ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 26.05.06 2813-ВС

Оглавление

           ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
        ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ.
                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            26 мая 2006 г.
                             N 2813-ВС

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                  Заместитель Министра
                                                       здравоохранения
                                                и социального развития
                                                  Российской Федерации
                                                        В.И.СТАРОДУБОВ
                                                      26 мая 2006 года
                                                             N 2813-ВС

                              Аннотация

     Рекомендуются методологические подходы к обеспечению медицинскими
кадрами    лечебно-профилактических    учреждений   первичного   звена
здравоохранения,   научно  обоснованные  и  апробированные  субъектами
Российской  Федерации  в  ходе модернизации охраны здоровья населения.
Определены   основные   направления   развития   кадрового  потенциала
первичной  медико-санитарной помощи, в частности в сельской местности,
за   счет  улучшения  качества  подготовки  и  повышения  квалификации
медицинских работников, организации общей врачебной практики (семейной
медицины), закрепления, оценки и оплаты труда медицинских работников.
     В  соответствии  с  Приказом  Минздравсоцразвития России N 503 от
11.08.05   рабочую  группу  по  разработке  Методических  рекомендаций
составили:
     сопредседатели:
     Володин     Н.Н.,    директор    Департамента    фармацевтической
деятельности,  обеспечения  благополучия  человека, науки, образования
Минздравсоцразвития России;
     Сергиенко  В.И. - заместитель руководителя Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию;
     члены рабочей группы:
     Владимиров В.Г., Калинкин М.Н., Ковалерский Г.М., Михайлова Ю.В.,
С.И. Шляфер.
     В  разработке  участвовали  сотрудники  ФГУ  ЦНИИ  организации  и
информатизации  здравоохранения  Росздрава  (директор  проф. Михайлова
Ю.В.)  и представители субъектов Российской Федерации: Сон И.М., Сохов
С.Т.,  Магнитский  В.А.,  Калининская  А.А.,  Калашников В.В., Матвеев
Э.Н.,  Сковердяк  Л.А., Кайгородова Т.В., Михеев П.А., а также Вялкова
Г.М.,  Денисов  И.Н.,  Замахаев С.А., Кобылкина Т.С., Кожевников В.В.,
Лухачевский С.Е., Назаров В.И., Семенченко Е.Г., Шестаков М.Г.
     Методические     рекомендации     предназначены     организаторам
здравоохранения   субъектов   Российской   Федерации  и  муниципальных
образований,    руководителям    лечебно-профилактических   учреждений
первичного  звена,  научным  сотрудникам  и  преподавателям  высших  и
средних учебных заведений медицинского профиля.

                             1. Введение

     Одной  из главных причин низкого уровня здоровья населения России
остается  неэффективность  отечественного  здравоохранения, которое не
отвечает  реалиям  рыночной  экономики.  Проблемы  в  охране  здоровья
граждан страны накапливаются.
     В значительной мере они связаны с состоянием медицинских кадров.
     Они  неравномерно  распределены  по  субъектам Федерации и внутри
административных   территорий,   в   частности  городской  и  сельской
местности.
     Не  отвечает  современным  требованиям соотношение числа врачей и
средних   медицинских  работников.  Даже  для  врачей  общей  практики
(семейных) оно составляет 1:1,5 вместо 1:2 - 3.
     Сохраняется диспропорция соотношения числа специалистов лечебного
профиля  и  диагностического  блока,  а  также врачей первичного звена
обслуживания пациентов и врачей-специалистов.
     Несовершенна   нормативно-правовая   база  кадрового  обеспечения
здравоохранения.  Оплата труда не стимулирует работу по профилактике и
лечению.  Не  определены пределы численности обслуживаемого населения.
Неудовлетворительно   медико-техническое  оснащение  и  информационное
обеспечение   рабочего   места.   Не   отработан  уровень  обучения  и
квалификационных  экзаменов.  Канцелярская работа занимает до 30 - 40%
рабочего времени врача.
     В    результате   доступность   адекватной   медицинской   помощи
уменьшилась  для  большинства  граждан  страны.  Качество медицинского
обслуживания  ухудшается  несмотря  на  рост  должностей  медицинского
персонала и затрат на предоставляемые услуги.
     Президент    Российской   Федерации   Путин   В.В.   неоднократно
декларирует  здоровье  нации  в  качестве  приоритета  государственной
политики   страны.   Здравоохранение   занимает   важное  место  среди
национальных  проектов.  В  Посланиях  Президента Российской Федерации
определена  необходимость  его  модернизации,  которая  стала основным
направлением развития отрасли на ближайшие годы.
     "Главная   цель   модернизации   российского   здравоохранения  -
повышение  доступности и качества медицинской помощи для широких слоев
населения,   гарантии   бесплатной   медицинской  помощи  должны  быть
общеизвестны   и   понятны.  И  по  каждому  заболеванию  должны  быть
выработаны  и  утверждены  стандарты  медицинских услуг с обязательным
перечнем  лечебно-диагностических  процедур  и  лекарств,  а  также  с
минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи".
     Результативность  и  эффективность  работы  в  этом направлении в
значительной  степени  определяются кадровым потенциалом. Вместе с тем
деформация   экономического   и   демографического   развития  страны,
ухудшение  материального  и  снижение  культурного уровня значительной
части  населения,  разрушение  основополагающих принципов медицинского
обслуживания  нарушило  динамику  развития  кадровых ресурсов в разных
экономо-географических зонах страны.
     Разделение   полномочий   государственной   власти  федерального,
регионального  и муниципального уровней изменило условия, требования и
подходы    к    подготовке,    квалификации   и   закреплению   кадров
здравоохранения.  Перестройка  идет  в  направлении перехода от оплаты
факта существования учреждения и должности к оплате качества и объемом
реально оказываемых населению услуг.
     Одновременно   решается  ключевое  противоречие  между  первичным
звеном  здравоохранения  и  стационарным  этапом. Объем финансирования
амбулаторно-поликлинического обслуживания 80% заболевших до сих пор не
превышает  40%  расходов  здравоохранения, тогда как стационарный этап
(для   20%   заболевших)  потребляет  60%  ассигнований.  Диспропорции
финансирования  ограничивают  развитие  материально-технической базы и
внедрение    ресурсосберегающих    технологий    помощи   на   до-   и
постгоспитальном этапах.

