О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 9 июня 2006 г. N 03-2-03/1112@ (Д) Федеральная налоговая служба по вопросу проставления отметок на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям сообщает следующее. Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации и экспорте товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь установлен Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющимся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004 (далее - Соглашение). В целях применения Соглашения и Положения необходимо учитывать следующее. Пунктом 6 раздела 1 Положения предусмотрено представление российскими налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, и товаросопроводительных документов белорусских налогоплательщиков. В случае если перевозка ввозимого с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товара осуществлялась российским перевозчиком багажом на железнодорожном транспорте, в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, налогоплательщик может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию). Нормы Положения не предусматривают представление транспортных документов с отметками таможенных органов Российской Федерации. Кроме того, согласно разъяснениям ФТС России, не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации и Республики Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2) являются документами строгой отчетности и предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за из перевозки и учета выполненной транспортной работы. Они служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также для складского и бухгалтерского учета. Таким образом, накладные формы ТТН-1 и ТН-2 являются товаросопроводительными документами белорусского налогоплательщика. При перевозке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без участия автомобильного транспорта (нарочным, почтовыми отправлениями, железнодорожным или авиатранспортом), кроме специфических документов, используемых при данном перемещении товара, оформляется накладная формы ТН-2. В случае перемещения товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой необходимо учитывать следующее. Согласно положениям пункта 11 раздела I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям. Пунктом 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации. Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под международными почтовыми отправлениями понимаются, в том числе, почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа. В пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381, приведен перечень документов, с использованием которых осуществляется пересылка через таможенную границу Российской Федерации международных почтовых отправлений. С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением, налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать, какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации посредством его пересылки международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе. В случае реализации товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь следует учитывать следующее. В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Для обоснования применения нулевой ставки налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, указанные в пункте 2 раздела II Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара. В случае если вывоз товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь осуществляет белорусский покупатель, то он должен предоставить российскому продавцу те транспортные (товаросопроводительные) документы, которыми предусмотрено оформление перевозки соответствующим видом транспорта. В соответствии с пунктом 3 раздела II Положения документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Пунктом 4 раздела II Положения предусмотрено, что налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Проверка обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов производится налоговым органом в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов и документов, указанных в пункте 2 раздела II Положения. По истечении указанного срока налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Т.В.ШЕВЦОВА 9 июня 2006 г. N 03-2-03/1112@ |