативных  правовых  документов, регламентирующих
деятельность   ППМС-центров   и  педагогов-психологов  образовательных
учреждений;
     - совершенствование  системы  повышения квалификации специалистов
данного профиля;
     - сохранение  и  развитие  сети  образовательных  учреждений  для
детей,  нуждающихся  в  психолого-педагогической  и  медико-социальной
помощи,  финансирование  ППМС-центров  за счет средств соответствующих
бюджетов   (субъектов   РФ   и   органов   местного   самоуправления),
совершенствование   материально-технического   и  учебно-методического
обеспечения.

Директор Департамента
государственной молодежной
политики, воспитания
и социальной защиты детей
                                                          С.Н.АПАТЕНКО
7 июля 2006 г.
N 06-971