    2. Первичная медико-санитарная помощь - основной, доступный и
             бесплатный для каждого гражданина России вид
                      медицинского обслуживания

     2.1. Основные подходы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
к  развитию  первичной  медико-санитарной  помощи (ПМСП) как ключевого
элемента   здравоохранения  определены  Международной  конференцией  в
Алма-Ате  в  1978  г.  До  сих  пор  сохраняют значимость установки на
организацию   адекватного  обслуживания,  приемлемого  для  населения,
доступного    материально,    а   также   профессионально   и   научно
обоснованного.
     По  определению  Большой медицинской энциклопедии 1992 г. система
первичной   медицинской   помощи  включает  поликлиники,  здравпункты,
медсанчасти,  скорую  и  неотложную  помощь,  родовспоможение, а также
частично   стационары,   куда  первично  обращаются  или  доставляются
пациенты.    К    ней    относятся    также    фельдшерские   (ФП)   и
фельдшерско-акушерские   пункты   (ФАП),   врачебные   амбулатории   и
участковые больницы сельской местности.
     В  2003  году  56  сессией  Всемирной  ассамблеи  здравоохранения
подтвержден  приоритет  ПМСП  для  деятельности  ВОЗ. Реализация этого
направления  обеспечивается  ресурсами с целью уменьшить неравенство в
охране здоровья; укрепить кадровый потенциал; вовлечь местные общины и
добровольные   группы,   а   также   научными  исследованиями  методов
мониторинга,  укрепления  ПМСП  в  рамках  здравоохранения  в целом. В
Европе ПМСП определяется как предоставление диагностических и лечебных
услуг,  часто  в  сочетании  с  профилактикой заболеваний, дополняемое
услугами по укреплению здоровья и реабилитации.
     Приказ  Минздравсоцразвития  РФ  N 487 от 29.07.05 определил ПМСП
как      комплекс      профилактических,      лечебно-диагностических,
санитарно-эпидемиологических  (в  пределах установленных полномочий) и
реабилитационных   мероприятий,   оказываемых  населению  медицинскими
работниками     в     амбулаторно-поликлинических,     больничных    и
стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального
района и городского округа.
     В  этих  учреждениях  работает  персонал,  в т.ч. врачи и средние
медицинские работники функционально различного назначения;
     - лечебного  профиля - персонал амбулаторного приема для взрослых
и  детей,  скорой  и  неотложной  помощи,  учреждений родовспоможения,
приемных   покоев  больниц,  обеспечивающий  лечение  обратившихся  за
помощью  больных  при  первом  контакте  с  ними. Среди них выделяется
подгруппа  усиления  - заведующие отделениями, их заместители, врачи и
средний  медицинский  персонал цехового приема, военных комиссариатов,
травмопунктов;
     - параклиники     -     персонал     лечебно-вспомогательных    и
диагностических подразделений;
     - управления    -   руководители   медицинских   учреждений,   их
заместители, методисты, статистики;
     - группа    средних    медицинских   работников,   самостоятельно
обслуживающих  население:  фельдшеры,  медицинские  сестры,  акушерки,
зубные врачи.
     Развитие   первичной  медико-санитарной  помощи  в  муниципальном
здравоохранении  повышает  ее  доступность;  сокращает  дублирование в
работе;  позволяет  интегрировать  неотложную  помощь  в систему общей
врачебной   практики,   определяет   развитие  стационарной  и  скорой
медицинской   помощи.   Она   оказывается  бесплатно  при  состояниях,
требующих   срочного   медицинского   вмешательства,   независимо   от
подчиненности и собственности.
     Работники этой системы проводят:
     - профилактику  и  лечение  наиболее  распространенных  болезней,
травм, отравлений и других неотложных состояний;
     - санитарно-гигиеническое образование населения.
     Первичная медико-санитарная помощь гражданам Российской Федерации
оказывается,   в  основном,  по  месту  их  жительства,  как  правило,
учреждениями  муниципальной  системы  здравоохранения, но ее на основе
договоров  со  страховыми  организациями  могут оказывать учреждения и
другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные.
     2.2. Состояние кадровых ресурсов ПМСП - слабое звено в управлении
здравоохранением.
     Как  показывают  отчетные данные, обеспеченность населения России
врачами   составила  42,4  на  10  тыс.  нас.,  средними  медицинскими
работниками  -  95,6,  в  т.ч.  фельдшерами  - 10,4; акушерками - 4,6.
Соотношение  числа врачей и средних медицинских работников варьирует в
зависимости   от   типа   учреждения.   В  амбулаторно-поликлинических
учреждениях  оно  составляет  1:2,2;  в  скорой  и неотложной помощи -
1:2,5;  в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений -
1:1,7, тогда как в стационарах круглосуточного пребывания - 1:3,8.
     Обеспечение   медицинскими  работниками  населения  по  субъектам
Российской  Федерации  и  внутри  них различается, но отмечается общая
тенденция  к  их  сокращению.  В  первичном  звене врачебные должности
начинают  замещать  специалисты  со  средним медицинским образованием.
Пополнение  кадрами  вдвое  меньше  убыли.  Высока  доля  пенсионеров.
Характер   и   глубина   подготовки   специалистов   не  соответствует
потребностям практического здравоохранения. Создался дефицит кадров на
приоритетных    направлениях   первичной   медико-санитарной   помощи.
Сохраняется   тенденция   кадров  к  специализации.  Квалифицированные
специалисты   концентрируются   в   городах.  Сокращаются  возможности
профессиональной   реализации,  повышения  квалификации  и  социальных
гарантий.
     Расширение внебольничной помощи предполагает:
     - создание  консультативно-диагностических  и  лечебных центров с
отделениями медико-социальной реабилитации, ухода, малокоечных дневных
стационаров  при  амбулаториях, поликлиниках, отделениях общеврачебной
практики,  отделений  амбулаторной  хирургии,  профилактической помощи
матери и ребенку, стационаров на дому;
     - организацию     различных    видов    общеврачебной    практики
(индивидуальной,    групповой,    центров    семейной    медицины)   с
круглосуточным  оказанием  медицинской  помощи  из расчета 1200 - 1500
человек  на  1  врача  и  2 средних медицинских работников. В сельской
местности преобладает индивидуальная практика, в крупных муниципальных
образованиях  на  базе  сельских  врачебных  амбулаторий  организуется
групповая;
     - создание школ профилактики для населения.
     Мероприятия по развитию кадрового потенциала включают:
     - мониторинг  и  анализ использования медицинских кадров, а также
прогнозирование   развития  кадрового  потенциала  в  первичном  звене
здравоохранения;
     - определение   потребности   в   кадрах  с  учетом  текучести  и
естественной убыли их;
     - рационализацию   использования   трудовых   ресурсов   за  счет
переподготовки  и  трудоустройства работников, высвобождающихся в ходе
реструктуризации сети медицинских учреждений.
     Чтобы  решить  эти  задачи,  органы  управления  здравоохранением
субъекта Федерации активизируют:
     - контроль    соблюдения    Федерального    и    территориального
законодательства  и  подзаконных  актов  по  здравоохранению  в  части
использования   кадрового   потенциала  и  повышения  профессиональной
подготовки работников;
     - улучшение  подготовки и повышение квалификации кадров на основе
договора с высшими и средними специальными учебными заведениями как на
территории субъекта Федерации, так и других регионов;
     - контроль  занятости  медицинских  работников  и трудоустройство
молодых  специалистов  в  соответствии  с Договором о трудоустройстве.
Приоритетное укомплектование учреждений сельского здравоохранения;
     - взаимодействие  со Службой занятости населения в переподготовке
высвобождаемых  медицинских  работников  перед  их  трудоустройством и
обеспечении занятости работников, прибывших из других регионов.
     Сохранение  и  закрепление трудового потенциала, в т.ч. в системе
первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает:
     - взаимодействие  организационных, образовательных, нравственных,
социально-психологических,     нормативно-правовых,    информационных,
научно-методических, финансово-материальных и других механизмов в ходе
подготовки и работы медицинских работников;
     - контрактная форма подготовки кадров;
     - совершенствование  нормативной  базы, регулирующей оплату труда
медицинских  работников,  гарантии  сроков  ее  выплаты,  материальное
стимулирование медицинской деятельности в неблагоприятных условиях;
     - решение социально-бытовых проблем, создание современных рабочих
мест, поддержание авторитета профессии и возможность профессионального
роста (в клинике, ординатуре, аспирантуре) независимо от подчиненности
учреждения,   где   работает   медицинский   работник  -  федеральное,
региональное или муниципальное.
     Качество  медицинского  обслуживания  как соответствие получаемой
пациентом  помощи  его  потребностям  и ожиданиям, современному уровню
науки    и    применяемых   технологий   оздоровления   обеспечивается
оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий
обслуживания,  мониторированием  результатов  с последующей коррекцией
предпринимаемых мер.
     Проблема  доступности  амбулаторно-поликлинической, стационарной,
скорой  и  неотложной медицинской помощи для населения решается как на
уровне первичной медицинской помощи, так и специализированной. Решение
должно учитывать характер расселения жителей, особенности проживания в
городской или сельской местности.
     Качество  медицинской  помощи оценивается сопоставлением реальной
ситуации со стандартами:
     - обеспечения     здравоохранения    кадровыми,    материальными,
финансовыми, информационными ресурсами;
     - используемых     лечебно-диагностических,     профилактических,
реабилитационных, организационных, производственных технологий;
     - медицинской, социальной, экономической эффективности.
     С проблемой качества медицинской помощи тесно связаны вопросы:
     - аккредитации - определение соответствия медицинского учреждения
установленным профессиональным стандартам;
     - лицензирования    -   документальное   подтверждение   органами
исполнительной  власти  права учреждения заниматься определенным видом
медицинской деятельности;
     - сертификации   -   утверждение   третьей  независимой  стороной
соответствия медицинских услуг требованиям нормативов и стандартов.
     Перераспределение   в   ходе   реструктуризации  сети  учреждений
ресурсов  внутри  этапов  и  между  ними,  между уровнями медицинского
обслуживания   с  учетом  вида  и  интенсивности  оказываемой  помощи,
лечебно-диагностической   эффективности   ее,   а  также  сложившегося
ресурсного обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП.
     Доступность  для  граждан  возможности  сохранить и укрепить свое
здоровье обеспечивается по этапам:
     - определение  потребности населения в конкретных видах первичной
и специализированной медицинской помощи;
     - структурные    преобразования   сети   медицинских   учреждений
муниципального, субъектов Федерации и федерального подчинения.
     Содержанием этих этапов является:
     а)  расширение объемов первичной помощи, оказываемой врачом общей
практики, сокращение (с учетом местных возможностей) стационарных коек
круглосуточного  пребывания при одновременном создании поликлинических
консультативно-диагностических     центров,     межрайонных    центров
специализированной помощи;
     б)   развитие   стационарзамещающих  учреждений  с  обслуживанием
больных  средним  медицинским персоналом на дому, в стационарах одного
дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах.
     Реструктуризация  требует  первоначальных  финансовых  вложений в
организацию  дневных  стационаров,  центров  амбулаторной  хирургии, в
оснащение кабинетов общей врачебной практики. Средства, высвобождаемые
в  ходе  ее  проведения,  целесообразно  сохранять  за учреждением для
расширения   его   лечебно-диагностических   возможностей,   повышения
заработной    платы   персонала,   укрепления   медико-технической   и
материально-технической базы.
     Качество и эффективность работы кадров ПМСП повышают:
     - информационное   обеспечение   врачей   и  средних  медицинских
работников;
     - укрепление   связей  офисов  врачей  общей  практики  (семейных
врачей)  (ВОП/СВ)  с  органами  местного  самоуправления,  а  также  с
консультативными  центрами  и медицинскими учреждениями более высокого
уровня с внедрением телемедицины;
     - формирование у медицинской общественности и населения установок
на внедрение и развитие семейной медицины;
     - использование стандартов диагностического обследования, лечения
и реабилитации на этапе первичного звена;
     - частичное  или  полное  фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает
его  ответственность  за  здоровье прикрепленного населения и повышает
материальную заинтересованность:
     а)    в    оптимизации   объемов   стационарной   помощи,   когда
круглосуточное   наблюдение   определяет   только   тяжелое  состояние
пациента;
     б)  в  привлечении  к оказанию отдельных видов специализированной
помощи межрайонных центров.

             3. Главная, ключевая цель кадровой политики
                в здравоохранении Российской Федерации

     3.1.  Стержень  модернизации  ПМСП  - организация общей врачебной
практики.
     Накопленный  практический опыт подтверждает, что внедрение ВОП/СВ
с  одновременной  реорганизацией  амбулаторно-поликлинического сектора
здравоохранения повышает доступность догоспитального этапа медицинской
помощи.  Увеличивается  ее объем, охват населения иммунопрофилактикой,
медицинскими   осмотрами  и  диспансеризацией.  При  этом  уменьшается
количество вызовов скорой помощи, повышается качество и обеспечивается
непрерывность     оказания    медицинской    помощи,    оптимизируется
использование  наличных  ресурсов.  Почти  на  40%  сокращается  число
больных,    направляемых    на    специализированные   консультативные
амбулаторные приемы (за счет уменьшения числа непрофильных пациентов).
Это  улучшает условия оказания специализированной амбулаторной помощи.
ВОП/СВ  могут  взять  на  себя  до  50%  объемов  работы  кардиолога и
ревматолога,  30%  -  гастроэнтеролога,  20%  -  эндокринолога,  45% -
хирурга,  29% - уролога, 30% - травматолога, 35% - оториноларинголога,
29% - офтальмолога, 46% - невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30%
-   акушера-гинеколога.   Роль   специалистов   смещается   в  сторону
консультативной помощи общепрактикующим врачам и фельдшерам.
     Уменьшается нагрузка на стационарный сектор. Расширение диапазона
амбулаторно-поликлинических        услуг       при       использовании
стационарзамещающих   технологий,  контроль  ВОП  за  госпитализацией,
сокращение  объема госпитализации стимулирует реструктуризацию коечной
сети.
     В итоге совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи:
     - уменьшаются  показатели  заболеваемости  населения и улучшаются
демографические показатели;
     - с   ростом  ответственности  за  здоровье  пациента  повышается
авторитет медицинских работников среди населения;
     - меняется       характер      работы      всех      специалистов
амбулаторно-поликлинического звена.
     Подушевое  финансирование по численности обслуживаемого населения
с частичным фондодержанием является оптимальным для ВОП/СВ.
     В  проблемных  регионах  с  низкой плотностью населения - горных,
степных,  таежных,  Крайнего  Севера,  особенно  в сельской местности,
доступность  первичной  медицинской  помощи  уже обеспечивается врачом
общей практики, а также институтом фельдшерской помощи.
     Однако  вопреки  программе  "Общая врачебная (семейная) практика"
большинство  поликлиник  оказывают первичную медицинскую помощь силами
участковых  терапевтов,  с одной стороны, и профильных специалистов, с
другой, при соотношении их численности 1:3,8. С 1995 г. подготовлено в
клинической   ординатуре   и   на  циклах  повышения  квалификации  по
специальности  "Общая  врачебная  практика  (семейная медицина)" более
8000  врачей,  но  в  системе  Минздравсоцразвития  России  в  2004 г.
работало    лишь   3940   врачей.   Следовательно,   несколько   тысяч
подготовленных    специалистов    продолжают    работать   участковыми
терапевтами.
     Темпы   внедрения   практики  ВОП/СВ  широко  варьируют.  Активно
работают    в    этом    направлении    органы    здравоохранения   г.
Санкт-Петербурга,  Тульской,  Самарской  областей,  Республик Бурятия,
Мордовия, Чувашия, Татарстан, Ставропольского края.
     Важно  увеличить  объемы  подготовки  и  медицинских сестер общей
практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек.
     Внедрению  ВОП/СВ препятствует отсутствие муниципального заказа и
системы   распределения  молодых  специалистов.  Президент  Российской
Федерации  Путин В.В. на совещании по проблемам малых городов 17.07.03
допустил возможность возрождения распределительной системы.
     Ускорить  внедрение института ВОП/СВ может изменение его статуса;
перестройка  отношений  между  врачами общей практики и администрацией
ЛПУ в виде субподрядного договора на реализацию муниципального заказа.
     3.2.   Организацию   работы  лечебно-профилактических  учреждений
первичного   звена   здравоохранения   в  сельской  и  труднодоступной
местности определяют:
     - ландшафтные  и  климатические  особенности района обслуживания,
протяженность  территории (степные районы), сезонная труднодоступность
поселений  (горные  районы,  районы  Крайнего Севера), сочетание обоих
факторов (таежные районы);
     - неравномерное  расселение  малочисленного  населения. Поселения
удалены  от  мест оказания медицинской помощи. Дороги или отсутствуют,
или в плохом состоянии и труднопроходимы в осенний и весенний сезоны;
     - особенности труда и быта работников агропромышленного комплекса
в различных сельскохозяйственных зонах;
     - медико-техническая   и   материально-техническая   маломощность
сельских     ЛПУ     ограничивают    пределы    квалифицированной    и
специализированной  помощи  больным,  затрудняют внедрение современных
диагностических и лечебных технологий.
     Медицинскую помощь сельскому населению обычно оказывают работники
ФП  и  ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Эти
учреждения сокращаются как из-за уменьшения численности обслуживаемого
населения, так и вследствие отсутствия кадров медработников. В 2004 г.
первичную  медицинскую  помощь  жителям  сельской местности Российской
Федерации   оказывали   почти   7,8  тыс.  амбулаторно-поликлинических
учреждений,  в  т.ч. более 4 тыс. врачебных амбулаторий, а также более
42,5 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, скорую помощь
-  почти  1,3  тыс.  отделений  (станций).  Число  вакантных врачебных
должностей  по  сельским  учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает
8,2  тыс., а среднего медицинского персонала - 8,4 тыс. В течение года
не  были  укомплектованы медицинскими кадрами 2,5% ФАПов, 10% сельских
участковых больниц, 14,5% сельских врачебных амбулаторий.
     В  сельской  местности  работает всего 521 ВОП/СВ (около 13%). Из
289 сельских врачебных амбулаторий в 5 работало только по одному врачу
общей  практики  (семейному).  Активно  готовятся врачи сельской общей
(семейной)  практики  в  Чувашской Республике, в Республике Карелия, в
Саратовской, Самарской, Тульской, Тверской, Мурманской областях.
     В   Кировской,  Самарской,  Саратовской  областях  накоплен  опыт
создания  на  базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий
филиалов   отделений   (станций)   скорой   и   неотложной   помощи  с
круглосуточным закреплением санитарного транспорта.
     Развитие  выездных форм специализированной помощи приближает ее к
сельскому  населению.  В  частности, практикуются такие формы оказания
ее, как:
     - выездная работа врачей центральных районных больниц (ЦРБ);
     - постоянно  действующие  при  ЦРБ выездные бригады, обеспеченные
транспортом и медицинской аппаратурой;
     - межрайонные специализированные выездные бригады;
     - плановая    консультативная    помощь    областных    (краевых,
республиканских) больниц и диспансеров;
     - выездная работа специалистов межрайонных учреждений.
     Стационарзамещающие  технологии внедрены и развиваются в сельской
местности    Воронежской,    Самарской,   Саратовской,   Владимирской,
Мурманской областей, в Республиках Бурятия и Татарстан. Обеспеченность
стационарзамещающими  койками  должна  составлять  1,4  -  1,5 на 1000
населения.

             4. Кадровые ресурсы - самые дорогостоящие в
           здравоохранении. Стоимость их возрастает по мере
           накопления работниками профессионализма и опыта.
        Изменение стратегии в охране здоровья населения меняет
               направленность профессиональной (в т.ч.
        медико-технической) подготовки медицинских работников.
         Одновременно оно предъявляет повышенные требования к
          их личным и деловым качествам в работе с людьми и
                            организациями

     Развитие кадрового потенциала включает планирование, подготовку и
закрепление  его.  Численность  и  структура кадров, в т.ч. первичного
звена,  устанавливаются  в  соответствии  с Программой государственных
гарантий    оказания   гражданам   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской   помощи.  Планирование  опирается  на  дифференцированные
нормативы потребности населения в различных видах медицинской помощи с
учетом    региональных   особенностей   охраны   здоровья   населения,
демографической   ситуации,   прогноза   их  развития.  Потребность  в
медицинских  кадрах  исчисляется  с учетом возрастно-половой структуры
населения,  показателей острой и хронической заболеваемости населения,
объема  лечебно-диагностических  и  реабилитационных  услуг,  с учетом
перечня необходимых профилактических мероприятий.
     Сформированный    государственный   заказ   на   специалистов   в
соответствии   с   потребностями  средне-  и  долгосрочных  перспектив
регионов составляет основу планов целевого приема в учебные заведения,
профессиональной ориентации и подготовки молодых специалистов, а также
переподготовки работников.
     Довузовская   подготовка  абитуриента  включает  профессиональную
ориентацию.  Слабая  подготовка  абитуриентов и дефекты профориентации
учащихся    общеобразовательных    школ    побуждают    создавать    в
общеобразовательных      учреждениях,      лицеях      и     гимназиях
медико-биологические  классы, где углубленно изучаются биология, химия
и  другие  предметы естественного профиля подготовки. Чтобы определить
готовность абитуриента к медицинской работе, при поступлении в учебное
заведение  непременно должно проводиться собеседование. Предпочтение в
приеме  отдается  санитарам,  медицинским сестрам, фельдшерам, имеющим
стаж  работы в ЛПУ, и абитуриентам из медицинских династий. Необходимо
решить  вопрос  об  открытии при высших медицинских и фармацевтических
учебных заведениях, наряду с коммерческими, подготовительных отделений
на бюджетном финансировании.
     Утверждены   государственные  образовательные  стандарты.  Единый
государственный  образовательный  стандарт  высшего  профессионального
образования по специальностям, типовые программы по предметам учебного
плана обеспечивают единство требований при контроле знаний и умений на
этапах  обучения.  Тестовый  контроль знаний выпускников медицинских и
фармацевтических учреждений по единым федеральным тестам проводится во
всех образовательных учреждениях страны.
     Начата  подготовка  специалистов  с  высшим образованием по новым
специальностям     -     "Биотехнология",     "Экономика    управления
здравоохранением",   "Клиническая  психология",  "Социальная  работа",
"Сестринское   дело"   и   работников   со   средним  профессиональным
образованием   -  "Медицинский  технолог",  "Медицинский  лабораторный
техник".
     Реализуется    "Отраслевая    программа    содействия   занятости
медицинских   и  фармацевтических  работников".  Внедряется  "Доктрина
среднего  медицинского  и  фармацевтического  образования". Утверждена
"Отраслевая   программа   развития   сестринского  дела  в  Российской
Федерации".
     Для     укомплектования     кадрами     медицинских    учреждений
трудонедостаточных, отдаленных и сельских районов расширяется практика
заключения  контрактов  на  любом  этапе  обучения  между обучающимся,
образовательным    учреждением    и    работодателем    с   гарантиями
трудоустройства  выпускников.  В  медицинских и фармацевтических вузах
Минздравсоцразвития  России  отработана  практика  целевого  приема на
основе  договоров  между  вузом,  органом  управления здравоохранением
субъекта  Российской Федерации и гражданином, направляемым на обучение
и повышение квалификации.
     Целевой  прием  -  основной  инструмент  подготовки  специалистов
первичного  звена здравоохранения для конкретного региона в конкретном
учебном  заведении.  Поэтому  общие  договорные  отношения дополняются
индивидуальным  договором  между администрацией и учащимся (студентом,
интерном,  ординатором,  врачом,  фельдшером,  медицинской сестрой) на
целевую  подготовку  по первичной медицинской помощи с указанием видов
социальной  поддержки,  обязанностей  специалиста, условий расторжения
договора.
     Обеспечивается  непрерывность  целенаправленной  организационной,
учебной  и методической подготовки кадров по общей врачебной практике.
Особое  внимание  уделяется  протоколам  ведения  пациентов с наиболее
распространенными   состояниями:   пневмония,   депрессия,  диспепсия,
профилактика  и  лечение  пролежней,  геморрой, ОРЗ и грипп, синусит и
отит,   острая   боль  в  пояснице  и  в  грудной  полости,  сердечная
недостаточность,   хронические   болевые  синдромы,  не  связанные  со
злокачественными опухолями.

           5. Повышение квалификации медицинских работников
        столь же рентабельно, как и модернизация оборудования.
         Направленность работы в этом направлении определяют
               структурная перестройка здравоохранения,
         технологическое совершенствование учебного процесса,
         сертификация специалистов на основе профессиональных
                              стандартов

     Постдипломное  образование дифференцирует подготовку специалиста:
после   окончания  вуза  -  в  интернатуре,  после  окончания  вуза  и
практической  работы  -  в  ординатуре,  далее  - тематическое и общее
усовершенствование.  Непрерывное  послевузовское  образование  требует
обучающих  программ,  экспертных  систем  и  методических  материалов,
систем  передачи  знаний с использованием телемедицины, дистанционного
образования и др.
     Так,   в   Тверской   области  успешно  реализуются  4  программы
последипломной подготовки ВОП/СВ:
     - традиционной    двухгодичной    клинической    ординатуры    по
общеврачебной практике для молодых специалистов и работающих врачей;
     - очно-заочной   ординатуры   сроком   2,5  года  для  участковых
терапевтов  со стажем работы, для сельских врачей участковых больниц и
врачебных амбулаторий;
     - шестимесячная  переподготовка  специалистов  со  стажем  работы
более  5 лет по профилю "Лечебное дело" для сельских врачей участковых
больниц и сельских амбулаторий;
     - тематическое   двухмесячное  усовершенствование  для  врачей  с
сертификатом  специалиста  и  стажем  работы  в  качестве  врача общей
практики не менее 5 лет.
     Разработаны  сборники  тестовых  заданий  для  послевузовского  и
дополнительного  образования,  а  также на получение или подтверждение
квалификационных категорий.
     Существует  много  разнонаправленных  подходов к оценке отдельных
аспектов  деятельности медицинских учреждений, результатов их работы и
деловых качеств медицинского персонала системы ПМСП.
     В  частности, оценка работы первичной медицинской помощи включает
показатели  функции врачебной должности, число посещений на 1 жителя в
год,  в  т.ч.  с  профилактической  целью, число обследований, процент
охвата населения диспансерным наблюдением.
     Информативен анализ динамики показателей:
     - сокращения первичной заболеваемости;
     - уменьшения кратности обращения к врачу вследствие заболевания;
     - уменьшения доли осложнений;
     - уменьшения частоты обострений хронических заболеваний;
     - сокращения  средней  длительности  случая  заболевания,  в т.ч.
хронического;
     - снижения  доли  лиц  с  ограниченными  возможностями,  а  также
выходящих на инвалидность;
     - уменьшения числа госпитализаций;
     - сокращения внебольничной летальности.
     В   качестве   комплексного  показателя  демонстративна  динамика
перемещения   прикрепленного  на  обслуживание  населения  по  группам
здоровья  (из  третьей  -  во  вторую,  из второй - в первую), а также
динамика удельного веса лиц с хроническими заболеваниями и относящихся
к группе длительно и часто болеющих (ДЧБ).
     В   Тверской  области  в  качестве  показателя  оценки  кадрового
потенциала используются: процент укомплектованности физическими лицами
должностей    врачей    и   средних   медицинских   работников,   доля
сертифицированных  врачей  и  средних  медицинских работников, процент
врачей  и  средних  медицинских  работников,  имеющих квалификационную
категорию, доля специалистов с ученой степенью.
     Разрабатываются  интегральные  индексы.  В  частности, Петрашевич
В.А. и Петрова Н.Г. (Санкт-Петербург) предложили:
     а)  индекс активности профилактической работы (ИАПР), вычисляемый
по формуле:

                      ИАПР = (ЧПП x ЧФС) / ЧЖУ,

     где:
     ЧПП - число профилактических прививок;
     ЧФС - число осмотренных флюорографическим методом;
     ЧЖУ - число жителей на участке;
     б) индекс активности лечебной работы (ИАЛР):

                      ИАЛР = (ЧБИ x ЧПс) / ЧЗб,

     где:
     ЧБИ - число биохимических исследований;
     ЧПс - число посещений;
     ЧЗб - число заболевших;
     в) индекс качества (ИК):

     ИК = (ЧВНп x ЧУ x ЧГ) / ЧН ,
     60

     где:
     ЧВНп - число вызовов неотложной помощи;
     ЧУ - число умерших на дому;
     ЧГ - число госпитализаций;
     ЧН - численность населения моложе 60 лет;
     60
     г) суммарный индекс участка (СИУ):

                    СИУ = ИК x 1000 / ИАПР x ИАЛР.

     Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 28.07.05 N
461   "О   программе   государственных   гарантий  оказания  гражданам
Российской   Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на  2006  г."
определен   порядок   финансирования  лечебных  учреждений  различного
подчинения.
     Скорая  и  неотложная помощь, а также первичная медико-санитарная
помощь  в  амбулаторно-поликлинических,  стационарно-поликлинических и
больничных  организациях,  в  т.ч.  женщинам в период беременности, во
время  и  после  родов,  оказывается  за  счет  бюджетов муниципальных
образований.
     Этим  же Постановлением установлены нормативы объемов медицинской
помощи:
     - амбулаторно-поликлиническая  помощь  -  9,168  посещений  на  1
человека  в год, в т.ч. в рамках базовой программы - 8,458. Финансовые
затраты  -  1005  руб.  на 1 посещение, в т.ч. 75,7 руб. за счет фонда
ОМС;
     - помощь  в дневном стационаре - 0,577 пациенто-дня на 1 человека
в  год.  Норматив затрат - 207,7 руб. на 1 пациенто-день, в т.ч. 197,7
руб. за счет средств ОМС;
     - скорая  медицинская помощь - 0,318 вызова на 1 человека в год -
913,3 руб. на 1 вызов.
     Для  сравнения  -  норматив  стационарной помощи составляет 2,812
койко-дня  на  1  человека  в год, в т.ч. в рамках базовой программы -
1,942  койко-дня. Норматив затрат - 588,4 руб. на 1 койко-день, в т.ч.
452,6 руб. за счет средств ОМС.
     Подушевой норматив финансирования Программы определен в 3378 руб.
на 1 человека в год, в т.ч. 1613 руб. за счет средств ОМС.
     В  современных  условиях  источниками финансирования оплаты труда
медицинских   работников   служат   бюджет,  обязательное  медицинское
страхование    (ОМС),   платные   услуги,   добровольное   медицинское
страхование  (ДМС),  прочие  поступления.  Предусматривается переход к
одноканальному  финансовому обеспечению программно-целевого управления
отраслью, ориентированного на достижение конечного результата.
     Согласно   Приказу  Минздрава  России  N  48  от  24.02.98  оклад
работника,  в  т.ч.  первичного  звена, определяется ставкой по Единой
тарифной   сетке   (ЕТС)   в  зависимости  от  стажа,  квалификации  и
специальности  его.  Тарифная  ставка  (оклад)  не ограничивается. Это
позволяет  руководителям  учреждений  по  согласованию  с  профсоюзным
органом изменять порядок оплаты труда, а также привлекать внебюджетные
источники финансирования.
     Уравнительная система оплаты труда, где товаром является время, а
не  оказанная  медицинская  услуга,  усугубляет  негативные процессы в
здравоохранении.   Принятые  законы  дифференцируют  заработную  плату
работников  здравоохранения  в  муниципальных образованиях и субъектах
Российской  Федерации.  Оклад  без  надбавок финансируется федеральным
бюджетом,  а расходы на выплаты надбавок за особые условия труда, стаж
работы,   ученые   степени   возложены  бюджеты  субъектов  Федерации.
Дифференциация  оплаты  труда позволяет дополнить существующую систему
оплаты  материальным стимулированием с учетом объема работы и качества
оказанной медицинской помощи.
     Основной   задачей   реформирования   системы   оплаты   труда  в
здравоохранении   должны  стать  отказ  от  затратного  обеспечения  и
создание  такой  системы  финансирования,  которая  заинтересовала  бы
работника  в  интенсификации  труда, во внедрении новейших медицинских
технологий,   в  улучшении  качества  оказания  медицинской  помощи  и
сокращении времени лечения больных.

                            6. Заключение

     Цель  проводимой  реформы  отечественного здравоохранения, важной
составляющей  которого  является  первичная  медико-санитарная помощь,
состоит  в том, чтобы повысить медицинскую, социальную и экономическую
эффективность   системы  охраны  здоровья  населения.  Первоочередной,
главнейшей  задачей  всех  медицинских  работников  страны, и в первую
очередь первичного звена, является:
     - консолидация  всех  слоев общества в охране здоровья, поскольку
проблема улучшения здоровья - это проблема изменения ценности здоровья
в системе ценностей общества и личности;
     - развитие    межведомственного   сотрудничества   в   элиминации
факторов,   неблагоприятных   для   здоровья  людей,  и  в  санитарном
просвещении   населения  обеспечивается  многоканальным  массированным
информационным  воздействием  социальной  рекламы  в  целях укрепления
семьи, формирования здорового, физически активного образа жизни;
     - обоснование  инвестиций  в  программы  по  охране  здоровья и в
развитие  медицинской  помощи,  прежде всего, на укрепление первичного
звена;
     - ориентация  первичной  медико-санитарной  помощи  на посемейное
обслуживание.
     Критериями достижения к 2008 г. поставленной цели являются:
     - увеличение ожидаемой при рождении продолжительности жизни до 67
лет,  средней продолжительности жизни больных с хронической патологией
до 13,5 лет;
     - снижение младенческой смертности до 10,3 на 1000 родившихся;
     - сокращение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм
до 180 на 100 тыс. населения.
     Первоочередная  задача  региональных  органов  здравоохранения  -
ревизия состава сотрудников первичной медико-социальной помощи с целью
разработки   плана   подготовки  и  повышения  квалификации,  а  также
пересмотра должностных обязанностей с повышением статуса фельдшерского
звания  до  уровня  помощника  врача  с  соответствующей муниципальной
доплатой к окладу.
Оглавление